Автор: Савинская Маргарита Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №11 "Березка"
Населённый пункт: Киров Калужская обл.
Наименование материала: мастер–класс
Тема: Методы и приёмы обучения дошкольников движениям вальса
Раздел: дошкольное образование
Создание танца – это увлекательный процесс. Но есть
необходимая работа, без которой тяжело будет делать все
вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по
созданию сплоченного коллектива).
Для этого я использую специальные упражнения в
тренинговой форме, где ребенок не только познает других,
учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть
своими
эмоциями
и
позитивно
реагировать
на
любую
ситуацию.
Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.
УПРАЖНЕНИЕ «СПИНА ДРУГА»
(Выполняется в паре)
Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии
полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, опираясь спинами
друг о друга, устоять.
УПРАЖНЕНИЕ «ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
»
(Групповое исполнение)
Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу,
возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу
«Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего
.
Комментарий:Прием
создает
атмосферу
сотрудничества
и
взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.
Если вы умеете маршировать, то вы почти умеете танцевать
вальс. Маршируем. Попробуем с правой ноги. Посчитаем шаги
тройками. Выделим первый шаг более сильным ударом.Вот
вам
и
ритм
вальса,
который
мы
задаём
своим
счётом.
В
реальном же танце ритм задаёт музыка.
Чуть-чуть усложним наши действия. На счёт раз сделаем
шаг вперёд правой ногой. Раз, (шагаем) 2-3 (маршируем на
месте). У нас свободна левая нога и с неё мы делаем шаг
назад. Раз и снова шаги на месте (2-3) . Следует запомнить
правило, которое будет действовать для вас продолжительное
время: правой ногой вперёд, левой -
назад. Пробуем с
музыкой.
МУЗЫКА
1 этап
Теперь это движение мы попробуем сделать вдвоём.. Для
показа
у
меня
сегодня
есть
ассистенты
(представить
детей),
которые любезно согласились нам помогать. Я становлюсь
перед ребёнком, лицом к нему, беру за руки. Руки наши
соединены и опущены вдоль туловища. Говорю: «Сейчас мы
будем играть с тобой в догонялки». Если это девочка, я
говорю: «Ты сейчас будешь убегать от меня, вот эту ногу,
левую (
и слегка сжимаю её левую ладонь
), ты сейчас ставь назад,
только подальше её поставь, чтобы я не догнала тебя. Начали!
(
слегка сжимаю её левую ладонь и говорю
) у-бе-гай! (
регулирую её
шаги, помогая девочке не словами, а тем, что держу её за руки - 1 шаг
большой и обязательно ставлю ногу именно на то место, где стояла нога
ребёнка,
2
и
3
шаги
небольшие
).
А
сейчас
ты
меня
будешь
догонять: видишь, где стоит моя нога? Свою правую ногу
(
слегка сжимаю ладонь её правой руки
) ставь именно туда, где
сейчас стоит моя нога. Я её уберу, потому что ты меня сейчас
будешь догонять: До-го-няй!....»
С мальчиками учим наоборот: они меня догоняют. Это первый
этап. Дети могут смотреть вниз на ноги, могут оттопыривать
попы, резко дёргаться, подпрыгивать. Обращаю внимание что
шага всего три, а не 4 и не 5 (как они часто поначалу делают)
и по ритму они одинаковы: не медленные и быстрые.
МУЗЫКА
(Девочка с мальчиком танцуют в паре. Предложить детям выбрать себе
пару из взрослых и повторить движение)
2 этап
Ставим детей врассыпную. Усложним наши шаги. Правой
ногой вперёд (раз), левой – шаг в сторону (два), приставим
правую ногу (три). С левой ноги шаг назад (раз), правой в
сторону (два), и приставим левую (три). Пробуем под счёт,
потом
под
музыку.
Учим
это
движение
до
автоматизма.
Стараемся держать руки на уровне лица.Обращаем внимание,
что спина прямая и попа не убегает первой, а плавно идёт со
всей спиной. Не следует дёргаться при выполнении шага.
Ногами пружиним совсем немножко. Обратите внимание, что у
бальников, приседания как такового нет, есть незаметное
сгибание колен для плавного танца!
МУЗЫКА
(Дети танцуют. Предложить слушателям присоединиться к детям)
3 этап
Выкладываем
на
полу
четырёхугольник
из
цветов.
