Автор: Старкова Надежда Викторовна
Должность: Педагог Дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ№4
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Старинная карта"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского творчества № 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СКАЗОЧНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«СТАРИННАЯ КАРТА»
Разработку выполнила:
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
Старкова Надежда Викторовна
Г. Ульяновск
2019
Среди
множества
факторов
обуславливающих
развитие
ребенка
дошкольника,
раскрытие
его
личностного
потенциала,
составление
его
личностных сил, наиболее мощным является сказка.
Василий
Александрович
Сухомлинский
писал:
«Каждый
ребенок
–
это
уникальный мир. У каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад и ,
чтобы сердце отозвалось нужно настроится на этот тон, открыть ребенку
настоящий мир творчества, который как ручеек питает источник творческой
мысли и деятельности».
Что может быть лучше языка сказки? Этот язык умеет слушать, понимать,
беседовать, играть.
Дошкольнику очень, нужен такой собеседник, как он сам.
Такой
захватывающий
–
деятельный
друг.
Он
понятный,
почти
одушевленный, ребенок непросто слушает сказку, он не просто «поглощает»,
отбирает то, что ему предлагается, а он как бы сам перешагивает со страницы
на страницу, живет событиями, участвует в них.
Какая мощная информация поступает в мозг малыша посредством сказки.
Вот
он
прислушивается,
вот
блестят
глаза
и
розовеют
щечки:
Это
путешественник во времени, проникающий в недра сказочного пространства,
примеряющий, на себя образы героев.
Вот
они
сказочные
ситуации,
интриги,
атмосфера
магической
тайны,
азартный настрой.
Ребенок
следует
за
ним,
впитывает
философские
мысли,
архитектонику
сказок.
Сказка похожа на изысканное кулинарное блюдо, состоящее из нескольких
слоев. Каждый из них в отдельности может быть вкусен и приятен, а может и
горчить и придавать пикантную остроту.
Но только вместе, пропитавшись друг другом, они создают неповторимый
продукт, несомненно, полезный и легко усваиваемый.
Слои
из
юмора
и
страха,
конфликты
и
его
преодоления,
событий
и
интерпретаций
дополняют
друг
друга,
и
каждый
может
быть
понят
правильно только в контексте с остальными.
Александр Изральйлевич Шаров в книге «Волшебники приходят к людям»
писал: «Сказочная страна есть, и не одна, а десять сказочных стран или
гораздо больше. В школе знаешь таблицу умножения, но в сто лет цифры
забываются, а сказка - вечна».
Лидия Борисовна Фесикова в книге «От трех до семи» отмечает: «Главное,
чтобы ребенок чутко понимал все богатство сказочного языка: метафоры,
сравнение, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие
языковые средства и понимая, он сможет уже делать практические познания в
игровой деятельности».
Таким
образом,
работая
над
играми
–
сказками,
можно
научить
детей
замечательному
литературному
языку,
умению
принимать
на
себя
роль
сказочных героев, понимать их, перевоплощаться в них и создавать красивые
образы.
Помимо этого, дети учатся умению сопереживать, приходить на помощь, в
них
развивается
чувство
ответственности
перед
другими
участниками
сказочно игры, и желание достичь необходимые цели.
ЦЕЛЬ:
1.
Учит
детей
фантазировать,
придумывать,
воображать,
спорить
и
отстаивать свою точку зрения в решении «волшебной задачи».
2.
Развивать
внимание,
умение
быстро
отгадывать
загадки,
находить
слова отгадки и читать их.
3.
Посредством творческой художественной деятельности реализовывать
яркую
эмоциональную
сферу
ребенка
в
создании
картины
дерева
успеха.
4.
В
ходе
игровой
деятельности
помочь
детям
действовать
уверенно,
быстро, активно, помогая друг другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1.
Чтение сказок, сочинение их, художественное творчество с различными
видами материалов (крупа, вата, листья, бумага, ветки) и выставки по
итогам работы.
