Автор: Имангулова Айгуль Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №23 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Автоматизация звука Р
Раздел: дошкольное образование
Тема: Автоматизация звука [Р].
Цель: Автоматизация звука /р/ в слогах, словах, связной речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные : способствовать обогащению словарного
запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать
уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать
числительное с существительным, подбирать правильно рифмующиеся слова в
предложения;
коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; умения
произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях,
чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при
произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое
внимание, память, моторику;
коррекционно-воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь
другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Здровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической
деятельности.
Оборудование: герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки
для определения места звука в слове, мяч, счетные палочки, пеналы для
звукового анализа слов.
Предварительная работа:
Проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация
звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в
словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных,
согласованию числительных с существительными.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
1
4. Повторение чистоговорок.
5. Работа с предметными картинками:
а) «Назови слово и определи место звука»;
б) «Назови ласково»;
в) «Посчитай».
6. Физкультминутка.
7. Игра с мячом «Закончи слово».
8. Звуко-буквенный анализ слова.
9. Игра «Путаница».
III. Заключительная часть.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик- друг ребят,
Встрече с ним будет каждый рад!
- Вот наш гость -
Буратино
. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо
разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился
произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился
правильно выговаривать этот звук. Для этого ты очень старался и долго
тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и
правильно выполнять следующие упражнения:
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Гармошка»- 5 раз.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
2
2. Повторение артикуляции звука [Р].
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны.
- Расскажи
Буратино
о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука
[Р].
(Положение органов речи: губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка
поднят за верхние зубки (к альвеолам) и вибрирует, дует холодная воздушная
струя, «звоночек работает», звук долгий.
3. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика с колючим шариком Су-джок:
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Упражнение «Выложи по образцу».
- Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них
нарисованы. Выложи из счетных палочек по образцу.
(Картинки: морковь, кораблик, трактор).
Деление слов на слоги, определение самого длинного слова.
4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора, руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
3
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
- Наш гость принес конверт с картинками.
- Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое
окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: помидор, компьютер, ромашка, роза, кукуруза, радио,
вентилятор, виноград…).
б) «Назови ласково».
- Преврати эти слова-предметы в маленькие. Например: ракетка, розочка и т.д.
в) «Посчитай».
- А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, ромашка (одна ракета, две
ракеты,… пять ракет и т.д.).
6. Физкультминутка.
- Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой
золотой ключик.
- Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7. Игра с мячом «Закончи слово».
- Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а ты добавь РА:
4
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Звуко-буквенный анализ слова РОЗА
9. Игра «Путаница».
- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Заключительная часть.
- Молодец, ты сегодня очень старался, четко и ясно произносил звук [Р] в
слогах, словах, чистоговорках и научил Буратино правильно выговаривать звук
Р. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не
забывайте про звук [Р].
Рефлексия.
Паша, я предлагаю тебе оценить свою работу. Подумай, как ты занимался. Если
ты думаешь, что занимался очень хорошо, выбери веселый смайлик, если не
очень – тогда грустный. И объясни свой выбор.
5
6