Автор: Василенко Виктория Викторовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Речицкая СОШ"
Населённый пункт: п.Речица Почепский р–он Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опера "Орфей и Эвридика"
Раздел: начальное образование
3 класс
Предмет: Музыка
Цель: познакомить обучающихся с интонационно-образным развитием оперы К. В. Глюка «Орфей и
Эвридика».
Задачи:
-познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными
средствами;
- развивать умение петь напевно, легко, не форсируя звук.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Используемое оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, аккордеон
Ход урока
I.
Организационный момент
a)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
b)
Распевание
Слайд 1 ( слова песни)
c)
Исполнение «Песня – спорт Маши и Вити о сказках»
-Вы любите сказки?
-Ребята, сегодня сказка приглашает нас в музыкальный театр. Мир сказок, удивитель-
ных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.
Слайд 2 (большой театр)
II.
Актуализация темы
- Как называется музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют? (опера)
-С какой оперой Михаила Ивановича Глинки, мы познакомились на прошлом уроке?
-Вы согласны, что опера «Руслан и Людмила» написана на сюжет литературного
произведения? Какого?
- Оперы композиторы сочиняют не только на основе сказок, поэм, но даже на сюжеты
мифов.
Слайд 3 (Орфей)
-До нас дошли предания давних времен из страны, которая называется Древняя Гре-
ция. Люди там были очень музыкальными, поэтому у них были в почете мастера, кото-
рые умели сочинять музыку и исполнять её. О таких людях слагали сказочные преда-
ния – мифы. Один такой миф рассказывает о необычно талантливом музыканте по
имени Орфей.
- Сегодня мы познакомимся с оперой «Орфей и Эвридика» немецкого композитора 18
века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА.
Слайд 4 (Глюк)
С оперой ,которую композитор сочинил на сюжет древнегреческого мифа.
Слайд 5 (тема урока)
Тему урока: «Опера «Орфей и Эвридика» с.76-77 учебник
III.
Работа над осмыслением содержания музыки
Миф об Орфее. (Презентация)
- Послушайте краткое содержание древнегреческого мифа об Орфее.
-Об этой красивой, но печальной истории рассказал в своей опере «Орфей и Эвриди-
ка» композитор К.В. Глюк.
IV.
Усвоению нового материала
- Самым известным отрывком оперы является эпизод под названием «Мелодия», кото-
рая сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве.
- Вслушайтесь в музыку. Какими чувствами наполнена мелодия?
a)
Видео «Мелодия»
- Какими чувствами наполнена мелодия? (Тоска, печаль, жалость, нежность, лю-
бовь)
- Чьи образы нарисовала музыка? (Орфей и Эвридика)
- Какими средствами выразительности композитор создает образ Орфея и Эвридики ,
вы определите, самостоятельно заполняя таблицу. А поможет вам в этом наш сказоч-
ный цветик- семицветик.
Заполняют таблицу.
- В сказках добро всегда борется со злом. С чем у вас ассоциируются образы Орфея и
Эвридики?
Антракт. Физминутка.
Если называю средства музыкальной выразительности – хлопаем 3 раза в ладоши;
Если нет- то топаем тихонько ногами 3 раза.
Мелодия, опера, динамика, марш, темп, лад, песня, тембр, регистр.
- Мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм
мрачного царства Аида.
b) Хор Фурий
- Какая музыка по характеру? (злая, недобрая, страшная)
- Чей образ она рисует?
- Какими средствами выразительности композитор рисует образ фурий, определите, за-
полняя таблицу. Заполняют таблицу.
-Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Орфея в мелодии или образ Фу-
рий в хоре?
-А какой герой понравился вам больше? Почему?
V.
Рефлексия
- А сейчас давайте попытаемся проявить творчество, отразив свои мысли и чувства в
синквейне.
Это стихотворение без рифмы в 5 строк, написанные по определенным правилам.
Для вас приготовлены темы: "Орфей", "Музыка".
Оценивать синквейны мы будем по критериям:
•
выразительность лексики;
•
донесение своих мыслей и чувств (4-ая строка синквейна).
Учащиеся работают по группам (по 4 человека) звучит мелодия
2. Синквейны зачитываются и оцениваются.
Орфей
•
Известный и прославленный
•
Сочинял, играл, любил
•
Певец красоты и любви высокой
•
Одинок
Музыка
•
Чарующая и волшебная
•
Заставляет радоваться и тосковать
•
Может спасти жизнь человека
•
Чудо
VI.
Обобщение
- И так пришло время подвести итог нашей встречи с музыкой.
Я предлагаю разгадать кроссворд.
По вертикали:
1.
Инструмент, на котором играл Орфей.
По горизонтали:
1.
Фамилия композитора оперы «Орфей и Эвридика»?
2.
Имя жены Орфея?
3.
Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют?
4.
Искусство, которое помогло Орфею спасти Эвридику?
-Молодцы! Хотелось бы закончить наш урок хорошей красивой песней «Цветик- семи-
цветик»
VII.
Итог
- Вы прекрасно поработали сегодня на уроке!
Покажите какое у вас настроение от нашей встречи с музыкой?
До скорых встреч с музыкой!
Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк
Средства выразительности
К. Глюк «Мелодия»
К. Глюк Хор Фурий
Мелодия
Темп
Динамика
Характер
Музыкальные инструменты
Образ
Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк
Средства выразительности
К. Глюк «Мелодия»
К. Глюк Хор Фурий
Мелодия
Темп
Динамика
Характер
Музыкальные инструменты
Образ
Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк
Средства выразительности
К. Глюк «Мелодия»
К. Глюк Хор Фурий
Мелодия
Темп
Динамика
Характер
Музыкальные инструменты
Образ
Опера «Орфей и Эвридика» Кристофор Глюк
Средства выразительности
К. Глюк «Мелодия»
К. Глюк Хор Фурий
Мелодия
Темп
Динамика
Характер
Музыкальные инструменты
Образ