Напоминание

"Ритуальные маски Африки"


Автор: Коржев Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Курская детская художественная школа
Населённый пункт: Курского муниципального района Ставропольского края
Наименование материала: План-конспект открытого урока в 3 классе по вариативной части учебного предмета "Декоративно-прикладное искусство"
Тема: "Ритуальные маски Африки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

Курская детская художественная школа

Курского муниципального района Ставропольского края

Вариативная часть к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе «Живопись»

Открытый урок в 3 классе

Учебный предмет «Декоративно-прикладное искусство»

Преподаватель: Коржев В.Е.

Ст. Курская 2018 г.

1

План - конспект

открытого урока в 3 классе по учебному предмету «Декоративно-прикладное

искусство»

преподавателя муниципального учреждения дополнительного образования

Курской детской художественной школы Курского муниципального района

Ставропольского края

Коржева Владимира Евгеньевича

Тема урока: Многоликая Африка. Ритуальные маски.

Количество часов: 12 часов / 4 занятия по 3 часа/

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая -

Формирование

навыков

передачи

объёма

фактуры

и

формы

маски.

Закрепление

умения

последовательно

вести

работу.

Изучение

способов

передачи

выразительного образа.

Развивающая: развитие аналитических способностей в изображении образа маски,

развитие творческого воображения.

Воспитательная: воспитывать

интерес

к

изучению

творчества

народов

мира;

воспитывать культуру труда и аккуратность в ведении работы.

Задачи:

передача объема, фактуры, материальности и образности в изображаемом

объекте.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

-

Ноутбук,

мультимедийный

экран

демонстрация

образцов

масок

из

ресурсов

Интернет, виртуальная экскурсия по музею африканских масок.

- Методическое пособие, выполненное преподавателем «Техника изготовления маски».

- Материалы из методического фонда.

- Иллюстрации из книг и журналов.

Для учащихся:

Пенопласт, как основа

Бумага газетная

Салфетки

Клей ПВА

Гуашь, акварель

Кисти, банки с водой

Ветошь (тряпочки)

Педагогические технологии:

Творческий дифференцированный подход;

Здоровьесберегающие.

Учащиеся должны:

Образно мыслить

Уметь воплотить задуманный образ в материале

План проведения занятий

2

Занятие I

1. Организационный момент. Вводная беседа.

2. Анализ поставленной задачи

3. Выполнение эскизов в цвете

4. Итог I занятия

Занятие 2

1. Организационный момент

2. Изготовление основы маски из пенопласта.

3. Наклеивание объёмных элементов

4. Выполнение работы в технике папье-маше

5. Подведение итогов II занятия

Занятие 3

1. Организационный момент

2. Грунтовка

3. Роспись

4. Итог III занятия. Просмотр.

Занятие 4

1. Организационный момент

2. Украшение масок декоративными элементами

3. Обобщение и завершение работы

4. Демонстрация масок. Итоговый просмотр и экспресс-выставка.

Занятие I

1.Организационный момент: приветствие, организация внимания, проверка готовности уч-

ся к уроку. Учащиеся готовят материалы, бумагу, карандаши, гуашь и т.д. для работы

над

эскизами.

Преподаватель

рассказывает

о

том,

что

европейцы

поначалу

воспринимали африканское искусство как «страшное, уродливое, дьявольское». Но

уже в начале XX века оно стало высоко цениться в западной культуре.

Африканские

мотивы

прослеживаются

в

творчестве

многих

известных

художников:

Пикассо,

Модильяни,

Матисса. Они

ценили

и

собирали

африканские

маски.

Как

способ

радикальной

геометризации

изображения

человеческого

лица

африканская

маска

оказала влияние на становление кубизма.

Затем он проводит виртуальную экскурсию по музею африканских масок и по

Африканскому континенту: количество стран - 55;

.

крупнейшие города: Каир, Лагос,

Киншаса, Йоханнесбург, Хартум, Александрия, Кано, Абиджан, Кейптаун, Дурбан,

Касабланка, Найроби, Гиза, Аддис-Абеба. И далее рассказывает учащимся краткую

историю возникновения ритуальных масок.

