Напоминание

Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения


Автор: Никулина Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Моховская ОШ"
Населённый пункт: городской округ город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Патриотическое воспитание на уроках литературного

чтения.

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной

жизни общества и как школьный предмет остается, может быть, единственной

нравственной

опорой

,

чистым

источником

,

питающим

духовную

жизнь

людей . С первых шагов школьной жизни священное слово «Родина» прочно

входит в сознание школьника. Еще не научившись читать, первоклассники под

руководством учителя знакомятся в азбуке с рисунками и беседами о Москве, о

Кремле, о русских богатырях

Как происходит формирование нравственных убеждений?. Самым важным

компонентом этого процесса является чувства, эмоция. Именно эмоция, как

говорят

психологи,

является

пусковым

моментом,

«запускающим»

работу

воображения

у

художника.

Ведь

именно

то,

что

поразило

воображение,

старается запечатлеть художник в образе. И читатель воспринимает именно

поразивший его художественный образ. Необычное сравнение, эпитет вызывает

у

читателя

восхищение,

удивление

и

тем

самым

«запускают»

работу

воссоздающего

воображения-

и

образ

представляется

таким,

каким

его

нарисовал

автор.

«Мне

только

одного

хочется,

когда

я

пишу,

-говорил

Л.Н.Толстой:- чтобы другой человек… порадовался бы тому, чему я радуюсь,

позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я

плачу».В

рождающихся

от

соприкосновения

с

искусством

художественного

слова эмоциях уже заложено желание подражать тому, что нравится. В книгах

изображаются настоящие герои, люди, способные на поступок, цели которых

всегда благородны, которые спасают, помогают, защищают, стоят за правое

дело, такие как былинные богатыри, защитники Отечества. Художественная

литература является мощным воспитательным средством. Но просто так без

усилий

со

стороны

учителя

нравственный

потенциал

художественного

произведения не перейдет в душу ребенка. Обучение этому непростому труду

1

должно идти в системе литературного образования учащихся, начиная с 1

класса и до 11-го. Начинается эта работа в учебнике 1-го класса «Русская

азбука»

В.Г.Горецкого

буквально

со

второго

урока,

когда

дети

начинают

пересказывать русские народные сказки по картинкам и уже проводится первый

анализ, первые беседы учителя, направленные на нравственное воспитание.

Чтобы

патриотическое

воспитание

проходило

более

эффективно,

необходимо

активизировать

личностно-ориентированный,

развивающий,

индивидуально-дифференцированный

подходы

к

воспитанию

учащихся

средствами художественной литературы на уроках чтения. Это урок-диалог,

урок-исследование и др. Это усиление рефлексивного стиля управления, т.е.

соуправление,

совместное

целеполагание,

совместная

постановка

задач

,

которые заранее готовятся (пишутся на доске) и обсуждаются вместе с детьми .

Тем

самым

дети

привлекаются

к

сотрудничеству

в

построении

урока,

обсуждению

окончания

одного

вида

работы

и

перехода

на

другой.

Это

способствует поддержанию у детей мобилизированного внимания, проведению

урока в быстром темпе, развитию положительного отношения к учебному

процессу.

Фрагмент урока «Тема природы и Родины в стихах Н.М.Рубцова» (4

класс).

Цели урока:

*Познакомить

учащихся

с

творчеством

Н.М.Рубцова,

учить

читать

выразительно стихотворение « Сентябрь».

*Продолжить формирование представлений о патриотизме,

любви к

Родине , ее природе.

*Развивать умение видеть красивое.

Оборудование: Портрет поэта, музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Ход урока.

1.Организационный момент.

На доске написаны учебные задачи урока:

1. Проверка домашнего задания- выразительное чтение стихотворения

Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

2.Знакомство с поэтом Н.М.Рубцовым.

3. Первичное чтение стихотворения «Сентябрь» , диалог с автором.

2

4.Прослушивание музыкальной пьесы Чайковского «Сентябрь» из цикла

«Времена года» обсуждение впечатлений.

5.Подготовка к выразительному чтению.

6.Выразительное чтение .Обсуждение.

7.Подытоживание урока.

Учитель:

-Вас устраивает такой план работы? Или, быть может, вы хотели бы

добавить еще что-то?

Дети:

-Добавим устный рисунок!

Учитель:

-С удовольствием!(добавляет 8 пункт). Видите, сколько у нас дел, мы

должны помогать друг другу, чтобы все успеть!

