Автор: Гудилина Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония" г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занятия хореографией, как средство эстетического развития творческих способностей учащихся, их гармоничного духовного и физического воспитания"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
детская школа искусств «Гармония» г. Пензы
Методическая разработка
«Занятия хореографией, как средство эстетического
развития творческих способностей учащихся,
их гармоничного духовного и физического
воспитания»
Гудилина Н.А.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
отделения «Хореографическое
искусство»
Пенза
2018 год
1
Содержание
1. Введение
2. Научно-методическое обоснование
3. Актуальность
4. Сущность опыта, его ведущие идеи
5. Результативность
6. Доступность опыта
7. Приложения:
Приложение 7.1 Особенности составления программы по
хореографии для детей младшего школьного возраста (6-7 лет)
Приложение 7.2 Репертуар – основа развития исполнительского
мастерства и духовного развития учащихся
Приложение 7.3 Методика классического танца
Приложение 7.4 Сценарий праздника «Посвящение в танцоры
Приложение 7.5 Используемая литература
Приложение 7.6 Нотный материал
2
Профессионально-личностные качества преподавателя:
- любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическая вера в каждого ребенка;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость;
- увлеченность;
- эрудиция и трудолюбие;
- система в работе;
- коммуникабельность;
- креативность;
- постоянное самообразование и совершенствование;
- обучать играя;
- активность;
- умение слушать и слышать;
- ответственность.
Тема: Занятия хореографией, как средство развития творческих способностей
учащихся, их гармоничного духовного и физического воспитания.
Цель:
Комплексно
воздействуя
на
учащихся,
развить
их
физически,
сформировать эстетический вкус, ознакомить с основами общей культуры в
контексте
современного
образования,
с
целью
максимально
раскрыть
творческие способности каждого учащегося.
Введение
Работать с детьми – значит ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать
ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего
общества – личность, развитую всесторонне и гармонично. Так я понимаю долг
каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Помимо требовательности к детям,
необходима предельная требовательность к самому себе.
Наша профессия одна из самых мирных и безобидных. И все-таки я
думаю, что стоим мы на переднем крае борьбы за человека. Мы ответственны
за
то,
каким
человеком
станет
ребенок,
переступивший
порог
класса
и
сделавший под нашим руководством первое па. Все чему я научу, если это идет
от сердца, обязательно останется в памяти ребенка.
Вы входите в класс. На вас обращены глаза ваших воспитанников. Глаза,
полные надежд, ожиданий, которые нельзя обмануть. Урок начинается.
3
Научно-методическое обоснование.
Гармоничное
сочетание
умственного
и
физического
развития,
нравственной чистоты и творческого
отношения к жизни и искусству –
необходимое условие формирования личности ребёнка.
Задачи
эстетического
воспитания
не
исчерпываются
необходимостью
научить
учащихся
верно
понимать
эстетические
явления.
Главное
-
воспитывать и развивать те качества личности, которые превращают человека
в активного созидателя прекрасного.
На фоне общего признания воспитательного и развивающего значения
искусства в формировании творческого потенциала личности, видное место
занимает хореография.
Занятия
хореографией
содействуют
гармоничному
духовному
и
физическому
воспитанию
детей.
Танец
формирует
внутреннюю
культуру
человека, развивает в нём творческое начало.
Личностно-ориентированный
подход,
который
в
последнее
время
повсеместно внедряется в сфере образования – это, по своей сути, специфика
нашей работы, без него не возможен сам процесс обучения танцу. Следует
учитывать
личностные
качества,
возрастные,
психологические,
физические
особенности для достижения заметных результатов.
Научно-методическим обоснованием для обобщения опыта можно
считать тенденции современного образования, которые отражают приоритетные
направления деятельности учителя в современной школе.
I. Новый взгляд на личность:
- личность проявляется в раннем возрасте;
- личность в учебном процессе должна быть субъектом, а не объектом;
субъект должен:
1. самостоятельно ставить цель
2. учиться планировать
3. самостоятельно выполнять
4. контролировать себя
5. оценивать себя;
- каждый учащийся по-своему талантлив;
- приоритетными качествами личности должны оставаться следующие:
1. доброта
2. любовь
3. самостоятельность
4. ответственность
5. совесть
6. достоинство и др.
II. Гуманизация учебно-воспитательного процесса:
- любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическая вера каждого ребенка;
4
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпение в работе с детьми.
III. Демократизация учебно-воспитательного процесса:
- право на свободу выбора;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения.
IV. Формирование положительной «Я-концепции»:
система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе
на основе которых она строит свое поведение:
1. Я нравлюсь
2. Я способен
3. Я нужен
Исходя из этого, видно, что в современной школе есть все предпосылки
для
формирования
позитивно
ориентированной
личности,
для
развития
и
реализации творческих способностей учащихся.
Актуальность.
Работая в микрорайоне ГПЗ 24 города Пензы, я обратила внимание на то,
что родители ввиду занятости, а часто и ввиду малой активности, уделяют
мало внимания развитию у детей интереса к музыке, театру, хореографии,
изобразительному
искусству.
Многие
дети
ведут
пассивный
образ
жизни.
Посещают школу, и остальное время часто проводят дома у телевизора. Они не
посещают с родителями театры, фестивали, концерты. Очень многие ребята,
придя
в
школу,
имеют
целый
набор
хронических
заболеваний,
ведут
малоподвижный образ жизни, страдают лишним весом и нарушением осанки.
Обучение на хореографическом отделении
в детской школе искусств
предполагает по нормативной базе 6-8 часов занятий в неделю для каждого
учащегося. Такой учебный план даёт возможность, занимаясь с учащимися,
сформировать
и
правильную
осанку,
и
координацию
движений,
и
выносливость, т.е. развить ребёнка физически. Помимо этого, я считаю, что
занятия хореографией играют важную роль не только в физическом, но и
эстетическом
развитии
учащихся,
в
воспитании
их
эстетического
вкуса.
Учащиеся
в
процессе
обучения
знакомятся
с
различными
танцевальными
культурами,
с
бытом
и
историей
народов
(Приложение
5),
учатся
воспринимать национальное своеобразие танца; развивают свои творческие
способности; знакомятся с основами общей культуры:
- корректное поведение
- ответственность
- трудолюбие
- самоконтроль.
Все
это
является
базой
для
дальнейшего
развития
творческой
жизни
учащихся и их способностей.
5
Сущность опыта и его ведущая идея.
Процесс обучения танцу это постоянная, трудная физическая и душевная
работа над собой, требующая больших эмоциональных затрат. Увлеченность и
активность педагога-хореографа облегчает эту работу учащимся. Не смотря на
начальные физические данные учащихся, в процессе занятий все эти навыки
совершенствуются,
способствуя
правильному
физическому
развитию
детей.
Кроме того, занятия оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие.
