Автор: Дударева Елена Ильинична
Должность: учитель физики, астрономии, математики
Учебное заведение: МБОУ "Непряхинская СОШ" им. И.К. Бондарева
Населённый пункт: село Непряхино, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей школьников"
Раздел: полное образование
МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева
Семинар «Формирование духовно-нравственных ценностей
школьников»
Учитель физики, математики, астрономии
Дударева Елена Ильинична
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные
и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью
жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного
счастья".
В.М. Свадковский
Мы смотрим сквозь красивые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты.
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах - обман,
Притворство и губительное зло…..
Так почему же мы так смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от чёрной зависти страдать,
На всех потоки ненависти лить?
Мы просто перестали уважать,
ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стали забывать,
Что значит в полном смысле слова – жить.
Почему
сегодня
возникла
необходимость
говорить
вновь
о
формировании духовно-нравственных ценностей школьников?
Одна из важнейших проблем воспитания во все времена, над которой
бились и бьются педагоги является
проблема духовного и нравственного
становления
личности.К
сожалению,в
России
уже
давно
назрел кризис
ценностной
системы,
выступающий
в
качестве
падения
морально-
нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов, характеризующих
направленность в действиях и поступках личности. Роковым этапом для
нашего
общества
стали
90-ые
годы.
Представления
о
ценностных
ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа
воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось
отношение к образованию, труду, близким людям, семье.Куда сегодня идет
российская молодежь?С какими ценностями и установками молодые люди
вступают
в
жизнь?Каковы
идеалы, ценности, ориентиры, предпочтения
российской
молодежи
сегодня,
каковы
ее
нравственные
и
гражданские
позиции,
трудовые
ориентации,
отношение
к
Родине,
органам
власти,
молодежным организациям, религии, к ценностям старшего поколения, что
является значимым для молодежи, каковы ее предпочтения и
интересы?
Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно
значимого
труда,
росту
девиантного
поведения,
безразличия,
социальной
пассивности.
К
ризис ценностей на фоне финансового кризиса.
1.
Снизился интерес к образованию.
2.
Приоритетным остаётся материальное благополучие.
3.
Кризис семейных ценностей.
4.
Кризис коммуникативных ценностей.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи
проявляется
в
ее отношении
к
образованию.
Современная
система
образования,
в
основном,
ориентирует
на
самостоятельное обучение
и
самообучение.
Однако
современная
молодежь
не
готова
к
таким
индивидуальным шагам.
Приоритетным
остается материальное
благополучие
–
как
стимул
их
жизненной активности. Деньги – как главное мерило человеческого счастья.
Поле зно сть
т р уд а
определяется
достижениями
собственного
экономического
достатка.
Понятия
«честность»,
«справедливость»,
«доброта»
не
выдерживают
конкуренции
перед
«оборотистостью»
и
«престижностью».
В
отношении семейных
ценностей
молодежь
превыше
всего
ставит
независимость и
карьеру,
достижение
высокого
статуса.
Семью
же
планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд,
карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления.
Верные
друзья,
надежные
товарищи
остаются
в
детстве.
Отношение
к
близким
носит
все
более
устойчиво
корыстный,
коммерческий
характер.
Высокую коммуникативность молодёжь проявляет с нужными, влиятельными
людьми.
Наряду
с
такими
качествами
как
предприимчивость,
деловитость,
оперативность,
жизненный
оптимизм
тесно
уживаются
грубость,
равнодушие, леность, самоуверенность.Молодежь ежедневно сталкивается с
огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную
информацию,
которая
зомбирует
личность,
вырабатывает
конкретные
отрицательные
установки
и
не
развивает
у
нее
п о зи т и в н о го
мышления.Появляется
новый
спектр
ценностных
ориентаций,
значит,
разрушаются старые идеалы и традиции. Преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее
молодежи,
коренным
образом
меняют
систему
требований
общества
к
личности,
что
придаёт
особую
остроту
проблемам,
связанным
с
формированием нравственных ценностей современной личности.
Актуальность
проблемы
духовно-нравственного
воспитания
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
1.
Общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами
личности.
2.
На
неокрепший
интеллект
и
чувства
ребенка,
обрушиваются
разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так
и негативного характера.
