Напоминание

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Мушкет Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 26 Василеостровского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель-Мушкет Анастасия Викторовна.

На сегодняшний день в исследованиях различных авторов достаточно

широко

и

полно

представлен

качественный

и

количественный

анализ

особенностей

овладения

лексического

компонентами

оформления

высказывания.

Согласно

данным

исследований

О.В.

Правдиной

развитие

словаря происходит достаточно быстро в количественном отношении, так и в

качественном [5].

Первый год жизни ребенка, по сути, является подготовительным этапом к

овладению

речью.

В

течение

первого

полугодия

у

малыша

развивается

зрительное

и

слуховое

сосредоточение.

Он

внимательно

прислушивается

к

звукам

речи,

ищет

и

сосредотачивает

свое

внимание

на

источнике

звука.

Развивается

понимание

речи.

В

процессе

гуления

и

лепета

идет

активное

развитие

артикуляционного

аппарата.

Второе

полугодие

отмечается

возникновением лепета, в котором уже можно различить некие повторяющиеся

звуковые сочетания, которые связаны зачастую с действиями малыша. Обычно

лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.

Ближе к концу первого года он уже понимает порядка 10-20 слов, которые

произносят взрослые, хотя сам малыш произносит одно или же несколько слов,

которые сходны по звучанию со словами взрослых. С возникновением первых

слов начинается уже новый этап в его психическом развитии. Период между

младенчеством и ранним детством характеризуется кризисом первого года.

Главное

его

приобретение

это

своеобразная

детская

речь,

которую

Л.С.

Выготский называл «автономной» [2]. Она в значительной степени отличается

от речи взрослых, как по звуковой форме (фонетическому строению), так и по

смыслу

(семантическая

сторона).

Порой

детские

слова

могут

по

своему

звучанию напоминать «взрослые», а порой сильно отличаться от них. Также в

речи встречаются слова-искажения, слова-обрывки слов, слова, не похожие на

соответствующие слова взрослых, тем не менее, сохраняющие их ритмический

и фонетический рисунок и звукоподражательные слова.

Речь малыша к концу второго года жизни, несмотря на то, что становится

основным средством общения, все еще далека от совершенства. В этом возрасте

ребенок

понимает

почти

все

слова,

произносимые

взрослыми,

называет

окружающие

его

предметы,

начинает

понимать

объяснения

взрослого

относительно совместных действий. В 2-3 года появляется понимание речи-

рассказа. Легче воспринимаются и понимаются рассказы, которые касаются

окружающих ребенка явлений и вещей.

На протяжении третьего года жизни у ребенка происходит интенсивное

накопление словаря. У детей отмечается большая склонность к подражанию,

что выступает благоприятным фактором для развития у него активной речи. В

этот

период

непрерывно

идет

процесс

увеличения

активного

и

пассивного

словарей, и если в 2 года словарный запас у ребенка составляет порядка 250-300

слов, то в 3 года – уже порядка 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдается

неправильность

в

произношении

ряда

слов,

особенно

длинных

и

малознакомых; сокращение слов; перестановка в слове звуков; пропуски в слове

звуков. Порой дети, дабы избежать стечения согласных звуков, самостоятельно

добавляют дополнительные согласные, которые со временем исчезают из их

речи. Активный словарь в этом возрасте достигает 1000-1500 слов.

Активный словарь к четырем годам достигает уже порядка 2000 слов. В

нем уменьшается количество пропусков, перестановок, сокращений, появляется

образование слов по аналогии. Также у детей отмечается заметное улучшение

произношения, речь становится более отчетливой. Они правильно называют и

хорошо

знают

предметы

ближайшего

окружения.

Проявляются

зачатки

монологической речи. Все чаще и чаще инициатива к общению исходит от

ребенка. Но в основном речь детей все еще носит ситуативный характер, она

недостаточно точна в грамматическом и словарном отношениях [6].

Речевая активность детей к пяти годам значительно возрастает, а запас

слов достигает 3000 слов. Все чаще и чаще они задают вопросы взрослым.

Происходит

овладение

монологической

речью.

Отмечается

рост

активного

словаря, употребления предложений с более сложной структурой. В активном

словаре возникают обобщающие слова. Дети правильно называют широкий

круг предметов из домашнего обихода. Одновременно с процессом накопления

слов

идет

процесс

качественного

усовершенствования

их

произношения.

Практически не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Хотя они

все еще могут возникать в некоторых трудных или малознакомых словах [1].

Словарный запас шестилетнего дошкольника включает в себя все части

речи и составляет порядка 4000 слов. По мере роста словаря развивается и

понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны

речи, они постепенно овладевают ее образными элементами. Так, если младшие

дошкольники

зачастую

употребляют

существительные

и

глаголы,

которые

обозначают предметы ближайшего окружения, их действие или состояние, то в

старшем дошкольном возрасте уже возникает стремление использовать в своей

речи

некоторые

средства

выразительности,

такие

как

эпитеты,

метафоры,

сравнения [4].

