Автор: Последова Оксана Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Индустриальная СОШ
Населённый пункт: п.Индустриальный, Кашарский район
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Формирование эмоций у детей"
Раздел: среднее образование
1 (слайд) Мастер-класс на тему: «Формирование эмоций у детей»
2 (слайд) Цель:
показать формы и приёмы работы по развитию эмоциональной сферы
детей в процессе воспитания и обучения;
вести в сложный мир человеческих эмоций, чувств, настроений, помочь
прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и
дать ему словесное наименование;
научить выражать свои чувства и эмоции на смайликах;
научиться невербальному выражению чувств.
3 (слайд) Задачи:
научить понимать собственное эмоциональное состояние, выражать
свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику;
развивать навыки сотрудничества, общения.
4 (слайд) Общение детей друг с другом - это необходимое условие их
психического развития. Оно подразумевает способность не только вступить в
контакт и вести разговор.
Часто ребенок не умеет общаться, потому что не понимает внутреннего
состояния другого человека. А для того чтобы понять другого, нужно научиться
понимать себя, свои собственные переживания и чувства. Каждый человек в
жизни испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Детские
стрессы являются следствием дефицита положительных эмоций. Эмоции
ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Чувства,
которые ребенок испытывал, выражаются в его мимике, взгляде, улыбке,
нахмуренных бровях, его жестах, в интонациях его речи. О чувствах ребенка
нам говорят не только его речь, смех, улыбка, слезы, но и необычное для него
молчание или разговорчивость, возбуждение. Для маленького ребенка
характерно находиться «в плену эмоций», потому что он не может управлять
ими.
5 (слайд) Отсюда следует, что в первую очередь нужно развивать эмоции, так
как сама по себе эмоциональная сфера не развивается и научить детей управлять
ими.
Сегодня я хочу вам показать мастер - класс по формированию эмоций у
детей. В результате этого расширяется круг понимаемых эмоций, дети
становятся более способными к более глубокому пониманию себя и других
людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к
окружающим.
6 (слайд) Я вам предлагаю отправиться в «страну детства». Каждый из вас
когда- то был ребенком и у каждого есть доброе, светлое, теплое воспоминание
из детства, которое помогало вам обрести спокойствие, согревало в минуты
одиночества, потому что мир детства - это особый сказочный мир.
Отправившись туда, мы постараемся узнать, чем живет, о чём думает и что
чувствует ребенок. Забудьте на миг все свои проблемы, обиды и улыбнитесь.
Готовы к путешествию?
Для начала проведем разминку. «Я начну, а вы продолжите»:
-
Просыпаешься ты утром, а на тумбочке у тебя огромный букет живых роз,
ты…..
-
Гуляем мы по лесу, и вдруг на нас со всех сторон полетели шишки, мы….
-
Идем мы по улице, и проезжающая мимо машина забрызгала нас грязью,
мы…..
7 (слайд) Это упражнение помогает понимать свои чувства и чувства других
людей и рассказывать о них, т. е. происходит первичное знакомство с эмоциями с
помощью речи.
8 (слайд) Для ознакомления детей с другими выразительными средствами
речи (это мимика, жесты, движение) я предлагаю такое упражнение «Толстячки
и худышки».
Справа от меня овощи – худышки, слева овощи – толстушки.
Встретились толстяки и худышки. Удивились худышки: «Ах, какие вы
толстые!». Рассердились толстушки: «Не такие уж мы и толстые!». Еще больше
удивились худышки: « О, да вы еще и сердитые!». Еще больше рассердились
толстушки: « У – у – у! Мы действительно сердитые!». Сморщили нос худышки:
«Ф – фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!». Скривили губы толстушки:
«Пф! Ну и не надо!». Худышки втягивают щеки, толстушки надувают.
9 (слайд) Постепенно знания об эмоциях углубляются и расширяются. Для
этого я использую графическое изображение эмоций, т. е. работа ведется с
пиктограммами.
