Автор: Садовская Елена Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Сош№83 с углубленным изучением японского и английского языков
Населённый пункт: Г.Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в начальной школе
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«В
процессе
детского
развития
все
формы
проявления
творческой
инициативы
чрезвычайно
ценны.
Но
особенно
дорого музыкальное творчество. Ибо ценность его не в самой
«продукции», а в процессе овладения музыкальной речью. По
мнению замечательного музыканта и педагога Б. Л. Яворского,
именно музыкальное творчество яснее, показательнее других
раскрывает процесс развития музыкального мышления. Трудно
представить урок музыки без творчества учителя и ученика.
Развивать творческие способности необходимо с первого
знакомства
ребенка
с
музыкальным
искусством.
В
общеобразовательной школе это происходит в первом классе. У
младших школьников ярко проявляется творческое начало, они
чрезвычайно
изобретательны
в
передаче интонаций, подражании,
легко
воспринимают
содержание
с к а з о к
и с т о р и й ,
п е с е н
м у з ы к а л ь н ы х
п ь е с .
И м
с в о й с т в е н н а
п р и р о дная
активность,
образное
мышление,
непосредственность,
л ю б о з н ат е л ь н о с т ь ,
э м о ц и о-
нальность. Все это является ценным источником творческого
развития
младших
школьников.
А
творчество
и
творческие
задания
способствуют
развитию
ребенка,
формированию
способности
к
принятию
самостоятельного
решения,
уверенности
в
своих
возможностях.
Это
очень
интересно:
побыть
и
композитором,
и
актером,
и
хореографом,
и
музыкантом - исполнителем.
Б.
Л.
Яворский
выделял
следующие
этапы
развития
творческих способностей:
•
накопление впечатлений;
•
самопроизвольное выражение творческого начала в
зрительных, сенсорно-моторных, речевых формах;
•
музыкальная, двигательная, речевая импровизация;
создание
собственных
композиций,
являющихся
отражением какого - нибудь художественного произведения.
Творческие задания органично вплетаются в тематизм
уроков
музыки
и
проходят
через
все
виды
деятельности,
органично
их
связывая.
В
вокально
-хоровой
работе
это
сочинения
небольших
попевок
и
песен
на
заданный
текст,
вокальная импровизация, сочинение окончания фраз.
Каждый год в первый класс приходят разные дети, и на
первых
уроках
интересно
проводить
знакомство
с
ними
в
игровой форме. Например: дети входят под музыку в класс,
встают в круг, здороваются. Здороваться можно по разному,
выбирая
разный
темп,
тембр,
интонации,
динамику.
З ат е м
здороваемся,
пропевая
один
-
два
звука,
и
постепенно
добавляя
больше
звуков.
«Музыкальное
знакомство» может сопровождаться
хлопками,
шепотом,
притопами,
а
также
придумыванием
различных
фигур
или
танцевальных
движений. Учитель может предложить детям пропеть свое имя,
фамилию, рассказать о себе, придумывая мелодию, ритм; спеть
в ритме и сыграть на инструменте. Например: учитель всем
задает
вопрос
«Как
тебя
зовут?»
дети
придумывают
свои
ответы-мелодии.
Также
можно
построить
диалог
с
детьми,
предлагая
им
разные
варианты
исполнения:
вопрос
спеть
низким
голосом
(придумать
мелодию),
ответ
—
высоким;
выбрать музыкальный инструмент для высокого голоса и т. д.
Такое
начало
первых
уроков
музыки
позволяет
снять
психологический барьер и установить контакт между детьми и
учителем,
адаптироваться
к
новой
обстановке,
а
творческие
игровые задания помогают раскрепоститься ребенку на уроке.
Дети в младших классах очень
любят
сочинять
мелодии
на
п р е д л о ж е н н ы й
т е к с т .
Например: слушают небольшое
стихотворение,
проговаривают
вслух слова, придумывают интонации (если в стихотворении
несколько героев, то придумываем интонации для каждого) и
поют. Выбираем музыкальный инструмент, соответствующий
интонации;
играем
и
поем;
передаем
в
звуках
и
движении
содержание
стихотворения.
Стихотворения
для
сочинения
песенок выбираются несложные, знакомые детям. Это могут
быть
стихи
А.
Л.
Барто,
С.
Я.
Маршака,
прибаутки,
скороговорки и т. д. Очень хорошо такая работа сочетается с
развитием чувства ритма, когда детям предлагается придумать
варианты ритмического рисунка к стихотворению:
Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит!
Пых-пых, веселый вкусный пар
Из чайника летит, как шар,
А иногда из носа торчит, как знак вопроса.
Этапы и варианты работы:
•
выясняем, каким настроением проникнуто стихотворение,
проговариваем вслух текст;
•
придумываем ритм;
•
придумываем основные интонации;
•
сочиняем песню;
•
выбираем музыкальный инструмент;
•
поем и играем сочиненную песню с придуманным
инструментальным сопровождением;
•
придумываем движение
•
разыгрываем все сочинение.
С
детьми
интересно
придумывать
и
разыгрывать
маленькие спектакли, в которых они превращаются в актеров и
режиссеров.
В
первом
классе,
при
знакомстве
с
жанром
«Марш», школьники слушают «Марш деревянных солдати-
ков» П. И. Чайковского и анализируют
музыку.