Ближе к концу шестого года дошкольник достигает достаточно высокого

уровня речевого развития. Он правильно произносит все звуки из родного

языка, ясно и отчетливо произносит слова, имеет достаточный для свободного

общения

словарный

запас,

а

его

высказывания

становятся

выразительней,

содержательней и точней.

К

этому

моменту,

дети

преодолевают

тенденцию

«склеивания»

антонимических

шкал

параметрических

и

каче ственно-оценочных

прилагательных, которые характерны для младших дошкольников. Уже на базе

антонимических шкал происходит формирование синонимов. По утверждениям

В.И.

Ядэшко,

в

самостоятельных

высказываниях

детей

6

лет,

может

присутствовать до 5 однородных признаков предмета, которые характеризуют

не только конкретные признаки описываемого предмета, но и отвлеченные,

указывающие на качество, состояние, принадлежность [8].

С другой стороны, практический опыт показывает, что использование

средств языковой выразительности дошкольниками одного возраста может быть

неодинаковым,

поскольку

в

стихийном

опыте

выразительность

речи

практически

не

формируется.

Своевременное

освоение

с ред с т в

выразительности зависит, от помощи со стороны взрослых, а также в создании

нужных

условий.

В

связи

с

этим,

обогащение

словаря

дошкольников,

его

закрепление и активизация занимает в общей системе речевой работы в ДОУ

важное

ме сто.

Это

является

вполне

закономерным,

п о с кол ь ку

совершенствование речевого общения немыслимо без расширения словарного

запаса

дошкольника.

Кроме

того,

без

усвоения

новых

слов

ребенком

невозможно

осуществить

развитие

у

него

понятийного

мышления

и

познавательное развитие [7].

Работа над развитием словаря у детей, посещающих ДОУ, традиционно

проводится

на

занятиях

по

развитию

речи

и

предполагает

использование

заданий по следующим направлениям:

1)

расширение

объема

словаря

параллельно

с

расширением

представлений

об

окружающей

действительности,

формирование

познавательной деятельности (мышления, памяти, восприятия, внимания и др.);

2) знакомство детей с новыми словами, введение в пассивный и активный

словарь новых слов;

3) уточнение значений слов;

4) развитие антонимии и синонимии;

5)

совершенствование

процессов

поиска

слова,

перевода

слова

из

пассивного в активный словарь;

6) перевод слов, имеющихся у ребенка, из пассивного словаря в активный

(активизация слов в самостоятельной речи);

7)

отработка

навыков

группировки

слов,

организации

семантических

полей, установления связей между словами.

В

ходе

проведения

занятий

важно

использовать

индивидуально-

ориентированные наглядные пособия, а именно:

1) предметы окружающей обстановки;

2) демонстрационные изобразительные пособия;

3) игрушки;

4) изображения предметов по изучаемой теме (тематические картинки);

5)

мнемодорожки

и

мнемотаблицы

(графическая

схема,

имеющая

определенный ситуационный смысл и несущая в себе некую информацию).

Наглядность должна использоваться на протяжении всего задания. Так,

например,

детям

следует

предложить

рассмотреть

пособия,

сравнить,

классифицировать,

подобрать

сходные

и

различные

(противоположные)

объекты, дать ответы на вопросы с опорой на картинки и предметы, построить

предложения по картинкам и т.д.

Формирование

лексики

у

дошкольников

должно

осуществляться

в

единстве с развитием других компонентов языковой системы. В частности, в

содержание занятий должны включаться задания на словообразование, целью

которых

является

уточнение

структуры

значения

слов,

закрепление

связей

между словами. Кроме того, формирование лексики должно осуществляться в

тесной

взаимосвязи

с

развитием

мыслительных

операций

(классификации,

анализа, синтеза, обобщения), а также внимания и памяти.

Естественно,

что

дошкольным

возрастом

не

заканчивается

процесс

овладения речью. Обогащение словаря ребенка, развитие его грамматически

правильной речи, совершенствование умения с помощью речи выражать свои

мысли,

выразительно

и

интересно

передавать

содержание

художественного

произведения будет происходить, как в последующие школьные годы, так и на

протяжении всей его жизни.

Список литературы:

1 Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр

в структуре семантического поля. // Логопед. – 2016. – № 4. – С. 4-25.

2

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

3

Ефименкова

Л.Н.

Формирование

речи

у

дошкольников.

М.: Просвещение, 2015. – 112 с.

4

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. –

М.: Росмэн, 2016. – 160 с.

5

Правдина О. В. Логопедия. М.: Просвещение, 2073. – 272 с.

6

Цейтлин С.Н. К вопросу о современных подходах к изучению детской

речи. // Логопед в детском саду. – 2006. – №4.- С.8-12.

7

Шашкина

Г.Р.

Логопедическая

работа

с

дошкольниками

М.: Академия, 2003. – 240 с.

8

Я д э шко

В .И .,

С охин

Ф.А .

Дошкольна я

пед а гогика .

М.: Просвещение, 2014. – 166 с.



В раздел образования