Напоминание

Опера "Орфей и Эвридика"


Автор: Василенко Виктория Викторовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Речицкая СОШ"
Населённый пункт: п.Речица Почепский р–он Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опера "Орфей и Эвридика"
Раздел: начальное образование





Назад




3 класс

Предмет: Музыка

Цель: познакомить обучающихся с интонационно-образным развитием оперы К. В. Глюка «Орфей и

Эвридика».

Задачи:

-познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными

средствами;

- развивать умение петь напевно, легко, не форсируя звук.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный

Используемое оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, аккордеон

Ход урока

I.

Организационный момент

a)

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

b)

Распевание

Слайд 1 ( слова песни)

c)

Исполнение «Песня – спорт Маши и Вити о сказках»

-Вы любите сказки?

-Ребята, сегодня сказка приглашает нас в музыкальный театр. Мир сказок, удивитель-

ных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

Слайд 2 (большой театр)

II.

Актуализация темы

- Как называется музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют? (опера)

-С какой оперой Михаила Ивановича Глинки, мы познакомились на прошлом уроке?

-Вы согласны, что опера «Руслан и Людмила» написана на сюжет литературного

произведения? Какого?

- Оперы композиторы сочиняют не только на основе сказок, поэм, но даже на сюжеты

мифов.

Слайд 3 (Орфей)

-До нас дошли предания давних времен из страны, которая называется Древняя Гре-

ция. Люди там были очень музыкальными, поэтому у них были в почете мастера, кото-

рые умели сочинять музыку и исполнять её. О таких людях слагали сказочные преда-

ния – мифы. Один такой миф рассказывает о необычно талантливом музыканте по

имени Орфей.

- Сегодня мы познакомимся с оперой «Орфей и Эвридика» немецкого композитора 18

века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА.

Слайд 4 (Глюк)

С оперой ,которую композитор сочинил на сюжет древнегреческого мифа.

Слайд 5 (тема урока)

Тему урока: «Опера «Орфей и Эвридика» с.76-77 учебник

III.

Работа над осмыслением содержания музыки

Миф об Орфее. (Презентация)

- Послушайте краткое содержание древнегреческого мифа об Орфее.

-Об этой красивой, но печальной истории рассказал в своей опере «Орфей и Эвриди-

ка» композитор К.В. Глюк.

IV.

Усвоению нового материала

- Самым известным отрывком оперы является эпизод под названием «Мелодия», кото-

рая сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве.

- Вслушайтесь в музыку. Какими чувствами наполнена мелодия?

a)

Видео «Мелодия»

- Какими чувствами наполнена мелодия? (Тоска, печаль, жалость, нежность, лю-

бовь)

- Чьи образы нарисовала музыка? (Орфей и Эвридика)

- Какими средствами выразительности композитор создает образ Орфея и Эвридики ,

вы определите, самостоятельно заполняя таблицу. А поможет вам в этом наш сказоч-

ный цветик- семицветик.

Заполняют таблицу.

- В сказках добро всегда борется со злом. С чем у вас ассоциируются образы Орфея и

Эвридики?

Антракт. Физминутка.

Если называю средства музыкальной выразительности – хлопаем 3 раза в ладоши;

Если нет- то топаем тихонько ногами 3 раза.

Мелодия, опера, динамика, марш, темп, лад, песня, тембр, регистр.

- Мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм

мрачного царства Аида.

b) Хор Фурий

- Какая музыка по характеру? (злая, недобрая, страшная)

- Чей образ она рисует?

- Какими средствами выразительности композитор рисует образ фурий, определите, за-

полняя таблицу. Заполняют таблицу.

-Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Орфея в мелодии или образ Фу-

рий в хоре?

-А какой герой понравился вам больше? Почему?

V.

Рефлексия

- А сейчас давайте попытаемся проявить творчество, отразив свои мысли и чувства в

синквейне.

Это стихотворение без рифмы в 5 строк, написанные по определенным правилам.

Для вас приготовлены темы: "Орфей", "Музыка".

Оценивать синквейны мы будем по критериям:

выразительность лексики;

донесение своих мыслей и чувств (4-ая строка синквейна).

Учащиеся работают по группам (по 4 человека) звучит мелодия

2. Синквейны зачитываются и оцениваются.

Орфей

Известный и прославленный

Сочинял, играл, любил

Певец красоты и любви высокой

Одинок

Музыка

Чарующая и волшебная

Заставляет радоваться и тосковать

Может спасти жизнь человека

Чудо

VI.

Обобщение

- И так пришло время подвести итог нашей встречи с музыкой.

Я предлагаю разгадать кроссворд.

По вертикали:

1.

Инструмент, на котором играл Орфей.

По горизонтали:

1.

Фамилия композитора оперы «Орфей и Эвридика»?

2.

Имя жены Орфея?

3.

Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют?

4.

Искусство, которое помогло Орфею спасти Эвридику?

-Молодцы! Хотелось бы закончить наш урок хорошей красивой песней «Цветик- семи-

цветик»

VII.

Итог

- Вы прекрасно поработали сегодня на уроке!

Покажите какое у вас настроение от нашей встречи с музыкой?

До скорых встреч с музыкой!

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк

Средства выразительности

К. Глюк «Мелодия»

К. Глюк Хор Фурий

Мелодия

Темп

Динамика

Характер

Музыкальные инструменты

Образ

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк

Средства выразительности

К. Глюк «Мелодия»

К. Глюк Хор Фурий

Мелодия

Темп

Динамика

Характер

Музыкальные инструменты

Образ

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк

Средства выразительности

К. Глюк «Мелодия»

К. Глюк Хор Фурий

Мелодия

Темп

Динамика

Характер

Музыкальные инструменты

Образ

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк

Средства выразительности

К. Глюк «Мелодия»

К. Глюк Хор Фурий

Мелодия

Темп

Динамика

Характер

Музыкальные инструменты

Образ



В раздел образования