Развитие
танцевальной
выразительности
является
очень
важным
моментом в обучении учащихся танцу. Следует соблюдать принцип от простого
к сложному (Приложение 1). Я постепенно расширяю и усложняю лексику
танцев. Много рассказываю о пользе упражнений, о характере их исполнения.
Прежде чем разучивать танцевальный номер, слушаем с учащимися музыку,
знакомлю
их
с
сюжетом
танца,
предлагаю
придумать
движения
к
танцу.
Вначале разучиваю с учащимися движения, затем комбинации, движения в паре
и только после этого разучиваем танец с рисунком.
И здесь очень важную роль играет репертуар. Главное отличие детского
танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни
детей
и
всегда
им
сопутствует.
В
игровых
и
сюжетных
танцах
есть
возможность развивать фантазию учащихся (Приложение 2).
В нашем репертуаре танцы рассчитаны на то, что их исполняют дети.
При создании репертуара нужно помнить, что танец надо видеть глазами детей-
исполнителей, и детей, которые его будут смотреть.
Одним из условий успешных результатов является внимательное,
доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в
его возможности. Достигнуть результатов в развитии творческих способностей
учащихся можно, только комплексно воздействуя на ребенка.
В первую очередь это, конечно, занятия на уроках индивидуальных и
групповых, когда учащимся предлагаются творческие задания (Приложения 3).
На уроках я также даю детям много упражнений для развития танцевальности
рук. Для развития чувства ритма, учащиеся выполняют различные комбинации
из хлопков (одинарные, двойные, тройные) и притопов (одной ногой, двумя).
Разучиваю с учащимися много танцев, с которыми они выступают на
открытых уроках и
в концертных программах («Горошины», «Карапузы»,
«Кукляндия», «Солнышко», «Колобок», «Козочка» и многие другие).
Для развития воображения и фантазии учащимся предлагаю музыкальные
отрывки из детских песен, и они должны найти движения для героя песенки и
объяснить, что герой делает, какое у него настроение, характер.
Для
того,
чтобы
научить
ориентироваться
в
пространстве
и
перестраиваться,
я
использую
танец-игру
«Мы
рисуем».
Один
ребёнок
–
6
«художник», остальные – «карандаши». Дети «рисуют» солнце, радугу, линию и
др.
Уроки хореографии это совместное творчество учителя и ученика, ребята
часто
становятся
авторами
танцевальных
номеров.
Я
в
своей
работе
практикую
включение
в
новые
танцы
элементов,
движений,
которые
придумывают
и
предлагают
мои
ученики.
Они
знают,
что
именно
ИХ
элементы могут войти в новый танец, и всегда стараются придумать что-
нибудь необычное, интересное.
Постепенно они учатся понимать, что движения, предлагаемые ими,
должны интересно смотреться из зала, должны органично
вписываться в
характер танца, его общую композиционную постановку. Таким образом, мои
ученики начинают видеть не только один элемент, а весь танец в целом уже на
начальной стадии работы над ним, а, значит, могут лучше понять общий
замысел, могут лучше, точнее передать характер танца. Как следствие, их
творческая
активность
повышается,
создаются
условия
для
развития
творческих способностей.
Начиная со 1-го класса и продолжая во 2 и 3-ем, основной упор делаю на
постановку
корпуса,
рук,
выворотности,
развитию
растяжки
и
гибкости.
Учащиеся
изучают
основы
классического
и
народно-сценического
танца,
начинают учить вращение.
Однако, как показывает практика, если наша цель - развитие творческой
личности, одних уроков не достаточно. Необходимы и другие формы работы. В
частности внеклассная,
внеурочная
деятельность.
Поэтому
я
со
своим
коллективом
очень
активно
участвую
в
школьных
мероприятиях
и
общественной жизни школы. Мы показываем свою работу на
праздниках,
участвуем
в
школьных
концертах,
всегда
рады,
когда
наш
коллектив
приглашают выступить вне школы (на районных и городских мероприятиях).
Помимо этого, коллектив принимает участие в фестивалях и конкурсах
разного уровня, от районных до международных, и показывает стабильно
хорошие результаты.
Но все эти мероприятия – плод нашего
труда. Однако я считаю, что
совершенно необходимо учиться и глядя на другие коллективы, от детских до
профессиональных. Именно поэтому мы посещаем уроки по хореографии
других классов,
экзамены по классическому, народному танцу
Колледжа
культуры и искусств, ходим на концертные программы детских образцовых
танцевальных
коллективов.
Такие
совместные
походы
всегда
имеют
продолжение – обсуждение внутри коллектива. Здесь ребята высказывают свои
впечатления об увиденном, мнения о том, чему можно поучиться, что стоит
взять на вооружение при постановке танцев в нашем коллективе. А для этого
необходимо не только внимательно просмотреть программу, но и оценить,
проанализировать её. И здесь уже возникает понятие о такой форме работы
учащихся,
как самообразование.
Потому
что
дети
сами
анализируют,
отбирают лучшее, на их взгляд, из увиденного и высказывают своё мнение,
стараясь
его
обосновать.
Такие
беседы
развивают
ребят,
стимулируют
их
7
творческую
активность,
помогают
воспитанию
эстетического
вкуса,
дают
возможность проявить ученикам себя, как творческую личность.
Таким
образом,
основным
в
своей
работе,
я
считаю
воспитание
полноценной творческой личности путём создания условий для развития и
реализации
творческого
потенциала
учащихся,
используя
разнообразные
формы
работы
с
ними,
которые
могут
дать
высокие
результаты
только
в
комплексном применении.
Если детей увлечь, они будут приходить на уроки с удовольствием и
проявлять
завидное
усердие
и
терпение
в
выполнении
упражнений.
Пусть
большинство из них не станут артистами и хореографами, но они всегда, встав
взрослыми, будут вспоминать уроки, концерты, конкурсы, поездки, и будут
рассказывать о них своим детям. Большинство людей, которые занимались
хореографией, приводят своих детей в хореографические классы, кружки и
ансамбли.
Результативность.
Создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей
учащихся – это планомерная постоянная работа. В рамках этой работы у нас
есть уже традиционные мероприятия, которые проводятся ежегодно:
-
праздник
«Посвящение
в
ученики»
для
учащихся
1-ых
классов
(Приложение 4);
- два раза в учебном году учащиеся выступают с концертной программой
для родителей и учащихся других классов школы;
- учащиеся два раза в учебном году дают открытые уроки для учителей
и администрации школы, где демонстрируют свои учебные успехи.
-
посещение
театров,
концертов
танцевальных
коллективов,
как
указывалось выше.
Доступность опыта.
Программу обучения я дополняю и корректирую, исходя из физических
возможностей своих учеников, результатов обучения и изучаемого учебного
материала. Постоянно нужно давать учащимся новый материал, и в то же
время, нельзя перегружать их большим количеством новой лексики. Если долго
останавливаться на одном и том же учебном материале, то учащиеся теряют
интерес
к
обучению;
если
перегружать
урок
изучением
нового
учебного
материала, учащиеся не успевают его усваивать.