2.
Знакомство и рассматривание иллюстраций, беседы по их содержанию.
Книги, используемые для этого:
Н. Гузеева «Приключения Капитошки», А. Шер «Тридесятые сказки»,
Н.
Егорова
«Ио-хо-хо
и
сундук
сокровищ»,
О.
Колпакова
«Занимательная
природоведение»,
М.
Пляцковский
«Солнышко
на
память».
3. Игры инсценировки по сказочным сюжетам.
МАТЕРИАЛ:
У педагога: Магнитофон, фонограмма музыкальных игр ( Волшебная
карта), кораблик с парусами ( большой на стене), задания в конвертах, ствол
дерева на стене, цифры.
У детей: Пилотки, фотографии 8 на 12, листочки бумаги 11 на 30 с
именами детей, клей, разноцветные готовые формы листьев.
ХОД:
Педагог:
Многоуважаемые знаюшки! Я не ошиблась, вы точно
знаюшки? Тогда, я, хочу предложить вам попутешествовать и проверить
знания, смекалку, храбрость, творческие умения. Конечно, мы не сядем в
самолет, поезд или машину. Я предлагаю фантастическое путешествие.
Вы будете придумывать, воображать, станете маленькими волшебниками.
Сегодня я случайно в классе нашла свиток, перевязанный желтой, голубой и
зеленой лентами, интересно, что это такое? Посмотрим?
О! Да это большая старинная карта.
Скорее всего, в ней есть какой – то
секрет, и нам его нужно разгадать. Смотрите! Вот на карте голубой цвет, как
вы думаете, что это? Верно, вода. Скорее всего, река, озеро или море, а что
бы выбрали вы? Море? Хорошо. Пусть будет море. А вот большая часть
зеленого цвета. На что похожа? Молодцы! На остров. На нем трава, деревья.
Все,
как
обычно.
А
над
морем
и
островом
яркое,
теплое,
спокойное
солнышко. В чем же секрет? Смотрите. У карты есть карман. Может в нем
живет подсказка. Посмотрим. Похоже, мы с вами не ошиблись. В кармане у
карты есть конверты. Вот конверт под номером 1, вот под номером 2, 3, 4 и
еще что то. Это обращение к вам.
Написано в нем вот что: Дорогие путешественники, я карта очень рада, что
вы смелые, любознательные, пытливые знайки. Вы обязательно захотите
узнать
что-то
новое
и
интересное.
Вот
я
и
решила
предложить
вам
попутешествовать. Но готовы ли вы? Ведь это путешествие потребует от вас
Умение владеть особым языком Эколь. Этот язык учит слушать и слышать,
смотреть и видеть,
чувствовать и понимать,
сопереживать, приходить на
помощь и творить добро. Как вы думаете, владеете ли вы, хоть чуть- чуть уже
сейчас этим волшебным языком? Если да, тогда в путь.
Удачи вам! Я в вас верю!
Педагог: Какое замечательное обращение. Задания мы с вами берем с собой
и определимся по прибытию на остров. Мы с вами знаем много сказок. На
чем в современных сказках передвигаются герои? На аэромобилях, особых
подводных
лодках,
сказочных
самолетах.
А
на
чем
вы
хотели
бы
отправиться? Что нам больше всего подойдет? Верно! На корабле! А он уже
ждет нас. Большой, с белыми парусами. Сегодня вы будете юными моряками
– юнгами, а я капитан. Надевайте пилотки. Смотрите, на корабле есть окна –
эллюминаторы. И первая ваша задача пробраться на корабль и вставить в
окна свои фотографии. Вот три трапа (Три каната). Надо осторожно ступать
по
этим
трапам
и
добраться
до
корабля.
Когда
доберетесь,
вставьте
в
эллюминаторы свои фотографии, а потом вернуться. Молодцы!
Перед отплытием, нужно встать в круг, и произнести заклинание, на удачу.