3.
Само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
нравственной воспитанности, так как
воспитанность - это качество
личности,
определяющее
в
повседневном
поведении
человека
его
отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности
к каждому человеку.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только
информируют
ребенка
о
нормах
поведения,
утверждаемых
в
современном
обществе,
но
и
дают
представления
о
последствиях
нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих
людей.
Мы постоянно произносим слова: ценность, ценностные ориентации.
Какой
смысл
несут
данные
понятия? Их
изучают
и
в
филофии,
и
психологи, и в педагогике и других науках. В различных источниках
данные понятия трактуются по-разному, но от этого смысл этих понятий
не изменяется.
Определение
понятий:
ценность
и
ценностные
ориентации.
Ценности - понятия, используемые для обозначения объектов, явлений, их
свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные
идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного
Ценностные ориентации- это важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного
человека от незначимого несущественного.
Нравственные
(моральные)
ценности
-
«этические
добродетели»:
благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость,
честность,
верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни
люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми
высоко,
а
те,
кто
ими
обладают,
пользуются
уважением.
Эти
ценности,
представляемые
в
их
безупречном,
абсолютно
полном
и
совершенном
выражении, выступают как этические идеалы.
Происхождение
понятия ценность впервые
встречается в работах
древнегреческих философов. Ценность – основа создания разумного порядка
мира и человека. Понятия, используемые для обозначения объектов, явлений,
их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные
идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного
В наше время к понятию ценность относятся: человек, жизнь, семья,
здоровье, доброта, труд,
культура, патриотизм,
отечество
и
многие
другие. Ценность — это обобщенное представление о благах и приемлемых
способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный
выбор целей и средств деятельности.
Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного
человека
от
незначимого
несущественного. Развитые
ценностные
ориентации
-
признак
зрелости
личности.
Устойчивая
совокупность
ценностных
ориентаций
обусловливает
такие
качества
личности,
как
цельность,
надежность,
верность
определенным
принципам
и
идеалам,
способность
к
волевым
усилиям
во
имя
этих
идеалов
и
ценностей,
активность
жизненной
позиции;
противоречивость
ценностных
ориентаций
порождает
непоследовательность
в
поведении; неразвитость
ценностных
ориентаций,
признак
инфантилизма,
господства
внешних
стимулов во внутренней структуре личности.
Нравственные
(моральные)
ценности
-
«этические
добродетели»:
доброжелательность,
мужество,
справедливость,
честность,
верность,
уважение
к
старшим,
трудолюбие,
патриотизм, человеколюбие, честность,
правдивость,
справедливость,;
ответственность,
заботливость,
чуткость,
сострадание,
трудолюбие
и
многие,
многие
другие.
Эти
ценности
выступают
как
этические
идеалы.
Средства
массовой
информации,
различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять
на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения,
особенно
молодежи,
началось
резкое
снижение
значимости
духовно-
нравственных ценностей.
Принципы формирования нравственных ценностей личности
1.
Принцип субъектности
2.
Принцип ценностного отношения к Человеку
3.
Принцип диалогизма.
4.
Принцип организации совместной деятельности в коллективе
5.
Принцип актуализации ситуации успеха.
Принцип субъектности. Источник активности, энергии находится в самом
ребенке
в
виде
потенциала
его
личностного
саморазвития,
заложенного
природой,
и
субъективного
опыта.
Акцент
делается
на
активном
и
заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного
опыта,
проявлении
и
развитии
его
индивидуальности.
Это
совместная
деятельность
детей
и
взрослых
по
поиску
ценностей
и
их
смыслов.
Принцип ценностного отношения к Человеку. Заключается в признании
Человека наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к
ч е л о в е к у,
з а п р е т
л ю б о г о
п о с я г а т е л ь с т в а
н а
л и ч н о с т ь .
Принцип
диалогизма.
Диалогическое
взаимодействие
происходит
посредством понимания и взаимопонимания, где понять – это значит извлечь,
вскрыть смысл ценности. Именно в диалоговом пространстве формируется
личность и происходит понимание и осознание её нравственных ценностей.