В планировании урока я всегда учитываю возрастные психологические
особенности. Дети младшей школы быстро устают, и поэтому я меняю ритм
работы, даю новые задания. Я стараюсь на уроке уделить внимание каждому
ученику и похвалить, и сделать замечание по мере необходимости. В конце
урока обязательно подвожу итог работы каждого учащегося.
8
Занятия танцем развивают способность детей к творчеству. Увлечённость
любимым делом влияет на их взгляды и убеждения.
Я стараюсь научить детей не только танцевать, но и понимать танец,
любить его. С первых уроков прививаю детям ответственное, уважительное
отношение к занятиям хореографией. В ансамбле и на уроках существуют свои
правила:
- единая форма и её аккуратность: девочки – чёрный купальник, чёрная
юбка, чешки (балетки), белые носки;
- аккуратная причёска;
- обязательные открытые уроки и отчётные концерты для родителей;
- урок начинается и заканчивается поклоном;
- ученики, освобождённые временно от занятий, присутствуют на уроке и
следят за ходом урока и изучением нового материала.
Вся
работа
с
детьми
строится
на
увлечённости
и
интересе,
которые
постоянно нужно поддерживать и развивать. Поэтому, у себя в школе мы
ежегодно проводим для учащихся 1-го класса ритуал «Посвящение в ученики»,
где они дают клятву танцоров в присутствии родителей и учащихся старших
хореографических классов. В день проведения этого праздника, дети впервые
поднимаются на сценическую площадку и начинают ощущать себя артистами.
Перспективность.
Помимо
требовательности
к
детям,
необходима
предельная
требовательность к самому себе.
В учебном году я планирую:
1. Провести творческую встречу учащихся
2.
Внедрять
новые
формы
и
методы
работы,
используя
новинки
педагогики и хореографии. Постоянное профессиональное самообразование и
совершенствование – залог успеха в работе педагога.
3. Провести в школе традиционные мероприятия: отчетный концерт для
родителей и учащихся школы, праздник «Посвящение в танцоры».
В
заключение
хотелось
бы
подчеркнуть,
что
полноценное
развитие
творческих
способностей
учащихся
возможно
только
при
наличии
целого
комплекса
форм
работы.
Создание
условий
для
этого
требует
от
педагога
огромного труда, терпения, желания, постоянного самосовершенствования. Но
если мы хотим вырастить и воспитать полноценную и творчески развитую
личность, то без этого не обойтись.
Однако, труды учителя не пропадут даром, ведь в нашей стране станет
больше
людей,
способных
мыслить
креативно,
людей
с
высоким
уровнем
воспитанности, людей творческих, в какой сфере деятельности они в будущем
ни решили бы работать. А это самый главный результат в работе преподавателя.
9
Приложение 1
Особенности составления программы по хореографии
для детей младшего школьного возраста
(6-7 лет)
первый год обучения
Одним
из
средств
эстетического
воспитания
является
хореография.
Важно
научить
детей
понимать
язык
хореографии
и
пользоваться
им
для
самовыражения.
Для решения учебных задач, предусматриваемых программой
подготовительного
периода,
необходимо
учитывать
психологические
особенности
детей
младшего
школьного
возраста,
а
также
степень
сформированности
у
них
костно-мышечного
аппарата
и
возрастных
физиологических особенностей организма. У детей этого возраста восприятие
целостное, память эмоциональная, мышление - преимущественно образное.
Восприятие танцевальных образов происходит через музыку, слово, рисунок,
бытовой
жест,
элементы
пантомимы.
Основой
обучения
танцевальному
искусству детей младшего школьного возраста является методика игрового
проведения
занятий.
Это
дает
возможность
комплексно
решать
вопросы
идейного,
нравственного,
художественного,
физического
и
эстетического
воспитания детей. В процессе игры дети учатся коллективной деятельности и
приобретают
трудовые,
познавательные,
художественно-творческие,
исполнительские и организаторские умения и навыки.
Методика воспитания и обучения в хореографических классах младшего
возраста
носит
специфические
особенности.
Как
было
сказано
ранее
-
преобладание игровых форм обучения.
В
п р о ц е с с е
у с в о е н и я
м у з ы ка л ь н о - р и т м и ч е с к и х
н а в ы ко в
основополагающую роль играет движение.
Последовательность статического и подвижного характера заданий, их
продолжительность. Принцип от простого к сложному.
Многократное
повторение
упражнений.
Использование
различных
заданий с однотипным учебным материалом.
Использовать
музыкальный
материал
высокохудожественный
и
доступный детям.
Создание на занятиях доброжелательной и творческой обстановки.
На
начальном
периоде
обучения
перед
педагогом-хореографом
стоят
следующие задачи:
- воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку,
умение действовать в коллективе);
- учить согласовывать свои движения с движениями других детей;
10
- научить владеть своим телом;
- учить координировать свои движения;
- осваивать элементарные движения в танцах, играх, хороводах;
- добиваться собранности, следить за осанкой;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- развитие музыкально-ритмических навыков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, творческой активности;
- общее физическое развитие.
Программа на период обучения
№
п/п
Тема, раздел
программы
Содержание работы
1
Ритмика
- научить ритмично двигаться в соответствии с различным
характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо,
громче, тише);
- уметь переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу;
- отмечать в движении метр (сильную долю такта) и
простейший ритмический рисунок в хлопка, притопах;
- смена движения в соответствии с музыкальными
фразами;
- самостоятельно начинать и заканчивать движение с
началом и окончанием музыки;
- добиваться, чтобы движения были естественными,
выразительными;
- вырабатывать активную реакцию на музыку, умение
эмоционально передавать в движении настроение;
- ознакомить детей с различными жанрами музыкальных
произведений (пляска, вальс, полька, марш);
- закреплять понятие о трех основных жанрах музыки
(песня-танец-марш);
- легко различать двух-, трехчастную форму произведения
ориентация в пространстве:
- строить самостоятельно круг, колонну, шеренгу соблюдая
расстояние;
- сужать и расширять круг;
- становиться в пары и двигаться в парах по рисунку;
- перестраиваться из одних положений в другие;
- свободное размещение в зале с последующим
возвращением в колонну, шеренгу, круг;
- перестроение в парах: обход одним партнером другого;
- построение в колонну по одному, по два, по четыре в
11
движении и из этого рисунка в круг.
Игра-танец «Мы рисуем», перестроения из рисунка в
рисунок (круг-шеренга, колонна-два круга и другие.)
