Напоминание

" Я выбираю ЗОЖ – Здоровый образ жизни!"


Автор: Иванова Валентина Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Верхневилюйский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: с. Верхневилюйск
Наименование материала: проект " Я выбираю ЗОЖ – Здоровый образ жизни"
Тема: " Я выбираю ЗОЖ – Здоровый образ жизни!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГКУ РС (Я) «Верхневилюйский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»

Авторы проекта: Семенова В.В., соц. работник

Иванова В.М., соц. педагог

с. Верхневилюйск-2019г.

Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

Данный социальный проект создан с намерением изменить существующее

отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду

здорового

образа

жизни

в

подростковой

среде,

возможность

практически

повлиять,

силами

самих

воспитанников,

на

осознанный

выбор

в

пользу

здорового

образа

жизни,

жизненные

установки

и

ценностные

ориентиры

воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта определены следующие направления деятельности.

1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников

Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей

(законных представителей) и формирование через изучение данных факторов

ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

-

коммуникативных

компетенций:

навыки

работы

в

группе,

владение

различными социальными ролями в коллективе;

-

здоровьесберегающих

компетенций:

знать

и

применять

правила

личной

гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально

значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции,

алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую

жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого

количества

различных

мероприятий,

направленных

на

повышение

интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5)

Сотрудничество

с

партнерскими

учреждениями

и

организациями

для

совместной деятельности.

Содержание.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.9. Выводы.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы

Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и

народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

О н и

о б р а т и л и с ь

к

м а л ь ч и к у .

М а л ьч и к ,

ч т о

д л я

т е бя

в а ж н е е

сч а с т ь е

и л и

з д о р о в ь е ?

Конечно

же,

счастье!

не

задумываясь,

ответил

м а л ьч и к .

Т ы

с ч а с т л и в ы й ?

О !

Д а ,

я

с ч а с т л и в ы й !

— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я

ж е

г о в о р ю ,

ч т о

с ч а с т ь е

г л а в н е е .

А

скажи,

мальчик,

ты

здоров?

задало

следующий

вопрос

Здоровье.

Д а ,

я

з д о р о в !

— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы

твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается,

что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и

экологическое

неблагополучие

отрицательно

сказываются

на

здоровье

всего

населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую

тревогу.¹

По

данным

Национального

Центра

проблем

формирования

здорового

образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до

39%

эпизодически

употребляют

алкоголь,

до

17%

пробуют

наркотические

вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки

раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди

детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается

на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это

в

значительной

степени

актуализирует

роль

всех

социальных

институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди

них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых,

как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых,

как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в

том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как

база

социально-педагогического

творчества

и

совершенствования

существующих методик организации педагогического взаимодействия.

Социально-реабилитационный

центр

для

несовершеннолетних-

уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане

оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к

здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики

негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в

Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном

непрерывном пространстве.

По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от

здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя.

Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек

должен научиться отвечать за свое здоровье.

1.3. Актуальность проекта.

Что

такое

здоровье?

Согласно

определению

Всемирной

организации

здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического,

социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов,

о п т и м а л ь н ы й

у р о в е н ь

р а б о т о с п о с о б н о с т и

п р и

м а к с и м а л ь н о й

продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его

законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения

здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня

очень

актуальны

в

связи

с

резким

снижением

процента

здоровых

детей,

увеличением

числа

имеющих

хронические

заболевания,

неврозы.

Причины

такого

состояния

нарушения

экологии,

гиподинамия,

нервно-психические

нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате

чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его

жизни,

который,

в

свою

очередь,

зависит

от

образа

мышления

и

сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая

ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то

на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей

среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% -

зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из

медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую

тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют

сложный

медицинский

статус,

что

часто

обусловлено

их

социальной

запущенностью.

Отсутствие

личных

приоритетов

здоровья

способствует

значительному

распространению

в

детской

среде

и

различных

форм

разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А

поскольку

именно

в

раннем

детстве,

дошкольном

и

школьном

возрасте

формируется

здоровье

человека,

то

ясна

роль

воспитания

в

этом

вопросе.

Именно

поэтому

формирование

здорового

образа

жизни

ребенка

имеет

первостепенное значение.

Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали

слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его –

мудрость, а умело распорядиться им – искусство».

До

недавнего

времени

под

«здоровьем»

в

преобладающем

количестве

случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки

зрения

здоровье

можно

рассматривать

как

универсальную

способность

к

разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения

состояния

внутренней

среды.

