Автор: Зорина Людмила Генриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – "Детский сад №88 "Антошка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информатизация – внедрение компьютерной техники, новых информационных
технологий – это один из основных процессов, характеризующих современное
общество. Информационно-коммуникационные технологии активно и прочно
входят не только в нашу повседневную жизнь, но и в систему образования, в
том числе дошкольного.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это
комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных
средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их
применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений
образования
(администрации,
воспитателей,
специалистов),
а
также
для
образования
(развития,
диагностики,
коррекции)
детей.
В
последние
годы
стремительно
развивающееся
общество
предъявляет
новые
требования
к
дошкольному
образованию.
Использование
ИКТ
в
воспитательно-
образовательном процессе ДОО – актуальная и важная задача дошкольной
педагогики
на
современном
этапе. «Компьютерные
технологии
призваны
в
настоящий
момент
стать
не
дополнительным
«довеском»
в
обучении
и
воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,
значительно
повышающей
его
качество»
(Из
«Концепции
долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). Введение в
действие
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
предполагает
развитие
ДОО
как
новой
образовательной системы, которая ориентирована на воспитание и развитие у
детей новых компетентностей и личностных качеств. Согласно требованиям
ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны,
прежде
всего,
улучшить
качество
обучения,
повысить
мотивацию
детей
к
получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. ИК-технологии
являются
тем
инновационным
ресурсом,
который
поможет
решить
поставленные задачи, а также сделает возможным доступность и вариативность
обучения дошкольников.
Согласно
Единому
квалификационному
справочнику
должно стей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
утверждённый
приказом
Минздравсоцразвития
России
от
26.08.2010
№761н,
современный
педагог,
занимающий
должность
воспитателя,
должен
знать
основы
работы
с
текстовыми
редакторами,
электронными
таблицами,
электронной
почтой
и
браузерами,
мультимедийным
оборудованием.
Профессиональный
стандарт,
утверждённый приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 554н, среди умений,
которые
необходимы
для
осуществления
педагогической
деятельности
по
реализации
программ
дошкольного
образования,
также
выделяет
владение
педагогом
ИКТ-компетентностями,
необходимыми
и
достаточными
для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего
и дошкольного возраста.
Применение
ИКТ
в
образовательной
деятельности
с
детьми
дает
педагогу
возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к
деятельностному,
когда
ребёнок
становится
активным
субъектом,
а
не
пассивным
объектом
педагогического
воздействия.
Это
способствует
осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому
развитию,
и
что
особенно
важно,
позволяет
формировать
у
детей
умение
самостоятельно приобретать новые знания.
При организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
я использую различные средства ИКТ
Ноутбук
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Видеокамера
Цифровой фотоаппарат
Музыкальный центр
МФУ (принтер, сканер, копир)
Телевизор
DVD-проигрыватель
Для эффективного применения ИКТ в образовательной деятельности с детьми
необходимо:
1.
Проанализировать
образовательную
программу,
тематиче ское
планирование и выявить материал, который требует использования ИКТ;
2.
Подобрать
готовые
образовательные
медиаресурсы,
используя
сеть
Интернет и медиатеку ДОО и(или) создать собственные информационные
продукты
(презентационные,
обучающие,
тренирующие
или
диагностирующие);
3.
Применить информационные продукты в образовательной деятельности;
4.
Проанализировать эффективность использования ИКТ.
В нашей группе установлена интерактивная доска Smart Board и это позволяет
активно
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
образовательной работе с детьми. Использование интерактивной доски имеет
ряд
преимуществ
по
сравнению
с
традиционными
формами
обучения
и
воспитания:
высокая
степень
наглядности
способствует
лучшему
восприятию
и
запоминанию материала, (так как учитывается наглядно-образный характер
мышления дошкольников);
достаточное количество яркого, интересного и доступного материала; его
вариативность;
представление материала на большом экране, что соответствует санитарно-
гигиеническим требованиям;
использование движения, звука, мультипликации, анимации вызывает у
детей огромный интерес, помогает удерживать устойчивое внимание;
возможность
демонстрации
фрагментов
реальной
действительности
(видеоматериалы), а так же моделирование с помощью компьютера таких
ситуаций, которые невозможно, опасно или сложно показать на занятии,
увидеть в повседневной жизни (пожар, извержение вулкана, полет в космос
и др.);
активная
позиция
ребенка
в
процессе
обучения: возможность
самому
оперировать с изображенными предметами и объектами, проводить с ними
различные
поисковые
действия,
сравнивать
варианты
преобразования
одного и того же объекта;
создание проблемных ситуаций и поощрение детей при их правильном
решении
самим
компьютером,
а
не
педагогом,
стимулируют
познавательную активность дошкольников;
в
процессе
своей
деятельности
на
интерактивной
доске
дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
возможность индивидуального подхода к обучению.
Интерактивная
доска
позволяет
мне
использовать
в
образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста
различные
информационно-
дидактические
пособия:
мультимедийные
презентации,
слайд-шоу,
видеофрагменты
и
видеоролики,
а
также
развивающие
и
обучающие
упражнения и игры.
Мультимедийные презентации – это электронные диафильмы, которые могут
включать
в
себя
анимацию,
аудио-
и
видеофрагменты,
элементы
интерактивности
(реакцию
на
действия
пользователя).
Это
замечательные,
яркие, доступные демонстрационные пособия, которые позволяют представить
материал,
как
систему
ярких
опорных
образов
в
заданном
порядке.
