Напоминание

Анализ формы песен Владимира Токи: "Чуглеп чору", «Саян–Танды кыстары»


Автор: Степанова Анастасия Павловна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ пгт Каа–хем
Населённый пункт: Республика Тыва Кызылский район пгт Каа–хем
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анализ формы песен Владимира Токи: "Чуглеп чору", «Саян–Танды кыстары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальной бюджетное учреждение дополнительного

образования Детская школа исскуств пгт Каа-хем

Методическая разработка

Анализ формы песен Владимира Токи:

"Чуглеп чору", «Саян-Танды кыстары»

Преподавателя теоретических дисциплин

МБУ ДО ДШИ пгт Каа-хем

Степановой Анастасии Павловны

Каа-хем 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:____________________________________________3

Цель и задачи работы___________________________________3

Краткий обзор творчества композитора____________________4

Анализ формы песен Вл. Токи: "Чуглеп чору",

«Саян-Танды кыстары»_______________________________6

Вывод ____________________________________________11

Список используемой литературы____________________12

Нотное приложение: ________________________________13

Введение

Творчество тувинского профессионального композитора Владимира

Салчаковича Токи

уникально в истории тувинской музыки. Композитор

сочинял во многих жанрах. Он много работал в жанре песни и романса. Его

песенный

стиль

отличается

особым

своеобразием

и

мелодичностью.

К

сожалению,

в

настоящее

время

песенное

творчество

композитора

малоизученно, поэтому меня привлекла данная тема.

Целью данной работы является анализ формы песен

"Чуглеп чору",

«Саян-Танды кыстары».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть обзор творчества композитора;

-

выполнить

анализ

песен

композитора

"Чуглеп

чору";

"Саян-Танды

кыстары"

- сделать выводы;

Материалом курсового реферата служит музыковедческая литература

разной

направленности

в

том

числе

по

анализу

музыкальных

форм;

по

творчеству композитора Вл. Токи; учебная, историческая и монографическая

литература.

Новизна курсового реферата состоит в том, что произведение

малоизученно и не изучается в курсе анализа тувинской музыки.

Структура работы:

вступительный раздел посвящен истории творчества композитора;

основной раздел посвящен анализу музыкальных произведений;

заключение

выявляет

вклад

в

развитие

данного

жанра,

в

творчестве

композитора.

Краткий обзор творчества композитора

Владимир Салчакович Тока родился 16 июня 1942 года в семье видных

государственных деятелей. Музыке братья Тока, Владимир и Виктор, учились

в недавно открытой музыкальной школе. Преподавателем по фортепиано у

Владимира была Елена Романовна Близнюк. После окончания школы братья

продолжили

свое

образование

в

Новосибирской

государственной

консерватории. После окончания консерватории, Владимир работал в родном

городе. Много сочинял и вел концертную деятельность, в том числе был

артистом симфонического оркестра. Владимир Тока как композитор прошел

стажировку в Ленинградской государственной

консерватории

им. Н.А.

Римского-Корсакова под руководством А.Д. Мнацаканяна.

Обладал импровизаторским даром и был талантливым пианистом -

исполнителем. Первыми его сочинениями являются концерт для фортепиано

с

оркестром

"Улан

Цэцэг"

(Красный

цветок"),

симфоническая

поэма

"Тувинские пейзажи".

За сорок с небольшим творческих количеством лет, им было создано

большое количество музыкальных произведений в различных жанрах. Это

симфоническая

музыка:

поэмы

"Тувинские

пейзажи",

"Ай-кыс",

"Воспоминание о прошлом" , "Мой край" , " Каа-Хем" , "Романтическая"

(памяти погибших в Туве альпинистов) , "Молодежная увертюра" , концерт

для солирующих инструментов ( фортепиано, скрипка, флейта) с оркестром ,

2 симфонии , "Таежная" , "Ноктюрн" для гобоя с оркестром и др.

Музыка к спектаклям: " Маугли", "Кровавая свадьба" Г. Лорки, рок-опера

" Ее должность - жена лесника ( либретто Е. Тановой), этно - балет "Сила

любви", а также музыка к цирковому представлению "Саянская легенда".

В камерной музыке нужно отметить: цикл прелюдий для фортепиано,

пьеса для гобоя и фортепиано " Пастушок ", три этюда для фортепиано, цикл

пьес

для

фортепиано,

пьесы

для

виолончели,

"Поэма

для

скрипки

и

фортепиано".

И наконец , песни и романсы , среди которых особенно известны и

широко исполняемы " Дуруяа" ,"Эреспей" , "Оглум-чазы". В том числе и

анализирумая мною песня " Саян-Танды кыстары".

Разумеется, это далеко не полный список произведений композитора.

В 1984 композитору было присвоено звание заслуженного артиста Тувинской

АССР , тогда же Владимир Салчакович был принят в Союз композиторов

СССР за создание "Таежной симфонии" и удостоен государственной премии

Республики Тува.

