Напоминание

" Организация познавательной деятельности в раннем возрасте"


Автор: Соболева Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка"
Населённый пункт: город Дудинка Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Организация познавательной деятельности в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация « Познавательное развитие через

разные виды деятельности»

( ранний возраст)

Подготовила воспитатель:

Соболева А.А

Февраль 2019г

Маленький ребёнок по сути своей неутолимый исследователь: он хочет всё

знать, ему всё интересно, ему хочется испытывать всё самому здесь и сейчас.

От того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими

знаниями, умственными способностями он будет обладать в дальнейшем.

Педагогу важно создать в группе такую развивающую среду ,в которой

ребёнок будет интересоваться окружающими предметами, активно

действовать с ними и с игрушками, проявлять настойчивость в достижении

результата. Все предметы окружающие деток, должны быть яркими,

простыми и понятными. Обязательно наличие подчёркнутого

признака( форма, цвет, материал, величина). Дети особенно охотно играют с

игрушками, напоминающими предметы взрослых.

В раннем возрасте дети проявляют любопытство-первая стадия

познавательного развития. Для этой стадии характерно избирательное

отношение ребёнка к любому предмету, обусловленное чисто внешними,

часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На

этой стадии малыш довольствуется лишь первичной ориентировкой,

связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера

проявления любопытства можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок

сосредотачивается на ярком объекте, не уделяя при этом особого внимания

его сущности.

Познавательное развитие невозможно без формирования познавательной

сферы личности ( психические процессы) ребёнка, которая включает: 1.

Ощущение 2. Восприятие 3. Внимание4. Память 5. Мышление 6.

Воображение. Педагогу необходимо с раннего возраста проводить работу с

детьми по развитию данных процессов.

Ощущения- это первая форма познания окружающей действительности. С

ощущений начинается развитие человека. Всего пять основных видов

ощущений: 1. Вкус 2.Тактильное 3. Обонятельное 4. Зрительное 5. Слуховое.

Экспериментальная деятельность . Из практики могу дать рекомендации

по развитию у малышей основных ощущений: создание картотеки игр-

экспериментов и использование их при работе с детьми.( презентация

картотеки).

Восприятие в раннем возрасте - это освоение сенсорных эталонов цвета,

формы и величины. Восприятие носит непроизвольный характер, ребёнок

может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки.

Внимание- сложный познавательный процесс. Если нет внимания, то нет

развития. Свойства внимания: 1. Концентрация 2. Устойчивость3.

Переключение4. Распределение .

Концентрация в раннем возрасте непроизвольное. Если понравился вид

деятельности, то ребёнок увлекается.

Устойчивость-длительность сохранения внимания на одном и том же объекте

и одной и той же задачи. Непроизвольность внимания основано на интересе-

ранний возраст пять минут.

Переключение внимания- переход от одного вида деятельности к другому

(появление нового предмета или игрушки)

Распределение внимания в раннем возрасте не формируются.

Память в раннем возрасте непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой

цели что-то запомнить. В его памяти запечатлеваются интересные,

эмоциональные, красочные события и образы.

Мышление- это высший интеллектуальный процесс. Оно даёт возможность

познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно

восприняты органами чувств.

В раннем возрасте преобладает наглядно- действенное мышление-

познание с помощью манипулирования предметами-игрушками.), а также

задатки наглядно-образного мышления( через рассматривание картинок)..

Ребёнок думает с помощью рук (предметно-манипулятивная деятельность).

Познавательное развитие ребёнка через разные виды деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО основными видами деятельности для детей

раннего возраста являются:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение с взрослым;

- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, картинок;

- двигательная активность.

Выделим познавательные аспекты в данных видах деятельности.

1. Предметно- игровая деятельность с составными ( пирамидки, матрёшки,

кубики, конструкторы и др) и динамическими( юла, заводные ,

интерактивные) игрушками является основной в формировании

познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления детей. В предметно- игровой деятельности очень важен

результат действия ребёнка( особенно с составными игрушками).

Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счёт понятных

им собственных результативных действий.

Т.О происходит усвоение способов действий.

Педагогу важно дать ребёнку возможность сначала поиграть, обследовать

предмет-игрушку- взять в руки, постучать ( совершать действия), а потом

ставить учебную задачу.

Дидактические игры « Нанизывание бус», « Подбери цвет».

2.Экспериментальная деятельность. В экспериментировании с

различными материалами(песком, водой, тесто) через практическую

исследовательскую деятельность методом проб происходит знакомство со

свойствами предметов. В процессе экспериментирования педагог привлекает

внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам

предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы

действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного

исследования.. Напоминаем правила безопасного поведения в действиях с

песком, водой., о правилах игры с мелкими предметами.

3.Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество

необходимой информации: название предметов, действий, свойств,

отношение взрослых ко всему окружающему.

4.Самообслуживание и действия с предметами-орудиями обогащают

сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного

мышления. развивает мелкую моторику.

5.Через восприятие смысла музыки, стихов, сказок, песенок, потешек не

только развивается речь ребёнка, но и обогащаются представления детей о

окружающем мире, формируются задатки наглядно-образного мышления.

Чтение , рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картин,

картинок и игрушек.

6.Двигательная активность тоже влияет на познавательное развитие детей.

Малыши получают информацию о собственном теле, его возможностях, в

подвижных играх учатся понимать- зайчики прыгают, лисички-бегают,

медведь переваливается со стороны в сторону.

7.Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так

как детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры

со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность.

Игра позволяет малышу познать происходящее вокруг. В раннем возрасте

преобладают дидактические игры, театрализованные игры, игровые ситуации

в конце периода сюжетно-ролевые игры.

Игровые ситуации - цикл « Кукла маша обедает», « Кукла Маша собирается

на прогулку», « Кукла Маша встречает гостей» и т.д- могут применятся в

ООД и в течении дня. Дети знакомятся с игровыми действиями, предметами-

игрушками и действиям с ними, развивается наглядно-действенное

мышление( психические процессы), формируются сенсорные эталоны,

обогащается словарь у детей. Согласно тематической неделе обогащаются

знания детей- « Посуда»- игровая ситуация « Кукла маша обедает» и т.д.

Также с помощью игровых ситуаций дети осваивают жизненные ситуации,

формируются задатки к сюжетно-ролевой игре.

Театрализованная игра. Дети играют с персонажами- куклами,

фигурками( пальчиковый, Би-ба-бо, шагающий, настольный). Воспитатель

инсценирует сказки, потешки. Обыгрывание ситуаций. Формируются

познавательные сферы( внимание, память).

Через восприятие музыки дети знакомятся с музыкальными инструментами,

с помощью музыкально- дидактических игр у детей развивается слуховое,

зрительное восприятие , а также внимание(« Что звучит», « Где звучит»).

При организации образовательной деятельности с детьми педагог

интегрирует разные виды деятельности детей, это способствует не только

поддержанию интереса детей, но и реализации содержания познавательного

развития ребёнка.

Вывод: с целью познавательного и речевого развития ( взаимосвязь)

ребёнка педагогу важно организовывать работу по формированию

психических процессов малыша во всех видах деятельности детей раннего

возраста. В образовательной деятельности воспитатель интегрирует

образовательные области, обеспечивая постепенный , последовательный

переход от одного вида деятельности к другому.



В раздел образования