Автор: Шабаева Лариса Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6 "Лукоморье"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО - Югра
Наименование материала: Сценарий
Тема: "Мы исследователи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Нефтеюганска
« Детский сад
№
6 «Лукоморье»
(МАДОУ « Детский сад№6 «Лукоморье»)
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
образовательная область « Познавательное развитие »
тема: «Мы исследователи!»
подготовительная к школе группа
( 6-7 лет)
Воспитатель: Шабаева Л.В.
Сценарий НОД по развитию познавательных действий
по теме: «Мы исследователи!» подготовительная группа.
Задачи:
Образовательная:
- Расширять и уточнять знания детей о выращивании и переработке сахарной
свеклы.
- Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость)
и его значением для человека.
- Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
Развивающая:
- развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать
выводы.
Воспитательная:
- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Планируемый результат: развитие у воспитанников познавательной
активности и любознательности.
Материалы и оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-
песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе семена свеклы, стаканчики с землей, лейки с водой.
Мультимедийная установка.
Предварительная работа: беседа о профессии, чтение стихов,
загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций,
дидактические игры.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Друзья!
Сегодня в наш детский сад пришла посылка - для детей подготовительной
группы в ней мешочек с белым веществом и письмо с обратным адресом:
«Жители планеты Меркурий». Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте
ребята! Знаю я, что именно на планете Земля живут очень умные и
сообразительные дети. Поэтому и решил обратиться за помощью именно к
вам. Прилетел я с друзьями на экскурсию на Луну. Там мы обнаружили
странное вещество, а вот можно ли его кушать мы не знаем и из чего оно
получается мы тоже не знаем. Помогите нам исследовать эту находку. Я
посылаю вам мешочек этого вещества. Очень прошу вас о помощи! Жду от
вас информации. До встречи! Инопланетянин Гоша»
- Ребята, мы поможем Гоше и его друзьям?
Скажите, вы хотите стать исследователями?
А каким должен быть исследователь?
Ответы детей (внимательным, активным, умным, смелым, чтобы быть
внимательными нужно делать гимнастику (дети делают гимнастику)
1. «Домик»
« Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем».
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой
руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для
каждой пары пальцев.
2. «Ладошка»
«С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим»
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая
должна сопротивляться. То же для другой руки.
3. «Лезгинка»
«Любим ручками играть.
И лезгинку танцевать»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак
развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно
происходит смена правой и левой рук.
4. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем
одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
5. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки
(начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы
ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
6. «Кулачок - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на
столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя
руками вместе.
Итак, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете
исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть?
(Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего
получают настоящий сахар? (Предположения детей)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но, чтобы получить сахарную свеклу,
нужно ее семена посадить в землю (1-й слайд, на столе дети рассматриваю
семена свеклы. Затем, появятся всходы) (2-й слайд, которые нужно
пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (3-
й слайд, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно
сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные
свеклоуборочные комбайны (4-й слайд). Они сразу же очищают клубни от
листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные
заводы (5слайд). На заводе свеклу моют, режут на мелкие кусочки и варят в
больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (6-й слайд). А
потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот
сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя
на столе (7-й слайд).
А сейчас, давайте поиграем в игру «Огород» (дети имитирую посадку
свеклы)
«Землю мы копаем, людям помогаем!
Вот настало время, бросим в поле семя.
Пусть семя растет, растет,
Сильно разрастается!
В клубни превращается!»
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара.
Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам
понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные
столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного
сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно
сказать, что он (ответы детей).
Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это
свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки
сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и
вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?
(предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные
водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в
стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром?
(ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой
она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие
символы.
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.
Проводится игра на внимание.
Дети встают из-за столов
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не
кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, -
хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад,
жареная рыба, винегрет, уха.
- Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о
свойствах сахара? (ответы детей повторяют символы)
А теперь я приглашаю вас посадить настоящие семена свеклы в землю (на
столе стаканчики с землей, дети сажают семена и поливают водой из леек)
Итак, ребята мы с вами исследовали присланное нам вещество, и можем
ответить Гоше и послать ему наше открытие! Я хотела бы спросить:
понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы
расскажете сегодня вечером друзьям и родителям? (дети отвечают на
вопросы). Наше занятие закончено, до свидания!