Владимира Тока по стилевой направленности творчества называют

тувинским Рахманиновым или Чайковским. Владимир Тока - один из первых

джазменов Тувы, нет числа его музыкальным обработкам и импровизациям.

Умер композитор в мае 2008 года.

Песня "Чуглеп чору"

Песня тувинского композитора Владимира Тока "Чуглеп чору"

относится

конечно

же

к

вокальному

жанру

и

имеет

запевно-припевную

безрепризную форму.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или

равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные

жанры

музыкально-драматическое

произведение,

оратория,

средние

жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые —

вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в

которых

человеческий

голос

использован

в

качестве

оркестровой

краски

(«Щелкунчик»

Петра

Ильича

Чайковского),

в

ней

участвует

голос

в

сопровождении

с

мелодией.

Жанры

вокальной

музыки:

Оперный,

О р а т о р и а л ь н ы й ,

К а м е р н ы й ,

О п е р е т т а ,

Д ж а з .

Вокальная музыка много старше инструментальной: есть все основания

полагать, что музыкальное искусство ведет свое происхождение от пения,

отсюда и его интонационная природа. При этом под вокальной музыкой

принято понимать пение со словами. В музыкальной литературе имеется

немало

примеров

использования

человеческого

голоса

в

качестве

инструмента: солирующего в вокализах, ансамблевого — в сочетаниях с

разными инструментами и даже оркестрового (ноктюрн Дебюсси «Сирены»,

«Прометей» Скрябина).

Единство слова и музыки естественно: имея общую звуковую,

разворачивающуюся во времени форму, они при этом активно дополняют

друг

друга

музыка

сообщает

словам

экспрессию,

яркую,

рельефную

интонационную выразительность (не свойственную в такой мере словесной

речи),

а

слова

сообщают

музыкальному

содержанию

конкретность,

предметность (также не свойственную музыке в такой мере).

Простейший, но изысканный аккомпанемент песни "Чуглеп-чору",

обыгрывает,

по

сути,

простую

мелодию.

На

протяжении

всей

мелодии

наблюдается ритм

четверть

с

точкой

и

восьмая.

Это

придает

мелодии

песенность, а также простоту.

В припеве тот же принцип, но благодаря мелким длительностям (восьмая,

шестнадцатая), возникает чувство ускорения темпа и конечно волнения.

В аккомпанементе в басу, начиная с первого и практически до последнего

такта идет движение триолями. Именно это, придает особый звуковой пейзаж

музыке.

Несмотря

на

то

что

музыка

должна

исполняться

спокойном

движении" ,"триоллиобразное" движение предполагает волнующий характер.

Именно ритм придает цельность произведения.

Очень своеобразна ладотональная и гармоническая основа песни.

Куплет

звучит

в

эллегическом

до-диез-миноре.

К

припеву

происходит

модуляция

в

ре-бемоль-мажор.

Это

не

случайно.

Ведь

ре-бемоль-мажору

энгармонически

равен

до-диез-мажор.

В

свою

очередь

до-диез-мажор

однименная тональность первоначальному до-диез-минору. И вообще, очень

часто встречается данная модуляция, т.е. от "мрака к свету".

Если посмотреть на содержание текста, то понятно становится почему в

начале автор взял именно эту тональность. Ведь содержание говорит нам о

внутренних чувствах автора спокойного характера. В припеве звучит ре-

бемоль-мажор. Он считается "капризным", т.к. ему присуща двойственность.

Изнемогающий

в

боли

и

одновременно

в

наслаждении.

Он

не

может

смеяться, но улыбается, он не может рыдать, но по крайней мере изображает

гримасу плача. В этом тоне можно выражать лишь странные характеры и

ощущения. Очень много сказал автор тональным планом. Именно в припеве

содержится

кульминационный

момент,

что

и

характеризует

смысл

этого

сочинения автора.

"Триолливидный" басовый аккорд в куплете обыгрывает малый

минорный

септаккорд. Отсюда

особый

характер

звучания

септаккорда

"мерцающий,

мажоро-минорный",

здесь

уже

видим

предпосылки

двойственных чувств автора, которые в припеве утверждаются в тональность

ре-бемоль-мажор.

Также, считается, что минорные септаккорды звучат мягче простых

минорных аккордов, и имеют характерную джазовую окраску. Это вторая

немаловажная черта композитора. Не только в нашем произведении В.Тока

применяет джазовые ритмы и аккорды в своей музыке. Это характеризует его

современность музыки - музыки 20 века.

Прослеживается много «квартовых ходов», именно параллельные

кварты.

Для

Вл.

Токи

типичны

данные

обороты.

Это

придает

музыке

национальный

колорит.

Присутствует

«острая

гармония».

А

точнее

расщепленная квинта и увеличенное трезвучие. В мелодии первого периода

автор избегает прямых ходов на малую секунду.

Что касается второго периода, он более ясен в гармоническом

отношении. Но мелодия второго периода строится на пентатонике.

Фактура же представляет собой не замысловатую монофоническую

основу,

что

свойственно

жанру

песни.