Принцип
организации
совместной
деятельности
в
коллективе
подразумевает,
что
педагог
не
передаёт
готовые
образцы
нравственных
ценностей, а создаёт и вырабатывает их вместе со школьниками,осуществляя
их поиск в процессе совместной деятельности. Коллектив позволяет наиболее
полно раскрыть особенности и механизмы взаимоотношений ребят между
собой,
на
базе
этого
сформировать
такие
нравственные
ценности,
как
доброжелательность
и
отзывчивость,
товарищество
и
взаимовыручка,
с п р а в е д л и в о с т ь
и
р а в н о п р а в и е ,
и
т . д .
Принцип актуализации ситуации успеха. Ситуация успеха предполагает
психологическую
свободу,
раскрепощённость
обоих
субъектов
в
их
совместной
деятельности,
обусловленной
культурой
и
естественностью
взаимоотношений.
Реализация
данного
принципа
позволяет
закрепить
в
сознании
ребёнка
формирующуюся
нравственную
ценность.
Только
успешная
деятельность,
вызывая
удовлетворение,
служит
основой
для
формирования нравственных ценностей. Пример – один из ведущих методов
воспитания, и дети в любой возрастной группе стремятся брать пример со
взрослых и подражать им. Сегодня педагогам, в первую очередь, необходимо
изучать
существующие
среди
подростков
образцы
для
подражания,
а
не
предлагать им свои собственные.
Формирование нравственных ценностей
должно
основываться
на
базовых
ценностях
национальной
культуры.
Школьный
возраст
наиболее
благоприятен
в
формировании
именно
национальных нравственных ценностей
Цели формирования духовно- нравственных ценностей.
1.
Формирование
самостоятельной,
зрелой
личности,
способной
творчески
реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
2.
Развитие
и
совершенствование
всех
сущностных
человеческих
сфер
ребенка,
составляющих основу его индивидуальности.)
3.
Корректировка
системы
ценностей
с
учетом
выработанных
обществом
нравственных принципов.
Главные задачи
1.
Создать
условия
для
самопознания,
саморазвития,
самореализации
творческой
личности;
2.
Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;
3.
Поддержка личности.
4.
Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия
индивидуальности черт и другие.
Формы
и
методы
работы,
используемые
при
формировании
ценностных
ориентаций:
анкетирование;
проблемные ситуации;
упражнения;
игры;
тематические мероприятия;
изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;
изучение традиций и обычаев семьи, школы и другие.
Главная задача при этом отводится классному руководителю. В чём же
заключаются функции классного руководителя в воспитании нравственных
ценностей?
в
Изучении
приоритетных
жизненных
ценностей
и
ориентиров
и
нравственных ценностей;
в
Введении
в
практику
тренинговых
часов
саморазвития
с
целью
изучения
учащимися
собственных
волевых
качеств,
нравственных
убеждений;
в Изучении с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей
страны, традиций своей семьи, школы;
в Выпуске школьных газет, постановке спектаклей, посещении театров,
музеев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с нравственными
ценностями своего народа;
в
Организации
фестивалей,
концертов,
демонстрирующих
примеры
нравственности,
образы
освоения
и
преобразования
нравственной
культуры;
в Демонстрации родителям культурного потенциала класса и школы;
В процессе педагогической деятельности, коллектив нашей школы
придерживается
следующих
этапов
формирования
духовно-
нравственнных ценностей
1.
Помочь
ребёнку
увидеть
нравственные
отношения
между
людьми,
осознать значимость их взаимопонимания;
2.
Деятельность
должна
вызывать
интерес,
быть
по сильной,
способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.
3.
Создание
готовности
проявлять
нравственное
отношение
как
понимание, сопереживание, содействие.
4.
Стимулировать
познавательную
активность,
направленную
на
деятельность и общение
5.
Нравственное
отношение
должно
выступать
в
качестве
мотива
поведения.
Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-
нравственных, ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность
педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме
важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.
Основные направления
формирования духовно-нравственных
ценностей в нашей школе:
эстетическое воспитание,
патриотическое воспитание,
культура поведения,
изучение традиций,
спортивно-оздоровительное воспитание.
От системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера
образовательного процесса. Гуманизм личности педагога является
необходимым условием нравственного воспитания.