2
Элементы
основ
классического
и народного
танцев
- стоять на ногах, вытянутые ноги, присогнутые ноги;
- перенос веса тела с ноги на ногу; стоять на одной ноге;
рабочая нога; опорная нога;
- подготовительная позиция рук;
- положение рук на поясе, за спиной, на уровне груди;
- работа плеч вверх-вниз поочередно и вместе; круговые
движения вперед, назад;
- позиции ног: прямая полупозиция выворотная;
- напряжение верхнего пояса (лопатки), нижнего пояса,
ягодицы, живот, поясничный отдел позвоночника);
- вытянутая стопа;
- сокращенная стопа;
- расслабленная стопа;
- подъем на полупальцы;
- полуприседания на обеих ногах;
- отведение и приведение рабочей ноги без переноса
тяжести корпуса;
- повороты головы вправо-влево;
- наклоны головы вперед-назад, вправо-влево;
- полукруг головой;
- наклоны туловища вправо-влево;
- повороты корпуса вправо-влево;
- наклоны туловища вперед;
- нога согнута в колене, прижата стопой к середине
икроножной мышцы или у щиколотки, у колена;
- упражнение «гармошка» работающей ногой в сторону и
обратно в исходное положение.
3
Партерная
гимнастика
(упражнения
сидя и лежа)
упражнение «лодочка», «рыбка», «корзиночка», «кольцо»,
«пловцы», «весла», «лягушка», «зайка», «кружочки»
- напряжение мышц стопы: сокращение, натяжение,
круговое вращение, разведение стоп из VI позиции в I и
обратно;
- напряжение мышц ног: поднимать поочередно
натянутую ногу вверх;
- развитие выворотности в тазобедренных суставах: сидя
стопа к стопе, колени в стороны на пол.;
- лежа на животе напряжение мышц верхнего, плечевого
пояса; ног в натянутом положении;
- лежа на спине напряжение мышц живота: сесть-лечь; -
лежа на животе прогиб назад, на прямых руках упор возле
живота;
12
- лежа на животе: упор на руки, прогиб назад, ноги
согнуты в коленях до головы.
4
Элементы
танцев
- ходить легко, ритмично, с каблучка;
- бегать, высоко поднимая ноги вперед, назад;
- скакать с ноги на ногу;
- кружить на ногах;
- выполнять полуприсядку с выставление ноги на пальцы,
пятку;
- выбрасывать ноги вперед, назад на прыжке;
- делать шаг всей ступней на месте и в повороте;
- переменные притопы;
- приставной шаг с приседанием, выведением ноги вперед
на пальцы, пятку;
- легко выполнять прямой галоп;
- «ковырялочка»;
- «веревочка»;
- «припадание»;
- пружинящий шаг;
- учить переменный шаг;
- закреплять умение поочередно выставлять ногу на носок
и на пятку;
- упражнять детей в легком подскоке на месте и по кругу;
- легкий бег, более широкий бег;
- выполнять шаг польки на месте, на две ноги, на одну
ногу, со сменой ног, с разворотом корпуса на 90 градусов,
360 градусов;
- плавное движение рук вперед, в стороны, вверх;
- «мячик» по VI и I позициям: прыжки на полупальцах в
большом приседании;
- прыжки по VI позиции на месте и с поворотом корпуса.
Танец:
- «Платочки»;
- «Поросята»;
- «Жук-паровоз»;
- «Кукляндия»;
- «Клоуны».
и другие.
Перспективный план работы
1. Цель создания и работы.
2. Задачи учебно-воспитательного процесса (чему ребята должны научиться,
что должны узнать новое, к чему развить интерес).
13
I. Организационная работа
1. Комплектование.
2. Распределение обязанностей среди детей.
3. Укрепление материальной базы.
4. Участие в оборудовании кабинета.
II. Учебно-воспитательная работа
1. Краткая характеристика изучаемого материала.
2. Основные умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся
определенного года обучения.
3. Развитие некоторых психологических качеств (воображение, память,
мышление, любознательность, воля и т.д.).
4. Связь изучаемого материала со школьным обучением.
5. Обеспечение безопасности труда.
6. Критерии оценки знаний, умений, навыков.
7. Возможное практическое применение результатов труда. 8.Тематический
план (сетка).
9 .Программа (расшифровка плана-сетки).
10.Календарный план на четверть.
11. Литература.
Рекомендации по составлению
перспективного плана преподавателя
Методическая цель «Повышение эффективности учебно-воспитательного
процесса в рамках дополнительного образования, профориентации и
выполнения социальных программ».
Исходя из основной методической цели, учебно-воспитательная цель
определяется следующим образом:
1. Выход на новый уровень профессионального мастерства
- изучение полезного опыта и внедрение в практику;
- поиск и использование нетрадиционных форм работы.
2. Выявление социально-педагогических проблем и решение этих задач,
связанных с проблемой непосредственно в классе.
3. Определение своей педагогической позиции в решении проблем,
связанных с профориентацией и дополнительным образованием.
Конечным результатом педагогического труда в классе за учебный год
должно быть:
- высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- возможность выхода на дополнительное образование;
- высокий уровень педагогического мастерства учителя.
14
Исходя из требований к планированию работы руководителя класса,
предлагаются следующие разделы плана:
I. Повышение педагогического мастерства и методического опыта
- Изучение полезного опыта:
а) изучение психолого-педагогической и методической литературы;
б) наблюдение и анализ педагогического процесса (посредством
посещения занятий коллег);
- Самообразование.
- Разработка и внедрение новых форм работы.
- Участие в семинарах, конференциях, конкурсах районного, городского,
областного уровня.
- Накопление дидактического материала методического фонда, наглядных
пособий.
II. Воспитательная работа и социально-направленная деятельность в
классе
- Изучение контингента учащихся и их родителей (методом наблюдения,
беседы, опроса, анкетирования).
- Определение микросоциума, как зоны своей социально-
педагогической деятельности и выявление социально-педагогических задач.
- Определение форм социально-педагогической работы в классе
(организация досуга, работа с семьей, организация социально-направленных
дел).
III. Учебная работа
- Программа на период обучения.
работу по повышению уровня педагогического мастерства:
- взаимопосещение занятий;
- открытые и итоговые занятий;
- консультации в методическом кабинете;
- участие в лекциях, семинарах, конференциях
Приложение 2
15
Репертуар - основа развития исполнительского
мастерстваи духовного роста
учащихся
1. Особенности преподавания хореографии в младшем школьном возрасте.
2. Требования к педагогу хореографу.
3. Правила подбора репертуара для учащихся младшего школьного
возраста.
Одним уз условий успешных занятий является внимательное, доброже-
лательное отношение к детям, умение внушить каждому ребёнку веру в его
возможности.
Урок должен приносить радость общения. Необходимо заранее проду-
мывать методику проведения урока, исходя из поставленных задач и возрастных
особенностей учащихся, их физических возможностей.
Важнейшим фактором в танцевальном движении является эмоциональное
восприятие образа. Зная, что эмоции, вызванные музыкой, образами, создают
определенную двигательную активность, педагог может направить её в нужное
русло,
подобрав
интересный
и
разнообразный
хореографичес к и й
и
музыкальный
репертуар.
Движение
как
реакция
на
прослушанное,
как
творческое
отображение
музыки
и
образов
в
действии
свойственно
детям
любого возраста.