Это музыкальный склад, главным

фактурным

признаком

которого

является

одноголосие

с

сопровождением

гармонических функций.

Конечно же и динамика соответствует характеру содержания песни.

Начиная

с piano,

к

припеву

мы

приходим

к forte,

развивая crecч

к

кульминации и заканчивая припев на forte.

Запев песни написан в удобной тесситуре для широкого круга

исполнителей. Припев же исполняется в высокой тесситуре.

Куплет состоит из периода. Период в свою очередь из двух

предложений, каждое из которых содержит по восемь тактов, итого 16 тактов

плюс

2

такта

вступления.

Припев

состоит

из

периода.

Период

припева

содержит два предложения, в каждом по четыре такта . Итого в припеве 8

тактов плюс 1 такт дополнение , как заключение.

Таким образом песня представляет собой простую двухчастную

форму, с разомкнутым периодом в первой части, т.к. второе предложение

первого

периода

заканчивается

на

доминантовой

гармонии.

Строение

периодов квадратное. В припеве содержится 8 тактов, но засчет репризы

количество тактов удваивается и образуется квадратное строение.

А - cis moll + В

-

Des dur (Cis-dur)

(

а + b ) (a + a

1

)

8т 8т 4т 4т

(D-гармония)

(разомкнутый)

cis-moll Cis-dur

Песня «Саян-Танды кыстары»

Песня «Саян-Танды кыстары» относится к простой двухчастной форме.

Написана в вальсовом жанре. Имеет запевно-припевную структуру. Обе части

строятся из замкнутых, однотональных периодов квадратного строения.

Состоит из двух предложений. Характерной гармонической особенностью

является использование натуральной доминанты. Это придает особую

«мягкость» музыке. Это классический пример простой двухчастной формы.

g-moll

вст. А + В(d

нат.

)

(а + b) (а + b)

8т 8т 8т 8т 8т

Вывод

Проявление в произведениях, богатства субъективного внутреннего мира

и

то н ко с т ь

эм о ц и о н а л ь н ы х

п е р е ж и ва н и й ,

от р а ж а ю щ и хс я

в

индивидуализации

музыкальных

образов,

опоры

на

вечные

ценности

объективной реальности: природу и любви в творчестве. Демократизация

слушательской

аудитории

и

в

связи

с

этим

поиск

и

развитие

средств

доходчивости

в

восприятии

музыки.

Роль

звукоизобразительности,

картинности, яркости музыкальных образов как компенсация усложнения

музыкального

языка

(новые

краски

гармонии,

тональных

соотношений,

тембров,

акустические

феномены

в

фактуре,

и

подвижной

изменчивости

образа в развитии.

Список используемой литературы

1. Композиторы Тувы: библиогр. указ. Ч.1. Композиторы и музыковеды/ НБ

им.

А.С.

Пушкина

Респ.Тува,

отдел

литературы

по

искусству

;

сост.:

Т.В.Багудинова, Е.Ю. Шабаева.- Кызыл, 2007,- 116 с.

2. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до

наших дней: исследование/Е.К.Карелина; Московская гос. консерватория им.

П.И.

Чайковского;

науч.

ред.

док.

иск.

В.Н.

Юнусова.

-

М.:

Изд-во

" Композитор", 2009. - 552с.:нот.,ил.

3. Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной

музыки. М.: ВЛАДОС, 2003.

4.

Гусакова

В.

Музыкальный

метр

и

синтаксис

в

связи

с

временной

организацией текста. 1992.

5. Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986.

7. Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений. Л.: Музыка, 1988.

8.Способин И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984.

9.Тюлин Ю. и др. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974.

10. Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.

приложение

«Чуглеп чору»

запев:

Ында хаая дужуп келгеш, удур коржуп,

Ырактан-на мендилежип эрте бээр бис.

Узун дунну эскербейн баар болчагга дег,

Ужуралга ужуралга сеткил ооруур.

припев:

Хунден хунче улай сактып хулумзуруп,

Кузелимге бо-ла чуруп, эргеленип,

Чырык черде сени бар - деп билир болгаш,

Шыдал-кужум тура-соруум улам куштуг.

«Саян-Танды кыстары»

запев:

Саян-Танды кыстарынын чаагы Кызыл, сыны хону

Уян часдег, хулумзуру уйгу душке чырып кепир.

припев:

Черде, дээрде судал тудуш, чечек телген чараш

Чечек телген кыстар чараш.

Перевод

"Берегу тебя"

куплет:

Я радуюсь тому, когда тебя увидев , издалека киваю головою.

С улыбкой вспоминаю я, как ночи напролет мы проводили.

припев:

День за днем радуюсь, улыбаюсь.

В мыслях рисую свои желания.

И радуюсь о том, что ты есть на этом свете.

Зная, что ты есть, я становлюсь сильнее духом

«Девушки Саян»

запев:

У девушек Саян щеки красные

Стан , как у весны.

Лица во сне сияют улыбками.

прпев:

На земле и на небе

Бьется сердце мое

Цветут красивые девушки – 2 р.



В раздел образования