Автор: Филимонова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Боброводворская СОШ"
Населённый пункт: с.Бобровы дворы
Наименование материала: Развитие связной речи
Тема: "Формирование связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи через систему игровых упражнений"
Раздел: начальное образование
Тема «Формирование связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи через систему игровых упражнений»
Учитель начальных классов О.Д.Филимонова
Эпиграф:
Из всех… знаний и умений
самым важным,
самым необходимым
для жизненной деятельности
является, конечно,
умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
В.И.Чернышов
Речь – это один из видов общения, которое необходим людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании,
в
образовании.
Она
обогащает
человека,
служит
предметом
искусства.
Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний,
умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей,
поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют
навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно
эти
трудности
наблюдаются
у
детей
младшего
школьного
возраста,
имеющих неярко выраженное общее недоразвитие речи.
Ведь только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может
давать
развернутые
ответы
на
сложные
вопросы
школьной
программы,
последовательно
и
полно,
аргументировано
и
логично
излагать
свои
собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников,
произведений художественной литературы и устного народного творчества,
наконец, непременным условием для написания программных изложений и
сочинений
является
достаточно
высокий
уровень
развития
связной
речи
школьника. Поэтому дети с неярко выраженным общим недоразвитием речи
принадлежат
к
той
категории
учащихся,
которые
нуждаются
в
логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только
испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе
стойко неуспевающих по родному языку . Своевременная и систематическая
помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной
мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Так как тема по формированию связной речи через игровые упражнения,
то
при
проведении
логопедических
занятий
наряду
с
традиционными
формами использовала игровые приемы. Если использовать сказкотерапию в
комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный
результат в коррекционной работе.
Тогда занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка,
его
комфорт
и
потребность
в
эмоциональном
общении
с
педагогом.
Использование
игровых
приёмов
на
занятии
позволяет
добиваться
устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на
протяжении всего занятия.
В
организационный
этап
включаются
релаксационные
и
психофизические упражнения, психогимнастика
Слайд 5
Цель
таких
упражнений:
введение
в
тему
занятия,
создание
положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению
новых звуков,
а так же коррекция психофизических функций. Основная же
задача
логопеда
-
включить
детей
в
работу
с
первых
минут
занятия.
Оргмоменты проводились мною в разных вариантах, но в любом случае я
включала релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, на занятии знакомство со звуком «Л» начинается с загадки:
"Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом).
Затем следуют релаксационные упражнения: "Представьте, что сейчас лето.
Протяните
руки
к
солнышку,
подставьте
лицо.
Вам
тепло,
приятно
(расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как
вам
холодно
(напряжение).
Опять
засветило
солнышко
(расслабление).
Релаксационные
упражнения
помогают
снять
повышенное
мышечное
напряжение у детей.
Работая над темой по формированию связной речи, я прочитала о том,
что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют
развитию
подвижности
артикуляционного
аппарата.
Элементы
психофизической
гимнастики
стала
использовать
в
оргмоменте
-
дети
изображают
хитрых,
голодных
и
жадных
мышат,
показывают
как
они
подкрадываются
к
спящему
Леопольду,
как
уныло
берут
после
своих
неудавшихся
проделок.
Затем
они
изображают
спящего
кота,
его
добродушный вид, мягкую походку и так далее
Один из таких вариантов
использование психогимнастики, когда в
гости на занятие приходят гномы, "У нас в гостях гномы Гена и Гога (звуки г,
г.)"
"Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами).
Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном
Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают
ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.).
Психофизическая
гимнастика
способствует
раскрепощению
детей,
проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной
неловкости.
При прохождении темы «Твёрдые и мягкие согласные перед гласными»
сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Ниф,
Наф-Наф,Нуф-Нуф и изучать вместе сними правописание твёрдых и мягких
согласных перед гласными», здесь же используется игра «Три поросёнка».
Давайте по очереди повторим историю о трех поросятах. (На ручки или
карандаши
дети
надевают
фигурки
поросят).
Первый
ребёнок
начинает,
остальные по очереди продолжают.
