Автор: Анисимова Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №17" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий
Раздел: начальное образование
Анисимова Юлия Александровна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №17"
Старооскольского городского округа
Повышение
познавательной
активности
учащихся
начальных
классов через применение здоровьесберегающих технологий
Анисимова Юлия Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №17»
Старый Оскол
2018
1
Анисимова Юлия Александровна
Содержание:
Информация об опыте_________________________3
Технология опыта_____________________________7
Результативность опыта_______________________11
Библиографический список____________________13
Приложение к опыту__________________________15
2
Анисимова Юлия Александровна
Те ма :
«Повышение
познавательной
активности
учащихся
начальных
классов
через
применение
здоровьесберегающих
технологий»
I РАЗДЕЛ
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Идея
опыта
по
теме «Повышение
познавательной
активности
учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих
технологий» появилась в начале 2015 года. Автор, Анисимова Ю.А., первая
квалификационная
категория,
стаж
работы
12
лет,
работает
в
общеобразовательном классе, обратил внимание на снижение познавательной
активности учеников к
концу урока и её повышение после динамической
паузы, смены видов деятельности, проведения физкультминуток, различных
приемов психологической разгрузки, разнообразных форм разминки и т.д. Во
время перемен ученики, в основном, сидели в классе, играли в мобильные
телефоны и просили включить мультфильмы. В начале учебного года в 1 «Б»
классе была проведена входная диагностика качества знаний.
Получены
следующие
результаты:
высокий
уровень
-15%,
средний
уровень
-70%
базовый уровень -15%.
Результаты анкетирования родителей по теме "Значение спорта в нашей
семье" (Приложение 1) также обозначили серьёзную проблему: только 7%
учеников
делают
ежедневную
утреннюю
зарядку,
3%
занимаются
закаливанием,
12%
регулярно
посещают
учреждения
дополнительного
образования, связанные с физической культурой и спортом.
В
апреле
2015
года
был
проведен
мониторинг
сформированности
универсальных
учебных
действий,
который
позволил
определить,
что
повышенный уровень сформированности УУД имеют 5% учащихся, высокий
уровень - 18% учащихся, базовый - 64% учащихся, низкий уровень - 13%
учащихся.
В мае 2015 года в классе было проведено исследование, направленное
на изучение
уровня познавательной активности учащихся с применением
опросника
психолога
Б.К.Пашнева
«Изучение
уровня
познавательной
активности обучающихся» ( Приложение 2).
Б. К. Пашнев - медицинский психолог, практический психолог,
работает
заведующим
лабораторией
психологического
обеспечения
образования
в
Научно-методическом
педагогическом
центре
Управления
образования
Харьковского
горсовета,
автор
ряда
научных
работ
и
публикаций.
Он
активно
занимается
разработками
психодиагностических
м е тод и к .
Опросник
«Изучение
уровня
познавательной
активности
обучающихся»
состоит
из
52
вопросов,
из
которых
42
вопроса
направлены на изучение познавательной активности, а 10 -- на
3
Анисимова Юлия Александровна
исследование искренности или социальной желательности ответов
.
Результаты проведенной диагностики следующие:
Критерий
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Скорость психических процессов
7,6%
64%
26%
Лёгкость
пробуждения
активности
и
её
напряжённость
11,4%
76%
11,4%
Потребность
в
умственных
усилиях
и
впечатлениях
26%
60,8%
11,4%
Настойчивость
в
усвоении
нового
материала
19%
64%
15,2%
Все эти результаты позволили
выдвинуть
гипотезу: повышению
познавательной
активности
учащихся
начальной
школы
способствует
применение здоровьесберегающих технологий. Возникла
необходимость
проведения педагогом работы по отбору здоровьесберегающих технологий,
форм и методов для повышения познавательной активности учащихся.
Актуальность
опыта
заключается
в
разрешении
противоречий,
которые
были
выявлены
в
результате
анализа
уровня
познавательной
активности учащихся:
* между возрастающими потребностями общества в интеллектуально
активной
личности,
способной
последовательно
и
качественно
решать
существующие
проблемы,
и
недостаточной
р а зр а б от а н н о с т ь ю
образовательных
средств,
повышающих
познавательную
активность
личности.
*
между
разнообразием
здоровьесберегающих
технологий
и
необходимостью разработки механизма их применения.
