Напоминание

"Технология ИФО"


Автор: Маслова Любовь Вячеславовна
Должность: директор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО БР ЦДО
Населённый пункт: город Билибино, Чукотский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Технология ИФО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семинар-практикум

«Технология ИФО в системе дополнительного образования»

ЦЕЛЬ: моделирование игровых форм обучения

Задачи:

Теоретическое

обоснование

понятий

«педагогическая

технология»,

«игровая

форма

обучения», «модель игры»;

• Объяснение технологического процесса создания модели ИФО;

• Практическое вычленение приемов моделирования;

• Создание конкретной новой модели ИФО.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ:

• Лаборатория нерешенных проблем \ЛНП\;

• Брейнсторминг;

• Лекция;

• Диалог с соотнесенной оценкой.

ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА:

1. Стартовая беседа.

2. Лекция (Общая теория игры. Формы игры. Общая

классификация

игры.

Имитационные

игры.

Символические

игры.

Дидактические

игры.

Роль

ИФО).

3. Лаборатория нерешенных проблем:

• деление на МИГ;

• инструкция;

• работа МИГ:

- изучение данных моделей ИФО;

- анализ данных моделей ИФО по схеме: педагогические возможности—недостатки—

конструктивные предложения (повышение эффективности);

- выступления МИГ.

4. Брейнсторминг:

• работа МИГ по схеме: - название—масштаб—возраст—педагогические возможности

—сюжет—эффективность;

• «генераторы идей»;

• «аналитики».

5 Подведение итогов:

• диалог с соотнесенной оценкой:

- выступления групп «по солнышку»;

- оценка: приемлемо—оригинально—педагогически верно.

• цветопись:

Красный—с пользой для себя;

Зеленый—можно использовать в работе;

Синий—зря потраченное время.

Педагогическая технология ИФО

Одной

из

фундаментальных

проблем

дидактики

является

проблемы

игры.

Многолетний опыт игр человека и самого человечества в целом формируют особую

ценность игры в обучении.

Практическая ценность игрового обучения «обеспечена» многовековым опытом

самостоятельной игры человека и человечества, начиная с умственного развития в яслях и

заканчивая программами ускоренной подготовки во всех сферах управления, бизнеса и

культуры в развитых странах.

КАК НАМ ВОПЛОТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ИГРУ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?

ИФО—игровая форма обучения. Применение ИФО в образовательной системе выросло

сейчас

из

предмета

научных

дискуссий

в

наиболее

перспективное

направление

активизации учебного процесса 21 века.

По

вопросам

теории

и

практики

игры

имеются

солидные

работы

известных

отечественных и зарубежных психологов, социологов и педагогов:

Иохан Хейзенги «Человек играющий»

Давид Эльконин «Психология игры»

Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Вместе

с

тем,

приходится

констатировать,

что

теоретические

аспекты

практического

обучения

при

помощи

игр,

имитаций

и

моделирований

недостаточно

изучение как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Четко

и

достаточно

обоснованной

классификации

игр

в

психолого-педагогической

литературе нет.

Цель педагогической технологии вообще, и технологии учебной игры в частности,

является

практическое

осуществление

педагогической

теории

и

получения

в

педагогическом процессе заранее намеченных результатов.

Применительно

к

нам—это,

в

первую

очередь,

развитие

творческих возможностей каждого ребенка, формирование

их

собственной

активности

(естественной

инициативы)

и

всего

того,

что

непосредственно

отвечает

интересам

личности и общества.

Педагогическая технология, технология ИФО—есть

конкретный

способ

реализации

педагогической

истины

в

каждом,

конкретном

учебном

материале,

на

конкретном

учебном занятии.

Технология

любой

игры,

есть

ничто

иное,

как

сложнейший

процесс

одновременного

применения

педагогических,

психологических,

социальных

и

других

знаний данных отраслей человековедческих наук.

Развитие педагогической техники ИФО позволяет целенаправленно проактировать

и изготовлять инструментарий учебного процесса, без которого невозможно получить те

или иные ожидаемые результаты.

