Напоминание

Работа с родителя в начальной школе


Авторы: Лифантьева Олеся Владимировна, Ишкеева Альфия Данусовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 70"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителя в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с родителями в начальной школ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира – от этого в

решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

У

чителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают,

что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем

независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет,

словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха

- «союз трёх

сердец»: учитель – ученик – родитель.

Партнерство

семьи

и

школы

важнейшее

условие

реализации

воспитательных

задач

в

контексте

введения

новых

федеральных

образовательных

стандартов, которые

предполагают

общественный

договор

школы,

обучающихся

и

их

родителей.

Следовательно,

новые

стандарты

увеличивают

роль

семьи

и

родителей

в

образовательном

процессе.

Семья

выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на

формирование

личности

ребёнка,

его

образовательных

потребностей,

во-

вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего

цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания

будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда

будет результат. Но как этого добиться?

В

работе

с

родителями

учитель

должен

руководствоваться

одним

из

основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в

классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти

решение в любой, самой сложной ситуации.

Как показывает опыт, проблема отношений с родителями – одна из самых

сложных.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются участия

в процессе обучения и воспитания.

Думаю, можно выделить этому несколько причин:

нехватка времени ;

«старое» отношение к учёбе;

низкий уровень семейного воспитания;

несоответствие требований родителей и возможностей детей.

«Засилие» гаджетов

Одним из способов решения этой проблемы

в условиях введения ФГОС

является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа

учителя в этом направлении должна быть системной.

Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни

детей.

Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?

1

Для

того,

чтобы

родители

стали

активными

участниками

учебно

воспитательного процесса, необходимо действовать в разных направлениях.

Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

Но прежде чем совместная работа с родителями начнет действовать и

давать свои плоды, учителю начальных классов предстоит большая работа по

созданию и формированию коллектива родителей. Т.к. приходят в первый класс

незнакомые

друг

с

другом

люди,

со

своими

представлениями

о

школе,

образовании, учителях. И перед учителем уже с первых дней стоит сложная

задача сделать из родителей союзников, помощников, начать делать первые

шаги по созданию нового коллектива, который должен просуществовать 4 года,

а затем перейти в среднее звено.

Для

этого

в

первых

числах

сентября

мы

проводим

традиционный

семейный

праздник

«День

рождения

1

класса».

Здесь

родители

и

дети

рассказывают о своей семье, своих увлечениях, показывают своё мастерство.

Кто-то

сочиняет

стихи

про

свою

семью,

кто-то

делает

плакаты,

кто-то

исполняет песни – переделки. Этот праздник подталкивает и детей и родителей

2

к доброжелательным отношениям, помогает им раскрыться, раскрепоститься, и

в то же время ответственно отнестись к первому творческому заданию.

И

здесь

же

закладывается

фундамент

дальнейшего

сотрудничества

учителя и родителей.

Родительские собрания до сих пор остаются основной формой общения с

родителями.

И

всем

известно,

что

посещаемость

родителями

школьных

собраний с каждым годом снижается. Почему? Им просто не интересно. Ведь в

основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и

решению бытовых проблем.

Чтобы общение проходило в форме диалога, можно использовать разные

формы работы: круглые столы, обучающие тренинги, обмен мнениями.

Из

пассивных

слушателей

родители

учащихся

должны

стать

активными

участниками дискуссий. Хочется поделиться некоторыми формами работы с

родителями, которые мы используем в своей работе, и которые, на наш взгляд,

являются наиболее успешными и результативными.

«Мозговой штурм». В начале собрания родители произвольно делятся на

группы. На столах в конвертах лежат проблемные вопросы. Например, что

вызывает положительные эмоции у детей в школе. Родители обсуждают и

высказывают свои мнения. И естественно, следующий вопрос – что вызывает у

детей негативные эмоции. Опять идет обсуждение способов, как помочь детям

преодолеть неудачи, страхи. Очень часто полезные советы дают родители «со

стажем».

Еще один интересные прием «Снимаем кино». Родители также делятся на

группы, и каждая группа получает ситуацию, которую надо решить. Например,

«Как заставить ребёнка делать домашнее задание», «Что делать, если ребенок

дерзит» и т.д. Каждая группа разыгрывает эту ситуацию и пытается найти

решение. Причем, кто-то из родителей играет роль своих же детей. Родители из

других групп подсказывают решения проблемы, дают советы. И опять же все

вместе, сообща решают проблемы, которые касаются почти всех. Родители в

игровой форме делятся своим опытом воспитания детей.