Разучиваем следующую фигуру. Правой ногой шаг вперёд к 1
цветку (раз), приставляем левую ногу с поворотом спиной ко
2 цветку(два). Приставьте правую ногу (три). У вас свободна
левая нога и ею шаг назад, ко 2 цветку. И т. д. Говорим детям,
что пчёлка собирает мед с каждого цветочка.
Мы в игровой форме пришли к квадрату. И самый блеск и
настоящее завершение работы: когда все дети двигаются в
одном направлении синхронно.
МУЗЫКА
(Сначала движение выполняется детьми, затем взрослыми)
4 этап
Ставим детей в пары и учим держать спину и всё остальное,
связанное с окончательной постановкой корпуса и конечным
результатом: красивой осанкой. Спину держать учим так: «Ну-
ка, потянулись макушкой к самому солнышку».
При этом
пятки крепко стоят на полу, плечи не поднимаются. При
правильной
осанке
-
когда
дети
тянутся
в
космос
и
волосиками на макушке головы улетают в космос, как корабль
космонавтов, они видят, как расправляется их позвоночник и
они становятся выше сантиметров на пять.
Станьте сами боком перед зеркалом, поставьте сантиметров
на
10
выше
ладошку
над
головой
и
попытайтесь
к
ней
дотянуться не отрывая ног от пола. Вы увидите, что исчезает
живот, куда-то девается попа, а рост становится
выше,
сократив
расстояние
до
ладони,
а
то
и
вовсе
к
ней
дотянувшись, исчезнет. Когда говорят «Убери плечи назад»,
заведомо искривляют позвоночник. Плечи мы убираем, а сам
позвоночник не выпрямляется, остаётся искривлённым.
5 этап
Конечный результат - это кружение в парах (туры) по линии
танца в одном общем кругу. Это уже шик. Следует помнить:
сам танец идёт против часовой стрелки, а кружение в паре
(тур) делается по часовой стрелке. Давайте посмотрим
ВИДЕО «ВАЛЬС ПОБЕДЫ»
Шаг вальса, но в стороны - вправо-влево называется
балансе. Приведём несколько примеров.
МУЗЫКА
( выполняют дети, затем приглашают слушателей)
Различают 3 вида вальса: венский, медленный и фигурный
ВИДЕО «ВАЛЬС В ДОУ»
Рекомендации по созданию танца
«Маленькие секреты»
Есть три главные вещи, при выполнении которых самые
простенькие танцы превращаются в шедевр.
1- красивые костюмы.
2- удачно подобранная музыка, дополняющая костюмы и
рисунок танца, то есть, музыка, подходящая именно к этим
движениям. Даже самый прекрасный танец может быть
загублен неудачно подобранной музыкой или
неподходящими костюмами.
3-самая главная в нашем сегодняшнем разговоре, вещь:
осанка. Дети должны держать спину, смотреть в зал,
показывая всем свой носик, улыбаться, даже если тебе
наступили на ногу, у тебя упал предмет, с которым ты
выступаешь или тебя поругали за что-то - плачь, но
улыбайся!
Не надо бояться вальса. Смело берите его в работу. Только
следует помнить о принципе последовательности. Не
форсируйте события, учите детей вальсу поэтапно,
неназойливо, в форме игры. Этот танец вполне доступен
детям с 5-летнего возраста.
ВИДЕО «ДЕВОЧКА НА СЦЕНЕ ТАНЦЕВАЛА»
Рефлексия
Педагогам предлагается на листе бумаги обвести свою
ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой
надо высказать своё мнение. На выбранной позиции
предлагается нарисовать колечко.
Большой палец – я получила конкретные знания и
рекомендации, которые буду применять в
своей работе.
Указательный – для меня это было познавательно и
интересно.
Средний – данные приёмы мне известны, но я их не
применяю.
Безымянный - для меня было недостаточно данной
информации
Мизинец – Мне было не интересно. Ничего нового я не
узнала.
А сейчас, мысленно, положите на левую ладонь всё то, с
чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей,
знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили
на мастер-классе нового.
Теперь соединим обе ладошки. Спасибо за аплодисменты.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и
работу. И, в память о нашей встрече, пусть у каждой из вас
останутся мои рекомендации по созданию танца.
(Раздаю рекомендации)