В

этом

случае

речь

идет

о

физиологических

адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый

образ

жизни

в

единстве

его

компонентов

биологического

и

социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой —

важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью

профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ

-

это

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

на

улучшение

и

сохранение

здоровья

с

помощью

соответствующего

питания,

физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека

(умеренность

во

всём,

оптимальный

двигательный

режим,

закаливание,

правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек)

на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая

обеспечивает

человеку

физическое,

душевное,

духовное

и

социальное

благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках

попущенной Господом земной жизни».

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов,

позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности:

у ч е б н о й ,

т р у д о в о й ,

с е м е й н о - б ы т о в о й ,

д о с у г а ;

— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность

людей в русло ЗОЖ.

1.4.Цель проекта:

-

Содействие

в

формировании

у

детей

и

подростков

сознательной

потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового

образа жизни.

1.5. Задачи проекта:

-

формировать

установки

на

ведение

и

активную

пропаганду

здорового образа жизни;

- стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации

проекта;

-обучать

ответственному

отношению

к

способам

и

приемам

сохранения и укрепления собственного здоровья;

-повышать двигательную активность воспитанников;

-профилактика вредных привычек;

-организовать

сотрудничество

с

партнерскими

учреждениями

и

организациями по пропаганде здорового образа жизни.

1.6. Прогнозируемые результаты

Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим

показателям:

- повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое

и интеллектуальное самовыражение подростков;

-развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение

сотрудничать,

нести

ответственность

за

принятые

решения,

формирование

установки

на

развитие

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной

жизнедеятельности

в

современном

обществе;

-улучшение знаний детей о ЗОЖ;

-повышение мотивации к двигательной активности;

-формирование

устойчивых

моделей

поведения,

препятствующих

употреблению ПАВ;

-проведение

совместных

акций

и

мероприятий

по

пропаганде

здорового

образа

жизни

с

партнерскими

учреждениями

и

организациями.

1.7. План реализации проекта:

1 этап Подготовительный

Исследовать

факторы

влияния

на

ценностные

ориентации

воспитанников

Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников

к ведению здорового образа жизни.

Определить

источники

информации

(научная

и

справочная

литература,

Интернет-ресурсы,

беседы

с

медицинскими

работниками,

учителями,

в о с п и т а т е л я м и ,

р о д и т е л я м и ,

п с и х о л о г о м ) .

2 этап Планирование работы

Составить

и

согласовать

организационный

план

совместных

действий

по

формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и

укрепления

здоровья;

повышению

информационной

осведомленности

воспитанников

о

социально

значимых

заболеваниях,

по

поддержанию

п с и х и ч е с ко го

р а в н о в е с и я

и

т р е н и р о в ке

с т р е с с оу с т о й ч и в о с т и .

3 этап Реализация проекта

-

Реализовать

проект

в

соответствии

с

разработанным

планом

действий.

4 этап Рефлексия

- Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.

- Включить подростков в реальную практическую деятельность

распространения идеи проекта в образовательной среде.

1.8. Реализация проекта

На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа

жизни

являются

одними

из

наиболее

приоритетных

направлений

в

нашем

Центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте

задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников

Центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее

активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и

интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.

С этой целью в Центре среди подростков будут проводится

опросы,

диспуты,

дебаты

по

вопросу «Какие

мероприятия

помогут

повысить

информационную осведомленность воспитанников о ЗОЖ?».

В

процессе

дискуссий

воспитанники

должны,

выдвинут

следующие

предложения:

-Посещение в Учебном центре «Золотого колоса» информационно-

просветительских

занятий

и

профилактических

мероприятий,

тренингов

для

углубления знаний о ЗОЖ;

-Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций,

конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;

-Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни –

это..»;

-Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ,

конкурса роликов социальной рекламы;

-Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях,

направленных

на

повышение

интеллектуального

потенциала

и

пропаганду

здорового образа жизни среди воспитанников;

-Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями

для проведения совместных мероприятий.

-Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.

Для

воплощения

данных

предложений,

достижения

целей

и

задач,

поставленных в проекте, в систему действий

включены комплекс акций и

мероприятий:

По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения

и

у к р е п л е н и я

с о б с т в е н н о го

з д о р о в ь я

о р г а н и з у е т с я санитарно-

просветительская

работа, которая

проводится

силами

медсестеры,

воспитателей и соц. педагогов по следующей тематике:

1.

-Режим дня. Польза утренней зарядки.

-Гигиена в подростковом возрасте.

-Вредные привычки: курение, алкоголизм, будущее без наркотиков.

-Профилактика острых кишечных инфекций.

