Автор: Тарасенко Татьяна Валерьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ "Центр содействия развитию семейных форм устройства "Эчган"
Населённый пункт: пгт. Палана, Тигильский район
Наименование материала: статья
Тема: Социализация подрастающего поколения малочисленных народов Севера
Раздел: дополнительное образование
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ
СЕВЕРА
Социализация
подрастающего
поколения
является
одной
из
ведущих
функций
любого
общества,
и
представляет
собой
двусторонний
процесс.
С
одной
стороны,
индивидуум
усваивает
опыт,
входя
в
социальную
среду,
с
другой
стороны
сами
социальные
связи
изменяются за счет активного его вхождения в среду.
Таким образом ребенок не только обогащается опытом,
но и реализует себя как личность,
влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир.
Народы Севера – дети природы, они издревле тесно связаны с
ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния
земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру
всегда было очень глубоким и мудрым. В работе по воспитанию
детей в духе народной культуры обязательно необходимо
учитывать, что отношение народа к природе непосредственно
влияет на формирование личности ребенка.
Воспитание личности из маленького живого существа – ребёнка
предоставляет собой сложный и противоречивый социально-
исторический процесс передачи новым поколениям
общественно-исторического опыта народа.
Дети – будущее семьи, надежда народа.
Ещё в глубокой древности, как у всех
других народов, у нерусских народов и
народностей Сибири и Дальнего Востока
появились зачатки педагогической мысли
для
того,
чтобы
воспитывать
детей
благоразумными,
трудолюбивыми,
честными,
человечными.
Они
нашли
своё яркое выражение в самой практике
н а р од н о го
во с п и та н и я ,
а
т а к ж е
воплощены
в
народно-поэтическом
творчестве – ФОЛЬКЛОРЕ.
Этническая
педагогика
малочисленных
народов отражена не только в их фольклоре,
сказках
и
преданиях,
но
и
в
её
традициях,
п р о я в л е н и я
к о т о р ы х
м ы
н а х о д и м
в
повседневной жизни, быту, труде жителей, их
отношении к окружающему миру, друг к другу, в
национальных
чертах
характера
и
т.д.
Они
очень
живучи,
оказывают
существенное
влияние на формирование характера, воли, на
процесс
социального
становления
молодого
поколения.
Отличительная особенность воспитания
северян
заключается
в
том,
что
народная
педагогика
развивается
в
течение веков в суровых климатических
условиях.
Опыт
воспитания
связан
с
хозяйственной
деятельностью:
охотой,
р ы б а л к о й ,
о л е н е в о д с т в о м ,
животноводством. Это всегда требовало
о с о б о г о
п о д х о д а
к
п р о б л е м а м
воспитания
и
образования,
так
как
обычаи,
привычки,
обряды,
традиции
о п р е д е л я ю т с я
т р а д и ц и о н н ы м и
знаниями
и
деятельностью
коренных
народов Севера.
В
с е м ь е
с е в е р я н
б о л ь ш о е
положительное
влияние
на
психику
ребенка
оказывает
поощрен ие,
к о т о р о е
о б л е г ч а е т
п р о ц е с с
социализации,
подготовки
к
жизни
в
условиях Севера.
Поощрение
играет
огромную
роль
в
суровом
и
неприветливом
мире,
где
нужно вырастить в течение десяти лет
з н а ю щ е г о
н а ч а л ь н у ю
о с н о в у
п р и с п о с о бл е н и я
и
у м е ю щ е г о
использовать знания предков ребенка
Трудовая деятельность при
в о с п и т а н и и
д е т е й
у
народов
Севера
является
неотъемлемой
ч а с т ь ю
воспитания.
Обучение
детей
в
е с те ст ве н н ы х
условиях
облагораживало
их,
воспитывало
в
них
бережное
отношение
к
природе.
Для разных народов одинаково важна роль
соответствующей социализации детей – подготовка к
будущей жизни в обществе, главными источниками ее
являются уклад жизни сообщества и накопленный им
опыт в течение многовековой истории его развития.