Учитель
предлагает
детям
в о о б р а з и т ь
с е б я
и г р ушечными
деревянными
солдатиками.
Выясняем,
как солдатики могут двигаться. А затем
—
«разыгрываем
спектакль»:
дети
получают задание маршировать только в середине пьесы, а в 1 и
3 частях «солдатик» придумывает движения.
Варианты
движений
могут
быть
разными
(каждый
ребенок
придумывает свое). Главное: дети должны внимательно слушать
музыку, чтобы маршировать не постоянно, а только в средней
части произведения.
По
движениям
«солдатика»
можно
придумать
название
«спектакля». Аналогично может проводиться работа с другими
произведениями.
Включение
музыкально-пластической
импровизации
способствует
лучшему
восприятию
музыки,
развитию
чувства
формы
(двухчастная,
трехчастная
формы),
более глубокому восприятию характера музыки.
Пение
несложных
мотивов
разного
характера
(в
жанре
марша,
разных
танцев)
в
сопровождении
музыкальных
инструментов
и
движение
помогают
лучше
почувствовать
жанровые особенности музыки.
Включение в урок вокальной импровизации и музыкально-
пластической деятельности помогает почувствовать и передать
образ
в
музыке.
Например,
рисуем
в
звуках
образ
Весны:
«Сначала земли коснулся один солнечный лучик (дети поют
один звук), затем второй лучик, третий (добавляются новый
звуки), и, наконец, вся земля стала согреваться под солнечными
лучами (каждый ребенок придумывает свою красивую мелодию
и исполняют все одновременно). С началом звучания музыки
(«Полдень»
Й.
Гайдна)
дети
изображают
распускающиеся
цветы и начинают двигаться, кто как хочет, изображая птиц,
бабочек и т. д. Важно воссоздать характер музыкального образа
в пластическом воплощении.
Следующий
этап
—
«сочинение
балета».
Д ети
превращаются в артистов балета и балетмейстеров («Утро» Э.
Грига).
Сначала
каждый
сочиняет
свои
движения,
а
затем
придумываем сюжет и распределяем роли. «Игра в балет или
оперу» помогает лучше усвоить в дальнейшем эти сложные
жанры.
Знание сказок и стихотворений
создает
основу
для
творческих
заданий
и
музыкальных
игр
на
уроке.
Восприятие
художественно
ценных
произведений
обогащает
слуховые впечатления и стимулирует
заинтересованное отношение к музыке. А сочинение сказок и
музыкальных
историй
самими
детьми
на
уроках
помогает
развивать
воображение,
делать
урок
эмоциона льно
насыщенным и интересным. Например, знакомясь с тембрами
музыкальных инструментов, дети, слушают музыку (в данном
случае фрагмент «Кампанеллы» Ф. Листа) и, анализируя ее,
придумывают историю о колокольчике, который знакомился с
разными
инструмент ами.
Под
музыку
кол о кол ьч и к
«разговаривает» с инструментами и знакомится с их голосами.
Каждый
инструмент
придумывает
свою
мелодию
или
ритм.
Такие
творческие
задания
помогают
развитию
тембрового
слуха.
Также
для
детей
интересна
оркестровка
программных
произведений
по
слушанию,
сочинение
ритмического
аккомпанемента
к
ним,
составление
партитуры.
П р и
оркестровке произведений ребенок превращается в дирижера и,
в соответствии с характером звучания, выбирает тот или иной
музыкальный инструмент. Таким образом, учащиеся получают
представления о средствах выразительности музыки и их роли в
создании музыкального образа.
Большое значение имеют творческие задания в игре на
блокфлейтах. Для закрепления определенных навыков и умений
детям предлагается сочинение мелодий на нескольких нотах,
сочинение вступлений и заключения к песням и попевкам. Одно
задание
может
иметь
несколько
вариантов.
Например,
игра
«Сочини
мелодию»:
детям
предлагается
одна
мелодия,
но
ученик может выбрать любой вариант выполнения задания:
•
сочинить свой ритм;
•
сыграть мелодию и спеть;
•
сыграть мелодию и придумать
к ней аккомпанемент
(шумовые детские
инструменты);
•
импровизировать;
•
придумать мелодию к тексту
(текст выбирается доступный,
лучше забавный и знакомый
детям).
Творческие
задания
способствуют
более
полному
погружению в культуру не только своего народа, но и народов
мира,
лучше
почувствовать
национальные
особенности
культуры каждого народа. Например, жанр японской поэзии
«хайку».
Эти
необычные
стихотворения
можно
не
только
читать,
но
и
петь,
использовать
движения,
исполнять
в
свободном
ритме,
использовать
как
сюжет
для
игровых
действий,
сочинять
мелодии
на
блокфлейте
и
ритмический
аккомпанемент.
Творческие
задания
должны
включаться
на
уроках
систематически с первого класса и выполняться в определенной
последовательности.
По
мере
взросления
детей
творческие
задания усложняются. Творческие задания на уроках музыки
способствуют
общему
развитию,
захватывают
и
раскрывают
сферу
чувств,
играют
важную
роль
в
воспитании
и
формировании человеческой личности.
Садовская Е.Ю.