Решением
возникших
противоречий
автор
считает
разработку
механизма деятельности по повышению познавательной активности младших
школьников через использование здоровьесберегающих технологий.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий
для повышения познавательной активности обучающихся через применение
здоровьесберегающих технологий.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом была разделена на несколько этапов:
I этап – с января 2015 года по май 2015 года;
II этап – с сентября 2015 года по декабрь 2017 года;
III этап – с января 2018 года по май 2018
4
Анисимова Юлия Александровна
Первый
этап
предполагал
обнаружение
проблемы,
подбор
диагностического материала и выявление уровня познавательной активности
учащихся, выбор современных средств, методик и технологий обучения.
На втором этапе осуществлялись:
1)
работа по отбору здоровьесберегающих технологий;
2)
организация участия обучающихся в мероприятиях школы,
класса;
3)
работа с родителями учащихся;
4)
п р и м е н е н и е
в о
в р е м я
у р о ко в
о т о б р а н н ы х
здоровьесберегающих
технологий
для
повышения
познавательной
активности;
5)
ведение
постоянного
индивидуального
мониторинга
показателей познавательной активности ( мониторинг УУД).
Третий этап – достижение высоких показателей познавательной
активности: повышение качества знаний, участие в различных олимпиадах,
конкурсах, социально-значимых проектах всех уровней.
Диапазон опыта представляет собой систему урочной, внеклассной и
индивидуальной работы учителя.
Теоретическая база опыта
Анализ
литературы
по
проблемам
развития познавательной
активности
свидетельствует,
что
данный
термин
ученые
понимают
по-
разному.
Одни
отождествляют
активность
в
познании
с
деятельностью,
другие
считают
результатом
деятельности,
третьи
утверждают,
что
активность
-
более
широкое
понятие,
чем
деятельность.
Автор
выделил
наиболее близкие своей позиции определения.
Т.И. Шамова, член-корреспондент Российской академии образования,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических
наук,
считает,
что
познавательная
активность
–
это
избирательная
направленность
личности
на
предметы
и
явления
окружающей
действительности,
которая
характеризуется
постоянным
стремлением
к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически
укрепляясь
и
развиваясь,
познавательная
активность
становится
основой
положительного отношения к учению. Т.И. Шамова
выделяет три уровня
познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по
образцу
действия:
воспроизводящая,
интерпретирующая
и
творческая
активность
Г.И. Щукина,
консультант кафедры общей педагогики, научн
ый
и педагогическ
ий
деятель
, определяет «познавательную активность» как
качество
личности,
которое
включает
стремление
личности
к
познанию,
выражает
интеллектуальный
отклик
на
процесс
познания.
Качеством
личности
«познавательная
активность»
становится,
по
её
мнению,
при
устойчивом
проявлении
стремления
к
познанию.
Г.И.
Щукина
выделяет
репродуктивно-подражательную,
поисково-исполнительскую
и
творческую
5
Анисимова Юлия Александровна
активность.
Познавательный
интерес,
по
ее
мнению,
имеет
следующие
стадии развития:
1.
Любопытство
–
элементарная
стадия,
обусловленная
внешними,
подчас
неожиданными
и
необычными
обстоятельствами,
привлекающими
внимание
ребенка.
Занимательность
может
служить
начальным
толчком
выявления
интереса,
средством
привлечения
интереса
к
предмету,
способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на
стадию более устойчивого познавательного отношения.
2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся
стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии
развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости
познания.
3.
Познавательный
интерес
характеризуется
познавательной
активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают
познавательные
мотивы.
Они
содействуют
проникновению
личности
в
существенные
связи
между
изучаемыми
явлениям,
в
закономерности
познания.
4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою
очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует
человека как деятеля, субъекта, творческую личность
.
По мнению Б. К. Пашнева, медицинского психолога, с психологической
точки зрения, познавательная активность — это мера умственного усилия,
направленного на удовлетворение познавательного интереса, она отражает
такую
составляющую
мотивационной
сферы
личности
школьника,
как
направленность.
Б.
К.
Пашнев
выделяет
следующие
компоненты
познавательной
активности: познавательный интерес, «общую» психическую активность и
волевое
усилие.
Познавательный
интерес
указывает
на
эмоциональное
предпочтение
познавательной
деятельности
перед
другими
видами
деятельности.
Повышение
познавательной
активности
зависит
от
применения
от
многих
факторов,
в
том
числе,
от
применения
здоровьесберегающих
технологий.
Понятие "здоровьесберегающая технология" объединяет в себе все
мероприятия
по
формированию,
сохранению
и
укреплению
здоровья
учащихся.
Наиболее полно авторскую позицию в отношении содержания термина
"здоровьесберегающие технологии" отражают определения В.Д.Сонькина и
кандидата педагогических наук, психолога О.В.Петрова.
