Автор: Волкова Мария Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Верхнесалдинская ДШИ
Населённый пункт: г.Верхняя Салда Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Актуальные вопросы преподавателя по флейте в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Верхнесалдинская детская школа искусств
Методическая разработка.
Актуальные вопросы преподавателя
по флейте в ДШИ.
Автор-составитель:
Волкова Мария Вячеславовна
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Верхняя Салда 2019
Преподаватель по флейте, придя в музыкальную школу работать,
сталкивается с рядом проблем, решение которых приходит со временем, с
приобретением опыта, которым я хочу поделиться в этом методическом
сообщении.
Возраст.
В каком возрасте лучше всего начинать заниматься на флейте? Я бы
рекомендовала родителям начинать заниматься на блокфлейте в пять, шесть
лет, за год (два) до первого класса общеобразовательной школы. Почему?
Очень важно, чтобы ребенок спокойно выучил ноты, аппликатуру на
инструменте, понял звукоизвлечение, освоил дыхание, а родитель смог
помочь, где-то проконтролировать ребенка, может даже поприсутствовать на
занятиях. Когда ребенок начинает заниматься в первом классе, на учащегося
обрушивается сразу большой поток информации, и родитель конечно же все
внимание бросает на общеобразовательную школу, на домашние уроки, и
музыкальная школа отходит на второй план в лучшем случае. В чем же
привлекательность блокфлейты? Блокфлейта дает возможность исполнять
несложные произведения уже с первых уроков, а учащиеся уже через полгода
имеют возможность принимать участие в школьных концертах. Таким
образом, к началу освоения флейты ученики подходят со значительными
музыкальными знаниями и практикой исполнительства.
Переход на большую флейту.
Переходить на большую флейту можно, когда у ребенка есть физическая
готовность держать инструмент, хватает растяжки пальцев. Ну и просто даже
выдуть звук надо немало усилий, т.к. большой процент воздуха идет мимо
выдуваемого отверстия. Процесс перехода с одного инструмента на другой
достаточно сложный и может занимать до полугода. Здесь может помочь
позитивный настрой преподавателя, постоянная поддержка. Недопустима
излишняя требовательность, придирчивость, это может привести к неверию в
свои силы и к потере интереса к занятиям. Очень удобно переходить на
большой инструмент после летних каникул, что называется с чистого листа.
Удобно так же попробовать переход сразу после переводных экзаменов во
втором классе.
Первый этап на флейте.
Очень важно учащемуся иметь качественный инструмент. Все клапаны
должны хорошо закрывать отверстия, ни в коем случае нельзя играть на
сломанных, старых инструментах. Это приводит к зажатию аппарата рук и
дальнейшее техническое совершенствование уже будет невозможным.
С чего начинать? Обычно начинают обучение с попыток извлечь звук из
головки инструмента, с формирования амбушюра техники дыхания. Дальше
ребенку предлагается собрать инструмент и извлечь одну ноту, при этом
параллельно он знакомится со следующим этапом – положение корпуса, рук,
ног. Флейта, в отличие от других духовых инструментов, поперечный
инструмент, а не продольный, и ее удержание у новичков предполагает много
проблем. Любая небрежность в удержании инструмента чревата
формированием навыков, которые в дальнейшем могут серьезно навредить
ребенку. Очень важно преподавателю в своем арсенале иметь интересные
упражнения такие как: удержание листка на одном дыхании на стене,
передвижение скомканных листочков, ручек, карандашей и прочее. Эти
упражнения помимо развития дыхания, наглядно демонстрируют ученику
роль амбушюра.
Еще один прием- надувание шариков с помощью правильной опоры дыхания,
можно так же комбинировать различные виды упражнений. Занимаясь этим в
начале урока, постепенно развивается дыхание.
Следующее упражнение направлено на выработку правильного положения
корпуса. Ребенка просят встать спиной к стене, не отрывая от стены лопаток
и пяток, и поднять инструмент. Наличие сзади твердой ровной поверхности
не дает принять неправильное положение тела. Затем просят закрыть глаза и
запомнить ощущения, после чего опустить инструмент. Дальше просят
отойти от стены, закрыть глаза и по мышечным ощущениям принять такое же
положение. Такое упражнение позволяет учащемуся быстро наработать
правильное положение при игре.
Артикуляция.
Артикуляция- означает членораздельное, ясное произнесение. На духовых
инструментах, артикуляция понимается, как работа губ, языка, дыхательных
мышц. Артикуляцию здесь связывают прежде всего с атакой. Главным
органом ее является язык. Наиболее распространенные в исполнительской
практике слоги: тю, тё, ти, ту, та. Язык в этот момент прижимается с
различной силой, к какой-либо части рта, а затем отталкивается от нее
быстрее или медленнее, в зависимости от характера музыки. Слоги кё, ки, ку,
ка произносятся, когда нужна задняя атака языка, более мягкая. При двойном
ударе языка используются слоги: тю-кю, тё-кё.
Иногда возможна артикуляция при помощи губ и воздушной струи, без
использования языка. Губы произносят как бы ф. Начинающих флейтистов
нужно обязательно обучать такому звукоизвлечению, которое поможет
быстрее понять назначение губ. Более подробно про артикуляцию, штрихи и
дыхание можно прочитать в Нотной папке флейтиста №1 сост. Ю. Н.
Должиков. Методика. Упражнения. Этюды. Москва 2004г.
Подбор репертуара.
Подбор пьес очень важен в процессе начального обучения игре на флейте.
Пьесы следует подбирать в четко продуманной последовательности освоения
каждой ноты. Очень важно добиваться красивого звучания инструмента на
каждом этапе, работать над звуком, дыханием, фразировкой. Начинать лучше
с русских народных песен таких как: «Как под горкой», «Я на горку шла»,
«Ах, вы сени» и т.д. Важно достаточно внимания уделить переходу с ноты
«до» второй октавы на ноту «ре» второй октавы. И отработать этот переход
на различных упражнениях и легких пьесах. Слабым ученикам желательно
давать больше однотипных пьес, чтобы закреплять их умение до навыка. Так
же важно учить читать различные ритмы осмысленно, а не запоминать
метроритм с голоса учителя.
Совместное музицирование.
Очень важно на начальном этапе и не только, слушать игру более старших
учащихся или преподавателя. Этому способствует совместное
музицирование. Здесь допускаются различные формы: дуэты, трио, квартеты
и т.д. Мною замечено, что дети стают заинтересованнее, дольше
концентрируют свое внимание, да и вообще совместное творчество всегда
увлекает, играть становится легче и не так страшно, как одному.
Работа с концертмейстером
При работе с концертмейстером надо обращать внимание на то, чтобы ученик
обозначил начало своей игры ясно взятым дыханием. Это особенно важно в
пьесах без вступления, где ученик и концертмейстер синхронно начинают
игру. Нельзя позволять ученику небрежного отношения к метроритмической
основе исполняемых произведений. Важна совместная с концертмейстером
работа над фразировкой и зависящим от нее дыханием. Следует подбирать
пьесы так, чтобы ученику хватало дыхания на грамотное исполнение фраз.
Ученик должен четко представлять себе форму произведения и отрабатывать
совместно с концертмейстером «агогику», если она предусмотрена по тексту.
Так же следует отрабатывать динамику, как каждой фразы, так и всего
произведения. Одинаковое исполнение штрихов у концертмейстера и ученика
придает особую филигранную точность совместному исполнению. Педагог
должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, подобрать для
каждого соответствующий нотный материал и строить занятия так, чтобы
планируемый комплекс заданий способствовал развитию учащегося.