Автор: Джичошвили Татьяна Саввовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 623
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока по истории
Тема: "Образование СССР"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 623 имени Ивана Петровича Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНО
МО кафедры социальных наук
ГБОУ лицея № 623
имени И. П. Павлова
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Протокол № 1 от 31.08.18г.
Методическая разработка занятия по дисциплине «История»
Тема занятия: «Образование СССР»
Автор разработки:
Джичошвили Татьяна Саввовна
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2018 г.
Методическая разработка урока
Учитель: Джичошвили Т.С.
Класс: 11 Б
Тема урока: Образование СССР
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология: объяснительно-иллюстративное обучение
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления
школьников
Форма урока: традиционная
Основные понятия:
элита, Конституция
Основные даты: 27 декабря 1922 г. – договор об образовании СССР; 31 января 1934 г. –
Конституция СССР;1925 г. – РКП(б) => ВКП(б); 1924 г. XIII партконференция
Имена исторических деятелей: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин,
Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.
План изучения нового материала:
1.
Советские республики:
2.
Образование СССР;
3.
Кризис руководства партии большевиков
Оборудование
урока: презентация, атласы, карта «Образование СССР», раздаточный
дидактический материал (карточки)
Оформление доски: на доске дата, тема урока, д/з в правом верхнем углу
Мизансцена урока: традиционная
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент (2-4 мин.).
Приветствие
Проверка присутствия
Проверка готовности
Приветствуют учителя стоя
С т а р о с т а
д о к л а д ы в а е т
о б
отсутствующих
II. Повторение изученного материала (15 мин.).
Письменный опрос по карточкам (3 человека).
Фронтальный опрос:
-Каким
было
экономическое
положение
Советской
России после окончания гражданской войны?
Почему
политика
военного
коммунизма
стала
вызывать все более сильное сопротивление масс?
-Охарактеризуйте содержание и методы проведения
новой экономической политики.
За партами индивидуально
-Сравните политику военного коммунизма и нэп. В
чем
они
принципиально
различаются?
Что
в
них
было общего.
Работа с датами (1 учащийся у доски).
весна-лето 1921 г.; 1920-1921 гг.;
март 1921 г.; 1922 г.
III. Постановка учебной задачи (2-5 мин.).
Союз Советских Социалистических Республик - так
называлось
государство,
существовавшее
на
политической карте мира в течение почти 70 лет. Это
была мощная сверхдержава, объединявшая нации и
народности,
проживающие
сегодня
на
территории
новых государственных образований. Можно сказать,
что все мы родом из СССР, и это обстоятельство
вновь
и
вновь
заставляет
нас
возвращаться
к
ст раницам
совет ской
истории,
п о - н о в ом у
вглядываясь в их особенности, в происходившие в те
годы
события.
Сегодняшние
оценки
этих
событий
отнюдь
не
однозначны.
Политические
реформы
последних лет и возникший благодаря им плюрализм
мнений
позволяют
нам
более
о бъ е к т и в н о
проанализировать многие явления и процессы.
Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта
создания СССР.
Главный вопрос урока:
Какое значение для дальнейшей истории играло
образование СССР и были ли другие варианты?
Записывают в тетрадь тему урока
IV. Изучение нового материала (15-20 мин.).
1. Советские республики
а) Рассказ учителя (образное повествование):
После
завершения
гражданской
войны
советская
власть
утвердилась
в
нескольких
государствах
–
России, Украине и Белоруссии. Также Азербайджан,
Армения и Грузия. В 1922 г. Они объединились в
Закавказскую Федерацию.
Между республиками были заключены соглашения о
сотрудничестве
в
области
обороны,
внешней
политики и хозяйственной деятельности.
Вопрос о принципах государственного строительства
на территории бывшей Российской империи вызвал
споры в партии большевиков.
И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации,
тогда как Ленин за равноправие республик.
Бывшая империя встала перед выбором из двух путей
развития.
Постановка вопроса:
Каковы же предпосылки объединения республик?
Предпосылки образования СССР:
1.
Хо з я й с т в е н н о е
е д и н с т в о ,
и с т о р и ч е с к и
сложившееся
взаимозависимость
и
разделение
труда между республиками.
2.
Стремление
к
единой
внешней
безопасности
республик.
Аналитическая беседа
Запись в тетрадь
3.
Однотипность
государственного
устройства
и
единая политическая партия у власти.
4.
Актуальные
идеи
и
стремления
жить
в
едином
сильном государстве.
2. Образование СССР
б) Характеристика создания Советского Союза.
См. слайд..
Объяснение:
Органы
управления
СССР
создавались
согласно
Конституции (31 декабря 1924 г.): Всесоюзный съезд
советов – высший законодательный орган и Совет
народных комиссаров – высший исполнительный
орган власти.
в) Выборочное чтение
-Найдите
в
учебнике
и
прочитайте
в с л у х
противоречия, заложенные при образовании СССР.
г) Работа с текстом (слайды 11-16)
-Какие полномочия получил Верховный Совет СССР
в соответствии с Конституцией СССР?
3. Кризис руководства партии большевиков
д) Рассказ учителя (образное повествование):
В
последние
годы
жизни
В.И.
Ленин
пришел
к
выводу,
что
жестко
централизованная
система
партийного
руководства
ставит
общество
в
зависимость от воли узкого круга лидеров.
С болезнью и смертью Ленина в партии началась
борьба за власть.
Н а и б о л е е
с п о р н ы м
о к а з а л с я
в о п р о с
о
целесообразности продолжения нэпа.
Л.Д. Троцкий был против нэпа еще в 1923-1924 гг.,
д о к а з ы в а л ,
ч т о
н э п
п р и в е д е т
с т р а н у
к
государственному
Капитализму
и
возникновению
нового правящего класса – бюрократической элиты.
Словарная работа: прочитайте в учебнике понятие
«Элита», дома выпишите это определение в тетрадь.
Троцкий
придерживался
теории
непрерывной
революции вплоть до победного конца – мировой
революции.
Также
Троцкий
предлагал
расширить
внутреннюю
демократию. Все это привело к XII партконференции
в 1924 г., на которой Троцкого и его сторонников
сместили с постов. Однако на этом борьба за власть в
партии не закончилась.
Запись в тетрадь.
Учебник С.123-125 фронтально
Учебник С.125 – 1 ученик
V. Подведение итогов. (2-3 мин.).
Содержательная
оценка
УПД
и
ее
результатов,
выставление отметок в дневник.
Запись д/з в дневник