Ритуальные маски были известны с

древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и

Океании. Маски – это древнейшие фотографии. Считалось, что человек в маске даёт

временное пристанище духу, которого эта маска изображает. Изготовлялись они

всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и

изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических

или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков,

животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих

религий) и природы. Надевший ритуальную маску, словно преображался в то

3

существо, которое она изображала. Природа маски символична. Происхождение её не

всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же

можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял

функцию «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы,

а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция

масок — сохранение культа предков и увековечивание их памяти.

Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не

обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.

Ритуалы призваны разделять область мирской, повседневной жизни и жизни в мире

сакральном. Поэтому основная ее функция — это перевоплощение в некое существо

из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). По предназначению делили маски

на: 1) культовые, 2) военные, 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и

танцевальные, но каждая из них по африканским поверьям – одушевлённое существо!

Этот открытый урок очень пригодится тем, кто любит создавать эстетику в доме,

дарить радость и своё творчество друзьям, делиться мастерством с теми, кому

интересно. Тем, кто любит делать необычно красивые и практичные вещи своими

руками. Кому нравится, когда люди радуются, получая подарки, или делают их себе

сами, а потом долгое время получают большое удовольствие, используя их. Сегодня

мы начинаем изготавливать уникальные

по красоте и изяществу настенные маски в

африканском стиле.

Затем ставятся цели и задачи каждого этапа работы над заданием:

- Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие этапы: - это

- композиционное размещение эскиза на листе бумаги;

- передача характера маски, формы, выразительности;

- конструктивный анализ и построение маски в объёме;

- выявление объема предметов посредством лепки формы;

- обобщение и подведение итогов работы над эскизом маски.

2. Анализ формы масок и их выразительности.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многообразные. Несмотря на

кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая

линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Коренные

жители

Африки

уверены,

что

все

окружающее

пространство

заселено

духами,

иногда

благожелательными

к

людям,

но

чаще

равнодушными

или

даже

агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое

могло помочь использование маски нужной формы.

По

тому,

как

выглядит

маска,

из

какого

материала

сделана

и

какие

цвета

использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не

только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера. Для представителей

отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски,

например,

для

племени

Бамбара

(государство

Мали).

Более

чем

распространены

зооморфные

африканские

маски.

Они

славятся

своим

разнообразием

и

красотой

отделки.

Чаще

всего

эти

маски

символизируют

священное

тотемное

животное

племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы

привлечь ее носитель.

4

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко

выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить

степень

воздействия

маски,

ее

декорируют

натуральными

волосами

и

вставляют

настоящие зубы.

Способы декорирования ваших масок могут быть различны, в зависимости от

изначальной задумки. Это может быть цветная раскраска гуашевыми красками или

внесение элементов из природных материалов, перьев, камней, ракушек, рогов

животных, а так же макарон, семечек, косточек плодов, крученых салфеточных нитей,

пирсинга и т.п., похожего на то, чем любят себя украшать туземцы африканских

племён. Может быть использована техника декупажа, патинирования и другие

различные способы декорирования.

В результате проведённой беседы учащиеся создают свой эскиз маски.

(физминутка)

3.Выполнение эскизов масок в цвете.

Каждый

ученик

решает

сам,

как

лучше

скомпоновать

маску

на

листе

бумаги

вертикально

или

горизонтально.

Черновой

эскиз

выполняется

учащимися

на

маленьком листе, а затем на большом А-3. Далее легко касаясь карандашом бумаги,

дети намечают общий характер формы масок, их пропорции, а также расположение.

Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует – главное, определить

размеры и пропорции каждой части маски.

В процессе самостоятельной работы учащихся над эскизом маски, преподаватель

делает замечания по мере необходимости индивидуально каждому ребенку.

4.

Итог 1-го занятия

Текущий просмотр работ делается на каждом этапе. Преподаватель анализирует

работы и делает необходимые замечания каждому ученику.

Занятие II

1.

Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию. Обработка

нождачной бумагой пенопластовой основы маски, вырезанной преподавателем.

Учащиеся делают кашицу из туалетной бумаги и салфеток с добавлением клея

ПВА и клея для обоев. Для придания объёма маске дети применяют природный

материал: камни, ракушки, жёлуди, а так же оболочки от киндер-сюрпризов,

крышки и другие предметы объёмной формы. Учащиеся лепят клеевой массой

нос, губы, глаза, брови и т.д. Разглаживают её не только пальцами, но и ножом,

стеками.

