Напоминание

"Развитие речи" учащихся с глубокой умственной отсталостью, 7 год обучения


Автор: Пентегова Лариса Вительевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Рабочая программа по предмету
Тема: "Развитие речи" учащихся с глубокой умственной отсталостью, 7 год обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №18 для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО учителей

классов с ГУО

Протокол № 1 от

29 августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

__________Н.Н. Трошева

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ «Школа

№ 18 для обучающихся с

ОВЗ»

_______Н.М. Пушкарева

30 августа 2018г.

Рабочая программа

по предмету

развитие речи,

предметные уроки и экскурсии

7 «Д» класс

Учитель: Пентегова Л.В.

Пермь, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе рекомендованной программы

обучения «Классов для детей с глубокой

умственной отсталостью»,

разработанной департаментом образования Пермской области и ПОИПКРО в

2002

году

под

ред.

В.В.Коркуновым

зав.

лабораторией,

профессором,

кандидатом педагогических наук.

Цель

учебного

предмета:

расширение

активного

и

пассивного

словаря

учащихся через изучение лексических тем: «Воздух», «Термометр», «Лес»,

«Огород», «Птицы», наблюдения за погодой.

Задачи учебного предмета:

дать первоначальные сведения о живой и неживой природе;

учить отвечать на вопросы педагога полным ответом;

учить детей словесному оформлению своих желаний и действий;

способствовать осмыслению практического опыта, приобретѐнного на

предметных уроках и экскурсиях;

учить использовать полученные знания в практической деятельности;

учить анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие

выводы и обобщения.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Количество часов в I четверти – 16 часов

Количество часов в II четверти – 16 часов

Количество часов в III четверти – 20 часов

Количество часов в IV четверти – 16 часов

Особенности класса:

В 7 «Д» классе обучаются 6 человек, из них 2 мальчика и 4 девочки. Все

дети имеют инвалидность, ССД – 3 человека (1 – нарушение зрения, 2- аутизм).

Класс можно разделить на 3 группы:

Слабая группа – 2 человека.

У

детей

не

формируются

навыки

учебной

деятельности.

Учащиеся

нуждаются в постоянном наблюдении и сопровождении.

Средняя группа – 2 человека.

Учащиеся работают очень медленно и неуверенно, постоянно нуждаются

в помощи учителя. Частично задания выполняют самостоятельно.

Сильная группа – 2 человека.

Учащиеся

с

незначительной

помощью

выполняют

задания,

отвечают

на

наводящие вопросы.

Все дети требуют индивидуального внимания и подхода.

Минимум содержания образования по предмету.

Расширение активного и пассивного словаря учащихся;

Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова

и фразы;

Составление

простых

предложений

на

основе

демонстрируемых

действий, по картинкам, по вопросам педагога;

Упражнения

на

построение

предложений

по

вопросам

учителя

на

пройденные темы;

Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы

знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных, простых

наречий;

Создание

речевого

«климата»

внутри

класса

в

связи

с

различными

видами деятельности: коллективные игры, коллективный труд.

Закрепление

умения

осуществлять

простейшую

классификацию

предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе и ведение календаря

погоды.

Содержание предмета.

Повторение материала 6 класса.

Составление небольших рассказов по сюжетной картине.

Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жиз-

ни детей: труд, экскурсии, детские праздники).

Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного фильма.

Коллективное составление писем. Игры в магазин, справочное бюро.

Тематика.

Воздух, воздух вокруг нас. Значение воздуха, ветер - движение воздуха.

Значение зеленых насаждений для поддержания чистого воздуха.

Термометр.

Знакомство

с

устройством

термометра.

Виды

термометров

(медицинский, комнатный, наружный).

Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники, травы,

грибы. Польза и охрана леса. Обитатели леса (звери, птицы, насекомые).

Огород. Друзья и вредители огородных растений (дождевые черви, жабы,

птицы, слизни, гусеницы).

Птицы. Птицы перелетные и зимующие.

Ежедневные

наблюдения

за

погодой

(облачность,

осадки,

температура

воздуха); за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня в

разное время года).

Ведение календаря погоды. Название времен года, месяцев.

Обобщение календарей природы и труда за сезон.

Экскурсии в зоопарк или на ферму, к цветнику, в сад.

