Автор: Васильева Раиса Егоровна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: Нюрбинский реабилитационный центр для детей –инвалидов и детей с ОВЗ
Населённый пункт: г.Нюрба
Наименование материала: Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет
Тема: Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет
Раздел: дошкольное образование
Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет
Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции,
расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое
мышление.
В
данном
разделе
представлены
игры,
направленные
на
формирование
звуковой
культуры
речи,
пальчиковые
игры,
артикуляционная
гимнастика,
а
также
потешки, поговорки и чисто говорки, которые так нравятся детям.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите
ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед
зеркалом.
Постепенно
увеличивайте
количество
повторений
и
время
выполнения
упражнений.
«Вкуснятина».
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот.
Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.
«Качели».
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с
внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
«Карасик».
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лошадка»
. Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Лопаточка»
.Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение
по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.
«Иголка».
Открыть
рот
и
высунуть
острый
язычок
как
можно
дальше.
Выполнять
упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
«Блюдце».
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к
зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
«Маляр».
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой, и
против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 р.
«Чистые зубки».
Улыбнуться,
показать
зубы.
Провести
кончиком
языка
по
верхним
зубам
с
внутренней стороны, затем, то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен
скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Часики».
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до
уголков губ.
«Ириска».
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг
приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения
языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
Игры на формирование звуковой культуры речи
«Одуванчик».
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5
сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он
разлетелся.
«Звоночек».
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь,
а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду
задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь».
Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и
правой руки.
«Свеча».
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох
носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
«Колдун».
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном
дыхании,
например,
такое
«заклинание»:
«Мимм-мэмм-мамм-момм-
мумм-мымм!»
Следите за артикуляцией ребёнка.
«Весёлый попугайчик».
Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять
каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать
ручкой ритм. По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:
одинаковые: ра-ра-ра;
со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра
с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па
Следите за достижением синхронности голоса и движений.
«Воздушный шарик».
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук,
сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны
«выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с...» и сделав 1 шаг вперёд. Так
шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно
«с-с-с...» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру
несколько раз.
«Насос».
Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит «с-с-с...», одновременно делая
такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или
колесо. Звук «с-с-с...» следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.
«Лягушонок».
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернёт носочки в стороны как
можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в
пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как
прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
Пальчиковые игры
Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует
речевое
развитие
ребёнка.
В
этом
возрасте
пальчиковые
игры
представляют
собой
небольшой
массаж
кистей
рук
и
пальцев
малыша.
Дети
2—3
лет
могут
заучивать
сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать
ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)
«Котик»
Есть у котика на лапках
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца.
Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
«Цветок»
Растёт цветок, к солнцу тянется,
А бутон его распускается.
(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики,
не разъединяя кистей рук.)
«Пальчики собираются в детский сад»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!
В детский сад идти пора!»
(М. Кольцова)
(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с
большого.)
«Теремок»
На поляне теремок, (Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте,
я
ваш
друг!
(Развести
руки
в
стороны,
затем
одной
ладонью
обхватить другую.) (Л. Останко)
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Сомкнуть пальцы в «замок».)
Потянули... (Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)
Покрутили... (Руками, сцепленными в «замок», выполнить движение «на себя — от
себя».)
Постучали... (Руки по-прежнему находятся в положении «замок» перед собой,
ребёнок «стучит» запястьями.)
И открыли! (Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)
«Павлин»
Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми
пальцами приставить к левой руке («хвост павлина»). Растопыривать и соединять пальцы
правой руки («павлин раскрывает и закрывает хвост»).
«Зайка»
Выпрямить средний и указательный пальцы («ушки зайки подняты»).
Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы
сначала одновременно, затем поочерёдно («зайка шевелит ушками»).