Во время индивидуальной работы с каждым учеником преподаватель объясняет,

что маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными

мужскими или женскими, взрослыми или детскими. Чтобы подчеркнуть символизм и

увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или

вставляют настоящие зубы, рога и кости различных животных. Африканские маски

могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще

5

На открытом уроке присутствуют преподаватели КДХШ Стрельцова М.М. и Погосян Н.А.

всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны

передавать силу и агрессию своим носителям. Преподаватель ставит задачу перед

каждым передать эмоцию маски в выбранном образе. (физминутка)

Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа,

передаются необходимые эмоции. Уточняется характерный образ африканца: широкий

нос, большие губы, искусственно изменённые формы ушей, вытянутые шеи,

кучерявые волосы.

Итог занятия.

Преподаватель

делает

общий

текущий

просмотр

и

отмечает

положительные

и

отрицательные стороны каждой работы. Отмечает качество выполнения каждой маски.

Ставит новые задачи. До следующего занятия маски будут сохнуть.

Занятие III

Сегодня мы будем готовить для росписи и затем расписывать наши маски. Покроем

все поверхности разведенным 1:1 с водоэмульсионной краской клеем ПВА. Доведём

до состояния гладкой поверхности. Чем хороша грунтовка, во-первых, получается

прочное твердое покрытие, которое нельзя поцарапать ногтем, во-вторых грунт служит

также основой для росписи, в третьих высохшая грунтовка прекрасно шкурится и

зашлифовывается до блеска.

1.

Организационный

момент.

Подготовка

учащихся

к

занятию.

Дети

готовят

акриловые,

акварельные

и

гуашевые

краски,

кисти,

воду,

клей

ПВА,

водоэмульсионную краску.

2.

Грунтовка кистью. Надо набрать массу кистью и нанести на поверхность маски.

Постараться

добиться

идеально

гладкой

поверхности.

Очень

четко

прорабатываются

мельчайшие

детали

изображаемого

персонажа,

передаются

необходимые

эмоции.

Желательно

сделать

выражение

маски

максимально

эмоциональным,

для

этого

кое-где

придётся

поработать

пальцами

рук,

разглаживая поверхность. Даем возможность грунтовке просохнуть на время

проведения физминутки (10 минут).

3.

Роспись.

Поставить

цели

и

задачи

в

самостоятельной

работе

учащихся:

объяснение

поэтапности

работы;

определяем

с

каждым

учеником

преобладающий цвет его маски; начинаем роспись с самых крупных деталей

маски (губы, глаза, лоб): переходим к деталировке. Уточнить, что мазки следует

накладывать по форме предмета, как бы ощупывая её кистью в объёме. Большое

значение при росписи масок имеет кладка мазков. Они должны передавать не

только цвет, но и объём. А так же нужно передать

диапазон эмоций.

4.

Итог занятия. Просмотр готовых работ, исправление допущенных ошибок.

Занятие IV

6

Основная

задача,

которая

ставится

перед

учащимися

украсить

свои

танцевальные, ритуальные и фестивальные

маски разнообразными декоративными

аксессуарами.

Дети

сами

создали

образ

маски

и

выбирают

затем

подходящий

материал

для

декорирования:

бижутерия,

бисер,

разноцветные

перья,

зубы

животных,

верёвки,

ленты, текстиль, жёлуди, каштаны, камешки, ракушки и другой природный материал.

Чтобы

подчеркнуть

символизм

и

увеличить

степень

воздействия

масок,

уч-ся

декорируют их натуральными волосами, вставляют настоящие зубы животных.

(Физминутка)

Украшение масок придаёт им магическое значение. Преподаватель помогает уч-ся в

доработке найденных образов масок.

Инструменты: ножницы, иглы, шило, проволока, клей ПВА, клеевой пистолет.

Итог

занятия

экспресс-выставка

с

совместным

обсуждением

полученных

результатов.

После завершения учащимися работы над украшением масок преподаватель

проводит просмотр. Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было

видеть все сразу и сравнивать между собой. Получились уникальные по красоте и

изяществу настенные маски в африканском стиле. Анализ проводится вместе с

учащимися, оценивается выполнение поставленной задачи и степени ее достижения.

Каждый раскрывает образ и эмоции своей маски, например: маска будет использована

в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием; маска демонстрирует власть и

силу; маска означает почтение и смирение; маска для охоты за нечистой силой; маска

для устрашения провинившихся; воинственный вид, где рога, выпуклые глаза и

высунутый язык; человеческие черты лица соединены с чертами зверя – устрашающая

маска, карнавальные, танцевальные и другие.