В младших классах не следует давать сложных образов и движений.
Придя в школу, дети имеют разную двигательную (активность) подготовку: у
одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, не все
умеют
согласовывать
движения
с
музыкой,
а
также
ориентироваться
в
коллективе и пространстве. В процессе занятий все эти навыки совершенст-
вуются, способствуют правильному физическому развитию детей, кроме того
занятия
оказывают
на
детей
и
немалое
воспитательное
воздействие.
Уп-
ражнения
выполняются
всем
коллективом,
часто
требуют
четкого
взаимо-
действия всех участников, повышает у них дисциплину, чувства ответствен-
ности, товарищества. Кроме того, у детей развивается память и внимание,
постепенно появляется уверенность, находчивость, воспитываются активность,
инициатива.
Обучение танцу осуществляется в процессе систематических занятий на
уроках. Наряду с этой формой работы большое место занимает и другая форма -
участие
в
общественной
жизни
школы:
в
тематических
концертах
,в
мероприятиях учащихся других отделений школы и других мероприятиях.
Следующей формой работы является участие учащихся в фестивалях, конкур-
сах, выездных концертах.
Так как занятия проводятся под музыку, преподаватель должен с особой
ответственностью
подходить
к
отбору
музыкальных
произведений,
16
представляющих
художественную
ценность,
имеющих
ясную
форму,
выра-
зительность и доступность детскому восприятию. Использование на уроках
высокохудожественной
музыки
обогащает
учащихся
эстетическими
впечат-
лениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает их музыкальный
вкус.
Преподавание танца требует от педагога разносторонней подготовки в
области
танцевального
искусства,
музыкального
образования,
специальных
знаний в области педагогики, психологии, физического воспитания. Педагог
должен, кроме того, сам хорошо и выразительно двигаться.
В младшем школьном возрасте дети с большим интересом и желанием
откликаются на творческие задания (танцевальные и игровые) поэтому очень
важную роль в развитии творческих способностей, активности на уроке ис-
полнительского
мастерства,
нравственно-волевых
качеств
играет
репертуар.
Репертуар
подбирается
с
учётом
возрастно-психологических
особенностей
учащихся, в соответствии с их физическим развитием. Если изучаемый ма-
териал
понятен,
интересен
учащимся,
доступен,
то
можно
добиться
более
эмоционального и качественного исполнения. Именно преподаватель воспи-
тывает
интерес
к
предмету,
раскрывает
творческий
потенциал
учащихся
посредством подбора репертуара и музыки, лексики и умением интересно,
творчески, эмоционально проводить занятия.
С
большим
интересом
учащиеся
исполняют
танцевальные
номера,
в
сюжетах которых присутствуют элементы игры, герои из сказок или мульт-
фильмов, герои книг и детских фильмов. Танцевальные номера могут быть
построены на лексике русского народного танца или других народных танцев,
на
лексике
современного
или
классического
танца,
бального
танца.
Это
помогает расширить кругозор учащихся и даёт возможность познакомиться с
танцевальной
и
музыкальной
культурой
разных
народов
и
различных
направлений музыки и танца.
Приведу
примеры
названий
танцевальных
номеров:
«Буратино»,
«Ко-
раблик», «Козочка», «Куклы», «Паровозик», «Пастушок», «Цыплята» и многие
другие.
Танцевальные номера построены на лексике:
1.
Современного
детского
танца
(«Бейби»,
«Буратино»,
«Кукляндия»
«Радуга» ).
2. Белорусского народного танца («Козочка», «Пастушок»).
3. Русского народного танца («Антошка», «Колобок»).
Учащиеся
знакомятся
с
сюжетом
танца,
прослушивают
музыкальное
сопровождение
и
получают
задание
придумать
этюд
на
заданную
тему.
К
творческим заданиям относятся с большим интересом и фантазией, так как
придуманные ими отрывки могут войти в будущий номер. Из выше сказанного
видно, что репертуар в обучении хореографии играет очень большую роль.
Приложение 3
17
Методика преподавания классического танца в первом классе.
Программа 1-го года обучения
Программа первого года обучения включает в себя упражнения для
усвоения в классическом танце постановки корпуса, рук, ног и головы на
простейших упражнениях классического экзерсиса, а также развитие
элементарных навыков координации движений.
Цели первого года обучения:
• добиться правильной постановки корпуса, рук, ног и головы;
• добиться грамотного исполнения изучаемых движений.
Задачи:
• работа над методикой изучения движений;
• работа над построением урока, экзерсиса у станка.
Исходя из этих задач, целесообразно рекомендовать, с самого начала
обучения периодические посещения учениками уроков классического танца
старших классов, для того, чтобы учащиеся получили представления о том, чем
им предстоит еще заниматься. Необходимо усвоить понятия опорной и
работающей ноги. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимает
на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она
выполняет движение. Функции работающей ноги более разнообразны.
Все упражнения исполняются поочередно с правой и с левой ноги. Для
правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучают в
18
сторону, позднее вперед и назад. Упражнения изучают стоя лицом к палке,
держась за нее обеими руками.
Упражнения начинают изучать носком в пол, немного позднее на
воздух под углом 25°,45°, 90˚. Угол образует опорная и открытая на воздух
работающая нога. Некоторые движения классического экзерсиса требуют
специальных подготовительных движений – preparation. Вид preparation
зависит от типа движения, которому подготовительное движение предшествует.
Показав и объяснив учащимся то или иное упражнение, необходимо
указать на самое главное в его исполнении. Индивидуальный опрос учащихся –
устный и с показом – необходимо проводить на каждом уроке. Кроме
индивидуальных замечаний полезно чаще останавливать класс во время
исполнения упражнения и проверять правильность положения ног, корпуса, рук
– одновременно у всего класса. Следует спрашивать ребят, в чем ошибка того
или иного ученика и как надо ее исправить.
Показ педагогом всех движений должен быть четким и аккуратным, что
особенно важно в 1 классе. В противном случае учащиеся будут исполнять
упражнения неряшливо и неточно.
Все французские термины преподавателю следует переводить на
русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.
Для развития у учащихся выразительности, фантазии и артистичности следует
на протяжении первого года обучения (начиная примерно со второго месяца)
практиковать простейшие этюды на смену настроения.
Весь урок должен быть построен на музыкальном материале, и особое
внимание должно быть обращено на качество музыкального оформления
уроков первого года обучения; необходимо остерегаться сведения его к сухому
отбиванию такта – счета.
Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические
навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение
слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,
ритмическом рисунке, динамике. Уже на первых уроках следует заботиться о
развитии музыкального слуха у учащихся. Сначала их знакомят с
музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4, просто слушая музыку, затем маршируя
под музыку.
Экзерсис у станка
Станок служит опорой для упражнений, разогревающих мышцы. Большую часть времени занятий у станка
19
занимает работа над выворотностью ног и выполнением различных поз. Преподаватель указывает на допущенные
ошибки. Для самоконтроля служит зеркало.