6
Анисимова Юлия Александровна
Здоровьесберегающая
технология, по
мнению
российского
педагога
В.Д. Сонькина, - это:
условия
обучения
ребенка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими
требованиями);
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Под
здоровьесберегающей
образовательной
технологией О.В.Петров,
к а н д и д а т
п е д а г о г и ч е с к и х
н а у к ,
п с и х о л о г ,
понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.).
Таким образом, здоровьесберегающей технологией автор опыта
считает
некую
систему,
при
которой
рационально,
в
соответствии
с
возрастными
особенностями,
организован
учебный
процесс,
максимально
учтены потребности ребенка и созданы условия для сохранения и укрепления
интеллектуального, личностного и физического здоровья.
Новизна
опыта
состоит
в
том,
что
автором
отобраны
и
систематизированы
технологии
здоровьесбережения,
способствующие
повышению познавательной активности младших школьников и разработан
механизм
применения
здоровьесберегающих
технологий
на
уроках,
во
внеклассной деятельности и при организации индивидуальной работы.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного
опыта. Данный опыт может быть использован в практике работы учителей
общеобразовательных
учреждений
всех
типов
и
видов
независимо
от
учебной программы.
II РАЗДЕЛ
Технология опыта
Целью данной работы является повышение познавательной активности
учащихся
начальных
классов
через
применение
здоровьесберегаюлих
технологий.
Задачи:
–
отбор эффективных форм и методов здоровьесберегающих
технологий
;
активизация
работы
по
вовлечению
обучающихся
во
внеклассные мероприятия;
организация работы с родителями детей;
индивидуальная работа.
7
Анисимова Юлия Александровна
Автор
опыта
уверен,
что
работа
над
повышением
познавательной
активности школьника – важная часть образовательного процесса.
В
процессе
работы
над
опытом
был
разработан
механизм,
позволяющий эффективно включить
здоровьесберегающие технологии в
урочную
и
внеурочную
деятельности,
внеклассную
и
индивидуальную
работу с целью повышения познавательной активности.
В ходе проведения уроков разных типов (урок-путешествие,
инсценировка, экспедиция, проблемные уроки, интегрированные, экскурсия,
конференция,
урок-
игра,
конкурс,
викторина,
смотр
знаний,
творческий
отчет,
защита
проектов
и
т.д.)
применялись
различные
технологии
здоровьесбережения:
- рациональная организация учебного процесса;
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Были составлены математические задачи для учащихся начальной
школы, разработанные на основе анатомии и физиологии человека. В ходе
решения таких задач учащиеся могут узнать дополнительную информацию
8
Механизм деятельности
по повышению
познавательной активности
младших школьников через
использование
здоровьесберегаю-
щих технологий
Различные
виды урока
Внеклассная и
внеурочная
деятельность
Индивидуальная
работа
-чередование видов
деятельности
-динамические паузы
-физкультминутки
- зарядка длят глаз,
-пальчиковая гимнастика
-организация деятельности
спортивно-оздоровительной
направленности
-участие в мероприятиях школы;
-организация экскурсий, походов и
других мероприятий;
-занятия в кружках, объединениях
по интересам
-
работа с родителями и учениками по
составлению режима дня;
-составление комплексов упражнений
-вовлечение в спортивно-массовые
мероприятия школы;
-просветительская работа по
формированию потребности здорового
образа жизни
Анисимова Юлия Александровна
об индивидуальном здоровье и факторах его обеспечения, о составе и
функциях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой,
дыхательной, пищеварительной, нервной и других систем. Ниже
представлены примеры таких задач.
1. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие
из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько
костей срослось в процессе взросления? (Ответ: 94)
2. Человек на три четверти состоит из воды и на две части из твердых
составляющих. Сколько воды в ученике 5 класса, весящем 40 килограммов?
(Ответ: 24 кг.).
3. Известно, что 30 % от первого числа на 4,1 больше, чем 20 % от
второго. А 280 % от второго числа на 1,85 больше, чем 25 % от первого.
Найдите эти числа и узнайте сколько фтора и цинка в мг требуется человеку
ежедневно. (Ответ: 2мг, 15 мг). Цинк необходим детям для нормального роста
и созревания, а также для формирования иммунитета. Фтор необходим для
построения эмали зубов и костей.
4. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого
года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? (Ответ: 30 дней, 10
часов).
Так в ходе интегрированного урока окружающего мира, технологии и
литературного
чтения «Тайны
морского
дна
(Приложение
3)
были
использованы следующие технологии здоровьесбережения:
-смена видов и форм деятельности: учащиеся работали письменно,
устно,
занимались
изготовлением
изделия,
применялись
фронтальная
и
групповая
формы
работы.