Преподаватель

акцентирует

внимание

учащихся,

на

качестве,

аккуратности

и

выразительности

каждой

маски.

Отмечает

успехи,

удачные

моменты

каждой

выполненной работы.

Уборка рабочего места.

На открытом уроке преподавателем были решены следующие задачи:

Обучающая - формирование художественно-образного, эстетического типа мышления,

навыков

передачи

объёма

фактуры

и

формы

маски.

Закрепление

умения

последовательно вести работу. Изучение способов передачи выразительного образа.

Развивающая: развитие аналитических способностей в изображении образа, развитие

творческого воображения, фантазии, художественной интуиции, эстетического типа

мышления. Развитие интереса к экспериментально-поисковой деятельности.

Воспитательная:

воспитание

интереса

к

изучению

творчества

народов

мира;

культуры труда и аккуратности в ведении работы. Выработка уверенности уч-ся в себе

и своих силах. Воспитание разнообразных эмоций (восторг от интересной работы).

Анализ урока

7

Показатели,

характеризующие

творческую

активность

учащихся

на

уроке

декоративно-прикладного творчества:

- аналитический подход к изображаемому объекту, умение образно мыслить;

-изобразительный показатель: умение грамотно пользоваться средствами

художественной

выразительности

в

создании

образа

маски,

художественными

материалами.

1 уровень – соблюдение правильной последовательности ведения работы,

работа выразительна, объёмна, аккуратно загрунтована, грамотно выполнена в цвете и

декорирована, уч-ся может самостоятельно выявить и устранить недочеты в работе.

2 уровень - работа недостаточно аккуратно выполнена, не выразительна, уч-ся не

может самостоятельно выявлять недочеты в своей работе, но может самостоятельно

исправлять ошибки при указании на них,

имеются незначительные недочеты в

решении образа.

3 уровень – небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до

завершенности, неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

Урок проведен успешно – количество работ 1 уровня преобладающее, работ третьего

уровня нет. Цели и задачи урока выполнены полностью.

Самоанализ

урока,

примененные

на

данном

уроке

методы:

наглядности,

посильности,

аналитический

метод

оказались

эффективными.

Трудность

и

нестандартность

заключалась

в

самостоятельной

поисковой

деятельности.

У

школьников была возможность проявить приобретённые ранее знания при выборе

образа

маски

и

применить

их

на

практике.

На

уроке

царила

доброжелательная,

творческая атмосфера. Преподаватель и учащиеся выступали как равные партнёры по

общению, что способствовало развитию более высокого уровня коммуникативных

способностей и взаимной заинтересованности.

Решение задач

Актуализация

ранее полученных

знаний

Формирование

новых знаний и

умений

Выполнение

практической

работы на основе

полученных

знаний

Образовательные

Расширить знания в области

декоративно-прикладного

искусства

Совершенствовать умение

грамотно пользоваться

материалами при выполнении

объёмных форм

Закрепление навыков поэтапного

ведения работы

Совершенствовать знания и

умения по использованию разных

художественных материалов

Воспитательные

Воспитывать самостоятельность в

решении творческих задач

Воспитывать умение видеть

красоту предметного мира

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Развивающие

Развивать умение грамотно

пользоваться средствами

художественной выразительности

Развивать навыки работы

декоративными материалами

+

+

+

+

+

+

Самоэффективность урока – соотношение затрат на подготовку урока и полученных

результатов – высшее.

Выводы из проведенного урока. Так как мода на африканский стиль в интерьере

продолжает

набирать

популярность,

предложенная

тема

вызвала

положительный

эмоциональный

отклик

у

каждого

учащегося

и

желание

активно

работать.

А

использование

в

работе

над

декорированием

масок

различных

аксессуаров

активизировало творческий подход

и нацелило на достижение результата каждого

ученика.

Необходимо

в

дальнейшем

продолжить

осваивание

различных

техник

и

приёмов

работы художественными материалами, тогда и решение даже самых сложных задач в

создании

образа

маски

будет

успешным,

и

вызовет

интерес

к

декоративно-

прикладному искусству. Вместе с преподавателем дети получили удовольствие от

проделанной работы. Были усидчивы и аккуратны. Больше внимания было уделено

учащимся, сделавшим не большие ошибки в работах.

9



В раздел образования