Напоминание

Занимательно о русском языке


Автор: Кошенкова Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Крупинская СОШ
Населённый пункт: Павловский Посад, д. Крупино, Московская область
Наименование материала: Урок–соревнование
Тема: Занимательно о русском языке
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – соревнование

« Занимательно о русском языке »

Учитель русского языка

и литературы

Кошенкова Г.В.

Урок – соревнование.

Занимательно о русском языке.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – соревнование. Соревнуются две команды: «

Бесстрашные » и « Непобедимые ». Мы отправляемся в путешествие по миру знаний. Это

самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Игру оценивают жюри.

( представить )

1) Начинается путешествие со стих. О. Высотской « Веселая грамматика ». Высшая оценка

за задание = 5 баллов.

2) Придать большую убедительность вашим рассуждениям, ответам поможет стих. Федора

Васильева « Слово ».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

Давайте начнём

И вам станет известно,

Что русский язык,

Изучать интересно!

Посоветую я Вам,

Как к волшебным берегам

В море знаний плыть да плыть,

Чтоб секреты все открыть.

Я даю советы Вам

Всех советов – ровно семь!

1) Берите в руки тетради и ручки.

2) Обдумывая задания сосредоточьтесь.

3) Путешествуя, смело бросайте якорь у новых берегов, уверенно отвечайте на мои

вопросы.

4) Дружите с книгами, которые помогут разобраться во всём.

5) Не забывайте о друзьях, советуйтесь с ними, ищите верные ответы.

6) Если Вы сбились с пути, не огорчайтесь, даже с опытными моряками это случается.

7) Удачи Вам и доброго пути!

3) Второй конкурс « Составь слово ».

Составьте слово, переставив данные буквы.

кута (утка) бклу (клуб)

одм (дом) кокаш (кошка)

ворд (двор) елонь (олень)

ватра (трава) отр (рот)

4) Конкурс « Определи часть речи » (задавать команде поочередно по слову)

1. два –

2. двойка –

3. двое –

4. двойной –

5. удвоить –

6. вдвоём –

7. двоякий –

8. дважды –

5) Быстро ответьте: какого зверя называют так:

косой – колючий –

сохатый – рогатый –

серый – косолапый –

6) А сейчас занимательные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Имя этой девочки пишется и произносится одинаково слева направо, так и справа на

налево. Отгадайте его. (Анна, Алла, Ада);

2) Если от имени мальчика отнять букву, Вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и

девочку? (Коля-Оля, Вася-Ася);

3)назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия);

4) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Имя);

5) Какое женское имя не заканчивается ни на гласный а, ни на я? (Любовь)

7) А сейчас смехопауза. Занимательные диалоги:

1) – Как не стыдно, ты все задачи списал у товарища!

- Неправда, я только две списал, а остальные не успел.

2) Учительница спрашивает у первоклассника:

- Какое животное ты нарисовал?

- Жирафа.

- А где же голова?

- Не хватило места.

3) – Катя, ты ответила отлично. Неси свой дневник! – сказала учительница.

- Ах, я забыла дневник… шепчет Катя, роясь в школьной сумке.

- Я могу дать тебе взаймы свой дневник! – предлагает сосед по парте.

4) – Почему медведь сосёт зимой лапу? – спросил Сережа у старшего брата.

- Потому что за лето в ней накопился мёд.

5) На уроке математики Петю спросили:

- если прибавить к 11 лошадям ещё 6, сколько будет?

Петя воскликнул:

- Табун!

8) Творческая страничка « Я начну, а ты продолжи ». (проба поэтического пера)

Вот один из примеров.

Учитель: Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой…

Таня: А в корзине той грибы, ягоды и фрукты,

Внучке бабушка несёт все эти продукты.

Оля: А за ней котята шли

Помидоры ей несли.

Учитель: Как-то раз в конце субботы

В наши сельские края…

Учитель: Однажды я из школы

С портфелем возвращался…

Учитель: Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз…

Учитель: Жил на свете муравей

Без ресниц и без бровей…

Учитель: Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал…

Учитель: Мухи фруктов захотели

Утром к югу полетели…

Учитель: Вот уже четыре дня

Жар и кашель у меня…

Учитель: Петухи распетушились.

Но подраться не решились…

Учитель: Залетела к нам оса

И гудела два часа…

Учитель: На скамейке у ворот

Лена горько слёзы льёт…

Учитель: Шла коза по мостику

И виляла хвостиком…

Учитель: Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот…

9) Игра: « Найди пару ». На листочках по половинке пословиц, надо составить целую

пословицу.

Первая половина пословиц: Вторая половина пословиц:

Не спиши языком - торопись делом.

Сам пропадай, а товарища выручай.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

Хочешь много знать - надо мало спать.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

По одёжке встречают, а по уму провожают.

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Не сиди сложа руки - так и не будет скуки.

Птица красна пением, а человек умением.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Лодырь да бездельник - им и праздник понедельник.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

10) Шарады. А теперь я Вам загадаю шарады. Шарады – это загадки, в которых

задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой

отдельное слово.

1) С буквой ка бери меня на покос,

А без буквы ка ужало в нос. (коса-оса)

2) Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали Вы.

3) Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (мина)

4) Мой первый слог – могучий бык,

К труду он тяжкому привык.

Второй мой слог – простой предлог.

А я качусь на берег моря

В короне пенной, с ветром споря. (волна)

11) Эти строки из школьных сочинений вызывают улыбку, потому что в этих

предложениях нарушены правила сочетания слов, исправьте их.

1) Вдали показалась стая уток и зайцев.

(Неверно: стая зайцев. Надо: Вдали показались зайцы и стая уток.)

2) У щенка Байкала на макушке весело торчали уши и пушистый хвостик.

(на макушке не на месте: получается, что хвостик на макушке. Лучше: У щенка Байкала

пушистый хвостик и весело торчали уши на макушке.)

3) В пустыне многие животные бросаются в спячку. (бросаться в спячку нельзя. Есть

фразеологический оборот: залечь в спячку.)

4) Он стоял и лязгал глазами. (слово лязгал не сочетается со словом глаза. Лучше: сверкал

глазами. Лязгать можно зубами, цепью.)

12) Отгадывание ребусов.

13) Смехопауза.

1) – Каждое утро звонок будильника на меня действует, как выстрел.

- И ты тотчас же вскакиваешь?

- Нет, лежу как убитый.

2) Сын говорит матери:

- Знаешь, мамочка, учительница просила меня разборчиво писать буквы. И я не знаю, что

мне теперь делать.

- То есть как не знаешь? Надо писать разборчивее!

- Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки.

3) – Скажите, вы никому ещё не читали свою поэму?

- Никому.

- А почему у Вас тогда подбит глаз?

4) Учитель:

- Юра, скажи, пожалуйста, какое-нибудь слово, в котором несколько раз повторяется

гласный звук «о».

Юра:

- Г-о-о-о-о-о-л!

5) Сколько раз тебе повторять, чтобы ты не играл с невоспитанными мальчиками. Почему

ты не играешь с вежливыми детьми?

- Им не разрешают играть со мной.

14) В заключение шуточная игра « Наоборот ».

И нам с тобой Скажу я слово Скажу я слово потерял,

Пришёл черёд далеко, И скажешь ты

Сыграть в игру А ты ответишь …

«Наоборот». … Скажу тебе я слово

Скажу я слово Скажу я слово Трус,

Высоко, Потолок. Ответишь ты

А ты ответишь А ты ответишь …

… … Теперь начало я скажу

Ну отвечай …



В раздел образования