Напоминание

Автоматизация звука Р


Автор: Имангулова Айгуль Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №23 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Автоматизация звука Р
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука /р/ в слогах, словах, связной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные : способствовать обогащению словарного

запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать

уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать

числительное с существительным, подбирать правильно рифмующиеся слова в

предложения;

коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; умения

произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях,

чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при

произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое

внимание, память, моторику;

коррекционно-воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь

другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Здровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической

деятельности.

Оборудование: герой Буратино, предметные картинки со звуком [Р], картинки

для определения места звука в слове, мяч, счетные палочки, пеналы для

звукового анализа слов.

Предварительная работа:

Проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация

звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в

словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных,

согласованию числительных с существительными.

План занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повторение артикуляции звука [Р].

3. Развитие мелкой моторики.

1

4. Повторение чистоговорок.

5. Работа с предметными картинками:

а) «Назови слово и определи место звука»;

б) «Назови ласково»;

в) «Посчитай».

6. Физкультминутка.

7. Игра с мячом «Закончи слово».

8. Звуко-буквенный анализ слова.

9. Игра «Путаница».

III. Заключительная часть.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик- друг ребят,

Встрече с ним будет каждый рад!

- Вот наш гость -

Буратино

. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо

разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился

произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился

правильно выговаривать этот звук. Для этого ты очень старался и долго

тренировался.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и

правильно выполнять следующие упражнения:

-«Чашечка»- 5 сек.

-«Грибок»- 5 сек.

-«Гармошка»- 5 раз.

-«Маляр»- 5 раз.

-«Вкусное варенье»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Барабанщики»- 5-7 раз.

-«Мотор»- 5-7 раз.

2

2. Повторение артикуляции звука [Р].

- Передай рычание злой собаки, карканье вороны.

- Расскажи

Буратино

о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука

[Р].

(Положение органов речи: губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка

поднят за верхние зубки (к альвеолам) и вибрирует, дует холодная воздушная

струя, «звоночек работает», звук долгий.

3. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика с колючим шариком Су-джок:

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Проснулся ёжик поутру.

Выбрался из норки,

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся.

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал к другу бобру

Играть в новую игру.

Упражнение «Выложи по образцу».

- Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них

нарисованы. Выложи из счетных палочек по образцу.

(Картинки: морковь, кораблик, трактор).

Деление слов на слоги, определение самого длинного слова.

4. Повторение чистоговорок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-

рама, рак, гора, руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-

3

Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.

АР-АР-АР- УР-УР-УР-

Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-

На полу лежит ковер. На кармане много дыр.

5. Работа с предметными картинками.

а) «Назови слово и определи место звука».

- Наш гость принес конверт с картинками.

- Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое

окошко (и т.д.)

(Предметные картинки: помидор, компьютер, ромашка, роза, кукуруза, радио,

вентилятор, виноград…).

б) «Назови ласково».

- Преврати эти слова-предметы в маленькие. Например: ракетка, розочка и т.д.

в) «Посчитай».

- А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, ромашка (одна ракета, две

ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка.

- Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой

золотой ключик.

- Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7. Игра с мячом «Закончи слово».

- Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а ты добавь РА:

4

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.

8. Звуко-буквенный анализ слова РОЗА

9. Игра «Путаница».

- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

*Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

*Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

*На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

*Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

III. Заключительная часть.

- Молодец, ты сегодня очень старался, четко и ясно произносил звук [Р] в

слогах, словах, чистоговорках и научил Буратино правильно выговаривать звук

Р. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не

забывайте про звук [Р].

Рефлексия.

Паша, я предлагаю тебе оценить свою работу. Подумай, как ты занимался. Если

ты думаешь, что занимался очень хорошо, выбери веселый смайлик, если не

очень – тогда грустный. И объясни свой выбор.

5

6



В раздел образования