Упражнения у станка отрабатываются сначала на одной ноге, затем на другой, чтобы обе части развивались одинаково.
Большинство упражнений делается в форме креста (вперед, в сторону, назад, в сторону).
1.
Постановка корпуса.
Правильно поставленный корпус – залог устойчивости (aplomb). Постановку корпуса вырабатывают стоя,
лицом к палке, затем держась за палку одной рукой и в упражнениях на середине зала. Подтянутость корпуса
обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым выворотность. Умение держать корпус
подтянутым становиться исполнительским навыком. Это позволяет сохранять длительную устойчивость на
полупальцах, в дальнейшем на пальцах, на одной ноге, фиксируя позу, позволяет не потерять устойчивость поле
большого прыжка.
Музыкальный размер 3/4, 4/4.
20
2. Позиции ног I
,
II,
III,
IV,
V:
3. Plie (плие) - маленькое приседание.
Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного
аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном
суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет
растягивания ахиллесова сухожилия.
Demi-plie (деми - плие) по I, II, III, V
Маленькое приседание. Полуприседание. Движение развивает аххилово
сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и выворотность
ног. Начинают изучать плие (plie) с I позиции (затем по всем позициям), где
менее устойчивое положение ног заставляет с самого начала делать некоторые
усилия, чтобы держаться той вертикальной оси, вокруг которой строится
равновесие танцующего. Музыкальный размер 4/4, 2/4.
21
4. Battement
tendu (батман тандю) - отведение и приведение ноги обратно в
позицию:
a)
и з I
п о з и ц и и
в
с т о р о н у ,
в п е р е д ,
н а з а д ;
b)
с demi-plie
в I
п о з и ц и и
в
с т о р о н у,
в п е р е д ,
н а з а д ;
c)
с demi-plie
во II позицию без перехода и с переходом с опорной ноги из
п
о
з
и
ц
и
и
.
22
Данное движение заключается в выворотном и скользящем отведении ноги
из I или V позиции в одном из трех возможных направлений: вперед,в сторону
или назад — и в выворотном скользящем возвращении отведенной ноги в
исходную позицию. Движение это следует производить строго по прямой линии,
идущей от пятки опорной ноги к носку отведенной ноги, и обратно. Никакие
отклонения от этих направлений недопустимы. Можно с уверенностью сказать,
ч т о battement
tendu
является
первичным
элементом,
с
помощью
которого
достигается правильное вытягивание всей ноги от колена до кончика пальцев. А
это очень важный момент, ибо он встречается буквально во всех движениях
классического танца и особенно поступательных. При отведении ноги очень
важно добиваться особенно отчетливой, интенсивной и взаимосвязанной работы
подъема и пальцев с хорошо вытянутым коленом. Скольжение ноги при этом
начинается
всей
ступней
с
постепенным
отделением
пятки
от
пола
и
выполняется легко, без упора на носок в конечной точке. Возвращается нога в
исходную позицию с вытянутым коленом и постепенно с носка на всю ступню,
легко скользя по полу. Никаких «перекосов» ступни, «скрюченного» подъема и
пальцев не должно быть. Для лучшего сохранения выворотности раскрывать
ногу вперед следует пяткой и закрывать носком. Назад это делается в обратном
порядке,
то
есть
раскрывается
нога
носком,
а
закрывается
пяткой.
Battement
переводиться
как
биение,
взмах
(крыла);
означает
равномерные
движения
работающей
ноги. Tendu – натянутое. Упражнение исполняется с
обеих ног. Изучая это движение, надо постоянно помнить, что верно выполнить
его можно лишь натянутостью всей ноги. Развивает силу ног. Вначале изучают
лицом к палке и в сторону, так как в данном направлении легче воспитать
в ы в о р о т н о с т ь . М у з ы к а л ь н ы й
р а з м е р
4 / 4 ,
2 / 4 .
23
5. Demi-rond de jambe par terre (деми-
ронд
де
жамб
пар
тер) - Полкруга
ногой
по
земле:
Упражнение развивает выворотность и подвижность тазобедренного
сустава. Изучают из I позиции по всем правилам battement tendu (батман
тандю). Музыкальный размер 4/4.
6. Passe
par
terre (пассе пар тер) - скользящее движение работающей ноги
по полу.
Это движение является элементом rond de jambe par terre (родн де
жамб пар тер), исполняемого без остановок. Музыкальный размер: 4/4, 2/4.
Изучается на один такт 4/4, затем Ц один такт 2/4.
И. п. - I позиция, лицом к палке.
На два вступительных аккорда работающая нога выводится вперед, соблюдая
правила
battement tendu.
Раз-и, два-и — работающая нога скользит назад через I позицию всей стопой
и
вытягивается носком в пол; ее пятка -против пятки опорной ноги.
Три-и, четыре-и — работающая нога скользит через 1 позицию вперед.
Движение повторить несколько раз.
Центр тяжести — на опорной ноге. Голова en face (ан фас)
Затем движение изучается, держась одной рукой за палку.
Движение вырабатывает силу ног, выворотность.
7.Положение ноги на cou-
de-
pied (ку-де-пье) (спереди,
сзади, условное) - положение вытянутой ступни
работающей ноги на щиколотке опорной ноги.
24
В экзерсисе классического танца строго определенное
положение работающей ноги на щиколотке опорной ноги.
Музыкальный размер 4/4.
пример ку-де-пье
8.Battement,
tendu
jete (батман тандю жете, франц. jete — брошенный) —
бросок вытянутой ноги из I
или V позиции в заданном направлении на
25, 45°.
а) из I позиции в сторону, вперед, назад на 25˚;
b) с demi-plie в I позиции в сторону, вперед, назад.
Натянутые движения с броском работающей ноги.
Музыкальный размер 4/4, 2/4.
25
9. Relevé на полупальцы по I
,
II,
III,
V позициям.
Подъем полупальцы (средние и высокие). Движение хорошо развивает силу
ног, эластичность мышц, способствует укреплению голеностопа,
подготавливает ноги к движениям на полупальцах.
Музыкальный размер 4/4.
10. Наклоны и перегибы корпуса назад и в сторону (стоя
лицом к станку).
Изучают в I позиции лицом к станку. Необходимо
следить, чтобы во время перегиба не нарушались
натянутость ноги и подтянутость бедер. Музыкальный
размер 4/4.
Экзерсис на середине зала
Начинаются с первого урока, изучая позиции и упражнения для
26
рук и позиции ног. По мере того как ученики приобретают
устойчивость в упражнениях у палки, эти упражнения переносятся в
той же последовательности на середину зала. На середине руки
открываются во II позицию на два вступительных аккорда, а в конце
упражнения руки опускаются в подготовительное положение на два
заключительных аккорда.
1.
Пространство класса:
Класс с зеркалом легко представить сценой (план сцены по Вагановой):
А – расположение ученика в классе
1 – расположение зеркала (место, где сидят зрители)
2.
