Автор: Маслова Любовь Вячеславовна
Должность: директор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО БР ЦДО
Населённый пункт: город Билибино, Чукотский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Технология ИФО"
Раздел: дополнительное образование
Семинар-практикум
«Технология ИФО в системе дополнительного образования»
ЦЕЛЬ: моделирование игровых форм обучения
Задачи:
•
Теоретическое
обоснование
понятий
«педагогическая
технология»,
«игровая
форма
обучения», «модель игры»;
• Объяснение технологического процесса создания модели ИФО;
• Практическое вычленение приемов моделирования;
• Создание конкретной новой модели ИФО.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ:
• Лаборатория нерешенных проблем \ЛНП\;
• Брейнсторминг;
• Лекция;
• Диалог с соотнесенной оценкой.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:
1. Стартовая беседа.
2. Лекция (Общая теория игры. Формы игры. Общая
классификация
игры.
Имитационные
игры.
Символические
игры.
Дидактические
игры.
Роль
ИФО).
3. Лаборатория нерешенных проблем:
• деление на МИГ;
• инструкция;
• работа МИГ:
- изучение данных моделей ИФО;
- анализ данных моделей ИФО по схеме: педагогические возможности—недостатки—
конструктивные предложения (повышение эффективности);
- выступления МИГ.
4. Брейнсторминг:
• работа МИГ по схеме: - название—масштаб—возраст—педагогические возможности
—сюжет—эффективность;
• «генераторы идей»;
• «аналитики».
5 Подведение итогов:
• диалог с соотнесенной оценкой:
- выступления групп «по солнышку»;
- оценка: приемлемо—оригинально—педагогически верно.
• цветопись:
Красный—с пользой для себя;
Зеленый—можно использовать в работе;
Синий—зря потраченное время.
Педагогическая технология ИФО
Одной
из
фундаментальных
проблем
дидактики
является
проблемы
игры.
Многолетний опыт игр человека и самого человечества в целом формируют особую
ценность игры в обучении.
Практическая ценность игрового обучения «обеспечена» многовековым опытом
самостоятельной игры человека и человечества, начиная с умственного развития в яслях и
заканчивая программами ускоренной подготовки во всех сферах управления, бизнеса и
культуры в развитых странах.
КАК НАМ ВОПЛОТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ИГРУ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
ИФО—игровая форма обучения. Применение ИФО в образовательной системе выросло
сейчас
из
предмета
научных
дискуссий
в
наиболее
перспективное
направление
активизации учебного процесса 21 века.
По
вопросам
теории
и
практики
игры
имеются
солидные
работы
известных
отечественных и зарубежных психологов, социологов и педагогов:
Иохан Хейзенги «Человек играющий»
Давид Эльконин «Психология игры»
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»
Вместе
с
тем,
приходится
констатировать,
что
теоретические
аспекты
практического
обучения
при
помощи
игр,
имитаций
и
моделирований
недостаточно
изучение как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Четко
и
достаточно
обоснованной
классификации
игр
в
психолого-педагогической
литературе нет.
Цель педагогической технологии вообще, и технологии учебной игры в частности,
является
практическое
осуществление
педагогической
теории
и
получения
в
педагогическом процессе заранее намеченных результатов.
Применительно
к
нам—это,
в
первую
очередь,
развитие
творческих возможностей каждого ребенка, формирование
их
собственной
активности
(естественной
инициативы)
и
всего
того,
что
непосредственно
отвечает
интересам
личности и общества.
Педагогическая технология, технология ИФО—есть
конкретный
способ
реализации
педагогической
истины
в
каждом,
конкретном
учебном
материале,
на
конкретном
учебном занятии.
Технология
любой
игры,
есть
ничто
иное,
как
сложнейший
процесс
одновременного
применения
педагогических,
психологических,
социальных
и
других
знаний данных отраслей человековедческих наук.
Развитие педагогической техники ИФО позволяет целенаправленно проактировать
и изготовлять инструментарий учебного процесса, без которого невозможно получить те
или иные ожидаемые результаты.
