Автор: Мушкет Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 26 Василеостровского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель-Мушкет Анастасия Викторовна.
На сегодняшний день в исследованиях различных авторов достаточно
широко
и
полно
представлен
качественный
и
количественный
анализ
особенностей
овладения
лексического
компонентами
оформления
высказывания.
Согласно
данным
исследований
О.В.
Правдиной
развитие
словаря происходит достаточно быстро в количественном отношении, так и в
качественном [5].
Первый год жизни ребенка, по сути, является подготовительным этапом к
овладению
речью.
В
течение
первого
полугодия
у
малыша
развивается
зрительное
и
слуховое
сосредоточение.
Он
внимательно
прислушивается
к
звукам
речи,
ищет
и
сосредотачивает
свое
внимание
на
источнике
звука.
Развивается
понимание
речи.
В
процессе
гуления
и
лепета
идет
активное
развитие
артикуляционного
аппарата.
Второе
полугодие
отмечается
возникновением лепета, в котором уже можно различить некие повторяющиеся
звуковые сочетания, которые связаны зачастую с действиями малыша. Обычно
лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.
Ближе к концу первого года он уже понимает порядка 10-20 слов, которые
произносят взрослые, хотя сам малыш произносит одно или же несколько слов,
которые сходны по звучанию со словами взрослых. С возникновением первых
слов начинается уже новый этап в его психическом развитии. Период между
младенчеством и ранним детством характеризуется кризисом первого года.
Главное
его
приобретение
–
это
своеобразная
детская
речь,
которую
Л.С.
Выготский называл «автономной» [2]. Она в значительной степени отличается
от речи взрослых, как по звуковой форме (фонетическому строению), так и по
смыслу
(семантическая
сторона).
Порой
детские
слова
могут
по
своему
звучанию напоминать «взрослые», а порой сильно отличаться от них. Также в
речи встречаются слова-искажения, слова-обрывки слов, слова, не похожие на
соответствующие слова взрослых, тем не менее, сохраняющие их ритмический
и фонетический рисунок и звукоподражательные слова.
Речь малыша к концу второго года жизни, несмотря на то, что становится
основным средством общения, все еще далека от совершенства. В этом возрасте
ребенок
понимает
почти
все
слова,
произносимые
взрослыми,
называет
окружающие
его
предметы,
начинает
понимать
объяснения
взрослого
относительно совместных действий. В 2-3 года появляется понимание речи-
рассказа. Легче воспринимаются и понимаются рассказы, которые касаются
окружающих ребенка явлений и вещей.
На протяжении третьего года жизни у ребенка происходит интенсивное
накопление словаря. У детей отмечается большая склонность к подражанию,
что выступает благоприятным фактором для развития у него активной речи. В
этот
период
непрерывно
идет
процесс
увеличения
активного
и
пассивного
словарей, и если в 2 года словарный запас у ребенка составляет порядка 250-300
слов, то в 3 года – уже порядка 800-1000 слов. В этом возрасте наблюдается
неправильность
в
произношении
ряда
слов,
особенно
длинных
и
малознакомых; сокращение слов; перестановка в слове звуков; пропуски в слове
звуков. Порой дети, дабы избежать стечения согласных звуков, самостоятельно
добавляют дополнительные согласные, которые со временем исчезают из их
речи. Активный словарь в этом возрасте достигает 1000-1500 слов.
Активный словарь к четырем годам достигает уже порядка 2000 слов. В
нем уменьшается количество пропусков, перестановок, сокращений, появляется
образование слов по аналогии. Также у детей отмечается заметное улучшение
произношения, речь становится более отчетливой. Они правильно называют и
хорошо
знают
предметы
ближайшего
окружения.
Проявляются
зачатки
монологической речи. Все чаще и чаще инициатива к общению исходит от
ребенка. Но в основном речь детей все еще носит ситуативный характер, она
недостаточно точна в грамматическом и словарном отношениях [6].
Речевая активность детей к пяти годам значительно возрастает, а запас
слов достигает 3000 слов. Все чаще и чаще они задают вопросы взрослым.
Происходит
овладение
монологической
речью.
Отмечается
рост
активного
словаря, употребления предложений с более сложной структурой. В активном
словаре возникают обобщающие слова. Дети правильно называют широкий
круг предметов из домашнего обихода. Одновременно с процессом накопления
слов
идет
процесс
качественного
усовершенствования
их
произношения.
Практически не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Хотя они
все еще могут возникать в некоторых трудных или малознакомых словах [1].
Словарный запас шестилетнего дошкольника включает в себя все части
речи и составляет порядка 4000 слов. По мере роста словаря развивается и
понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны
речи, они постепенно овладевают ее образными элементами. Так, если младшие
дошкольники
зачастую
употребляют
существительные
и
глаголы,
которые
обозначают предметы ближайшего окружения, их действие или состояние, то в
старшем дошкольном возрасте уже возникает стремление использовать в своей
речи
некоторые
средства
выразительности,
такие
как
эпитеты,
метафоры,
сравнения [4].
