Автор: Елтунова Сэсэгма Цыбиковна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Курумканская СОШ №1"
Населённый пункт: село Курумкан Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как основа развития творческой личности
Раздел: среднее образование
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Курумканского района Республики Бурятия
Елтунова С.Ц.
Статья
Проектная деятельность как основа развития творческой личности
Есть мнение, что любое обучение развивает. И это правда. Никто не сомневается,
что детей лучше учить, чем не учить. Но как это сделать? Это, на самом деле, мало кто
знает.
А
хотелось
бы,
чтобы
благодаря
школе,
правильно
поставленному
обучению
каждый ребенок максимально использовал свои возможности. И как бы щедро человек ни
был одарен природой, нужны специальные условия для актуализации возможностей.
Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Одним из путей
решения данной проблемы, на мой взгляд, является проектная деятельность. Я убеждена,
что использование метода проектов на уроках литературы позволяет добиться высоких
показателей, а также помогает привить детям любовь к чтению. Современное время
требует
от
человека
умения
излагать
свои
мысли,
убеждать,
доказывать,
слушать,
сотрудничать, одним словом, быть активным в своей речевой деятельности.
Умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений –
составляющие для формирования главных качеств современного человека. Работая над
проектом, учащиеся учатся правильно работать с информацией, усваивать ее, выделять
главное,
находить
причинно-следственные
связи,
структурировать,
целенаправленно
искать материал и превращать его в знания – все это необходимо современному человеку.
Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у
школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую
самореализацию
личности
в
процессе
самостоятельной
работы
учащихся
под
р у к о в о д с т в о м
у ч и т е л я
н а д
п р о е к т о м .
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых
учащиеся
самостоятельно
приобретают
знания
из
различных
источников;
учатся
пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают
коммуникативные
и
исследовательские
умения;
развивают
системное
мышление.
Учащиеся,
овладевая
способами
сохранения
информации,
получают
основы
библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования,
учатся
представлять
результаты
исследования.
Проекты
по
литературе
классифицируются:
мини-проекты,
краткосрочные
проекты,
долгосрочные
проекты.
Возможно
сочетание
классных
форм
работы
с
внеклассными.
Такое
глубокое
«погружение» является оптимальной формой организации данной деятельности.
Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида
проекта. Так, учащиеся 5-6-х классов с их потребностью в межличностном общении
проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. Учащиеся 7-8 классов
любят работать над практико-ориентированными проектами. Учащиеся 9-11-х классов
успешно
справляются
с
исследовательскими
проектами,
у
них
хорошо
развито
теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Все учащиеся
с
большим интересом выполняют творческие проекты.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные
задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет
детям
активно
приобретать
и
применять
знания
и
умения,
а
затем
переносить
приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и
воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию
деятельности,
самоанализу
и
рефлексии,
поиску
нужной
информации,
проведению
исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения
современных
информационных
технологий,
личностно-ориентированного
обучения
и
самостоятельной работы учащихся. Проектная технология обучения является одним из
ведущих методов ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования. Для
того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо
умело
организовать
эти
поиски,
управлять
учащимися,
развивать
и
направлять
их
познавательную деятельность.