Напоминание

Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста


Автор: Зорина Людмила Генриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – "Детский сад №88 "Антошка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информатизация – внедрение компьютерной техники, новых информационных

технологий – это один из основных процессов, характеризующих современное

общество. Информационно-коммуникационные технологии активно и прочно

входят не только в нашу повседневную жизнь, но и в систему образования, в

том числе дошкольного.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных

средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их

применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений

образования

(администрации,

воспитателей,

специалистов),

а

также

для

образования

(развития,

диагностики,

коррекции)

детей.

В

последние

годы

стремительно

развивающееся

общество

предъявляет

новые

требования

к

дошкольному

образованию.

Использование

ИКТ

в

воспитательно-

образовательном процессе ДОО – актуальная и важная задача дошкольной

педагогики

на

современном

этапе. «Компьютерные

технологии

призваны

в

настоящий

момент

стать

не

дополнительным

«довеском»

в

обучении

и

воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,

значительно

повышающей

его

качество»

(Из

«Концепции

долгосрочного

социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). Введение в

действие

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

предполагает

развитие

ДОО

как

новой

образовательной системы, которая ориентирована на воспитание и развитие у

детей новых компетентностей и личностных качеств. Согласно требованиям

ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны,

прежде

всего,

улучшить

качество

обучения,

повысить

мотивацию

детей

к

получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. ИК-технологии

являются

тем

инновационным

ресурсом,

который

поможет

решить

поставленные задачи, а также сделает возможным доступность и вариативность

обучения дошкольников.

Согласно

Единому

квалификационному

справочнику

должно стей

руководителей,

специалистов

и

служащих,

утверждённый

приказом

Минздравсоцразвития

России

от

26.08.2010

№761н,

современный

педагог,

занимающий

должность

воспитателя,

должен

знать

основы

работы

с

текстовыми

редакторами,

электронными

таблицами,

электронной

почтой

и

браузерами,

мультимедийным

оборудованием.

Профессиональный

стандарт,

утверждённый приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 554н, среди умений,

которые

необходимы

для

осуществления

педагогической

деятельности

по

реализации

программ

дошкольного

образования,

также

выделяет

владение

педагогом

ИКТ-компетентностями,

необходимыми

и

достаточными

для

планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего

и дошкольного возраста.

Применение

ИКТ

в

образовательной

деятельности

с

детьми

дает

педагогу

возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к

деятельностному,

когда

ребёнок

становится

активным

субъектом,

а

не

пассивным

объектом

педагогического

воздействия.

Это

способствует

осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому

развитию,

и

что

особенно

важно,

позволяет

формировать

у

детей

умение

самостоятельно приобретать новые знания.

При организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

я использую различные средства ИКТ

Ноутбук

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Видеокамера

Цифровой фотоаппарат

Музыкальный центр

МФУ (принтер, сканер, копир)

Телевизор

DVD-проигрыватель

Для эффективного применения ИКТ в образовательной деятельности с детьми

необходимо:

1.

Проанализировать

образовательную

программу,

тематиче ское

планирование и выявить материал, который требует использования ИКТ;

2.

Подобрать

готовые

образовательные

медиаресурсы,

используя

сеть

Интернет и медиатеку ДОО и(или) создать собственные информационные

продукты

(презентационные,

обучающие,

тренирующие

или

диагностирующие);

3.

Применить информационные продукты в образовательной деятельности;

4.

Проанализировать эффективность использования ИКТ.

В нашей группе установлена интерактивная доска Smart Board и это позволяет

активно

использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

образовательной работе с детьми. Использование интерактивной доски имеет

ряд

преимуществ

по

сравнению

с

традиционными

формами

обучения

и

воспитания:

высокая

степень

наглядности

способствует

лучшему

восприятию

и

запоминанию материала, (так как учитывается наглядно-образный характер

мышления дошкольников);

достаточное количество яркого, интересного и доступного материала; его

вариативность;

представление материала на большом экране, что соответствует санитарно-

гигиеническим требованиям;

использование движения, звука, мультипликации, анимации вызывает у

детей огромный интерес, помогает удерживать устойчивое внимание;

возможность

демонстрации

фрагментов

реальной

действительности

(видеоматериалы), а так же моделирование с помощью компьютера таких

ситуаций, которые невозможно, опасно или сложно показать на занятии,

увидеть в повседневной жизни (пожар, извержение вулкана, полет в космос

и др.);

активная

позиция

ребенка

в

процессе

обучения: возможность

самому

оперировать с изображенными предметами и объектами, проводить с ними

различные

поисковые

действия,

сравнивать

варианты

преобразования

одного и того же объекта;

создание проблемных ситуаций и поощрение детей при их правильном

решении

самим

компьютером,

а

не

педагогом,

стимулируют

познавательную активность дошкольников;

в

процессе

своей

деятельности

на

интерактивной

доске

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

возможность индивидуального подхода к обучению.

Интерактивная

доска

позволяет

мне

использовать

в

образовательной

деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста

различные

информационно-

дидактические

пособия:

мультимедийные

презентации,

слайд-шоу,

видеофрагменты

и

видеоролики,

а

также

развивающие

и

обучающие

упражнения и игры.

Мультимедийные презентации – это электронные диафильмы, которые могут

включать

в

себя

анимацию,

аудио-

и

видеофрагменты,

элементы

интерактивности

(реакцию

на

действия

пользователя).

Это

замечательные,

яркие, доступные демонстрационные пособия, которые позволяют представить

материал,

как

систему

ярких

опорных

образов

в

заданном

порядке.

