Напоминание

"Декоративный натюрморт" (живопись)


Автор: Колупанова Лариса Ивановна
Должность: Преподаватель ИЗО
Учебное заведение: ББУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Дорогобуж
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Декоративный натюрморт" (живопись)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ»

Колупанова

Л

.

И

.

2017

Дата проведения: 13 ноября, 15.30

План-конспект открытого урока.

Тема: Декоративный натюрморт.

Вид занятия: Рисование декоративного натюрморта с натуры в технике

декоративная

живопись,

состоящего

из

4-х

предметов

на

темном

фоне.

Предметы разной формы и материальности, фактуры. Материал – гуашь.

Цели и задачи:

-способствовать

формированию

понятий

о

декоративном

натюрморте,

воспитывать эстетический вкус.

-закрепление понятия «стилизация»;

-совершенствовать

технику

работы

с

красками;

способствовать

развитию

умений

находить

правильное

цветовое

решение

при

заполнении

пространства;

- развитие творческого воображения.

Оборудование для учителя:

доска, наглядные иллюстрации с декоративными натюрмортами

Оборудование для учащихся:

линейный рисунок натюрморта, вода, гуашевые краски, кисти.

План урока:

1.Организационный момент. Знакомство с темой урока, вступление – 3 мин.

2.Анализ натурной постановки. – 10 мин.

3.Основные

отличительные

особенности

декоративного

натюрморта

от

реалистичного. Обсуждение: декор, стилизация – 5 мин.

4.Практическая часть – 90 мин.

5.Подведение итогов урока, анализ – 12 мин.

Ход урока.

Тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Слово «натюрморт» вам

уже

знакомо.

Натюрморт

это

группа

неодушевлённых

предметов,

объединённых в единую композицию по смыслу. Натюрморт в переводе с

французского языка означает «мёртвая натура», вытеснив голландское слово

«неподвижная натура». В переводе с немецкого языка - оно означает «тихая

жизнь»

Создавая

живописными

средствами,

натюрморт

заставляет

нас

переживать, удивляться и радоваться.

Цвет можно по-разному воспринимать и передавать;

Цветом можно передавать чувства;

Цветом

можно

мыслить

и

конструировать

форму

предмета,

передавать фактуру

Прежде, чем приступить к практической работе в цвете, мы проведём

анализ натурной постановки: ваза с цветами и горшок с декоративной

ложкой, две драпировки.

Имеется цветовой контраст;

Рассматриваем

цветовой

круг

и

определяем

«контрастные

цвета».

«Контрастные цвета» - это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в

цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный - зелёный. В

нашем натюрморте это темный красный и тёмный зелёный.

Есть

ещё

и

второй

контраст:

светлый

(ахроматический)

предмет

на

темном фоне.

Имеются предметы, сближенные по тону; В нашем натюрморте это:

темный красный фон драпировки и горшок. Рамочка на втором плане и

цветы в вазе.

Имеются предметы декоративного характера. В нашем натюрморте это

засушенные цветы чертополоха, узор на горшке, декоративная ложка.

И ещё, что хотелось бы особенно выделить: мы знаем, что все цвета

могут быть разделены на две основные группы:

Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного

спектра;

Ахроматическую (не цветную), в которую входят цвета: черный,

белый и все оттенки серого.

Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать. В начале XX

века

художники

стали

уделять

натюрморту

большое

значение.

Мастера

разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи.

Они

много

экспериментировали.

Таким

образом,

появился

декоративный

натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.

Сначала,

давайте,

обратим

внимание

на цветовое

решение.

Какие

особенности вы можете отметить? В живописном натюрморте очень много

различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.

Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония

цвета.

Обычно

художники

используют

не

более

3-х

цветов.

Путём

смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма

не много упрощенная. Нам обязательно надо передать объём предметов.

Хочу обратить ваше внимание на то, как показана форма и объем в

декоративном

натюрморте.

Линией

художник

рисует

так,

чтобы

не

уничтожить форму, а подчеркнуть её (например, кувшин не нарисован в

прямую

полоску).

Посмотрите,

в

декоративном

натюрморте

объем

не

прописывается,

как в реалистичном.

Объем существует,

и он просто

показан

другими

средствами.

Например:

плоскостями

или

элементами,

изображающими по форме предмета. Фон также прописывается

в едином

стиле с предметами. Как и в реалистичном натюрморте.

Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте

является фактура, т.е. материальность предметов (керамика, дерево, ткань,

засушенные цветы)

Вывод:

Ребята

сегодня

мы

с

вами

познакомились

с

декоративным

натюрмортом.

Назовите

мне,

пожалуйста,

основные

отличительные

его

черты.

Ответ детей: Цвет, форма, фактура.

Практическая часть.

А сейчас мы приступим с вами к практическому исполнению. Вам

необходимо на основании тех знаний, которые мы сейчас освежили в памяти,

выполнить натюрморт в цвете. Сегодня мы с вами выполним декоративный

натюрморт при помощи гуаши. А также в технике исполнения декоративная

живопись.

А

как

вы

думаете,

какими

элементами

мы

можем

передать

декоративность натюрморта? Используем интересное исполнение, например:

плоскостями.

Работу над предметами ведём по следующей схеме:

Свет на предмете + касание с фоном

Полутень на предмете

Собственная тень на предмете

Падающая тень от предмета на плоскость

Рефлекс на предмете + касание с фоном.

Выбирая

технику

исполнения,

не

забывайте,

что

цветовые

пятна

с

определённым оттенком накладываем по форме предметов:

Если предмет напоминает форму шара, то по окружности, по форме

овала.

Если цилиндрическую (или коническую), то по вертикали (под углом)

Не забываем о решении пространственных задач – первый и второй планы.

В конце урока анализ о проделанной работе.

Список литературы:

1.

Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного

искусства вып. 2, изд. третье, М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

2.

Курочкина

Н.

А.

Знакомство

с

натюрмортом

издательство

«Детство-

Пресс» СПб. 1999 г.

3.

Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М., Астрель 2005 г.



В раздел образования