Автор: Ярусова Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 89"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Сценарий развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Тема: "Летняя прогулка на теплоходе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №89»
СЦЕНАРИЙ
сюжетно-ролевой игры
в старшей группе
«Летняя прогулка на пароходе»
Составитель:
Ярусова Г.Д. ,
воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Тема: Летняя прогулка на пароходе.
Цель: Создание условий для развития игровых навыков у детей стар-
шего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя
косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созда-
нию игровых замыслов.
2. Развивать умения детей объединяться в игре, распределять роли, выпол-
нять игровые действия, поступать в соответствии с взятой на себя ролью,
правилами и общим игровым замыслом.
3. Поощрять детей вести диалог по содержанию игры; развивать речевую ак-
тивность детей; развивать навыки вежливого общения друг с другом.
4. Формировать эмоционально положительное отношение к совместной игре.
Предварительная
работа:
Чтение
художественной
литературы,
оформление книги «Юные моряки», альбома «Река Кама», беседы о профес-
сиях, связанных с плаванием на теплоходе, о природных явлениях (гроза,
шторм, буря, солнечный день на море и т.п.), подбор и изготовление необхо-
димого материала и атрибутов для игры.
Кусто ролей: капитан, повар, официант, рулевой, матросы, пассажиры,
доктор.
Игровой материал: строительные модули, стулья, штурвал, флажки,
плоскостные спасательные круги, бинокль, рупор, фуражка капитана, мат-
росские воротники и бескозырки, трап, якорь на цепи, кухонная посуда, муля-
жи продуктов, меню, костюм доктора, медицинский набор для доктора, ко-
шельки
с
деньгами
для
пассажиров,
билеты,
предметы-заместители.
Примерный сценарий игры:
Сговор
на
игру.
Воспитатель
подходит
к
детям
и
говорит:
- Ребята, посмотрите, нам принесли приглашение на летнюю прогулку по
реке
на
пароходе.
Вы
хотели
бы
отправиться
на
п р о г ул ку ?
Дети подходят к педагогу, рассматривают приглашение, обсуждают предло-
жение педагога.
- Мы будем путешествовать по реке, то какой транспорт нам нужен?
- Давайте построим пароход.
- Где у нас будет палуба, капитанский мостик, штурвал для управления,
каюты для пассажиров, каюта доктора и кухня со столовой?
Вместе с педагогом строят пароход, определяют роли.
Распределение ролей.
-Давайте вспомним, кто работает на пароходе? Значит, нам нужны:
• капитан;
• рулевой (стоит за штурвалом и держит верный курс);
• матросы;
• повар (по-морскому называется кок);
• доктор (будет оказывать первую помощь);
• а все остальные будут пассажирами.
Дети
самостоятельно
выбирают
роли
по
своему
желанию.
Обсуждение ролевых действий. Педагог поясняет игровые действия.
1) Капитан точно определяет направление пути и четко отдает приказы
членам команды.
2) Рулевой внимательно слушает и точно определяет направление сле-
дования парохода, сообщает капитану обо всех преградах на пути.
3) Матросы выполняют все приказы капитана.
4) Повар (кок) на кухне готовит обед для пассажиров и команды. Для
этого необходимо запастись продуктами для обеда.
5) Официант накрывает стол и разносит порции пассажирам.
6) Доктор оказывает больным пассажирам первую помощь во время
прогулки. Нужно взять с собой инструменты и медикаменты.
7) Пассажиры могут взять с собой детей или домашних питомцев, обя-
зательно
наденьте
головные
уборы,
чтобы
не
напекло
голову.
- А я буду кассиром, буду пассажирам продавать билеты на пароход. Нужно
сначала
купить
билеты,
и
только
потом
отправляться
на
прогулку.
Дети готовят необходимое оборудование и атрибуты для игры, костюмы и до-
полнительные элементы для образа. Дети выполняют игровые действия по
содержанию игрового сюжета, обращаясь, друг к другу, соответственно взя-
той на себя игровой роли.
Средства расширения сюжета.
1.Педагог расширяет ролевую речь кассира:
- Граждане, приобретайте билеты на прогулочный пароход.
- Уважаемые пассажиры, пожалуйста, встаньте в очередь.
- Пропустите, пожалуйста, женщину с ребенком!
- Не волнуйтесь, пожалуйста, все успеют купить билеты на пароход.
Педагог участвует в игре как второстепенный персонаж, обращаясь ко всем
играющим с вопросами. «Пассажиры» - дети встают друг за другом в очередь
к кассе. Достают из кошельков деньги, чтобы купить билеты.
2.Педагог берет на себя разные роли для расширения ролевого взаимодей-
ствия.
2.1.Капитан, скажите, пожалуйста, пароход готов к отплытию? Разрешите
проверить пароход? Да, действительно все готово к отплытию, можно опус-
кать трап и принимать пассажиров. Вы сами проверите билеты у пассажи-
ров?
2.2.Педагог берет на себя роль пассажира. Дети-пассажиры проходят на паро-
ход, показывая билеты капитану. Подскажите, пожалуйста, мое место.
Матросы провожают пассажиров на их места.
2.3.Уважаемый капитан, мы рады воспользоваться услугами вашего парохода,
но скажите, пожалуйста, мы скоро отправимся?
Капитан приветствует пассажиров и объявляет отправление.
2.4.Скажите,
пожалуйста,
какой
курс
держит
наш
п а р оход ?
Рулевой сверяет по карте маршрут.
3.Педагог-пассажир предлагает различные ситуации для развития сюжета.
3.1.Уважаемый матрос, расскажите нам, пожалуйста, бывают ли нападения
пиратов
на
этой
реке?
Могут
ли
они
захватить
наш
пароход?
Матросы рассказывают пассажирам разные ситуации или могут ее обыграть.
3.2.Уважаемый капитан, кажется, там за бортом кто-то кричит (или педагог-
пассажир сам «падает» за борт и просит о помощи). Посмотрите скорее.
Капитан
приказывает
матросам
бросить
спасательные
к ру г и .
3.3.Позовите
доктора.
Ситуация
спасения
утопающего.
Доктор
оказывает
больному первую помощь.
3.4.Капитан, скажите, скоро будет остановка? Вы объявите о ней нам? Капи-
тан, вы разрешите нам сойти на берег, прогуляться? Мы можем собрать букет
для группы или ягод для десерта пока вы осмотрите пароход. Может, ему
необходим ремонт? Капитан объявляет об остановке и предлагает пассажи-
рам прогуляться на берегу. Пассажиры сходят на берег, на прогулку, собирают
цветы,
ягоды.
Члены
команды
осматривают
и
ремонтируют
пароход.
3.5.Педагог обращается к одному из пассажиров:
- Спросите у капитана, не пора ли нам возвращаться на пароход. Закончили
ли они ремонт парохода?
Пассажиры спрашивают у капитана, когда отплытие.
Капитан приглашает всех пассажиров на пароход.
Обсуждение игры:
Ситуация обратного пути.
- Как вам понравилась наша прогулка?
- Кем в игре был ты, что ты делал в роли?
- Кто из команды вам больше понравился? Почему?
- Еще хотите в путешествие? Дети рассказывают о своих впечатлениях.