Это
способствовало
легкости
пробуждения
психических процессов;
-профилактика гиподинамии: в ходе урока учащиеся перемещались от
"рифа" к "рифу. Это увеличивало скорость психических процессов;
-была проведена
физкультминутка и
зарядка для глаз. Это также
влияло на скорость психических процессов.
При проведении урока
русского языка
по теме "Мягкий
знак.
Правописание
мягкого
знака
в
конце
и
середине
слова
перед
другими
согласными." (Приложение 4) были использованы следующие технологии
здоровьесбережения:
-смена видов деятельности: чтение и заучивание правила, письмо слов
с мягшким знаком, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.. Это
способствует повышению потребности в умственных усилиях;
-физкультминутка,
которая
способствует
увеличению
скорости
психических процессов;
-пальчиковая
гимнастика,
которая
способствует
развитию
головного
мозга,
что
помогает
повышению
настойчивости
в
усвоении
нового
материала.
Автором создан банк
динамических пауз, физкультминуток,
зарядок для глаз, пальчиковой гимнастики. (Приложение 5)
9
Анисимова Юлия Александровна
Автор убедился на практике, что применение динамических пауз и
физкультминуток влияют на увеличение скорости психических процессов.
Применение гимнастики для глаз
пробуждает активность. Пальчиковые
гимнастики способствуют улучшению работы головного мозга, что помогает
повышению потребности в умственных усилиях и впечатлениях.
Здоровьесберегающие
технологии
способствуют
повышению
познавательной активности не только на уроках, но и во внеклассной работе
и
внеурочной
деятельности.
Учащиеся
участвуют
во
внеклассных
мероприятиях,
организованных
в
школе,
в
классе,
в
учреждениях
дополнительного
образования.
Участие
в
акциях
"Белая
ромашка",
"От
сердца к сердцу", "Живи, книга", "Будь природе другом" способствовало
повышению потребности в умственных усилиях. Обзорная экскурсия
по
городу, экскурсия "Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны",
походы
в
лес,
посещение
Старооскольского
зоопарка,
дендропарка
способствовали пробуждению активности, настойчивости в усвоении нового
материала.
В 2016 году школа приняла участие в реализации областного проекта
« О р г а н и з а ц и я
у ч е б н о г о
д н я
ш к о л ь н и к а
с
п р и м е н е н и е м
здоровьеформирующих технологий («Будь активен!»),
и 3"Б" класс
был
включен в
состав рабочей группы по реализации
проекта.
Учащиеся
приняли участие в
2 флешмобах, в
организации подвижных
перемен,
каждым из них велся "Дневник двигательной активности". (Приложение 6)
Это позволило повысить скорость психических процессов, способствовало
легкости пробуждения активности.
В соответствии с требованиями ФГОС большинство учащиихся охвачены
внеурочной
деятельностью
спортивно-оздоровительного
направления,
организованной
в
школе
и
учреждениях
дополнительного
образования:
занятия
в
бассейне
ФОК
ОЭМК,
в
танцевальных
студиях
ДК
«Молодежный», в Центре футбольного мастерства, клубе кикбоксинга «Клуб
КИК»,
«Спортивной
школе
«Молодость»
в
секции
художественной
гимнастики
МАУ
«СШОР
№1»,
спортивной
секции
«Танцевальный
коллектив
«Экстрим-данс»,
в
школьном
объединении
по
интересам
«Подвижные
игры».
Занятия
в
данных
объединениях
способствуют
увеличению
скорости
психических
процессов,
лёгкости
пробуждения
активности, повышают потребность в мыслительных операциях, формируют
настойчивость в усвоении нового материала, т. е. повышают познавательную
активность учащихся.
Индивидуальная работа, проводимая автором, также направлена на
удовлетворение
познавательного
интере са
через
п р и м е н е н и е
здоровьеформирующих технологий:
-составление режима дня;
- проведение родительских собраний, в том числе в рамках реализации
проекта
по теме :"Организация учебного дня школьника с применением
10
Анисимова Юлия Александровна
комплекса здоровьеформирующих технологий, обеспечивающая повышение
среднего
показателя
недельного
объема
двигательной
активности
школьников"
-
работа по вовлечение в спортивно-массовые мероприятия школы:
"Дни здоровья", "Папа, мама, я-спортивная семья", «Смотр строя и песни».
