Напоминание

Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет


Автор: Васильева Раиса Егоровна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: Нюрбинский реабилитационный центр для детей –инвалидов и детей с ОВЗ
Населённый пункт: г.Нюрба
Наименование материала: Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет
Тема: Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедические игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции,

расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое

мышление.

В

данном

разделе

представлены

игры,

направленные

на

формирование

звуковой

культуры

речи,

пальчиковые

игры,

артикуляционная

гимнастика,

а

также

потешки, поговорки и чисто говорки, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите

ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед

зеркалом.

Постепенно

увеличивайте

количество

повторений

и

время

выполнения

упражнений.

«Вкуснятина».

Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот.

Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели».

Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с

внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Карасик».

Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка»

. Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»

.Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение

по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

«Иголка».

Открыть

рот

и

высунуть

острый

язычок

как

можно

дальше.

Выполнять

упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Блюдце».

Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к

зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Маляр».

Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой, и

против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 р.

«Чистые зубки».

Улыбнуться,

показать

зубы.

Провести

кончиком

языка

по

верхним

зубам

с

внутренней стороны, затем, то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен

скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики».

Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до

уголков губ.

«Ириска».

Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг

приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения

языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.

Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Игры на формирование звуковой культуры речи

«Одуванчик».

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5

сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он

разлетелся.

«Звоночек».

Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь,

а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду

задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь».

Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и

правой руки.

«Свеча».

Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох

носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун».

Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном

дыхании,

например,

такое

«заклинание»:

«Мимм-мэмм-мамм-момм-

мумм-мымм!»

Следите за артикуляцией ребёнка.

«Весёлый попугайчик».

Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять

каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать

ручкой ритм. По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:

одинаковые: ра-ра-ра;

со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра

с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па

Следите за достижением синхронности голоса и движений.

«Воздушный шарик».

Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук,

сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны

«выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с...» и сделав 1 шаг вперёд. Так

шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно

«с-с-с...» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру

несколько раз.

«Насос».

Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит «с-с-с...», одновременно делая

такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или

колесо. Звук «с-с-с...» следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.

«Лягушонок».

Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернёт носочки в стороны как

можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в

пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как

прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Пальчиковые игры

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует

речевое

развитие

ребёнка.

В

этом

возрасте

пальчиковые

игры

представляют

собой

небольшой

массаж

кистей

рук

и

пальцев

малыша.

Дети

2—3

лет

могут

заучивать

сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми.

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,

Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать

ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»

Есть у котика на лапках

Очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»

Пальчик пальчикам сказал,

Что поехал на вокзал.

Чтобы встретить остальных,

Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца.

Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Цветок»

Растёт цветок, к солнцу тянется,

А бутон его распускается.

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики,

не разъединяя кистей рук.)

«Пальчики собираются в детский сад»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!

В детский сад идти пора!»

(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с

большого.)

«Теремок»

На поляне теремок, (Соединить ладони «домиком».)

Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)

Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте,

я

ваш

друг!

(Развести

руки

в

стороны,

затем

одной

ладонью

обхватить другую.) (Л. Останко)

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Потянули... (Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)

Покрутили... (Руками, сцепленными в «замок», выполнить движение «на себя — от

себя».)

Постучали... (Руки по-прежнему находятся в положении «замок» перед собой,

ребёнок «стучит» запястьями.)

И открыли! (Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)

«Павлин»

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми

пальцами приставить к левой руке («хвост павлина»). Растопыривать и соединять пальцы

правой руки («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

«Зайка»

Выпрямить средний и указательный пальцы («ушки зайки подняты»).

Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы

сначала одновременно, затем поочерёдно («зайка шевелит ушками»).



В раздел образования