Усилению самостоятельности, творчества способствуют задания, которые

предоставляют ребенку возможность свободного выбора. Например, учитель

предлагает

несколько вариантов учебной деятельности- чтение, пересказ,

разбор произведения- ученик может выбрать одно из них. Это особенно часто

применяется при обсуждении домашнего задания. Совместное целеполагание

также способствует развитию личностных качеств учащихся.

Фрагмент урока по теме «Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».(4класс).

Учитель:

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 141. Что здесь изображено?

Дети: Здесь изображены военные действия войны 1941-1945 гг

Учитель:.

-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете о чем оно?

Дети: Стихотворение называется «Лошади в океане», автор Б.А.Слуцкий.

Это стихотворение о войне и лошадях.

Учитель:

-Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Дети:

Мы

будем

знакомиться

с

автором

стихотворения

«Лошади

в

океане»,

учиться

читать

выразительно,

анализировать,

обсуждать

свои

впечатления от услышанного.

Учитель Чем бы еще вы хотели заняться на уроке?

Дети: Добавим 10 минут поэзии?

Учитель: Хорошо , добавим 10 минут поэтического творчества , после

знакомства с таким замечательным произведением вам захочется сочинить

стихи.

3

Дети очень любят сочинять свои стихи. Я ввела в уроки литературного

чтения такую форму работы как творческие мастерские. Творческая мастерская

вводится

примерно

один

раз

в

неделю,

особенно

когда

изучаются

такие

разделы

как

«Поэтическая

тетрадь».

Творческие

мастерские

проводятся

в

заключительной части урока в течении 10-15 минут. В творческих мастерских в

наибольшей степени раскрывается эмоциональный, созидательно- творческий

потенциал ребенка, накопленный в минуты общения с искусством. Мощным

воспитательным и обучающим средством выступает чтение детьми в конце

урока

написанных

на

этом

занятии

поэтических

или

прозаических

произведений.

Также

эта

работа

продолжается

на

факультативе

«Поэзия».

Встреча с живописностью и музыкой стиха, с яркой образностью находит у

ребенка глубокий отклик.

Для обогащения творческого процесса иногда на

доске пишется «копилка» ключевых слов, придуманных детьми. Дети после

таких

уроков

по

наблюдениям

учителей

становятся

душевно

тоньше,

счастливее, добрее, приветливее, дружелюбнее, искреннее – одним словом,

духовнее. А ведь глубинная духовность- неотъемлемое качество национального

характера русского человека. На таких уроках ученик творчески осмысливает

тему Родины. Он не только постигает умственно и эмоционально красоту и

поэзию Родины через чтение,

обсуждение произведений народа и русских

классиков, но и сам творчески открывает образ родной земли.

Пусть стихи

детей далеки от совершенства, но это один из путей к возрождению России и

русской культуры. Творческие мастерские проводятся как продолжение темы

урока.

Так

по

теме

урока

«Неповторимый

красочный

образ

Родины

в

стихотворении И.А.Бунина «Листопад», ученик 4 класса сочинил такие стихи:

«Как желтые кораблики

Плывут, кружатся, падают

Веселые, как зяблики

Листочки меня радуют.

Они покроют землю

Ковром шуршащим нежным

Попорхают под ногами

И затихнут безмятежно.

Потому что скоро стужа

4

Льдом покроется река

Листьев кончится игра.»

Стихи,

конечно

не

идеальные,

но

ребенок

приобщил

свою

душу

к

красивому, попытался выплеснуть эмоции, переполнявшие его,

обогатился

ценнейшим чувством, чувством любви к родной природе.

Творческая деятельность ребенка на уроке чтения неразрывно связана с

игровой.

Игровая

деятельность

младшего

школьника

на

уроке

чтения

педагогиче ски

обо снованное

средство

до стижения

успешно сти

воспитательного

процесса.

С

помощью

игр

ребенок

приобретает

новые

знания, общаясь с учителем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за

играющими , их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика

или играющего, получает много новой для себя информации. И это очень

важно

для

его

развития

как

личности.

Игра-

важное

средство

развития,

обучения и воспитания ребенка, средство живое, яркое, радостное. Ни в какой

другой

деятельности

ребенок

не

проявляет

столько

настойчивости,

целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком.

Игра

затрагивает

все

стороны

личности

ребенка

его

ум,

чувства,

воображение, волю. В игре удовлетворяются и физические и духовные его

потребности.