- просветительская работа по формированию потребности здорового
образа жизни
В процессе работы внимание уделялось каждому ребёнку. И на уроках,
и в процессе внеклассной и внеурочной
деятельности, индивидуальной
работы
учитель
организовывал
образовательный
процесс
таким
образом,
чтобы каждый обучающийся находил возможность для реализации своего
творческого
потенциала,
участия
в
том
или
ином
деле,
не
забывая
о
сохранении здоровья.
Таким
образом,
в
ходе
работы
над
опытом
была
разработан
и
апробирован
механизм
повышения
познавательной
активности
через
использование здоровьесберегающих технологий.
III РАЗДЕЛ
Результативность опыта
Критерием результативности опыта по развитию познавательной
активности через использование технологий здоровьесбережения являются
повышение качества знаний обучающихся, уровня сфомированности УУД,
достижения в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, а также положи-
тельная динамика уровня познавательной активности.
Если принять во внимание, что оценка «5» соответствует высокому
уровню качества знаний, «4»- среднему, «3»- базовому , то к концу 4 класса
были достигнуты следующие результаты:
"5"
"4"
"3"
Качество знаний
15%
77%
8%
В
апреле
2018
года
был
проведен
мониторинг
сформированности
универсальных
учебных
действий,
который
позволил
определить,
что
повышенный
уровень
сформированности
УУД
имеют
18%
учащихся,
высокий уровень - 35% учащихся, базовый - 41% учащихся, низкий уровень
- 6% учащихся.
Для
повторного
изучения
состояния
уровня
познавательной
активности школьников использовалась методика психолога Б.К.Пашнева.
Всего
было
обследовано
26
человек
Результаты
диагностики
показали
следующее распределение по критериям познавательной активности:
Критерий/год
2015 год
2017 год
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Скорость
7,6%
64%
26%
10%
76%
14%
11
Анисимова Юлия Александровна
психических
процессов
Лёгкость
пробуждения
активно сти
и
е ё
напряжённость
11,4%
76%
11,4%
15%
80%
5%
Потребность в
умственных усилиях
и впечатлениях
26%
60,8%
11,4%
30%
65%
10%
Настойчивост
ь в усвоении нового
материала
19%
64%
15,2%
21%
68%
11%
Возросла
активность
участия
обучающихся
класса
в
заочных
олимпиадах, конкурсах различного уровня ( Приложение 7.): к маю 2018 года
в различных мероприятиях принимало участие
92%. Победители- 54%,
лауреаты-20,5%, участники- 16,4%.
На итоговом родительском собрании №4 в мае 2017-2018 учебного
родителям была
повторно предложена анкета "Значение спорта в нашей
семье", после обработки результатов которой выяснилось, что 12% учеников
(+ 5% по сравнению с 2015 г) делают ежедневную утреннюю зарядку, 5%
(+2% по стравнению с 2015 г.) занимаются закаливанием, 20% (+8% по
сравнению с 2015 г.) посещают учреждения дополнительного образования,
связанные с физической культурой и спортом
Таким образом, следует отметить тенденцию роста познавательной, ум-
ственной активности учащихся класса.
12
Анисимова Юлия Александровна
Библиографический список
1.
Амирова, А. Х. Самостоятельная работа с учебником как
способ активизации познавательной деятельности //Учебное пособие. -
- 2007. -С. 50-52.
2.
Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья.-2008.- Т.
№2,- С.21,59
3.
Б е з р у к и х ,
В . Д .
М е т од и ч е с к и е
р е ко м е н д а ц и и :
Здоровьесберегающие
технологии
в
общеобразовательной
школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения.- М., 2008.
-с.42
4.
Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности : дайджест // Психология обучения. -
2008. - N 3. - С. 118-119.
5.
Г о р н о с т а е в а ,
З .
Я .
П р о б л е м а самостоятельной
познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. - N 2. - С. 31-
34.
6.
Горячев, В. В. Здоровье - категория педагогическая / В.
Горячев // Народное образование.- 1999.- №9 - С.219-231.
7.
Градова,
А.
Управление познавательной
деятельностью
учащихся // Учитель. – 2004. - N 6. - С. 76-80.
8.
Карсонов,
В.
А.
Система
мониторинга самостоятельной
познавательной
деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в
образовании. - 2007. - N 5. - С. 14-16.
9.
Кулагина,
И.
В.
Развитие познавательных
способностей
школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010.
- N 2. - С. 55-56.
10.
Куприянова,
М.
А.
Ф о рм и р о ва н и е познавательной
самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и
школа. - 2009. - N 5. - С. 35-36.
11.
Павленко,
С.О.
Паскевич
Н.
В.
Методика
определения
уровня
сформированности познавательной
активности учащихся
//
//Учебное пособие. - 2007. -С. 67-84.
12.