В сказочной стране, в которую мы с вами попали, жили эмоции. Решили
они погулять. Но для этого им нужно было познакомиться (я раздаю эмоции, но
показывать их своему напарнику нельзя). Одна эмоция спрашивает: «Ты кто? »,
а другая должна показать свою эмоцию на лице мимикой. Первая должна
определить название эмоции, затем роли меняются.
10(слайд) Упражнение «Линии». Упражнение позволяет потренироваться в
выражении своих эмоций в символической, образной форме.
Инструкция: «Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя
ничего конкретного – только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии,
грустные линии, злые линии, усталые линии, тревожные линии.
11 (слайд) Упражнение «Шурум – бурум». Водящему предлагается загадать
чувство, а затем с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося
только слово «Шурум – бурум», показать задуманное им чувство.
12 (слайд) Закрепить знания об эмоциях помогает элемент драматизации.
Он учит находить эти эмоции в художественной литературе и окружающем
мире и проявлять их с помощью театрализованной деятельности.
Принимая участие в игре – драматизации, ребенок берет на себя
определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение
эмоционального единства и соперничества с ними, и позволяет реализовать,
выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и
обогащая свой эмоционально – чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок
начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.
Способность к такой идентификации и позволяет через образы
театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт
эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образов
действий и поступков, что дает возможность детям не только глубже понять и
узнать свой внутренний мир, но и учат делать нравственный выбор.
Я предлагаю Вам поиграть.
13 (слайд) Игра – драматизация для детей младшего школьного возраста.
Музыкальная сказка «Цыпленок» Корней Иванович Чуковсковский
Действующие лица: ведущий, цыпленок, курочка (его мама), черный кот,
красивый петух, лягушка.
Ведущий: Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
( звучит быстрая музыка), (легким мелким шагом выходит Цыпленок.
Поворот головки вправо, поворот влево. На месте «пружинка», и цыпленок
садится на корточки около забора.)
Ведущий: Но цыпленок думал, что он очень большой и важно задирал
голову. Вот так:
(цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)
Ведущий: И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот
такая
(звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к
Цыпленку, гладит его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)
Ведущий: Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь со
двора. И был Черный Кот вот такой!
(звучит быстрая музыка).( Стремительно выбегает Черный Кот и гонится за
Курочкой. Оба убегают.)
Ведущий: (печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит
(таинственно): взлетел на забор красивый большой Петух. Вытянул шею и
во все горло закричал.
(Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на стул за
забором и, подняв голову, громко кричит:
Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец! (звучит быстрая музыка, но не
слишком
(Удаляется под музыку. (Цыпленок все время на него удивленно
и восхищенно смотрит, провожая взглядом).
Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и что
было силы завопил.
Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!
Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!
(Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу.)
(Звучит довольно спокойная музыка).
Ведущий: В луже сидела Лягушка.
(Лягушка выглядывает из – за забора.) Она увидела его и засмеялась.
Лягушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор.
Цыпленок плачет.)
Ведущий: Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала
его. Вот так! (Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.)
(Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)
Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. Начинается
заключительная полька. Звучит быстрая музыка.
Результатом
такой
работы
является
то,
что
дети
научившись
узнавать
эмоцию, могут определить свое эмоциональное состояние, рассказать, что они
чувствуют. А затем они перенесут эти знания на взаимоотношения с другими
людьми,
т.
е.
дети,
научившись
понимать
себя
и
других,
будут
свободно
общаться, и строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе
доброжелательности и отзывчивости.
14 (слайд) Королевой «страны детства» является ЛЮБОВЬ. В своем
сказочном ларце она хранит сокровища, которые раздает всем жителям. Эти
сокровища маленькие сердца, она их дарит и вам. Скажите, каким стало ваше
сердце, когда вы побывали в «стране детства»?
Я уверена, у вас у всех добрые, заботливые, великодушные сердца. Вы
понимаете своих детей, и своих воспитанников. И поможете стать им добрыми,
порядочными и отзывчивыми людьми.
15 (слайд) Спасибо за внимание!