Игра есть специально организованная деятельность, в которой игроки преследуют

единую

цель,

исходя

из

одинаковых

начальных

условий,

действуя

идентичными

средствами,

соблюдая

эквивалентные

правила

и

добиваются

при

этом

строго

фиксированных результатов, по которым ведется соревнование, оцениваются личностный

и общественный успех.

Сфера

игровой

деятельности

охватывает

огромные

пространства

идеального,

духовного

и

материального

миров.

Можно

выделить

основные

отрасли

реальной

человеческой деятельности, в которых игра нашла самое широкое применение:

• военное дело;

• музыка, театр, кино, видеоигры;

• спорт;

• бизнес;

• политика;

• развлечение, игорный бизнес;

• педагогика, психология.

В сфере ИД каждая игра имеет свое имя и время. Можно выделить семь организационных

форм ИД (по количеству участников):

1. Индивидуальная (игра человека с самим собой: с мячом, на рояле, в «шлеме», танец и

т.д.);

2. Одиночная (деятельность одного игрока в системе имитационных моделей: решение

шахматных задач, видеоигры, игры с домашними животными и т.д.);

3. Парная (игра одного человека с другим, как правило, в обстановке соревнования);

4. Групповая (игра трех и более соперников, преследующих одну и ту же цель: карты,

телевикторины и пр.)

5. Коллективная (групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками

заменяют команды соперников: футбол, военные игры, ДИ, игра оркестра, спектакль, кино

и пр.);

6.

Массовая

(тиражированная

одиночная

игра,

общую

цель

которой

одновременно

преследуют миллионы людей—спортлото);

7.

Планетарная

(игровые

виды

спорта

в

программе

Олимпийских

игр,

глобальные

компьютерные игры).

Классифицировать ИД человека—это значит совершить еще один подвиг Геракла в теории

игр.

В 1978-1980 гг. была принята общая классификация игр, которая была расширена в 1990-

1993 гг.

ИГРА: тип—род—класс—вид.

Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди,

студенты и школьники учатся уму-разуму, играют, как малые дети, интересно и весело в

законы и формулы, войну и мир, большой и малый бизнес, словом, в жизнь.

В

этом

нет

ничего

удивительного,

ведь

«игра

есть

адекватная

технология

актуальной подготовки к будущему...»

Разработка и проведение учебных игр:

• имитационные;

• символические;

• дидактические;

• абстрактные;

• др. их разновидности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Истинное учение есть всегда повторение пути познания (опыта) в виде адекватной

деятельности, именно в этом утверждении заключен весь смысл ИФО. Играя, повторяя

«следы»

познания,

а

не

зазубривая,

как

говорят,

сами

школьники,

только

конечные

результаты познания в виде готовых знаний, которые «не имеют для нас такого важного

значения, как для ученых, которые нашли и подарили нам эти знания».

Педагогической

аксиомой

является

положение,

согласно

которому

к

развитию

интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и

ответственности

детей

и

подростков

может

привести

только

предоставление

им

подлинной свободы действий в обучении, вовлечении их в такую деятельность, в которой

они не только поняли бы и проверили то, что им предлагают в качестве объекта усвоения,

но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как гражданина,

как специалиста, как делового человека в изначальной степени зависит от их собственных

усилий и решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в педагогической

практике является ИФО.

Таким образом, учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой

деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности

и значимости в условиях самосостязательности или соревнования с соперниками.

Каждая

игра

несет

в

себе

большое

число

модификаций,

а

также

стимул

к

конструированию, к творческим исканиям, как в учебно-познавательной деятельности

педагога, так и его воспитанников. Кроме того, игры «живой социальной, коллективный

опыт ребенка, … величайшая школа социального опыта», - писал Л.С.Выготский, и,

необходимо добавить школа радости.

Учебные игры позволяют и педагогу, и воспитаннику стать творцами успеха в

обучении, стать ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.



В раздел образования