Напоминание

Экологическое воспитание в ДОУ


Автор: Артюхина Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 20 " Дельфин "
Населённый пункт: Г.Южноуральск ,Челябинская область
Наименование материала: Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Тема: Экологическое воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологической культуры у детей младшего

дошкольного возраста через игру

Данная тема посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится

задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании в 1 младшей

группе. Я раскрываю задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания.

Особое внимание уделено видам дидактических игр, подробно описаны способы их

применения. Я прихожу к выводу, что дидактическая игра – одна из основных видов

деятельности для экологического воспитания в 1 младшей группе.

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического

содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя,

дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать

взаимосвязи между ними и средой.

Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом,

осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что

неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в

природе.

В своей работе на занятиях мной используются всё многообразие средств экологического

воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаю поисковые

ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами

проблемной ситуации; решаю занимательные и творческие задания и др., в учебном

помещении созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это

стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает

хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей.

Наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю,

дидактические игры.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер

психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем,

лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей

направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр.

В занятиях с детьми использую систему дидактических игр (как одного из средств

экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию

у них экологических представлений.

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел

дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать

как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для

формирования личности ребенка в целом.

В своей работе на занятиях, в совместной деятельности Я использую всё многообразие

средств экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п.

игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые

ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами

проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе

созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует

активность детей, создаем положительный эмоциональный настрой и даем хороший

результат в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но

наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю,

дидактические игры.

Приведу примеры дидактических игр. Формирование экологических представлений

о мире животных

«Прятки» в кинетическом песке

Цель: 1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что

благотворно отражается на развитии его речи;

2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;

3) формирование нестандартного творческого мышления.

Задачи: Образовательные:

1. стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-

кинестетической чувствительности.

2. активизировать словарный запас.

3. формировать представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. развивать память, внимание.

2. развивать мелкую моторику.

3. развивать фантазию.

Воспитательные:

1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. создать положительный психоэмоциональный настрой.

3. воспитывать умение общаться друг с другом.

Оборудование: влажные салфетки, фигурки животных, макеты фермы и леса, лоток с

кинетическим песком.

Ход игры. Дети очень любят искать спрятанные предметы. Для этой игры воспитатель

прячет в кинетическом песке фигурки животных. Ребенок должен найти игрушку.

Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти диких и домашних

животных и поместить их в свою среду обитания. Ребенок с интересом играет и находит

животных. Игра закончена когда ребенок находит всех животных.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации,

получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального,

эстетического и др. опыта.

В данной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство

экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет

максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать

дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

Считаю, что представленные в работе дидактические игры можно применять на практике

и использовать её возможности как эффективное средство формирования экологической

культуры.



В раздел образования