Позиции и постановка рук.
Постановка рук – это манера держать их в определенной
форме, на определенной высоте в позициях и других положениях.
Постановка рук начинается с подготовительного положения, так как
из
подготовительного
положения
руки
начинают
движения
в
позиции и другие положения. Необходимо, чтобы дети поняли, что
постановка рук неотделима от постановки корпуса, спины и головы.
Большое
значение
для
правильной
постановки
рук
имеют
выправленные
лопатки.
Добиться
спины
с
выправленными
лопатками необходимо как можно скорее, в начале обучения. Такая
спина, с правильным ощущением, дает большую свободу рукам
вразличных позициях и положениях.
Вначале ученику нужно
объяснить
группировку
пальцев
кисти.
Пальцы
должны
быть
сгруппированы
свободно,
должны
быть
мягкими
в
суставах.
Большой палец соприкасается со средним. Каждый палец имеет свое
27
место.
Между
пальцами
должен
быть
воздух,
все
пальцы
обязательно должны быть обязательно закругленными. Необходимо
следить.
Чтобы
большой
палец
обязательно
соприкасался
со
средним, иначе при трудных движениях он сильно отходит, и кисть
в ы г л я д и т
н е а к к у р а т н о й .
В подготовительном положении руки опущены в низ, не
должны соприкасаться с корпусом, локти направлены в сторону,
присогнуты,
образуют
овал,
кисти
рук
закруглены,
ладони
направлены вверх. Необходимо следить, чтобы ученики не ломали
линию рук в запястье и локте, не должно быть углов, должна быть
плавная линия обеих рук. Ученики должны чувствовать свои руки,
верх рук не должен соприкасаться с корпусом, под мышками должен
быть воздух, плечи опущены. Очень помогает наглядный пример.
Затем изучают I позицию. Из подготовительного положения
руки,
сохраняя
свою
форму,
поднимаются
вверх
до
уровня
диафрагмы. Чувствовать верх рук (он держится), локти должны быть
на
одном
уровне
с
кистью;
проследить.
Чтобы
к и с т ь
поддерживалась. В локтях руки не зажаты. Образуют овал. При этом
лопатки выправлены, плечи опущены и обязательно выправлены. Не
м о ж е т
б ы т ь
д в и ж е н и я
р у к
с
п л е ч а м и .
После изучения I позиции следует изучить III. Из I позиции
руки, сохраняя свою форму, поднимаются вверх над головой. Кисти,
как
и
в
подготовительном
положении
и
в I позиции, сближены,
расстояние между кистями примерно два пальца. Локти должны
смотреть
в
стороны,
ладони
обращены
вниз
и
даже
слегка
повернуты к себе. Необходимо следить за тем, чтобы не ломалась
линия рук. Очень важно для III позиции, чтобы руки не заводились
назад за голову – они должны быть впереди головы. Правильность
позиции легко проверить. Для этого, не поднимая головы, нужно
посмотреть
вверх.
Если
кисти
будут
видны,
значит
позиция
правильная. Руки, как и в I позиции, поддерживаются от плеча до
л о ктя
н ап р я же н и е м
м у с кул о в
в е р х н е й
с в о е й
ч а с т и .
После того как изучена III позиция можно приступать к
изучению II
позиции.
Руки
из
подготовительного
положения
поднимаются в I позицию, из I позиции начинает движение только
нижняя часть рук от локтя, верхняя часть рук остается неподвижной.
Нижняя часть рук раскрывается по направлению в стороны до тех
пор, пока руки могут иметь плавную линию. Затем уже раскрывается
вся рука. Нужно следить, чтобы при раскрывании локти обращены
назад. Очень важно, чтобы руки не заводились назад и находились
немного впереди плеч. Обязательно нужно держать локти, они не
должны быть зажаты, верхняя часть руки должна быть сильной.
Ладони обращены к зрителю. Плечи опущены. Если руки будут
подняты на уровень плеч, сохранится правильное положение. Руки,
28
опущенные ниже уровня плеч, кажутся пассивными, без нужного
ощущения. Музыкальный размер 4/4, 3/4.
Epaulement - (эпольман, франц., от epaule - плечо),
определенное положение танцовщика, при котором фигура развёрнута
вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд.
a) epaulement croisé (эпольман круазе) - закрытая поза. Круазе - поза
классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног.
b) epaulement effacé (эпольман эффасе) - открытая поза. Эффасе - поза
классического танца с развернутым (открытым) положением ног.
29
В классическом танце фронтальное положение тела к зрителю (en face -
анфас) употребляется редко. Значительно чаще употребляется epaulement,
то есть положения тела, определяемое положением плеч. Необходимость
epaulement возникает в первом же классе при изучении port de bras и поз
классического танца.
Приложение 4
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств «Гармония» г. Пензы
Сценарий праздника
30
«Посвящение в танцоры»
Действующие лица:
- Мери Поппинс
- Сказочник-Загадка
- Костюмер
- Веселинка
- Изящная туфелька
- Царь
- Клякса
- Шпаргалка
Танцевальная композиция «Голуби»
Мэри Попинс:
Добрый день, мальчики, девочки, папы, мамы, учителя, а также
гости. Вы, наверное, все меня, узнали. Я - Мэри Попинс. И прилетела я к вам с
ветром
перемен.
Ребята,
сегодня
вы
пришли
на
праздник
«Посвящение
в
танцоры». Вместе с вашими любимыми сказочными героями мы отправимся в
увлекательное путешествие. Ребята, а что это за шарики? Да они не простые, в
них еще записки. Давайте прочтем их, кто из ребят поможет мне лопнуть
шарики и прочитать записки?
(текст записки 1-го шарика читает Мэри Попинс)
Мэри Попинс;
Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Дорогие дети,
будет
вам
посвящение
в
танцоры,
пройдите
через
станции,
отмеченные
в
квитанции. А коль отлично все пройдете, то наш сюрприз найдете. Кто же мог
31
над
нами
так
подшутить?
Как
вы
думаете,
ребята,
наверное,
кто-то
хочет
помешать нашему веселью? Ну, все-таки делать нечего придется отправляться в
путешествие. Вы согласны?
Дети: Да
Мэри Попинс;
А пока мы готовимся к путешествию
Танцевальный номер
Мэри Попинс:
Ой, ребята, мы же совсем забыли про второй шарик! (достаёт
квитанцию к билету до станции «Танцор») Ну, что ж, ребята, квитанцию к
билету мы получили, теперь в дорогу! А на чем же мы поедем? Может на
поезде?
Но
для
того,
чтобы
наш
«волшебный»
поезд
тронулся,
нужно
танцевать.
Танцевальный номер
Мэри Попинс:
А теперь следующая станция «Угадай-ка»
Загадка:
Добрый день, мои юные друзья! Я рада вас видеть на станции «Угадай-
ка». Меня зовут Сказочник-Загадка. Если вы хотите путешествовать дальше, то
должны отгадать мои загадки.