Педагогика
и
психология
здоровья
/Под
ред.
Н.К.
Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2007.
13.
Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 83-
86.
13
Анисимова Юлия Александровна
14.
Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 4. - С. 82-
84.
17. Сан-Пин - редакция // "Санитарные правила и нормы". -От 20.12
2010г. №164.
18.Сивцова,
А.М.
Влияние
комплексного
использования
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
технологий.-
2005.-
с.110, 112.
19.Соловьев,
Г.М.
Основы
здорового
образа
жизни
и
методика
оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ.- 2007.-
111 с.
20.Сухарев,
А.Г.
Концепция
укрепления
здоровья
детского
и
подросткового населения России // Школа здоровья.- 2008. -Т.7.- №2.- С.29.
14
Анисимова Юлия Александровна
Приложение 7
Таблица участия учащихся 4 «Б» класса в мероприятиях различно-
го уровня.
№ п/п
ФИ
Название конкурса
Результативность
1.
Горохова Татьяна
Сергеевна
Всероссийская межпредметная он-
лайн-олимпиада «Учи.ру»сентябрь
2018 «Дино –олимпиада»
Победитель
2.
Долгих Диана Игоревна
Всероссийская межпредметная он-
лайн-олимпиада «Учи.ру»сентябрь
2018 «Дино –олимпиада»
Победитель
3.
Журавлёва Виктория
Романовна
Всероссийская межпредметная он-
лайн-олимпиада «Учи.ру»сентябрь
2018 «Дино –олимпиада»
Победитель
4.
Зиборов Никита
Олегович
Муниципальный
этап Всероссийского детского
конкурса
научно-исследовательских и
творческих
работ «Первые шаги в науке»
3 место
5.
Зимин Николай
Сергеевич
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Февраль 2018
Лауреат
6.
Иванова Дарья
Александровна
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Февраль 2018
Победитель
7.
Исаков Руслан
Игоревич
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Февраль 2018
Участник
8.
Колесникова Диана
Евгеньевна
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Февраль 2018
Лауреат
9.
Котова Екатерина
Владимировна
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Март 2018
Победитель
10.
Кудрин Александр
Сергеевич
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Март 2018
Победитель
11.
Маслов Василий
Николаевич
Муниципальный этап Международ-
ного конкурса-фестиваля декора-
тивно-прикладного творчества
«Пасхальное яйцо – 2018»
1 место
12.
Маштакова Алина
Павловна
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Март 2018
Победитель
13.
Мишурова Анастасия
Анатольевна
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Победитель
14.
Носаченко Александра
Игоревна
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
Победитель
15
Анисимова Юлия Александровна
2018
15.
Одинцов Александр
Игоревич
Муниципальный
фотоконкурс «Мой город: вчера и
завтра»
2 место
16.
Перепечаев Андрей
Алексеевич
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Лауреат
17.
Радковская Алёна
Андреевна
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Участник
18.
Рукавицын Егор
Николаевич
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Участник
19.
Серкин Роман
Андреевич
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Победитель
20.
Черных Артём
Александрович
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Лауреат
21.
Чижова Алёна
Евгеньевна
Межпредметная онлайн-олимпиада
Учи.ру
декабрь 2017 – январь 2018 «Дино-
олимпиада»
Лауреат
22.
Фомина Светлана
Леонидовна
Онлайн-олимпиада по русскому
языку «Учи.ру» Заврики. Март
2018
Участник
23.
Шевернева Варвара
Витальевна
Межпредметная онлайн-олимпиада
Учи.ру
декабрь 2017 – январь 2018 «Дино-
олимпиада»
Победитель
24.
Юлин Евгений
Евгеньевич
Онлайн-олимпиада по математике
«Учи.ру» Заврики. Март 2018
Победитель
16
Анисимова Юлия Александровна
17
Анисимова Юлия Александровна
Приложение 2
.
Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся
(Б.К.Пашнева)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и
личностной сферы
Цель:
определение
уровня
познавательной
активности
учащихся
И
н
с
т
р
у
к
ц
и
я
.
Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите
номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее Вам подходит.
Вопросник
1. Тебе нравится выполнять:
а) легкие учебные задания?
б) трудные?
2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного
задания?
а) Да.
б) Нет.
3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?
а) Да.
б) Нет.
4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?
а) Да.
б) Нет.
5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу
вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?
а) Да.
б) Нет.
6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание:
а) одним способом?
б) искать разные способы решения?
7. Тебе обычно хочется учиться после болезни?
а) Да.
б) Нет.
8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?
а) Да.
б) Нет.
9. Ты всегда ведешь себя так, чтобы у учителей не возникало повода сделать
тебе замечание?