Давайте и мы с вами сочинить сказку про поросят. Это легко сделать с
помощью плоскостных игрушек- героев и схем. При составлении сказки
сообщается о том, что мы должны куда-то отправиться, а затем вернуться
домой. (Варианты были разные: играть, гулять, на прогулку, в путешествие.
использование схем – рисунков, три поросёнка идут друг за другом )
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я отправляемся гулять,
(использование схем – рисунков, река-солнышко)
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я к речке загорать,
(использование схем – рисунков
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я в речной воде купались,
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я ныряли и плескались,
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я на пляже отдыхали,
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я на травке полежали,
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я пошли домой,
Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и я там встретились с тобой.
На этом занятии прослеживается использование сказкотерапии, игровой
форме
сообщается
тема
занятия.
Это
пробуждает
интерес
к
занятию,
и
направляется внимание детей к изучаемой теме. Игровых моментов можно
придумать к каждому занятию.
Приведу
ещё
один
фрагмент
занятия
по
дифференциации
звуков
с,
ш.
"Путешествие звуков с, ш": "Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы
отправимся
вместе
с
ними,
будем
правильно
произносить
и
учиться
различать эти звуки. (выставляются буквы)Подошли звуки с, ш к Красному
замку. Какие звуки живут в нем? (гласные). Давайте их познакомим. Звук "с"
подружился со звуком "а", какой слог получится?"СА".
Аналогичное
задание
дается
на
составление
других
слогов).
А
сейчас
послушайте, как слоги разговаривают между собой.
СА-ша-са-ша (здороваются)
Со-шо-со-шо (удивляются)
Сы-ши-сы-ши (мирятся)"
Необходимым
и
обязательным
условием
для
заданий
на
данном
этапе
является
смысловая
и
игровая
связь
с
темой
или
сюжетом
занятия
и
с
заданиями предшествующего этапа.
(можно детям дать буквы и работа в парах обеспечена, речевой материал
проговаривают вместе, здесь же можно использовать задания с известными
чистоговорками, диалогами, стихами, но при этом следить, чтобы они были
насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и кроме
того многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и
восклицательным).
Вот фрагмент совместного творчества:
"Наши гости игрушки":
Обезьяна… (Чи, чи, чи)
Продавала… (кирпичи)
Побежал тут к ней… (зайчонок):
Не продашь ли "кирпичонок"?
Развитию
связной
речи
способствует
запланированное
или
экспромтное
построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия
персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы
и находят выход из проблемных ситуаций.
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет
быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного
стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как
"пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную
идею;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме;
пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою
мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа
начинается
с
уточнения,
расширения
и
самосовершенствования
словаря.
Знакомя
детей
с
понятиями
"слово,
обозначающее
предмет"
и
"слово,
обозначающее действие предмета", мы тем самым готовим платформу для
последующей
работы
над
предложением.
Давая
понятие
"слово,
обозначающее
признак
предмета",
мы
накапливаем
материал
для
распространения предложения определениями.
Итак, работу можно построить по определенному плану:
предлагается
называть
слово,
которое
обозначает
предмет,
который
описываем;
затем
добивается
от
детей
признаков;
названий
нескольких
действий,
которые
могут
производить
изображенные
предметы
(дерево
-
растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);
называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает).
логопед
называет
несколько
признаков
к
одному
предмету
(овальный,
зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; (костер,
солнце - горит, светит, яркий, жаркий).
Примеры синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
Давайте мы с вами попробуем тоже посидеть в поэтическом кресле и
сочинить 5 строк по синквейну.
(Зачитывание того, что получилось.)
А вот то, что получилось у детей при составлении синквейнов: (слайд)
1.БЕРЁЗА
2. КРАСИВАЯ, КУДРЯВАЯ
3. РАСТЁТ, ЗЕЛЕНЕЕТ,РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЭТО ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО.
5. КАК КРАСИВ НАРЯД БЕРЁЗКИ! (Кочергина Юля, 2 класс)
1. СНЕГ -
2. БЕЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ.
3. ЛЕТИТ, ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ,
4. НАМ ВЕСЕЛО, ХОРОШО, РАДОСТНО!