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
все ж попался... (Колобок)
2. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит... (Крокодил)
3. Для него прогулка - праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Вини-Пух)
4. Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)
Загадка:
Какие вы молодцы! Вы отгадали все мои загадки и можете смело
отправляться на следующую станцию, но прежде я вам поставлю оценку в
квитанцию. (Прощается с ребятами)
32
Мэри Попинс:
А нам вновь в дорогу, к следующей станции, запускаем наш волшебный
поезд.
Танцевальный номер
Костюмер:
Здравствуйте, девочки и мальчики! Я наслышан от Сказочника-Загадки,
какие
вы
сегодня
красивые
и
умные,
но
чтобы
проехать
на
следующую
станцию, вы должны ответить и на мои вопросы, и только тогда вы сможете
отправиться дальше.
1. Чем начинается
И заканчивается
Урок танцев? (поклон)
2. Нужна ли музыка
На уроках хореографии? (да)
3. Что дарят танцоры зрителям,
выступая на сцене? (улыбку и хорошее настроение)
4. Должен ли танцор
быть сильным и
выносливым?(да)
Костюмер;
Молодцы! Давайте поскорее свою квитанцию, я поставлю оценку, а вы
отправляйтесь на следующую станцию.
Мэри Попинс:
И вновь мы садимся в наш волшебный поезд и смотрим следующую
хореографическую композицию
Танцевальный номер
Веселинка:
Ну, как дела? Станции проходите на отлично? Но эта станция самая
трудная.
Я
хочу
знать,
кто
из
вас
самый
ловкий,
смелый,
сильный
и
внимательный. Я буду просить сделать различные упражнения, а вы выполните
все наоборот. Например, так: я прошу поднять руки вверх, а вы их опускаете
вниз, тот, кто не будет выполнять мои слова наоборот - не получит в квитанцию
хорошей отметки. (Играют)
- Ну, молодцы, давайте же посмотрим э номер в исполнении детей
танец
- А теперь я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них правильно
ответить. Если вы согласны с тем, что я говорю, дружно отвечаете «ДА», если
не
согласны
-
«Нет»!
Понятно?
Согласны?
Несогласные
есть?
Прекрасно!
Слушайте внимательно и отвечайте дружно и, если все будет правильно, я вам
подарю еще одну хореографическую композицию эстрадно- шуточного жанра.
Вы готовы?
Друга выручим всегда? Да!
33
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Кинуть камень кошке вслед? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это нет? • Надо брать билет всегда? Да!
Не робеть, когда беда? Да!
Не жалеть для дел труда? Да!
Рук не мыть, когда обед? Нет!
Как же это не мыть? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? Да!
Мы лентяям шлем привет? Нет!
А тем, кто трудится всегда? Да!
Ну, ребята, молодцы получайте в подарок
композицию в исполнении ….
-
Еще
раз
хочу
похвалить
вас,
ответы
были
очень
точные.
Давайте
вашу
квитанцию, я поставлю вам оценку. (Прощается.)
Мэри Попинс:
Ребята, чтоб быстрее доехать до следующей станции, давайте вновь
садиться в наш волшебный поезд и смотреть танцевальную композицию
композицию в исполнении ….
Туфелька:
Ребята, вот вы и добрались до моей станции. Я - изящная туфелька и
очень люблю танцевать. А вы? Ну, вот и хорошо, я надеюсь, свою любовь к
танцам вы пронесете через всю свою жизнь.
Звучат фанфары. Появляется царь школьных шпаргалок, вместе с ним Клякса
и Шпаргалка.
Царь:
Привет, мальчики и девочки (Клякса и Шпаргалка бегают по залу и
здороваются с детьми) Ну что, ребята, все ли вы станции прошли?
Клякса:
А не врете?
Шпаргалка:
Говорите: честное слово не врем
Мэри Попинс:
Ну что вы, Ваше величество, ребята вас не обманывают, вот наша
квитанция (Все удивляются: ого, все на «отлично»)
Шпаргалка:
И вам никто не подсказывал? Вы все сделали сами? И без моей помощи?
Клякса:
И даже не сделали ни одной ошибки?
Царь:
Ну,
тогда
вы
достойны
попасть
на
конечную
станцию,
которая
называется «Танец» и изучать ее мастерство все школьные годы.
34
Мэри Попинс:
Внимание! Вскоре настанет торжественный момент, и вы будете
принимать клятву первоклассников-танцоров, но прежде мы вновь проедем в
нашем волшебном поезде и посмотрим танцевальную композицию
танец
Мэри Попинс: Ну что ж, мы готовы.
Шпаргалка:
Мы вам поможем (подает царю туфельку) сейчас на нашу сцену мы
приглашаем всех первоклассников-танцоров.
Клякса: (спускается в зал и за собой ведет детей на сцену)
Царь:
Клятва.
Мы,
мальчики
и
девочки,
клянемся!
Быть
всегда
послушными,
веселыми, нескучными, маме с папой помогать, малышей не обижать. Быть
всегда прилежными. В дорогу танца путь открыть, на благо школы служить.
Клянемся! Клянемся! Клянемся! (Оглашается указ царя, и идет награждение
медалями)
Мэри Попинс:
Внести КЛЮЧ знаний. У нас есть дерево жизни. Оно пока еще
маленькое. Как вы, но вместе с вами оно будет расти, и набираться сил. И со
временем, Я верю, это дерево принесет очень много плодов, так же, как и вы.
Теперь вы стали настоящими первоклассниками - танцорами, путь в страну
хореографии открыт.
Через
некоторое
время
наступит
Новый
год,
я
поздравляю
всех
присутствующих,
и
в
заключение
нашего
мероприятия
мы
дарим
вам
танцевальную композицию в исполнении ансамбля.
Танец.
35
Приложение 5
Рекомендуемая литература:
1.Уральская В.И. «Природа танца». - М.: Сов. Россия, 1981 г. (Библиотечка «В
помощь художественной самодеятельности» № 17).
2. . Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного
танца. – Орел, 1999.
3. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского
государственного института культуры, 1994.
Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство
4. Гусев Г. «Урок народного танца в хореографической школе», М., 1999г.
5. Гусев Г. «Методика преподавания народного танца (упражнения у станка)»,
М., 2003г.
6. Гусев Г. «Методика преподавания народного танца (танцевальные движения
и комбинации на середине зала)», М., 2004г.
7. Гусев Г. «Методика преподавания народного танца (этюды)», М., 2004г.
8. Базарова Н. «Классический танец», Л.: Искусство, 1957г.
9. Базарова Н. Мей В. «Азбука классического танца», Л.-М.: Искусство, 1964г.
10. А.Я.Ваганова «Основы классического танца», Санкт-Петербург 2002г.
36
Приложение 6
Нотный материал
для проведения урока классического танца.
---
37
---
38
---
39
--
---
40
---
41
42
---
43
---
Plie (плие)
grand battement
jete