Автор: Мамонова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Ромашка"
Населённый пункт: г. Лянтор, Тюменская область, ХМАО–Югра
Наименование материала: Картотека
Тема: Картотека дидактических и подвижных игр по экологии"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Теремок» г. Лянтор
Картотека дидактических и подвижных игр по экологии
во второй младшей группе
Воспитатель:
Мамонова Наталья Николаевна
2017
Дидактические игры
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.
Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.
Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один
для воспитателя накрыть салфеткой.
Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под
салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой
же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под
салфеткой не будут названы.
«Опиши, мы отгадаем»
Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на
вопросы взрослого.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я
буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую
отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в
определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть?
Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о
характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Второй вариант Дидактическая задача: Описать предметы и найти их описанию.
Ход игры: Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание
одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает
о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.
«Для чего это нужно?»
Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела;
расскажите о том, где они живут.
Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с
изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и
т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен
определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав
карточку воспитателю.
Лото «Кто как двигается»
Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу
передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Ход игры,
первый вариант:
На столе большие карты с изображением органов
движения животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб,
зверей. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.
Ход игры,
второй вариант:
Воспитатель показывает или называет детям объект живой
природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при
слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте. При слове «карась» -
имитируют плывущую рыбу. При слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Какой цветок убрали?»
Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель, предлагает кому либо
из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что
это за растение. Необходима последовательность описания. На столик выставляется
четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть
глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение
стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество
растений на столе.
Подвижные игры
Мыши в кладовой»
(игры с ползанием и лазаньем)
Дети стоят за стульями (скамейками) или сидят на них на одной стороне площадки – это
мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 40-50 см, натянута веревка, за
ней кладовая. В стороне от играющих сидит инструктор, исполняющий роль кошки. Когда
кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они
находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы
найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши
убегают из кладовой (подлезают под веревку) и прячутся в норки (кошка не ловит мушей,
она только делает вид, что хочет поймать их). Не поймав никого, кошка возвращается на
место и засыпает. Игра продолжается.
«Найди свое место»
(игры на ориентировку в пространстве)
Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться. В помещении
это может быть стул, скамейка, куб; на участке можно нарисовать кружки. Дети находятся
на своих местах. По сигналу инструктора выбегают на площадку, бегают легко в разных
направлениях. По сигналу «Найди свое место! » возвращаются на свои места.
«Зайчата»
(игры с прыжками)
Все
дети
–
зайчики.
Они
располагаются
на
пригорке.
Им
может
служить
горка
на
площадке или в комнате. Инструктор говорит:
В поле на пригорке
Зайчики сидят,
Свои лапки греют,
Ими шевелят.
Дети делают соответствующие движения (хлопают в ладоши, шевелят руками). Через
некоторое время инструктор и дети говорят:
Крепче стал мороз никак,
Мы замерзнем, сидя так.
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей.
Дети сбегают с горки, начинают бегать, подпрыгивать, постукивать лапкой о лапку. По
сигналу инструктора возвращаются на горку.