Автор: Колупанова Лариса Ивановна
Должность: Преподаватель ИЗО
Учебное заведение: ББУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Дорогобуж
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Декоративный натюрморт" (живопись)
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ»
Колупанова
Л
.
И
.
2017
Дата проведения: 13 ноября, 15.30
План-конспект открытого урока.
Тема: Декоративный натюрморт.
Вид занятия: Рисование декоративного натюрморта с натуры в технике
декоративная
живопись,
состоящего
из
4-х
предметов
на
темном
фоне.
Предметы разной формы и материальности, фактуры. Материал – гуашь.
Цели и задачи:
-способствовать
формированию
понятий
о
декоративном
натюрморте,
воспитывать эстетический вкус.
-закрепление понятия «стилизация»;
-совершенствовать
технику
работы
с
красками;
способствовать
развитию
умений
находить
правильное
цветовое
решение
при
заполнении
пространства;
- развитие творческого воображения.
Оборудование для учителя:
доска, наглядные иллюстрации с декоративными натюрмортами
Оборудование для учащихся:
линейный рисунок натюрморта, вода, гуашевые краски, кисти.
План урока:
1.Организационный момент. Знакомство с темой урока, вступление – 3 мин.
2.Анализ натурной постановки. – 10 мин.
3.Основные
отличительные
особенности
декоративного
натюрморта
от
реалистичного. Обсуждение: декор, стилизация – 5 мин.
4.Практическая часть – 90 мин.
5.Подведение итогов урока, анализ – 12 мин.
Ход урока.
Тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Слово «натюрморт» вам
уже
знакомо.
Натюрморт
–
это
группа
неодушевлённых
предметов,
объединённых в единую композицию по смыслу. Натюрморт в переводе с
французского языка означает «мёртвая натура», вытеснив голландское слово
«неподвижная натура». В переводе с немецкого языка - оно означает «тихая
жизнь»
Создавая
живописными
средствами,
натюрморт
заставляет
нас
переживать, удивляться и радоваться.
Цвет можно по-разному воспринимать и передавать;
Цветом можно передавать чувства;
Цветом
можно
мыслить
и
конструировать
форму
предмета,
передавать фактуру
Прежде, чем приступить к практической работе в цвете, мы проведём
анализ натурной постановки: ваза с цветами и горшок с декоративной
ложкой, две драпировки.
Имеется цветовой контраст;
Рассматриваем
цветовой
круг
и
определяем
«контрастные
цвета».
«Контрастные цвета» - это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в
цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный - зелёный. В
нашем натюрморте это темный красный и тёмный зелёный.
Есть
ещё
и
второй
контраст:
светлый
(ахроматический)
предмет
на
темном фоне.
Имеются предметы, сближенные по тону; В нашем натюрморте это:
темный красный фон драпировки и горшок. Рамочка на втором плане и
цветы в вазе.
Имеются предметы декоративного характера. В нашем натюрморте это
засушенные цветы чертополоха, узор на горшке, декоративная ложка.
И ещё, что хотелось бы особенно выделить: мы знаем, что все цвета
могут быть разделены на две основные группы:
Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного
спектра;
Ахроматическую (не цветную), в которую входят цвета: черный,
белый и все оттенки серого.
Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать. В начале XX
века
художники
стали
уделять
натюрморту
большое
значение.
Мастера
разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи.
Они
много
экспериментировали.
Таким
образом,
появился
декоративный
натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
Сначала,
давайте,
обратим
внимание
на цветовое
решение.
Какие
особенности вы можете отметить? В живописном натюрморте очень много
различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония
цвета.
Обычно
художники
используют
не
более
3-х
цветов.
Путём
смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма
не много упрощенная. Нам обязательно надо передать объём предметов.
Хочу обратить ваше внимание на то, как показана форма и объем в
декоративном
натюрморте.
Линией
художник
рисует
так,
чтобы
не
уничтожить форму, а подчеркнуть её (например, кувшин не нарисован в
прямую
полоску).
Посмотрите,
в
декоративном
натюрморте
объем
не
прописывается,
как в реалистичном.
Объем существует,
и он просто
показан
другими
средствами.
Например:
плоскостями
или
элементами,
изображающими по форме предмета. Фон также прописывается
в едином
стиле с предметами. Как и в реалистичном натюрморте.
Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте
является фактура, т.е. материальность предметов (керамика, дерево, ткань,
засушенные цветы)
Вывод:
Ребята
сегодня
мы
с
вами
познакомились
с
декоративным
натюрмортом.
Назовите
мне,
пожалуйста,
основные
отличительные
его
черты.
Ответ детей: Цвет, форма, фактура.
Практическая часть.
А сейчас мы приступим с вами к практическому исполнению. Вам
необходимо на основании тех знаний, которые мы сейчас освежили в памяти,
выполнить натюрморт в цвете. Сегодня мы с вами выполним декоративный
натюрморт при помощи гуаши. А также в технике исполнения декоративная
живопись.
А
как
вы
думаете,
какими
элементами
мы
можем
передать
декоративность натюрморта? Используем интересное исполнение, например:
плоскостями.
Работу над предметами ведём по следующей схеме:
Свет на предмете + касание с фоном
Полутень на предмете
Собственная тень на предмете
Падающая тень от предмета на плоскость
Рефлекс на предмете + касание с фоном.
Выбирая
технику
исполнения,
не
забывайте,
что
цветовые
пятна
с
определённым оттенком накладываем по форме предметов:
Если предмет напоминает форму шара, то по окружности, по форме
овала.
Если цилиндрическую (или коническую), то по вертикали (под углом)
Не забываем о решении пространственных задач – первый и второй планы.
В конце урока анализ о проделанной работе.
Список литературы:
1.
Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного
искусства вып. 2, изд. третье, М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
2.
Курочкина
Н.
А.
Знакомство
с
натюрмортом
издательство
«Детство-
Пресс» СПб. 1999 г.
3.
Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М., Астрель 2005 г.