Напоминание

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)


Автор: Базылева Лилия Алексеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 45
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)
Раздел: начальное образование





Назад




Кинезиологические упражнения,

развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,

синхронизируют

работу

полушарий,

улучшают

мыслительную

деятельность,

способствуют

улучшению

памяти

и

внимания,

облегчают

процесс

чтения

и

письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми

недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно

использовать:

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение

речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Комплекс № 1.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба

выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется

каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак - ребро – ладонь»

Три

положения

руки

на

плоскости

стола,

последовательно

сменяя

друг

друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на

плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя

руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении или при

затруднениях в выполнении упражнения

помогайте себе командами (,,кулак -

ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

Упражнение «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак

разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном

положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените

положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости

смены положений.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или

фломастеру.

Начните

рисовать

одновременно

обеими

руками

зеркально-

симметричные

рисунки,

буквы.

При

выполнении

этого

упражнения

вы

почувствуете,

как

расслабляются

глаза

и

руки.

Когда

деятельность

обоих

полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего

мозга.

Упражнение «Ухо – нос»

Левой

рукой

возьмитесь

за

кончик

носа,

а

правой

рукой

-

за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,

поменяйте положение рук (с точностью наоборот).

Упражнение «Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните

руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться

точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении

должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Возьмите

в

руку

карандаш

и

начертите

на

бумаге

восьмерку

(знак

бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

Упражнение « Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения

разотрите уши руками.

Перекрестные

движения. Выполняйте

перекрестные

координированные

движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем

сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Упражнение «Качание головой»

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и

медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза

сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Упражнение «Симметричные рисунки»

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные

рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Упражнение «Медвежьи покачивания»

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки.

Придумайте сюжет.

Упражнение «Поза скручивания»

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой

держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на

выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась

против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните, тоже

самое в другую сторону.

Упражнение «Кнопки мозга»

Это серия упражнений, которая включает “электрическую систему” организма,

способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного

мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по

20-30 сек. каждой рукой.

1.

Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней

губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в

это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в

разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.

2.

Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой.

Пальцы другой руки массируют область копчика.

Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих

полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредото-

читься на запоминании нового материала.

1.

Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область

копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок,

соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального

меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное

напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.

Упражнение «Слон».

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его

выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было

держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за

движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная

от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение

выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Упражнение

активизирует

и

балансирует

всю

целостную

систему

организма

“интеллект-тело”, улучшает концентрацию внимания.

Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные

положительные

структурные

и

функциональные

изменения.

Подвижность

и

пластичность

нервных

процессов

осуществляется

на

более

высоком

уровне.

Данная

методика

позволяет

выявить

скрытые

способности

детей

с

ограниченными возможностями здоровья и расширить границы возможностей их

мозга.

Материал подготовила педагог-психолог:

Базылева Л.А.



В раздел образования