Практическая работа по уходу и выращиванию комнатных растений; участие

в работах на пришкольном участке. Просмотр фильмов.

Критерии оценки. В классах детей с глубокой умственной отсталостью –

безоценочная

система

обучения.

Используется

условная

шкала

оценок

достижения ориентиров, заданных программой.

«0» - умение (навык) не сформировано;

«1» - умение (навык) сформировано частично (находится в зоне ближайшего

развития),

с

помощью

педагога

обучающийся

начинает

применять

его

на

практике;

«2» - умение (навык) полностью сформировано, обучающийся применяет его

активно, свободно.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Слабая

группа

расширять

активный

и

пассивный

словарь,

продолжать

развивать восприятие, формировать учебное поведение, выполнять указания

учителя, развивать общую и мелкую моторику, стимулировать выполнение

заданий самостоятельно.

Средняя

группа

-

расширять

активный

и

пассивный

словарь,

продолжать

развивать

общую

и

мелкую

моторику,

стимулировать

выполнение

практических заданий без помощи педагога, расширять кругозор, развивать

речь, отвечать полным ответом, вести диалог с учителем.

Сильная

группа

-

расширять

активный

и

пассивный

словарь,

продолжать

работать над развитием восприятия, стимулировать процессы запоминания,

продолжать

учить

правильному

проговариванию

слов,

развивать

фразовую

речь, отвечать полным ответом.

Контрольные

и

самостоятельные

работы

проводятся

по

окончании

четверти и раз в месяц – промежуточные.

На

уроках

развития

речи

используются

различные

методы,

приемы,

педагогические технологии. Для полного усвоения материала используются

различные пособия (картинки, плакаты, тесты, раздаточный материал и др.),

ИКТ (презентации, распечатки заданий, обучающие фильмы и др.). Работа по

развитию речи проводится с учетом потенциальных возможностей детей.

Информационно-методическое обеспечение:

1. О.Н. Земцова. Умные книжки. Что нас окружает. Познаѐм мир. Для детей

2-3

лет.

ООО

«Издательская

Группа

«Азбука-Аттикус»,

2014

2. В.В. и С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Серия

«В

помощь

педагогу».

Ассоциация

«Тандем».

1998

3. Т.П. Гаврилова. А.В. Суслова. «Развивающие игры для детей с трудностями

в

обучении.

Пермь.

2004.

4. С.А. Козлова. «Тематический словарь в картинках» М. Школьная пресса. .

Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Живой мир. 2 класс.

5.С.В.

Кудрина.

Окружающий

мир.

Учебник

для

2

класса

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида.

Соответствует

ФГОС. Москва, ВЛАДОС, 2014

I ЧЕТВЕРТЬ – 16 часов

п/п

Название темы

1.

Сезонные изменения в природе. Осень.

2.

Термометр.

3.

Лес

4.

КИМ.

Итого за первую четверть:

п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока (понятийный ряд,

формируемый во время изучения темы)

Сезонные изменения в природе. Осень. -5 ч.

1.

Время года -осень. Составление

предложений по опорным словам.

Осень – время года. Наступает после лета.

2.

Осенние месяцы. Сезонные

изменения осенью.

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Альбомы

3.

Осень. Описание явлений

природы по характерным

признакам.

Листья на деревьях желтеют и опадают.

Изменение погодных явлений.

4.

Экскурсия «Сезонные изменения

внешнего вида деревьев».

Составление предложений по личным

наблюдениям.

5.

Труд людей осенью. Уборка

овощей на огороде.

Составление рассказа по сюжетным

картинкам и по альбомам «Времена года».

На огородах люди собирают урожай

Термометр. -3ч.

6.

Термометр.

Знакомство

с

устройством термометра.

Термометр. Предназначение. Применение

термометра в быту.

7.

Виды термометров.

Медицинский. Комнатный. Наружный.

8.

Виды термометров (медицинский,

комнатный, наружный).

Применение термометра в быту.

Лес. -7 ч.

9.

Лес. Растения леса.

Лиственные деревья (береза, осина, дуб,

клен). Хвойные деревья (ель, сосна)

10.

Части дерева.

Корень, ствол, ветви, листья, кора, крона.

11.

Польза и охрана леса.

Как люди используют дерево, что можно

сделать из дерева?