-О пользе витаминов.

Систематически

с

профилактической

целью,

воспитателями

каждого

отряда

планируется

проведение информационно-просветительских занятий

по ЗОЖ (3-4 занятия в квартал).

Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков

развития,

уроков

общения

с

элементами

тренинга

и

другие

вызывают

противодействие

к

курению,

употреблению

алкоголя

и

наркотиков,

желание

заботиться о своем здоровье.

Тренинги

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс,

охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и

включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П.

Лисицын выделяет в образе жизни три категории.

Образ жизни:

Уровень жизни

Качество жизни

Стиль жизни

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных,

духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни

характеризует

комфорт

в

удовлетворении

человеческих

потребностей

(преимущественно

социологическая

категория).

И,

наконец,

стиль

жизни

поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под

который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-

психологическая категория).

Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию –

стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно

считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива

Центра. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное

саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения

данных проблем подключаются педагоги-психологи.

Психологическое

оздоровление

детей

направлено

на повышение

уровня

социализации детей:

2.

-создание

во

временных

детских

коллективах

благоприятной

психологической атмосферы;

-формирование сплочённого коллектива;

-содействие

самоопределению

каждого

ребёнка

во

временном

детском коллективе;

-формирование у детей адекватной самооценки;

-формирование

«командного

духа»,

атмосферы

сотрудничества,

взаимопомощи и взаимопонимания;

- о р г а н и з а ц и я

э фф е кт и в н о й

р а б от ы

о р г а н о в

д е т с ко г о

самоуправления;

-формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции

через систему личностного роста.

Для реализации проекта на долгосрочный период заключаются договора и

соглашения с

рядом

партнерских

и

общественных

организаций для

проведения различных совместных мероприятий:

- Детской районной библиотекой с. Верхневилюйск;

-ОМВД по Верхневилюйскому району;

-КДН

и

ЗП

администрации

Верхневилюйского

муниципального

района;

-ДЦ «Тускул»;

-УО Верхневилюйского района.

Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в

значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и

духовных потребностей человека, формированию социально активной личности,

понимающей

личную

ответственность

за

состояние

своего

здоровья

как

критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье

каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие

доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое

здоровье.

Основным итогом совместных мероприятий по формированию здорового

образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек

должен проявлять индивидуальный и творческий подход к своему здоровью.

С

целью

популяризации

ЗОЖ

совместные

мероприятия

освещаются

в

средствах массовой информации.

Большое место в реализации проекта отводится волонтерскому движению

за здоровый образ жизни. Подготовленные волонтеры передают свои знания по

пропаганде

здорового

образа

жизни,

формированию

активной

жизненной

позиции,

учат

ребят

оптимизму,

коммуникабельности

и

вдохновляют

на

дальнейшие

самостоятельные

действия

в

сторону

формирования

здорового

образа жизни. По примеру волонтеров создаются агитбригады для проведения

различных акций: «День без болезни», «Доброволец - детям», "Дай себе шанс на

долгую жизнь", «Здоровым быть модно» и другие.

Большое

внимание

отводится

в

проекте

оформлению

тематической

наглядной

агитации.

Систематически

обновляется

информационный

«Уголок

здоровья»:

«Простые

правила

против

СПИДа»

(апрель),

«Профилактика

простудных заболеваний» (май), «Профилактика кишечных инфекций», «Режим

дня»,

«Соблюдение

правил

личной

гигиены»

(июнь).

Оформление

уголка

здоровья «Живи долго».

1.9. Выводы

На промежуточных этапах реализации проекта определяются и детально

изучаются

факторы

влияния

на

ценностные

ориентации

воспитанников,

сформировываются

основные

направления

дальнейшей

деятельности.

Проводимые для реализации проекта различные мероприятия и акции должны

способствовать

росту информированности детей и подростков по здоровому

образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную,

спортивную и творческую жизнь.

Посредством

реализации

запланированной

программы

мероприятий

должны, достигнуты следующие результаты:

-формирование

устойчивых

моделей

поведения,

препятствующих

употреблению ПАВ;

-формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;

-повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на

развитие

лично стных

каче ств,

необходимых

для

усп еш н ой

жизнедеятельности в современном обществе;

-творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.

Критерием

эффективности

формирования

здорового

образа

жизни

выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Совместно

медицинскими

работниками

Центра

и

учителями

физкультуры

проводится

ежеквартальная оценка эффективности оздоровления детей и подростков.

Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и

осуществляется в течение 2019-2020 годов, имея основной перечень проводимых

мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.



В раздел образования