Основными источниками нравственного воспитания являются:
1. У
чебная деятельность:
Содержание программного
и
дидактического материала
Организация урока
Личность учителя
2.
внеклассная работа.
3.
Отношения педагогов с окружающими.
4.
Внутрисемейные отношения.
5.
Искусство.
6.
Знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся
людей.
7.
Вещно-предметное пространство.
Гуманизм
личности
педагога
как
условие
результативности
процесса
духовно-нравственного воспитания
"Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками,
держится преданиями, бесчисленным опытом…..».
Ф.М. Достоевский
"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была,
не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой
силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в
заведении,
но
главнейшее
всегда
будет
зависеть
от
личности
непосредственного
воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на
молодую
душу
составляет
ту
воспитательную
силу,
которой
нельзя
заменить
ни
учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое,
конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере
большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
К. Д. Ушинский
Самое
сильное
влияние
на
нравственное
развитие
школьника
в
процессе его обучения оказывает личность учителя. Чтобы ученик поверил
учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей.
Влияние
личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,
которую
нельзя
заменить
ни учебниками,
ни системой
наказаний
и поощрений. В нравственном воспитании педагог воздействует на них
своим
поведением,
всем
своим
обликом.
Сердечность,
чуткость,
отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, Любовь —
обязательные качества учителя, которые должны стать профессиональными.
Главные личностные качества педагога
1.
Любить детей такими, какие они есть.
2.
Уметь понимать детей,
3.
Быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания.
4.
Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и
улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и
интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Для определения сформированности духовно-нравственных ценностей
можно использовать следующие методики
Методики диагностических исследований ценностных ориентаций:
1.
Методика Л. В. Байбородовой
2.
Методика Н. Е. Щурковой
3.
Методика В. Б. Успенского
4.
Методика М. Рокича и другие
Они способствуют:
определению приоритетности ценностных ориентаций
выявлению динамики ценностных ориентаций на разных этапах
обучения
оказанию помощи преподавателям в определении дальнейшего
планирования учебно-воспитательной работы в группе и с отдельными
учащимися по формированию ценностных ориентаций
созданию банка педагогических ситуаций
Но наиболее распространенной в настоящее время является методика
изучения ценностных ориентаций М. Рокича и дополненная другими
методиками.
Типология ценностей по Рокичу:
Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения
человека в том, что конечная цель индивидуального существования
стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности
определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для
него особенно важно и значимо.
Ценности-средства (инструментальные), определяемые как
убеждения человека в том, что определенный образ действий или
свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
этические, ценности общения, ценности дела;
индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
самоутверждения, принятия других людей и т. д.
Степень
сформированности
ценностных
ориентаций-уровень
развития личности
Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель
меры социальности.
Устойчивая
и
непротиворечивая
совокупность
ценностных
ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность,
надежность,
верность
определенным
принципам
и
идеалам,
способность к активной жизненной позиции.
Противоречивость
ценностных
ориентаций
п о р ож д а е т
непоследовательность в поведении.
Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма,
господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
По результатам тестирования учащихся 7-11 классов нашей школы по
методике Рокича было получено следующее. Из 16 опрошенных наиболее
значимыми ценностями ставят:
1.
Здоровье
2.
Хороших и верных друзей
3.
Материально обеспеченную жизнь
4.
Счастливую семейную жизнь
5.
Интересную работу
Практическая часть.
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей
в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение
важнейших
ценностных
ориентаций
членов
группы
обеспечивает
ее
сплоченность. В зависимости от устремлений, которые человек пытается
реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования,
семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных
людей различную степень значимости.
Инструкция. Имеется набор из 18 карточек, где написаны ценности,
базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача —
разложить их по порядку значимости лично для Вас.Внимательно изучите
представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее
значима — она займет первое место. Затем выберите вторую по значимости
ценность
и
поместите
ее
на
второе
место.
Наименее
важная
останется
последней и займет, соответственно, 18-е место. Работать нужно не спеша,
вдумчиво.
Здесь
нет
правильных
или
неправильных
ответов.
Конечный
результат представит Вашу систему ценностей.
Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Перечень А
Терминальные ценности
Место
в жизни
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная
мудрость
(зрелость
суждений
и
здравый
смысл,
достигаемые
благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание
(возможность
расширения
своего
образования,
кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей,
сил и способностей)
Развитие
(работа
над
собой,
постоянное
физическое
и
духовно е
совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие
обязанностей, развлечения)
Перечень Б
Инструментальные ценности
Место
в жизни
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в
ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами
культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм
(умение
здраво
и
логично
мыслить,
принимать
обдуманные,
рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки
и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Дополнительные вопросы после основной серии теста:
1.
В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы
эти ценности в Вашей жизни?
2.
Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким
мечтаете стать?
3.
Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный,
совершенный во всех отношениях?
4.
Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство
людей?
5.
Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
6.
Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через
пять или десять лет?
7.
Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов)
дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из
которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки,
более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более
полно.
Обработка результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека
фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по
критериям
уровня
вовлеченности
в сферу
труда,
в семейно-бытовую
и
досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает
возможность
оценить
жизненные
идеалы,
иерархию
жизненных
целей,
ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек
рассматривает в качестве эталона.
Анализируя
иерархию
ценностей,
следует
обратить
внимание
на
их
группировку
испытуемым
в
содержательные
блоки
на
тех
или
иных
основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности
Место
в жизни
Абстрактные ценности
Место
в жизни
Активная деятельная жизнь
Жизненная мудрость
Здоровье
К р а с о т а
п р и р о д ы
и искусства
Интересная работа
Любовь
Материально
о бе с п еч е н н а я
жизнь
Познание
Наличие
хороших
и
верных
друзей
Развитие
Общественное признание
Свобода
Продуктивная жизнь
Счастье других
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Удовольствия
Уверенность в себе
ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная
самореализация
Место
в жизни
Личная жизнь
Место
в жизни
Активная деятельная жизнь
Любовь
Интересная работа
Наличие хороших и верных
друзей
Общественное признание
Свобода
Продуктивная жизнь
Счастливая семейная жизнь
Развитие
Удовольствия
Среди инструментальных ценностей выделяются:
этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические
ценности
Место
в жизни
Ценности общения
Место
в жизни
Ценности дела
Место
в жизни
Ответственность
Воспитанность
Аккуратность
Высокие запросы
Жизнерадостность
Исполнительность
Независимость
Непримиримость
к недостаткам
Образованность
Самоконтроль
Терпимость
Рационализм
Широта взглядов
Чуткость
Смелость
в отстаивании своего
мнения
Честность
Твердая воля
Эффективность
в делах
индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические
ценности
Место
в жизни
Конформистские
ценности
Место
в жизни
Альтруистические
ценности
Место
в жизни
Независимость
Воспитанность
Терпимость
Непримиримость
к недостаткам
Самоконтроль
Чуткость
Рационализм
Широта взглядов
Смелость в отстаивании
своего мнения
Твердая воля
ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения
Место
в жизни
Ценности
п р и н я т и я
других людей
Место в жизни
Высокие запросы
Самоконтроль
Независимость
Терпимость
Непримиримость к недостаткам
Чуткость
Образованность
Широта взглядов
См ело ст ь
в отстаивании
своего
мнения
Честность
Твердая воля
Эффективность в делах
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
в
профориентации
сотрудников
при
смене
профессии
или
места
работы;
при консультировании по вопросам карьерного роста;
в
процессе
диагностики
командной
сплоченности
(поскольку
существенными признаками командной работы выступают общие цели,
ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
при
диагностике
корпоративной
культуры,
особенно
глубинного
ее
уровня,
который
включает
скрытые
убеждения,
неосознаваемые
установки
и
верования
сотрудников
и
руководства,
отражающие
отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень
важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное
поведение сотрудников;
при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на
лояльность сотрудников;
при изучении мотивационной сферы сотрудников;
при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям
и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций
человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость
или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста
можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы
ценностных ориентаций личности.
Если закономерности выявить не удается, то можно предположить
наличие
у
испытуемого
противоречивой
системы
ценностей
(или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и
дополнить его данными, полученными с помощью других методик.