12.

Обитатели

леса

Пермского

края

(звери, птицы, насекомые).

Дикие

животные:

Заяц,

лиса,

медведь,

лось.

Насекомые

(бабочка,

стрекоза,

муравей, божья коровка)

13.

Кустарники

(садовые

и

лесной

полосы).

Кустарники

черноплодная

рябина,

сирень, акация.

14.

Цветы садовые и полевые.

Садовые: роза, тюльпан, нарцисс, лилия,

пион. Полевые: одуванчик, колокольчик,

ромашка, василек.

15.

Травы.

Луговые,

садовые,

лекарственные.

Лекарственные:

календула,

подорожник,

зверобой, крапива, мать – и мачеха.

16.

КИМ. Тестовые задания №1 по

теме «Лес».

II ЧЕТВЕРТЬ- 16 часов

п/п

Название темы

1.

Календарь природы.

2.

Птицы.

3.

Экскурсия.

4.

Сезонные изменения в природе. Зима.

5.

Воздух.

6.

Составление рассказа.

7.

Комнатные растения.

Итого за вторую четверть:

п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока (понятийный ряд,

формируемый во время изучения темы)

Календарь природы. -2 ч.

1.

Наблюдение за погодой

Облачность, осадки (снег) температура воздуха,

ветер.

2.

Работа

в

календаре

природы.

Условные обозначения в календаре природы.

Птицы. -2 ч.

3.

Птицы.

Зимующие и перелетные.

4.

Перелетные и зимующие

птицы.

Перелѐтные и зимующие птицы. Классификация

объектов по словесной инструкции с опорой на

наглядность.

Экскурсия -1 ч.

5.

Экскурсия.

Наблюдение

за

поведением

птиц

у

кормушки.

Забота людей о птицах. Кормушка. Люди

заботятся о птицах зимой, они делают для них

кормушки.

Описание действий объектов с использованием

глаголов.

Сезонные изменения в природе. Зима. - 2 ч.

6.

Зима. Зимние месяцы.

Зима - время года. Зимние месяцы: декабрь,

январь, февраль.

7.

Зима. Изменения в

природе.

Зимой солнце поздно всходит, дни короче, ночи

длиннее. Деревья стоят голые, без листьев. Труд

людей зимой.

Экскурсия. -1 ч.

8.

Экскурсия «Сезонные

изменения внешнего вида

деревьев».

Составление связного рассказа о внешнем виде

деревьев. Деревья стоят голые и заснеженные.

Воздух. - 3 ч.

9.

Воздух.

Воздух

вокруг

Значение воздуха.

Опыт.

нас.

10

Значение

воздуха,

ветер-

движение воздуха.

Воздух окружает

нас со всех

сторон,

мы им

дышим. Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, мы его не видим.

Чистый

воздух

не

имеет

запаха,

но

может

передавать запах предметов.

Ветер – это движение воздуха.

11.

Наблюдение за погодой

Облачность, осадки, температура воздуха, ветер.

Составление рассказа. -3 ч.

12.

Составление рассказа на

тему «Жизнь птиц и

зверей зимой».

13.

Составление рассказа на

тему «Труд людей

зимой».

14.

Составление рассказа на

тему «Зимние забавы»

Комнатные растения. -2 ч.

15.

Уход за комнатными

растениями.

Очищают воздух, создают уют.

16.

Уход за комнатными

растениями.

Полив, рыхление почвы, протирание листьев.

III ЧЕТВЕРТЬ

п/п

Название темы

1.

Охрана здоровья и безопасное поведение зимой.

2.

Птицы.

3.

Дикие животные.

4.

Домашние животные.

5.

Уход за комнатными растениями.

6.

Тестовые задания по ранее изученным темам.

Итого за 3 четверть:

п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока (понятийный ряд, формируемый

во время изучения темы)

Охрана здоровья и безопасное поведение зимой -5 ч.

1.

Простуда и грипп.

Как начинаются простудные заболевания.

2.

Если заболел, обратись к врачу.

Расскажи, когда ты заболел, перечисли, что у тебя болит,

ответь на вопросы врача.

3.

Почему человек заболевает.

Что помогает человеку быть здоровым – зарядка,

правильное питание, чередование труда и отдыха.

4.