Ближе к концу шестого года дошкольник достигает достаточно высокого
уровня речевого развития. Он правильно произносит все звуки из родного
языка, ясно и отчетливо произносит слова, имеет достаточный для свободного
общения
словарный
запас,
а
его
высказывания
становятся
выразительней,
содержательней и точней.
К
этому
моменту,
дети
преодолевают
тенденцию
«склеивания»
антонимических
шкал
параметрических
и
каче ственно-оценочных
прилагательных, которые характерны для младших дошкольников. Уже на базе
антонимических шкал происходит формирование синонимов. По утверждениям
В.И.
Ядэшко,
в
самостоятельных
высказываниях
детей
6
лет,
может
присутствовать до 5 однородных признаков предмета, которые характеризуют
не только конкретные признаки описываемого предмета, но и отвлеченные,
указывающие на качество, состояние, принадлежность [8].
С другой стороны, практический опыт показывает, что использование
средств языковой выразительности дошкольниками одного возраста может быть
неодинаковым,
поскольку
в
стихийном
опыте
выразительность
речи
практически
не
формируется.
Своевременное
освоение
с ред с т в
выразительности зависит, от помощи со стороны взрослых, а также в создании
нужных
условий.
В
связи
с
этим,
обогащение
словаря
дошкольников,
его
закрепление и активизация занимает в общей системе речевой работы в ДОУ
важное
ме сто.
Это
является
вполне
закономерным,
п о с кол ь ку
совершенствование речевого общения немыслимо без расширения словарного
запаса
дошкольника.
Кроме
того,
без
усвоения
новых
слов
ребенком
невозможно
осуществить
развитие
у
него
понятийного
мышления
и
познавательное развитие [7].
Работа над развитием словаря у детей, посещающих ДОУ, традиционно
проводится
на
занятиях
по
развитию
речи
и
предполагает
использование
заданий по следующим направлениям:
1)
расширение
объема
словаря
параллельно
с
расширением
представлений
об
окружающей
действительности,
формирование
познавательной деятельности (мышления, памяти, восприятия, внимания и др.);
2) знакомство детей с новыми словами, введение в пассивный и активный
словарь новых слов;
3) уточнение значений слов;
4) развитие антонимии и синонимии;
5)
совершенствование
процессов
поиска
слова,
перевода
слова
из
пассивного в активный словарь;
6) перевод слов, имеющихся у ребенка, из пассивного словаря в активный
(активизация слов в самостоятельной речи);
7)
отработка
навыков
группировки
слов,
организации
семантических
полей, установления связей между словами.
В
ходе
проведения
занятий
важно
использовать
индивидуально-
ориентированные наглядные пособия, а именно:
1) предметы окружающей обстановки;
2) демонстрационные изобразительные пособия;
3) игрушки;
4) изображения предметов по изучаемой теме (тематические картинки);
5)
мнемодорожки
и
мнемотаблицы
(графическая
схема,
имеющая
определенный ситуационный смысл и несущая в себе некую информацию).
Наглядность должна использоваться на протяжении всего задания. Так,
например,
детям
следует
предложить
рассмотреть
пособия,
сравнить,
классифицировать,
подобрать
сходные
и
различные
(противоположные)
объекты, дать ответы на вопросы с опорой на картинки и предметы, построить
предложения по картинкам и т.д.
Формирование
лексики
у
дошкольников
должно
осуществляться
в
единстве с развитием других компонентов языковой системы. В частности, в
содержание занятий должны включаться задания на словообразование, целью
которых
является
уточнение
структуры
значения
слов,
закрепление
связей
между словами. Кроме того, формирование лексики должно осуществляться в
тесной
взаимосвязи
с
развитием
мыслительных
операций
(классификации,
анализа, синтеза, обобщения), а также внимания и памяти.
Естественно,
что
дошкольным
возрастом
не
заканчивается
процесс
овладения речью. Обогащение словаря ребенка, развитие его грамматически
правильной речи, совершенствование умения с помощью речи выражать свои
мысли,
выразительно
и
интересно
передавать
содержание
художественного
произведения будет происходить, как в последующие школьные годы, так и на
протяжении всей его жизни.
Список литературы:
1 Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр
в структуре семантического поля. // Логопед. – 2016. – № 4. – С. 4-25.
2
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.
3
Ефименкова
Л.Н.
Формирование
речи
у
дошкольников.
–
М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
4
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. –
М.: Росмэн, 2016. – 160 с.
5
Правдина О. В. Логопедия. М.: Просвещение, 2073. – 272 с.
6
Цейтлин С.Н. К вопросу о современных подходах к изучению детской
речи. // Логопед в детском саду. – 2006. – №4.- С.8-12.
7
Шашкина
Г.Р.
Логопедическая
работа
с
дошкольниками
–
М.: Академия, 2003. – 240 с.
8
Я д э шко
В .И .,
С охин
Ф.А .
Дошкольна я
пед а гогика .
–
М.: Просвещение, 2014. – 166 с.