Автор: Соболева Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка"
Населённый пункт: город Дудинка Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Организация познавательной деятельности в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Консультация « Познавательное развитие через
разные виды деятельности»
( ранний возраст)
Подготовила воспитатель:
Соболева А.А
Февраль 2019г
Маленький ребёнок по сути своей неутолимый исследователь: он хочет всё
знать, ему всё интересно, ему хочется испытывать всё самому здесь и сейчас.
От того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими
знаниями, умственными способностями он будет обладать в дальнейшем.
Педагогу важно создать в группе такую развивающую среду ,в которой
ребёнок будет интересоваться окружающими предметами, активно
действовать с ними и с игрушками, проявлять настойчивость в достижении
результата. Все предметы окружающие деток, должны быть яркими,
простыми и понятными. Обязательно наличие подчёркнутого
признака( форма, цвет, материал, величина). Дети особенно охотно играют с
игрушками, напоминающими предметы взрослых.
В раннем возрасте дети проявляют любопытство-первая стадия
познавательного развития. Для этой стадии характерно избирательное
отношение ребёнка к любому предмету, обусловленное чисто внешними,
часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На
этой стадии малыш довольствуется лишь первичной ориентировкой,
связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера
проявления любопытства можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок
сосредотачивается на ярком объекте, не уделяя при этом особого внимания
его сущности.
Познавательное развитие невозможно без формирования познавательной
сферы личности ( психические процессы) ребёнка, которая включает: 1.
Ощущение 2. Восприятие 3. Внимание4. Память 5. Мышление 6.
Воображение. Педагогу необходимо с раннего возраста проводить работу с
детьми по развитию данных процессов.
Ощущения- это первая форма познания окружающей действительности. С
ощущений начинается развитие человека. Всего пять основных видов
ощущений: 1. Вкус 2.Тактильное 3. Обонятельное 4. Зрительное 5. Слуховое.
Экспериментальная деятельность . Из практики могу дать рекомендации
по развитию у малышей основных ощущений: создание картотеки игр-
экспериментов и использование их при работе с детьми.( презентация
картотеки).
Восприятие в раннем возрасте - это освоение сенсорных эталонов цвета,
формы и величины. Восприятие носит непроизвольный характер, ребёнок
может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки.
Внимание- сложный познавательный процесс. Если нет внимания, то нет
развития. Свойства внимания: 1. Концентрация 2. Устойчивость3.
Переключение4. Распределение .
Концентрация в раннем возрасте непроизвольное. Если понравился вид
деятельности, то ребёнок увлекается.
Устойчивость-длительность сохранения внимания на одном и том же объекте
и одной и той же задачи. Непроизвольность внимания основано на интересе-
ранний возраст пять минут.
Переключение внимания- переход от одного вида деятельности к другому
(появление нового предмета или игрушки)
Распределение внимания в раннем возрасте не формируются.
Память в раннем возрасте непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой
цели что-то запомнить. В его памяти запечатлеваются интересные,
эмоциональные, красочные события и образы.
Мышление- это высший интеллектуальный процесс. Оно даёт возможность
познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно
восприняты органами чувств.
В раннем возрасте преобладает наглядно- действенное мышление-
познание с помощью манипулирования предметами-игрушками.), а также
задатки наглядно-образного мышления( через рассматривание картинок)..
Ребёнок думает с помощью рук (предметно-манипулятивная деятельность).
Познавательное развитие ребёнка через разные виды деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО основными видами деятельности для детей
раннего возраста являются:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым;
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, картинок;
- двигательная активность.
Выделим познавательные аспекты в данных видах деятельности.
1. Предметно- игровая деятельность с составными ( пирамидки, матрёшки,
кубики, конструкторы и др) и динамическими( юла, заводные ,
интерактивные) игрушками является основной в формировании
познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления детей. В предметно- игровой деятельности очень важен
результат действия ребёнка( особенно с составными игрушками).
Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счёт понятных
им собственных результативных действий.
Т.О происходит усвоение способов действий.
Педагогу важно дать ребёнку возможность сначала поиграть, обследовать
предмет-игрушку- взять в руки, постучать ( совершать действия), а потом
ставить учебную задачу.
Дидактические игры « Нанизывание бус», « Подбери цвет».
2.Экспериментальная деятельность. В экспериментировании с
различными материалами(песком, водой, тесто) через практическую
исследовательскую деятельность методом проб происходит знакомство со
свойствами предметов. В процессе экспериментирования педагог привлекает
внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам
предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы
действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного
исследования.. Напоминаем правила безопасного поведения в действиях с
песком, водой., о правилах игры с мелкими предметами.
3.Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество
необходимой информации: название предметов, действий, свойств,
отношение взрослых ко всему окружающему.
4.Самообслуживание и действия с предметами-орудиями обогащают
сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного
мышления. развивает мелкую моторику.
5.Через восприятие смысла музыки, стихов, сказок, песенок, потешек не
только развивается речь ребёнка, но и обогащаются представления детей о
окружающем мире, формируются задатки наглядно-образного мышления.
Чтение , рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картин,
картинок и игрушек.
6.Двигательная активность тоже влияет на познавательное развитие детей.
Малыши получают информацию о собственном теле, его возможностях, в
подвижных играх учатся понимать- зайчики прыгают, лисички-бегают,
медведь переваливается со стороны в сторону.
7.Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так
как детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры
со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность.
Игра позволяет малышу познать происходящее вокруг. В раннем возрасте
преобладают дидактические игры, театрализованные игры, игровые ситуации
в конце периода сюжетно-ролевые игры.
Игровые ситуации - цикл « Кукла маша обедает», « Кукла Маша собирается
на прогулку», « Кукла Маша встречает гостей» и т.д- могут применятся в
ООД и в течении дня. Дети знакомятся с игровыми действиями, предметами-
игрушками и действиям с ними, развивается наглядно-действенное
мышление( психические процессы), формируются сенсорные эталоны,
обогащается словарь у детей. Согласно тематической неделе обогащаются
знания детей- « Посуда»- игровая ситуация « Кукла маша обедает» и т.д.
Также с помощью игровых ситуаций дети осваивают жизненные ситуации,
формируются задатки к сюжетно-ролевой игре.
Театрализованная игра. Дети играют с персонажами- куклами,
фигурками( пальчиковый, Би-ба-бо, шагающий, настольный). Воспитатель
инсценирует сказки, потешки. Обыгрывание ситуаций. Формируются
познавательные сферы( внимание, память).
Через восприятие музыки дети знакомятся с музыкальными инструментами,
с помощью музыкально- дидактических игр у детей развивается слуховое,
зрительное восприятие , а также внимание(« Что звучит», « Где звучит»).
При организации образовательной деятельности с детьми педагог
интегрирует разные виды деятельности детей, это способствует не только
поддержанию интереса детей, но и реализации содержания познавательного
развития ребёнка.
Вывод: с целью познавательного и речевого развития ( взаимосвязь)
ребёнка педагогу важно организовывать работу по формированию
психических процессов малыша во всех видах деятельности детей раннего
возраста. В образовательной деятельности воспитатель интегрирует
образовательные области, обеспечивая постепенный , последовательный
переход от одного вида деятельности к другому.