Одежда и обувь к зимнему сезону.

Составление предложений по личным наблюдениям.

5.

Итоговое занятие по теме «Охрана

здоровья и безопасное поведение»

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Птицы. – 4 ч.

6.

Внешний вид, польза. Выбери названия птиц, зимующих

Птицы города.

в наших краях.

7.

Птицы леса.

Внешний вид, польза. Перелетные и зимующие птицы.

8.

Роль птиц в природе.

Птицы улетают осенью, а прилетают к нам весной.

Когда становится тепло и появляется пища. Стаи птиц

можно увидеть в небе.

9.

Красная книга Пермского края.

Дикие животные.- 4 ч.

10.

Отряд: Парнокопытные. Лось.

Внешний вид, питание, где их можно встретить?

11.

Отряд: Хищные. Волк.

Внешний вид. Как нужно вести себя на природе?

12.

Отряд: Зайцеобразные. Заяц- беляк.

Внешний вид, питание, обитание.

13.

Отряд: Насекомоядные. Ёж.

Внешний вид, питание, обитание.

Домашние животные – 2 ч.

14.

Домашние животные.

Кролик.

Расскажи о животном – как называется, чем покрыто

тело, чем питается, как передвигается, чем покрыто

тело. Кто это: зверь, птица, рыба.

15.

Домашние животные.

Свинья.

Расскажи о животном – как называется, чем покрыто

тело, чем питается, как передвигается, чем покрыто

тело. Кто это: зверь, птица, рыба.

Уход за комнатными растениями.- 4 ч.

16.

Комнатные растения.

Для чего люди их выращивают, какие знаешь

комнатные растения.

17.

Практическая

работа:

«Уход

за

комнатными растениями»

Выполнение действий по инструкции учителя. Все

действия повторяются за учителем или совместно.

18.

Сравнение комнатных цветов.

Опиши фикус и монстеру, найди сходство и отличие.

19.

Сравнение комнатных цветов.

Сравни строение бальзамина и традесканции. Найди

сходство и отличие.

Тестовые задания по ранее изученным темам.- 1 ч.

20.

Тестовые задания по ранее

изученным темам.

IVЧЕТВЕРТЬ

п/п

Название темы

1.

Сезонные изменения в природе. Весна.

2.

Первоцветы.

3.

Повторение, пройденного за год (воздух, термометр, лес, птицы, животные).

4.

Огород.

5.

Труд людей летом.

6.

Время года – лето.

Итого за 4 четверть:

п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока (понятийный ряд, формируемый

во время изучения темы)

Сезонные изменения в природе. Весна - 3ч.

1.

Признаки весны.

Весной на улицах и садах сажают деревья и кустарники,

в огородах и цветниках сеют семена, появляются

насекомые, прилетают птицы.

2.

Сезонные изменения в природе.

Весенние месяцы: март, апрель, май. Опиши приметы

весенних месяцев.

3.

Труд людей весной.

Первоцветы – 3 ч.

4.

Первоцветы. Нарцисс.

Дикорастущий первоцвет. Где они растут?

5.

Тюльпан, нарцисс.

Люди выращивают их в садах и теплицах.

6.

Ландыш, крокус.

Люди выращивают их в садах и теплицах.

Повторение пройденного за год – 4 ч.

7.

Птицы.

Птицы города и леса. Роль птиц в природе.

8.

Животные.

Внешний вид, питание, обитание.

9.

Лес. Растения леса.

Лиственные деревья (береза, осина, дуб, клен). Хвойные

деревья (ель, сосна)

10.

Термометр. Виды термометров.

Медицинский, комнатный.

Огород.-2 ч.

11.

Огород.

Друзья

огородных

растений.

Дождевые черви, жабы, слизни, птицы, гусеницы.

12.

Огород.

Вредители

огородных

растений.

Дождевые черви, жабы, слизни, птицы, гусеницы.

Труд людей летом.- 3 ч.

13.

Труд людей в поле.

Обработка зерновых культур, заготовка кормов.

14.

Труд людей в огороде.

Полив, прополка, рыхление, удобрение.

15.

Занятия людей в городе и деревне.

Профессии людей.

Время года –лето. -1 ч.

16.

Время года –лето.

Название летних месяцев. Сезонные изменения летом.



В раздел образования