Использую различные литературные игры по сказкам,

поэтическим

произведениям народа и русских классиков. Это такие как : «Отгадай название

сказки», «Узнай сказку», « Доскажи словечко», «Угадай-ка!»и др.

При проведении уроков-обобщений по разделам

использовалась такая

форма

урока,

как

урок-игра

(

урок-КВН,

урок-игра

«Цветик-семицветик»,

«Поле чудес»). Обычно на уроке использовались не один, а несколько методов

и приемов преподавания литературы. Так на уроке-обобщении по теме : «Нет

на свете ничего краше, чем Родина наша» использовался метод творческого

восприятия,

эвристический

и

поисковый.

Такие

формы

работы

как

игра,

творческие мастерские, диалог и пр.

Тема: «Нет на свете ничего краше, чем Родина наша». (4 класс)

5

Цели:

Углубить

понимание

образа

Родины

у

учащихся

с

помощью

литературных произведений, представленных в разделе; Воспитывать чувство

патриотизма; Развивать творчество, мышление, память; повторить и обобщить

пройденное.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация изученного материала.

Звучит песня «С чего начинается Родина».

3.Постановка учебных задач.

Учитель. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания об изученном.

Еще раз углубить наше понимание Родины , ответить на вопрос , что есть для

человека Родина? Сопоставить как понимали образ Родины великие русские

поэты. Как бы вы хотели провести этот урок?

Дети. В виде игры.

Учитель. Хорошо. Но понятие «Родина» очень серьезная тема. Может

стоит добавить к игре еще что-то?

Дети. Добавим минутку творчества.

Учитель. Хорошо добавим минутку творчества и подведем итоги беседой.

Игра: « Мы- патриоты». Дети делятся на 3 команды.

1 конкурс. Восстановите из слов пословицы.

-без, человек, соловей, родины, без, песни, что.

-не, за, умирать, родину-мать, страшно.

-сторона, родная, чужая, мать, а, мачеха.

2 конкурс. Послушайте , что писал К.Ушинский о Родине.

-А как вы понимаете слово РОДИНА? ( устное минисочинение).

3 конкурс. «Узнай автора и название».

Командам раздаются карточки.

4.Подведение итогов игры.

5.Беседа учителя. «Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, как

дорога всем людям и нам Родина. Вы попытались в своих сочинениях выразить

свое отношение к Родине. Вы еще раз вспомнили как относились великие

русские поэты и писатели к Родине. В их стихах вы услышали гордость за

Великую Русь, восхищение красотой ее природы, боль за невзгоды и большую

чистую многогранную любовь к ней. Я думаю вы тоже хотите высказать

накопившиеся у вас чувства в стихах. Попробуйте сочинить стихи о Родине»

6.Чтение стихов. Вот некоторые из них.

6

Моя Родина-это просторы и поля,

Моя Родина- реки и леса,

Моя Родина- это моя семья,

Моя Родина-это школа и школьные друзья.

Все, чем дорожу и что люблю

Что жалею, чем радуюсь и что жду

Все тепло и свет, добро и счастье вокруг меня

Все это Родина моя.

7.Подведение итогов урока.

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в

постоянном взаимодействии с другими видами искусств. В настоящее время

диалог

искусств

становится

основой

системы

литературного

образования.

Следовательно,

обратившись

на

уроках

чтения

к

одному

из

путей

интерпретации

художественного

слова-

театрализации

эпических

произведений- можно достичь осмысления текста посредством другого вида

искусства, т.е. повысить эффективность процесса патриотического воспитания

школьников

по средством

художе ственного

слова.

Нами

б ы л и

театрализированы

сказки

«Заюшкина

избушка»,

«Каша

из

топора»,

подготовлена

и

проведена

инсценировка

по

мотивам

произведения

Н.

Заболоцкого

«Исцеление

Ильи

Муромца»

по

теме

«Постоять

в

бою

за

крестьянский люд!»

Работа в данном направлении мною проводится тринадцатый год. Для

выявления

уровня

патриотического

воспитания

детей

использую

диагностическую программу А.Н.Вырщикова, М.Б. Кусмарцева «Диагностика

патриотической

воспитанности

младшего

школьника».Результаты

видны.

Наблюдается

положительная

динамика

уровня

патриотического

воспитания

обучающихся.

7



В раздел образования