а) Да.
б) Нет.
10. Ты предпочитаешь на уроке:
а) самостоятельно выполнять задания?
б) слушать объяснения учителя?
18
Анисимова Юлия Александровна
11. Ты предпочел бы заниматься:
а) несколькими небольшими заданиями?
б) одним большим и трудным весь урок?
12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу объяснения им учебного
материала?
а) Да.
б) Нет.
13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе
учились бы хуже, чем теперь?
а) Да.
б) Нет.
14. Приходил ли ты когда-нибудь в школу, не выучив всех уроков?
а) Да.
б) Нет.
15. Хотел бы ты, чтобы в школе было меньше уроков по основным
предметам?
а) Да.
б) Нет.
16. Тебе нравится выполнять трудное задание:
а) вместе со всем классом?
б)одному?
17. Вспоминаешь ли ты дома во время занятия другим делом о том новом, что
узнал на уроках?
а) Да.
б) Нет.
18. Считаешь ли ты, что учебники слишком толстые и их лучше
сделать тоньше?
а) Да.
б) Нет.
19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?
а) Да.
б) Нет.
20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический,
этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то
вопрос?
а) Да.
б) Нет.
21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том новом,
интересном, что узнаешь на уроках?
а) Да.
б) Нет.
22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие
оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?
19
Анисимова Юлия Александровна
а) Да.
б) Нет.
23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?
а) Да.
б) Нет.
24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до
конца?
а) Да.
б) Нет.
25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?
а) Да.
б) Нет.
26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на
уроках?
а) Да.
б) Нет.
27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько уроков по одному и тому
же основному предмету (например языку, математике)?
а) Да.
б) Нет.
28. Ты предпочел бы играть:
а) в несложные, развлекательные игры?
б) в сложные игры, где нужно много думать?
29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?
а) Да.
б) Нет.
30. Если при решении какой-либо задачи ты не сразу находишь ответ, то:
а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа?
б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то
другим?
31. Ты считаешь, что нужно задавать:
а) простые домашние задания?
б) сложные домашние задания?
32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два урока
подряд?
а) Да.
б) Нет.
33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?
а) Да.
б) Нет.
34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, которые учатся лучше тебя?
а) Да.
б) Нет.
20
Анисимова Юлия Александровна
35. Кажется ли тебе, что учителя иногда ошибаются, объясняя учебный
материал на уроке?
а) Да.
б) Нет.
36. Хотел бы ты вместо учебы заниматься спортом или какими-либо играми?
а) Да.
б) Нет.
37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести?
а) Да.
б) Нет.
38. Ты просматриваешь в школьных учебниках материал, который в школе
еще не проходили?
а) Да.
б) Нет.
39. Радуешься ли ты своим успехам в школе?
а) Да.
б) Нет.
40. Ты ищешь ответы на вопросы, возникающие на уроках, не только в
учебниках, но и в других книжках (например научно-популярных)?
а) Да.
б) Нет.
41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или просматривать
учебники следующего класса?
а) Да.
б) Нет.
42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, оценки у тебя были бы:
а) лучше?
б) хуже?
43. Тебе доставляет больше удовольствия:
а) когда ты получаешь правильный ответ при решении задачи?
б) сам процесс решения задачи?
44. Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке?
а) Да.
б) Нет.
45. По-твоему, нужно спорить с учителем, если ты имеешь собственную точку
зрения по тому или иному вопросу?
а) Да.
б) Нет.
46. Хотел бы ты иногда, чтобы незаконченный материал по языку или
математике учитель продолжал объяснять на следующем уроке вместо
физкультуры или какого-нибудь развлечения?
а) Да.
б) Нет.
21
Анисимова Юлия Александровна
47. Ты хотел бы:
а) лучше выполнить легкую контрольную работу и получить хорошую
отметку?
б) услышать объяснения нового материала?
48. Тебе нравится, если тебя редко вызывают на уроках?
а) Да.
б) Нет.
49. Ты всегда подготовлен к началу занятий?
а) Да.
б) Нет.
50. Хотел бы ты, чтобы продлились каникулы?
а) Да.
б) Нет.
51. Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли
отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом?
а) Да.
б) Нет.
52. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что узнал на уроке?
а) Да.
б) Нет.
Обработка результатов тестирования
О п р о с н и к
с о с т о и т
и з
д в у х
г р у п п
в о п р о с о в :
1)
42
вопроса,
направленных
на
изучение
познавательной
активности;
2) 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности
или социальной желательности ответа. Варианты индивидуальных ответов
сравниваются
с
ключом.