Игра есть специально организованная деятельность, в которой игроки преследуют
единую
цель,
исходя
из
одинаковых
начальных
условий,
действуя
идентичными
средствами,
соблюдая
эквивалентные
правила
и
добиваются
при
этом
строго
фиксированных результатов, по которым ведется соревнование, оцениваются личностный
и общественный успех.
Сфера
игровой
деятельности
охватывает
огромные
пространства
идеального,
духовного
и
материального
миров.
Можно
выделить
основные
отрасли
реальной
человеческой деятельности, в которых игра нашла самое широкое применение:
• военное дело;
• музыка, театр, кино, видеоигры;
• спорт;
• бизнес;
• политика;
• развлечение, игорный бизнес;
• педагогика, психология.
В сфере ИД каждая игра имеет свое имя и время. Можно выделить семь организационных
форм ИД (по количеству участников):
1. Индивидуальная (игра человека с самим собой: с мячом, на рояле, в «шлеме», танец и
т.д.);
2. Одиночная (деятельность одного игрока в системе имитационных моделей: решение
шахматных задач, видеоигры, игры с домашними животными и т.д.);
3. Парная (игра одного человека с другим, как правило, в обстановке соревнования);
4. Групповая (игра трех и более соперников, преследующих одну и ту же цель: карты,
телевикторины и пр.)
5. Коллективная (групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками
заменяют команды соперников: футбол, военные игры, ДИ, игра оркестра, спектакль, кино
и пр.);
6.
Массовая
(тиражированная
одиночная
игра,
общую
цель
которой
одновременно
преследуют миллионы людей—спортлото);
7.
Планетарная
(игровые
виды
спорта
в
программе
Олимпийских
игр,
глобальные
компьютерные игры).
Классифицировать ИД человека—это значит совершить еще один подвиг Геракла в теории
игр.
В 1978-1980 гг. была принята общая классификация игр, которая была расширена в 1990-
1993 гг.
ИГРА: тип—род—класс—вид.
Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди,
студенты и школьники учатся уму-разуму, играют, как малые дети, интересно и весело в
законы и формулы, войну и мир, большой и малый бизнес, словом, в жизнь.
В
этом
нет
ничего
удивительного,
ведь
«игра
есть
адекватная
технология
актуальной подготовки к будущему...»
Разработка и проведение учебных игр:
• имитационные;
• символические;
• дидактические;
• абстрактные;
• др. их разновидности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истинное учение есть всегда повторение пути познания (опыта) в виде адекватной
деятельности, именно в этом утверждении заключен весь смысл ИФО. Играя, повторяя
«следы»
познания,
а
не
зазубривая,
как
говорят,
сами
школьники,
только
конечные
результаты познания в виде готовых знаний, которые «не имеют для нас такого важного
значения, как для ученых, которые нашли и подарили нам эти знания».
Педагогической
аксиомой
является
положение,
согласно
которому
к
развитию
интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и
ответственности
детей
и
подростков
может
привести
только
предоставление
им
подлинной свободы действий в обучении, вовлечении их в такую деятельность, в которой
они не только поняли бы и проверили то, что им предлагают в качестве объекта усвоения,
но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как гражданина,
как специалиста, как делового человека в изначальной степени зависит от их собственных
усилий и решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в педагогической
практике является ИФО.
Таким образом, учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой
деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности
и значимости в условиях самосостязательности или соревнования с соперниками.
Каждая
игра
несет
в
себе
большое
число
модификаций,
а
также
стимул
к
конструированию, к творческим исканиям, как в учебно-познавательной деятельности
педагога, так и его воспитанников. Кроме того, игры «живой социальной, коллективный
опыт ребенка, … величайшая школа социального опыта», - писал Л.С.Выготский, и,
необходимо добавить школа радости.
Учебные игры позволяют и педагогу, и воспитаннику стать творцами успеха в
обучении, стать ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.