Напоминание

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС


Автор: Шустова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 12
Населённый пункт: г.Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: Презентация "Сюжетно–ролевые игры в ДОУ"
Тема: Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




г. Вязьма

2019

Подзаголовок

Муниципального бюджетного дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 г. Вязьмы Смоленской области

Консультация для родителей

«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Воспитатель

Шустова Елена Борисовна

Игровая деятельность – моделирование различных

жизненных ситуаций – является преобладающей для детей

дошкольного возраста. Именно в игре развивается

личность ребёнка, отрабатываются роли, которые

предстоит играть во взрослой жизни, познается способ

взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым

навыкам, умениям также происходит в игровой форме.

Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного

возраста обусловлена особенностями развития психики

малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно

многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях,

особенностях характера.

Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность:

соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей

активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное,

социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации,

отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои

представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение

выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым

условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит

находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые

друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции,

появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний,

преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности

всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для

какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о

ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет

множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты,

силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых

качеств. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап

становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное

решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного

запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли,

правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине,

профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра

как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь

эффективным инструментом для формирования психических

функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Основные компоненты игры — содержание, сюжет,

роль. Сюжет представляет собой сферу реальной

жизни, которую дети воспроизводят в своей игре.

Основные тематики сюжетов детской игры: Быт:

семья, поход в магазин, гости, детский садик,

приготовление ужина. Производство – здесь

прослеживается связь с профессиями: больница,

парикмахерская, школа, супермаркет, строительная

площадка. Общественно-политический сюжет:

«войнушка», пираты, индейцы. Развитие сюжетно-

ролевой игры идет именно в таком порядке – от

бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-

политических. Это обусловлено обогащением

кругозора и способностью понимать более глубокие

социальные отношения.

Роль взрослых в организации игр

Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом

развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам,

моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного

овладения умением общаться, сопереживать, дружить. Подходящая для

игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных

пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и

отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых. Если по ходу

взросления игра усложняется, обогащается новыми способами

взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается

способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги,

то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее

участников.

Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя

приемы игровой деятельности. Корректировать способы развертывания сюжета и

игровых действий в соответствии с возрастом. Формировать игровые умения, объяснять

их смысл. Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления,

усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят. Внедрять дидактические игрушки,

учить одушевлению, созданию сюжета Знакомить с настольными, подвижными играми,

с правилами. Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается

спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый

развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная

включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет

самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию,

наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с

друзьями. Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично

войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить

отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность.

Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным

содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. Свободная

творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.

Предлагаем Вашему

вниманию несколько

примеров сюжетно-

ролевых игр

Добавить

заголо

Сюжетно-ролевая игра "Кукла заболела"

вок слайда 1

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.

Отвезти куклу на машине в больницу.

Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на

веревочку; ухом)

Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом)

Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем,

палочкой, пальчиком).

Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или

фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка).

Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани,

листика).

Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов

или просто согнуть ладошку).

Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными

пальчиками, смазать палочкой с мазью).

Сделать повязку кусочком бинтика.

Дать витамины (горошки, пуговички)

Напоить горячим чаем с медом (с малиной)

Уложить в кроватку.

Спеть песенку, успокоить куклу.

Сюжетно-ролевая игра "В магазине"

Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты,

предметы-заместители.

Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца.

Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине.

Выбрать необходимые продукты и сложить их в

корзинку (с использованием предметов-заместителей).

Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги,

пуговицы, плоские детали от мозаики)

Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе.

Вымыть овощи или фрукты.

Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть.

Предложить им морковку, яблочко, банан и пр.

(использовать реалистические игрушки или рисунки).

Сварить в кастрюльке суп.

По завершении этой игры, можно предложить ребенку

пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить

их продуктами, купленными в магазине.

Сюжетно-ролевая игра "В парикмахерской"

Усадить куклу (маму, ребенка) на

стульчик, завязать фартучек

Вымыть голову (можно использовать

флакон из-под шампуня, кубик вместо

мыла)

Высушить волосы феном (можно водить

над головой кубиком и жужжать).

Причесать куклу (маму, ребенка)

(расческой, палочкой).

Приколоть заколку, бантик.

Побрызгать волосы лаком

Посмотреться в зеркальце (можно в

крышку от банки).

Сюжетно-ролевая игра "Укладывание игрушек спать"

В эту игру хорошо играть перед сном.

Малыши не всегда охотно убирают

игрушки на место. Старайтесь обыгрывать

этот момент, помогая ребенку и

разговаривая с игрушками. Например:

"Мячик, ты устал кататься, ложись в

коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-

бегом на полочку. Вот как красиво, ровно

стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора,

давай положим тебя на скамеечку, укроем

одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть

она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на

блюдечки, а то они скучают без вас". Так,

беседуя с игрушками, вы сделаете скучное

занятие интересным для малыша и

разыграете новый сюжет.

Сюжетно-ролевая игра "Приходите в гости к нам"

Пригласить игрушки на праздничный обед

(обойти вместе с ребенком комнату и

предложить нескольким куклам и животным

придти в гости, побуждая ребенка к разговору с

игрушками).

Накрыть праздничный стол, расставить посуду

по числу приглашенных гостей, угощенье

(фрукты, овощи, конфеты и пр.).

Рассадить гостей за столом.

Предложить им угощенье, поинтересоваться, что

каждый из гостей хочет съесть.

Разложить угощенье на тарелки, покормить

гостей.

По окончании обеда поблагодарить гостей,

проводить их домой.

Гостями могут быть не только игрушки, но и

члены семьи, сверстники.

Сюжетно-ролевая игра "Цирк"

Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк.

Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком

устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими

могут быть и мягкие и заводные игрушки (например,

кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также

народные игрушки, которые приводятся в движение

веревочками или палочками и имитируют действия

взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на

барабане и др). Вы говорите:

"Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет

кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как

она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет

рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать

крыльями, заяц – бить на барабане и т. д. В этой игре можно

использовать маски или полумаски разных животных,

куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с

ребенком похлопайте в ладошки.

Сюжетно-ролевая игра "Я – шофер!" (игры с машинками)

Перевозка на грузовых машинках продуктов в

магазин.

Перевозка строительных материалов на стройку.

Гонки на автомобилях.

Починка автомобиля.

Мытье автомобиля и пр.

Вариантами этой игры могут стать игры в

летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В

эти игры хорошо включать элементы

конструирования, предлагаемые ниже.

Добавить

заголовок

слайда 4

"Игра имеет важное значение в

жизни ребенка...

Каков ребенок в игре, таким во

многом он будет в работе, когда

вырастет.

Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит прежде

всего в игре...«

А. С. Макаренко

Спасибо за внимание



В раздел образования