За
каждое
совпадение
ответа
с
ключом
насчитывается
1
балл.
Общая
сумма
полученных
баллов
сравнивается
с
имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп
Ключ
Познавательная активность: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 12а, 13б,
15б, 16б, 17а, 186, 20а, 21а, 22 6, 23 а, 25б, 26б, 27б, 28б, З0а, 31б, 32б, 33а,
35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426, 436, 45а, 46а, 476, 486, 506, 51а, 52а.
Шкала
неискренности:
4б,
9а,
14б,
19а,
24а,
29б,
34б,
39б,
44а,
49а..
При совпадении восьми и более ответов с ключом «шкалы неискренности»
результаты
исследования
считаются
недействительными
для
учащихся
возрастного диапазона 9-10 лет
22
Анисимова Юлия Александровна
Приложение 1.
Анкета для родителей:
«Какое место в вашей семье занимает физкультура и спорт?»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на нашу анкету,
объективно отвечая на вопросы. Надеемся на сотрудничество!
1. Читаете ли Вы литературу о физкультуре и спорте?
а) да; б) нет; в) иногда.
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего
ребенка?
а) да; б) нет; в) иногда.
3. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)
_________________________________________________________________
4. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
Есть ли спортивный разряд?
_________________________________________________________________
5. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
_______________________________________________________
6. Ради какой цели Ваш ребенок посещает (будет посещать)
секции по физкультуре и спорту?
поддержать или улучшить здоровье,
сохранить или улучшить телосложение, осанку, походку;
развить силу, ловкость и другие физические качества;
испытать свои силы, проверить себя;
уметь постоять за себя;
достигнуть высоких спортивных показателей;
сделать здоровым свой образ жизни;
занятия не посещаем, пока не планируем посещение;
другое
(напишите)___________________________________________
7. На что, на Ваш взгляд, должны семья и школа обращать особое
внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
Соблюдение режима дня;
Рациональное, калорийное питание;
Полноценный сон;
Достаточное пребывпание на свежем воздухе
Физкультурные занятия
Закаливающие мероприятия
8. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?
а) да; б) нет.
9. Соблюдает ли ребенок этот режим?
а) да; б) нет.
10. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
23
Анисимова Юлия Александровна
а) да; б) нет; в) иногда.
11. Есть ли в доме спортивный уголок, снаряд?
_____________________________________________
12. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?
а) да; б) нет; в) иногда
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?
а) да; б) нет; в) иногда.
10. Виды деятельности ребенка после прихода из школы и в
выходные дни:
Подвижные игры, Спортивные игры и упражнения,
Настольные игры
Сюжетно - ролевые игры
Музыкально - ритмическая деятельность (любит петь и
танцевать),
Просмотр телепередач,
Конструирование, лепка
Чтение книг.
11. Смотрите ли Вы по телевиденью детские спортивные передачи?
а) да; б) да, редко; в) нет, но хотелось бы; г) нет
Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?
________________________________________________________
24
Анисимова Юлия Александровна
Приложение 5.
Физминутки на уроках в стихах
(для учащихся начальных классов)
Физминутки для глаз
***
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
***
«Дождик»
Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию
И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)
***
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
…
25
Анисимова Юлия Александровна
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз,
перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова
вверх )
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний левый; перевести
взгляд в верхний левый угол и нижний правый )
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от
носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
***
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми
глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом
рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
***
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
26
Анисимова Юлия Александровна
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Физминутки для пальчиков. Пальцевая моторика
***
«Мои друзья»
В нашем классе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга)
Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
***
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
***
«В сад за сливами»
(Загибаем поочерёдно пальцы)
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
***
"Моя семья"
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
(Энергично сжать руку в кулак несколько раз.)
***
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
27
Анисимова Юлия Александровна
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Физминутки на любом этапе урока
На разминку – становись!
Вправо – влево покрутись,
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким
движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты или столики.)
***
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз – вперед наклонимся,
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Кто там начал отставать? (Приседания.)
На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.)
И занятие вновь начнем. (Дети садятся за столики.)
***
Поднимаем ручки выше,
Опускаем ручки вниз.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками
пола.)
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.)
А потом прогнемся сразу
Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.)
Выполним рывки руками –
Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.)
28
Анисимова Юлия Александровна
А теперь мы приседаем,
Чтоб сильней и крепче стать.
***
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты вновь уселись.
***
Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Раз, два, три, Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
А теперь прыжки у нас.
За прыжком – еще прыжок,
П рыг да скок,прыг да скок. (Прыжки.)
Поработаем руками,
И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы
,
***
29