Мультимедийные
презентации
позволяют
задействовать
различные
каналы
восприятия,
и
это
помогает
детям
лучше
запоминать
предложенную
информацию.
А
включение
в
них
анимации,
звукового
и
музыкального
сопровождения вызывает у детей еще больший интерес, повышает внимание.
Используя презентации, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенностей
детей
группы.
В
своей
работе
я
использую
как
готовые
презентации,
взятые
в
сети
Интернет,
так
и
созданные
самостоятельно
с
помощью программы PowerPoint: «Где живут витамины», «Если хочешь быть
здоров!», «Олимпийские виды спорта», «Животные холодных и жарких стран»,
«Правила пожарной безопасности», «Красный, желтый, зеленый», «Правила
поведения
для
воспитанных
детей»,
«Удивительный
мир
космоса»
и
др.
Мультимедийные презентации возможно и необходимо использовать в разных
образовательных
областях,
их
тематика
может
быть
различна,
но
должна
соответствовать требованиям образовательной программы.
Видеоролики – это еще один медиапродукт, который я использую в работе с
детьми. Они
дают
возможность
представить
информацию,
события,
факты
наглядно, в их последовательности и развитии, что соответствует особенностям
восприятия и мышления дошкольника. Я делаю их с помощью программы
Pinnacle
Studio.
В
создании
некоторых
видеороликов
активное
участие
принимают
и
дети.
Мы
вместе
обсуждаем
темы
и
сюжеты,
подбираем
фотоматериал, музыкальное сопровождение. И, конечно, дети
с большим
удовольствием
снимаются
в
наших
фильмах.
Непосредственное
участие в
создании
видеоролика,
а
также
его
совместный
просмотр
и
обсуждение
повышают у дошкольников познавательный интерес, самооценку, способствуют
развитию мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Интерактивная
доска
позволяет
не
только
просматривать
презентации,
видеоролики, слайд-шоу. Она открывает большие возможности и для педагога,
и
для
детей.
Интерактивная
доска
реагирует
на
прикосновения
пальцев,
с
помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т.п.,
поэтому дети могут выполнять на ней различные задания, играть в обучающие
и развивающие игры. Например:
Группируют
картинки,
изображения
по
определенному
признаку,
передвигая
их
руками
(«Полезные
и
вредные
продукты»,
«Овощи
и
фрукты», «Дикие и домашние животные», «Геометрические фигуры»
и
т.д.)
Распределяют картинки по парам;
Убирают лишнюю картинку;
С помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя
картинки, изображения. («Какие продукты полезны для зрения, для роста и
т.п.», «Кому что нужно для работы», «Найди нужную цифру» и т.д.)
С помощью маркера дорисовывают картинки, изображения, цифры и т.д.
С помощью маркера или пальчика обводят картинки («Что возьмешь на
прогулку»,
«Что
нужно
делать,
когда
болеешь»,
«Найди
вс е
четырехугольники» и т.д.).
В течение занятия каждый ребенок должен получить возможность выполнить
задание на интерактивной доске. Для этого я использую различные варианты
организации детей:
Дети работают у доски подгруппой, поочередно выполняя часть общего
задания; (Например, дети вместе должны сделать звуковой анализ слова,
но каждый определяет и обозначает только один звук);
Задание
на
доске
выполняют
одновременно
два
ребенка,
пользуясь
маркерами;
Задание
выполняет
один
ребенок,
остальные
на
местах
оценивают
правильность его ответа, при необходимости исправляют, дополняют;
Дети предлагают задания ребенку, работающему у интерактивной доски.
Практика показала, что ИКТ можно эффективно использовать при знакомстве с
новой темой, при закреплении материала, во время выполнения практических
заданий
и
при
контроле
знаний
детей
во
всех
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Использование ИКТ дает возможность качественно обновить образовательный
процесс в ДОО и сделать его более эффективным; позволяет существенно
повысить
мотивацию
детей,
их
познавательную
активность;
облегчает
овладение
детьми
сложным
материалом;
воспитывает
у
дошкольников
самостоятельность; позволяет им развиваться в духе современности.
Использование
компьютера
и
интерактивной
доски
в
образовательной
деятельности в ДОО требует соблюдения гигиенических требований, которые
прописаны
в инструктивно-методическом
письме
Минобразования
РФ
от
14.03.2000 №65/27-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке
на
детей
дошкольного
возраста
в
организованных
формах
обучения».
Необходимо соблюдать также следующие методические рекомендации:
Интерактивная доска может использоваться в работе с дошкольниками как
дидактическое
средство
при
безусловном
соблюдении
физиолого-
гигиенических,
эргономических
и
психолого-педагогических
норм
и
рекомендаций;
Информационно-дидактические
пособия
должны
соответствовать
возрастным, психическим и психофизиологическим возможностям детей;
Организация
и
методика
проведения
занятий
с
использованием
ИКТ
должны соответствовать основным дидактическим принципам дошкольной
педагогики;
Занятие,
на
котором
применяется
интерактивная
доска,
состоит
из
нескольких частей, и только одна из них посвящается непосредственно
работе с доской.
В
заключение
хочется
отметить,
что
в
условиях
детского
сада
возможно,
необходимо
и
целесообразно
использовать
ИКТ
в
образовательной
деятельности с детьми дошкольного возраста в комплексе с традиционными
методами и технологиями.
Однако,
каким
бы
замечательным,
большим
потенциалом
не
обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения
педагога с ребёнком они не могут и не должны.