Мультимедийные

презентации

позволяют

задействовать

различные

каналы

восприятия,

и

это

помогает

детям

лучше

запоминать

предложенную

информацию.

А

включение

в

них

анимации,

звукового

и

музыкального

сопровождения вызывает у детей еще больший интерес, повышает внимание.

Используя презентации, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные

особенностей

детей

группы.

В

своей

работе

я

использую

как

готовые

презентации,

взятые

в

сети

Интернет,

так

и

созданные

самостоятельно

с

помощью программы PowerPoint: «Где живут витамины», «Если хочешь быть

здоров!», «Олимпийские виды спорта», «Животные холодных и жарких стран»,

«Правила пожарной безопасности», «Красный, желтый, зеленый», «Правила

поведения

для

воспитанных

детей»,

«Удивительный

мир

космоса»

и

др.

Мультимедийные презентации возможно и необходимо использовать в разных

образовательных

областях,

их

тематика

может

быть

различна,

но

должна

соответствовать требованиям образовательной программы.

Видеоролики – это еще один медиапродукт, который я использую в работе с

детьми. Они

дают

возможность

представить

информацию,

события,

факты

наглядно, в их последовательности и развитии, что соответствует особенностям

восприятия и мышления дошкольника. Я делаю их с помощью программы

Pinnacle

Studio.

В

создании

некоторых

видеороликов

активное

участие

принимают

и

дети.

Мы

вместе

обсуждаем

темы

и

сюжеты,

подбираем

фотоматериал, музыкальное сопровождение. И, конечно, дети

с большим

удовольствием

снимаются

в

наших

фильмах.

Непосредственное

участие в

создании

видеоролика,

а

также

его

совместный

просмотр

и

обсуждение

повышают у дошкольников познавательный интерес, самооценку, способствуют

развитию мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Интерактивная

доска

позволяет

не

только

просматривать

презентации,

видеоролики, слайд-шоу. Она открывает большие возможности и для педагога,

и

для

детей.

Интерактивная

доска

реагирует

на

прикосновения

пальцев,

с

помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т.п.,

поэтому дети могут выполнять на ней различные задания, играть в обучающие

и развивающие игры. Например:

Группируют

картинки,

изображения

по

определенному

признаку,

передвигая

их

руками

(«Полезные

и

вредные

продукты»,

«Овощи

и

фрукты», «Дикие и домашние животные», «Геометрические фигуры»

и

т.д.)

Распределяют картинки по парам;

Убирают лишнюю картинку;

С помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя

картинки, изображения. («Какие продукты полезны для зрения, для роста и

т.п.», «Кому что нужно для работы», «Найди нужную цифру» и т.д.)

С помощью маркера дорисовывают картинки, изображения, цифры и т.д.

С помощью маркера или пальчика обводят картинки («Что возьмешь на

прогулку»,

«Что

нужно

делать,

когда

болеешь»,

«Найди

вс е

четырехугольники» и т.д.).

В течение занятия каждый ребенок должен получить возможность выполнить

задание на интерактивной доске. Для этого я использую различные варианты

организации детей:

Дети работают у доски подгруппой, поочередно выполняя часть общего

задания; (Например, дети вместе должны сделать звуковой анализ слова,

но каждый определяет и обозначает только один звук);

Задание

на

доске

выполняют

одновременно

два

ребенка,

пользуясь

маркерами;

Задание

выполняет

один

ребенок,

остальные

на

местах

оценивают

правильность его ответа, при необходимости исправляют, дополняют;

Дети предлагают задания ребенку, работающему у интерактивной доски.

Практика показала, что ИКТ можно эффективно использовать при знакомстве с

новой темой, при закреплении материала, во время выполнения практических

заданий

и

при

контроле

знаний

детей

во

всех

образовательных

областях:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Использование ИКТ дает возможность качественно обновить образовательный

процесс в ДОО и сделать его более эффективным; позволяет существенно

повысить

мотивацию

детей,

их

познавательную

активность;

облегчает

овладение

детьми

сложным

материалом;

воспитывает

у

дошкольников

самостоятельность; позволяет им развиваться в духе современности.

Использование

компьютера

и

интерактивной

доски

в

образовательной

деятельности в ДОО требует соблюдения гигиенических требований, которые

прописаны

в инструктивно-методическом

письме

Минобразования

РФ

от

14.03.2000 №65/27-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке

на

детей

дошкольного

возраста

в

организованных

формах

обучения».

Необходимо соблюдать также следующие методические рекомендации:

Интерактивная доска может использоваться в работе с дошкольниками как

дидактическое

средство

при

безусловном

соблюдении

физиолого-

гигиенических,

эргономических

и

психолого-педагогических

норм

и

рекомендаций;

Информационно-дидактические

пособия

должны

соответствовать

возрастным, психическим и психофизиологическим возможностям детей;

Организация

и

методика

проведения

занятий

с

использованием

ИКТ

должны соответствовать основным дидактическим принципам дошкольной

педагогики;

Занятие,

на

котором

применяется

интерактивная

доска,

состоит

из

нескольких частей, и только одна из них посвящается непосредственно

работе с доской.

В

заключение

хочется

отметить,

что

в

условиях

детского

сада

возможно,

необходимо

и

целесообразно

использовать

ИКТ

в

образовательной

деятельности с детьми дошкольного возраста в комплексе с традиционными

методами и технологиями.

Однако,

каким

бы

замечательным,

большим

потенциалом

не

обладали

информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения

педагога с ребёнком они не могут и не должны.



В раздел образования