Нередко,

когда

идет

обсуждение

какого-

либо

вопроса,

родители

стесняются

высказывать

свое

мнение,

сделать

выбор,

особенно,

если

оно

отличается

от

мнения

большинства.

На

помощь

могут

прийти

простые

бумажные человечки. Взрослый человек как будто надевает на себя маску,

которая помогает ему высказывать, не боясь и не стесняясь, свое мнение. Такой

прием очень эффективно использовать и с детьми на классных часах.

3

Если среди родителей есть медики, полицейские, пожарные или других

«полезных» профессий, их можно привлекать для проведения тематических

бесед с родителями и приглашать на классные часы.

Конечно, работу с родителями нельзя сводить только к родительским

собраниям и всеобучам. Задача учителя заключается в том, чтобы эти люди,

объединённые

общей

целью,

постепенно

образовали

кол л е кт и в

единомышленников.

Доброй традицией стало проведение Дня семьи. Это

настоящий

праздник

для

всех. В

этот

день,

а

это

всегда

выходной,

отстранившись от суеты, дети их родители погрузились в атмосферу добра и

любви. Обычно его проводят в теплое время года, в виде спортивной игры или

тематического квеста. Родители признавались, что сама подготовка к празднику

явилась мощным фактором сплочения классного коллектива. Как правило, они

с

удовольствием

отзываются

на

просьбу

учителя

в

под готовке

театрализованные

постановок,

танцев,

КВНов.

Многие

мамы-домохозяйки

увлекаются рукоделием, и они с большим удовольствием проводят с детьми

мастер-классы. И детям это тоже очень нравится, они испытывают особую

гордость за своих родителей. Если есть возможность, то родители организуют

экскурсии на предприятия, где они работают.

Родители – главные помощники учителя во всех начинаниях. Сколько

совместных праздников, поездок, походов можно организовать при поддержке

родителей.

Еще

один

прием

взаимодействия

родителей

со

школой

участие

в

проектной деятельности детей.

Сегодня проектная деятельность учащихся– активная часть школьной жизни.

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию

проектов.

Одним из важных условий, является участие родителей, вовлечённость их в

проектную работу.

Привлекать

родителей

к

процессу

проектирования

целесообразно,

если

выполнение

проекта

проходит

в

режиме

сочетания

урочных,

внеурочных

и

внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали

на

себя

большей

части

работы

над

проектом,

иначе

губится

сама

идея

метода

4

проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со

стороны

родителей

-

важный

фактор

поддержания

мотивации

и

обеспечения

самостоятельности

школьников

при

выполнении

ими

проектной

деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над

проектом.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с

детьми.

Они

становятся

ближе

к

ним,

лучше

понимают

проблемы

своих

детей.

Огромное

значение

имеет положительное общение

детей

(во

время

работы

над

проектом)

из

неполных

и

проблемных

семей.

Встречи,

общение

с

родителями

одноклассников

может

сделать

для ребёнка гораздо

больше,

чем

беседы

и

нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового

друг

о

друге,

восполняют

дефицит

общения

с

родителями,

у

них

формируется

значимое отношение к понятию “семья”.

Нужна ли проектная работа в начальной школе? Да, нужна.

Она открывает возможности формирования жизненного опыта.

Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации,

самовыражении.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное

и индивидуальное.

Надо сказать, что результатом (продуктом) проектной работы могут быть также

выступления на тематических общешкольных мероприятиях (Например :«Здоровый

образ жизни-это здорово!», «О пользе витаминов и молочных продуктов питания» и

др.)

Создание спектаклей – выбор сказки, выбор роли, подбор костюмов, репетиции,

выбор лучшего исполнителя, премьера спектакля – показ для родителей. Это тоже

проект.

Свои

умения

ребята

показывают

не

только

в

стенах

школы.

Они

также

участвуют в районных, городских, республиканских конкурсах и олимпиадах, где

одним из этапов надо за короткое время создать и защитить свой проект.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его

работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для

учителя и родителей.

В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных

правил

взаимодействия

уважением.

Родители

должны

видеть

в

классном

руководителе

человека

авторитетного,

знающего

и

способного

найти

решение

в

любой, самой сложной ситуации, который стоит не напротив, а смотрит с родителями

в одном направлении.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным. Только такой

человек может достичь высот в какой-либо сфере деятельности. Для этого

важно не только требовать от учителя прочных знаний, но и самим принимать

активное участие в жизни класса.

5



В раздел образования