5. КРАСОТА! ( Толстова Евгения, 3 класс)
1. СНЕЖИНКА
2. БЕЛАЯ, РЕЗНАЯ
3. ТАНЦУЕТ, КРУЖИТСЯ, ЛЕТИТ
4. Я СМОТРЮ, КАК СПУСКАЕТСЯ ПУШИНКА.
5. В СНЕЖНОМ ВИХРЕ С НЕБЕС. (Солодилов Данила, 2 класс)
1.ДЕРЕВО
2. СТАРОЕ, РАСКИДИСТОЕ
3. РАСТЁТ, КАЧАЕТСЯ, СКРИПИТ,
4. МНЕ НРАВИТСЯ ОНО.
5. ХОРОШ ЗЕЛЁНЫЙ НАРЯД ДЕРЕВА. (Пустосёлов Илья, 2 класс)
1. ЛИСА
2. РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ
3. БЕЖИТ, ХИТРИТ, КРАДЁТСЯ
4. МНЕ НРАВИТСЯ РЫЖАЯ ПЛУТОВКА.
5. ОНА ЖИВЕТ В ГУСТОМ ЛЕСУ. (Прасолов Илья,2 класс)
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они
могут
быть
посвящены
человеку
(его
качествам),
явлениям
природы,
животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать
свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда
есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение
всем вслух. Работа по составлению синквейнов - источник неиссякаемого
творчества для детей и для взрослых.
Развивающий массаж с младшими школьниками
Логопеду
в
своей
работе
необходимо
широко
использовать
самые
разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых
возможностей
ребенка.
Одним
из
таких
средств
является
развивающий
массаж.
Виды
развивающего
массажа.
Ф.Р.
Ауглин
(Швейцария)
разработал
и
применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и
улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять
факты (что и называется интеллектом), а, значит, и на развитие речи.
Ф.Р. Ауглин считает, что положительные результаты достигаются вследствие
влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течение 8 месяцев
дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых.
Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые
замечали у 98 % детей повышенную активность мозга. Они начали лучше
заниматься в школе, у них появились разносторонние интересы. На основе
дальнейших
наблюдений
был
сделан
вывод,
что
регулярное
применение
специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные
возможности ребенка на 75 %.
Самомассаж кистей и пальцев рук. Комплекс состоит из трех упражнений:
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Упражнения
для
суставов
пальцев
с
элементами
сопротивления.
Все
упражнения повторяются по 5 раз.
Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.
Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих
рук
соприкасаются.
Раздвинуть
ладони
так,
чтобы
подушечки
пальцев
остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.
Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.
Упражнение
4.
Сцепить
пальцы
рук
и
большими
пальцами
изобразить
мельницу.
Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.
Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично
встряхивать.
Плантарный массаж. Стопы ног - это еще один экран состояния систем и
органов
человека.
Массаж
стоп
называется
плантарным.
На
подошве
находятся около 72 тыс. нервных рецепторов, через которые организм связан
с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами
посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры. При
массаже
ноги
должны
быть
максимально
расслаблены.
Проводится
в
положении
сидя
или
лежа
на
животе.
Под
голеностопные
суставы
подкладывается
валик.
Вначале
массируется
вся
стопа
(поглаживание,
растирание,
надавливание),
растирают
подошву
от
пятки
к
пальцам
и
обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя
ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и производят вращательные
движения
пальцев
и
голеностопного
сустава.
Массаж
большого
пальца
требует
более
длительного
воздействия
(до
2
мин).
Массаж
стоп
не
рекомендуется делать на ночь.
Аурикулярный массаж. Так называется массаж ушных раковин. Он показан
детям с самого раннего возраста. Он усиливает концентрацию внимания и
улучшает
интеллектуальные
способности.
Рекомендуется
массировать
по
порядку четыре области ушной раковины: противокозелок (1), треугольную
ямку (2), место перехода ножки завитка в восходящую часть (3), воронку (4).
Массаж карандашами в логопедической коррекции
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим
образом
связаны
с
развитием
его
речи,
что
упражнения
для
пальцев
стимулируют работу мозга.
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании
и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения
им
речью.
Массаж
пальцев
ребенка
традиционно
использовала
этнопедагогика.
Яркий
пример
тому
-
потешка
о
сороке-вороне,
которая
сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.
Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям
предмета - карандаша. Все родители знают, как младшие школьники любят
рисовать.
А
если
перед
рисованием
предложить
ребенку
поиграть
с
карандашами, помассировать ладони и пальцы?
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей
ребенок
массирует
запястья,
кисти
рук:
пальцы,
ладони,
тыльные
поверхности
ладоней,
межпальцевые
зоны.
Такой
массаж
и
игры
с
карандашами будут стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать
овладению
тонкими
движениями
пальцев,
улучшат
трофику
тканей
и
кровоснабжение
пальцев
рук.
Особый
интерес
массажные
упражнения
вызывают
у
детей,
если
их
выполнение
сочетается
с
проговариванием
коротких стихотворений и рифмовок.
Вводная беседа:
Мой маленький друг!
В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие
они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные,
разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки - яркие и
веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих
руках
умеют
раскрашивать
предметы
на
рисунках,
обводить
контур,
штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут
играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь в школе тебя
учат красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали
ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними.
Веселый Карандаш желает тебе успехов!
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как
сделать
занятия
по
автоматизации
звуков
интересными,
разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-
практики
часто
задают
себе
этот
вопрос.
Ведь
хочется
увлечь
своего
воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто
механически проговаривать материал.
Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком,
нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку,
цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
Метроном. Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под
заданный логопедом ритм метронома.
Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок
в часах (1 или 3 минуты).
Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым
звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук
в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
Волшебная
веревочка.
Ребенок
наматывает
веревочку
(ленточку)
на
пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Лабиринт. По
нарисованному
лабиринту
(дорожке)
ребенок
проводит
пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
Заборчик. Дети
рисуют
вертикальные
палочки
с
одновременным
проговариванием слогов, слов.
Дорожка. Дети
рисуют
или
выкладывают
поочередно
вертикальные
и
горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных
слов.
Узоры.
Ребенок
рисует
(выкладывает)
чередующиеся
фигурки
с
одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая
речевой материал.
Пирамидка.
Ребенок
нанизывает
колечки
на
стержень
пирамидки,
проговаривая слоговые ряды, слова.
Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько
показывает стрелка на часиках.
Б у с ы . Ребенок
перебирает
крупные
бусины,
пластмассовые
шарики,
нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на
счетах,
либо
произносит
речевой
материал
с
одновременным
движением
косточки.
Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги,
слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
Тихо-громко.
Ребенок
"проходит"
дорожку
из
больших
и
маленьких
геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой
фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с
отрабатываемым звуком.
Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в
речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства
ритма у детей, а в целом на развитие речи.
Сказка Ёжик на прогулке.
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе
Су Джок,
стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су Джоковский шарик- мэссажер.
Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в
ладошке).Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать
шарик)
и
увидел
солнышко.
Улыбнулся ежик
солнышку
(улыбнуться,
раскрыть
одну
ладошку
веером)
и
решил
прогуляться
по
лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке
раскатывать
шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую
полянку
(ладошки
соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал
бегать и прыгать по полянке
(зажимать шарик между ладошками)
Стал
цветочки
нюхать
(прикасаться
колючками
шарика
к кончику
пальца и делать
глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в
одном кулачке, в другом,
нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап кап
(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать
шляпку и
спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился
д ож д ь ,
т о
н а
п о л я н к е
выросли
разные
грибы:
подосиновики,
подберезовики, опята, лисички и даже белый
гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их
домой,
а
их
так
много
.как
понесет
их ежик? Да, на своей спинке.
Аккуратно
насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика
потыкать
шипиком
шарика)
и
довольный
побежал
домой
(прямыми
движениями по ладошке раскатывать шарик).
Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок
произносит
первое
слово.
Задолго
до
этого
идет
длительный
процесс,
который
родители
могут
ускорить
или
замедлить.
Главной
задачей
в
воспитании детей
является развитие активной речи. В настоящее время
необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей
связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.
Важность
развития
умений
и
навыков
связного
рассказывания
обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает затруднения у
младших школьников и при спонтанном развитии не достигает того уровня
развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое
количество разработок в области формирования связной речи указывает на
то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной
речи у младших школьников имеют игровые упражнения.