«Ветер, солнце и вода
Нам сегодня в путь пора
Остров нас волшебный ждет
В гости остров нас зовет
Вы услугу окажите
И в пути нам помогите»
( Звучит красивая музыка – игра, и дети водят хоровод)
Юнги, мы на корабле! Мы в море! Смотрите, наш кораблик подплывает к
острову. И нас уже кто – то встречает. Это управляющий острова по имени
Слышь. Он все про всех знает, все слышит, и обо все догадывается.
Слышь: Здравствуйте путешественники, Я обязательно пущу вас на остров,
если вы отгадаете загадки, найдете и прочитаете отгадки и поставите к ним
цветовой сигнал. ( Дети выполняют).
Молодцы! Пропускаю Вас на остров.
Педагог: Ребята, вот конверт под номером 1, на нем зеленая стрелочка.
Оглядитесь вокруг, где такие же стрелочки. Нашли? Идет точно по тому
направлению,
которое
они
указывают.
Стрелочки
привели
нас
к
дереву.
Странное дерево. Ствол есть, а веточек, кроны нет. Вот каждому из вас ветка.
А здесь в чашечках есть листочки. Приклейте разноцветные листочки на
ваши веточки. А теперь давайте соберем дерево. Смотрите, какое красивое
получилось дерево. Как здорово вы подобрали листочки.
Дерево стало
сказочным.
Наверно язык Эколь чуть – чуть мы начали уже осваивать. Смотрите, на
стволе дерева появилось слово - Удача. Это дерево желает нам удачи, она в
пути нам не помешает. Дерево остается на острове, а удачей оно с нами уже
поделилось. Спасибо! А нам нужно продолжать свой путь. Смотрите конверт
под номером 2 и на нем нарисован остров. Значит это задание от самого
острова. А задание - игра «По дощечке».
Вам надо перейти через ручей. А переходя,
придумывать рифмы. (Дети
выполняют) Здорово! Вы просто поэты! Молодцы! В путь! Остров еще не все
тайны нам раскрыл.
Конверт
номер
3.
На
нем
нарисована
маленькая
девочка
по
имени
-
Ласкутик. У нее платье из разноцветных лоскутков, поэтому ее так зовут.
Смотрите, она встречает вас.
Ласкутик: Здравствуйте ребята! У вас у всех есть имена. Возьмите карточки
с вашими именами в руки, и сосчитайте, сколько букв в вашем имени. А
теперь смотрите, перед вами поляна цифр. Найдите на ней нужную вам
цифру и встаньте на нее. Молодцы! Справились. А теперь подойдите ко мне.
Поменяйтесь листочками, и снова ищите цифры. Кто – то затрудняется, надо
помочь. Здорово! Вы настоящие друзья и отличные путешественники.
Педагог: Вы хорошо потрудились, но нам пора возвращаться. Но что это? Кто
– то не пускает нас на корабль! Это хитрый пират Вермильон! А что с
парусами случилось? Они все в дырках? Это все пират! Нам срочно нужно их
починить!
Только
пират
приготовил
нам
разноцветные
заплатки.
У
него
других нет. Давайте починим паруса такими заплатками.
Ищите заплатку
точно по форме и вставляете в паруса. Молодцы! Справились. Здорово!
Пирата мы победили. А он оказывается нам даже рад. А теперь пора в путь. И
нужно снова произнести заклинание.
«Славный остров до свидания
Нас уже корабль ждет
Он легко и осторожно
Прямо в класс наш приплывет
Ветер! Небо! И вода!
Помогите плыть! Ура!»
( Музыкальный хоровод веселых путешественников).
Ну, вот мы и в классе. Здорово попутешествовали. Многое узнали, и главное
поняли язык Эколь. Ведь все жители острова были нам очень рады. Значит,
язык Эколь нам стал понятен. Смотрите! Карта вновь превратилась в свиток,
и дарит вам подарки.