Напоминание

Проектная деятельность как основа развития творческой личности


Автор: Елтунова Сэсэгма Цыбиковна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Курумканская СОШ №1"
Населённый пункт: село Курумкан Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как основа развития творческой личности
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

Курумканского района Республики Бурятия

Елтунова С.Ц.

Статья

Проектная деятельность как основа развития творческой личности

Есть мнение, что любое обучение развивает. И это правда. Никто не сомневается,

что детей лучше учить, чем не учить. Но как это сделать? Это, на самом деле, мало кто

знает.

А

хотелось

бы,

чтобы

благодаря

школе,

правильно

поставленному

обучению

каждый ребенок максимально использовал свои возможности. И как бы щедро человек ни

был одарен природой, нужны специальные условия для актуализации возможностей.

Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Одним из путей

решения данной проблемы, на мой взгляд, является проектная деятельность. Я убеждена,

что использование метода проектов на уроках литературы позволяет добиться высоких

показателей, а также помогает привить детям любовь к чтению. Современное время

требует

от

человека

умения

излагать

свои

мысли,

убеждать,

доказывать,

слушать,

сотрудничать, одним словом, быть активным в своей речевой деятельности.

Умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений –

составляющие для формирования главных качеств современного человека. Работая над

проектом, учащиеся учатся правильно работать с информацией, усваивать ее, выделять

главное,

находить

причинно-следственные

связи,

структурировать,

целенаправленно

искать материал и превращать его в знания – все это необходимо современному человеку.

Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у

школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую

самореализацию

личности

в

процессе

самостоятельной

работы

учащихся

под

р у к о в о д с т в о м

у ч и т е л я

н а д

п р о е к т о м .

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых

учащиеся

самостоятельно

приобретают

знания

из

различных

источников;

учатся

пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают

коммуникативные

и

исследовательские

умения;

развивают

системное

мышление.

Учащиеся,

овладевая

способами

сохранения

информации,

получают

основы

библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования,

учатся

представлять

результаты

исследования.

Проекты

по

литературе

классифицируются:

мини-проекты,

краткосрочные

проекты,

долгосрочные

проекты.

Возможно

сочетание

классных

форм

работы

с

внеклассными.

Такое

глубокое

«погружение» является оптимальной формой организации данной деятельности.

Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида

проекта. Так, учащиеся 5-6-х классов с их потребностью в межличностном общении

проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. Учащиеся 7-8 классов

любят работать над практико-ориентированными проектами. Учащиеся 9-11-х классов

успешно

справляются

с

исследовательскими

проектами,

у

них

хорошо

развито

теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Все учащиеся

с

большим интересом выполняют творческие проекты.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные

задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет

детям

активно

приобретать

и

применять

знания

и

умения,

а

затем

переносить

приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и

воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию

деятельности,

самоанализу

и

рефлексии,

поиску

нужной

информации,

проведению

исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта

проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения

современных

информационных

технологий,

личностно-ориентированного

обучения

и

самостоятельной работы учащихся. Проектная технология обучения является одним из

ведущих методов ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования. Для

того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо

умело

организовать

эти

поиски,

управлять

учащимися,

развивать

и

направлять

их

познавательную деятельность.



В раздел образования