Напоминание

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах


Автор: Безштанько Антонина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОу "Новоильиновская СШ"
Населённый пункт: Омская область Полтавский район село Новоильиновка
Наименование материала: конспект, презентация
Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: русский язык; 4 класс; УМК «Школа России»

Учитель: Безштанько А.А.

Тема

«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего

рода в творительном и предложном падежах»

Класс

4

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Задачи

1.

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

2.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания

окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

3.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

4.

Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемы

е

результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно

составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные

УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре,

формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- умение определять окончания прилагательных Т.п. и П.п.;

- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу

определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение применять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

Основные

понятия

безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. и П.п. – орфограмма.

Межпредмет

ные связи

Математика. Литературное чтение.

Ресурсы:

основные

дополнитель

ные

Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,

Проектор, экран, презентация, компьютер, карточки, опорные схемы.

Организаци

я

пространств

а

Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в группах.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с

учащимися

Деятельност

ь

учителя

Деятельност

ь

учащихся

Формируемые УУД

Организа

ционный

Прове

рка

готовно

сти

учащих

ся к

уроку,

их

настроя

на

работу

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы? (Да)

(Присаживайтесь)

Улыбнитесь друг другу. Вы

готовы к плодотворной работе?

Как понимаете это выражение?

(Успешная работа)

Каким бы вы хотели увидеть

наш урок? (интересный,

хороший, познавательный,

содержательный)

- А от кого это зависит?

Приветствуе

т учащихся,

проверяет их

готовность к

уроку.

Приветствую

т учителя,

проверяют

свою

готовность к

уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность,

способность регулировать свою

деятельность, прогнозировать

деятельность на уроке.

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания, проявлять желание

осваивать новые знания, настрой на

успешную работу на уроке,

самоорганизация.

Актуализац

ия знаний

Определите по данным

морфологическим признакам, о

какой части речи мы будем

говорить на уроке?

Организует

диалог с

Выполняют

задание,

комментируют

высказывание,

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление,

Мотивация

и

целеполага

ние.

Закреп

ить и

система

тизиров

ать

получе

нные

знания,

постав

ить

новые

задачи,

сформу

лироват

ь

алгорит

м

опреде

ления

падежн

ых

оконча

ний

имен

прилага

тельны

х

мужско

го рода

в

творите

ед.ч., м.р., Д.п., определение

(прилагательное).

Сейчас мы проверим, что

вызнаете о прилагательном?

- Назовите 5 любых чисел от 1

до 16.

Дети по списку стоящие под

этими номерами, выйдите к

доске.

Сорвите лепестки с

вопросами и готовьтесь дать

чёткий ответ

.

Приведите

примеры.

(Вопросы на лепестках)

1)С какой частью речи

согласуется

и как изменяется

прилагательное?

(согласуется с существительным

и изменяется по числам, по

родам – в ед. числе, по падежам).

2) Каким членом предложения

является прилагательное и как

подчёркивается?

( второстепенный член,

определение, подчёркивается

волнистой линией)

3)Какие окончания имеют

учащимися,

задает

вопросы.

опираясь на

связь

прилагательног

о с

существительн

ым

оценивание,осознание своих возможностей

Регулятивные- умение регулировать свои

действия

льном

и

предло

жном

падежа

х

.

прилагательные в И.п.

М.р.- -ой. Ый, Ий.

С.р. – ое, ее.

4).Какие окончания имеют прил.

Р.п.?-ого, его

5) Какие окончания имеют прил.

в Д.п.?-ому, -ему.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Проверим свои знания на

практике

Я задаю вопрос, а вы отвечаете

одним словом.

1.-Как называется работа,

которую выполняют несколько

человек? (коллективная)

Поставьте это имя

прилагательное в форме РОДИТ,

падежа (коллективного)

2.-Поезд, который перевозит

людей? (пассажирский)

Поставьте это прилагательное в

форме ДАТ. П.(пассажирскому)

3. –Люди, живущие в городе

(городские)

Поставьте это имя

прилагательное в ед.ч. форме

ВИНИТ.п.(городского)

4.- Человек, который родился и

живёт в России? (русский)

Поставьте прилагательное в

2 балла

Формулирую

т тему урока,

отрабатывают

различие в

написании

падежных

Решение

учебной

задачи

Подвед

ение

детей к

формул

ирован

ию

темы и

постан

овке

задач

урока

форме РОД.п.( русского)

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ)

Все письменные задания вы

будете оценивать на полях в

соответствии с теми критериями,

которые я вам предложу.

Изучение нового

материала.

- Посмотрите на словосочетания.

Какое задание вы можете

предложить?(вставить

окончания, распределить по

группам, )

Выполняйте задание.

Вставляйте окончания,

делите на группы

У всех получается?(Нет)

Значит у нас ПРОБЛЕМА,

Какая проблема?

(мы не знаем в каком падеже

такие окончания)Значит что

надо сделать? Определить

падеж

Под низким… деревом Т.п

в синем… платье П.п.

за дальним… морем Т.п.

при сильном… морозе П.п.

Организует

диалог с

учащимися, в

ходе которого

формулирует

ся тема урока,

обозначается

различие в

написании

падежных

окончаний

имен

прилагательн

ых,

2 балла

окончаний

имен

прилагательн

ых

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися и того, что еще не

известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов

учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое

мнение, выстраивать речевые конструкции.

с футбольным… мячом Т.п.

на красивом… озере П.п.

.

Подумайте, в каких падежах

употреблены имена

прилагательные в данных

словосочетаниях?

+ В творительном и предложном

падежах.

- В каком роде употреблены

имена прилагательные? (М.р. и

с.р.)

-Запишем вопрос на какой

отвечают прилагательные в

первом столбике.

+каким?

-Какие окончания у

прилагательных в первом

столбике?

+-им, -ым.

Запишем вопрос на какой

отвечают прилагательные во

втором столбике?

+каком?

-Какие окончания у

прилагательных во втором

столбике?

+ -ем, -ом

- Сформулируйте тему

-

Распознавать

окончания

прил. в Т.п. и

П.п.

-

Упражняться

урока.

+ Творительный и предложный

падеж имен прилагательных

мужского и среднего рода.

КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОСТАВИМ

ПЕРЕД СОБОЙ?

Запишем правило в виде

таблицы.

-На какой вопрос отвечают

прилагательные в Т.п.? Какие

имеют окончания?

-На какой вопрос отвечают

прилагательные в П.п.? Какие

имеют окончания?

Т.п. П.п.

каким? о каком?

-ым -им -ом –ем

Где мы можем проверить

свою версию? (в учебнике)

Стр.25 упр 50

в правильном

написании

окончаний.

Первично

е

закрепле

ние

ФИЗМИ

НУТКА

Упр 52

(у доски, с проверкой)

Организует

выполнение

задания по

новому

алгоритму

2 балла

Выполняют

исходное

задание с

проговариван

ием

алгоритма во

внешней

речи.

Самостоя

тельная

работа

Выпол

нение

задани

й

базовог

о и

повыш

енного

уровня

в

парах.

Самооц

енка

достиж

ений по

заданн

ым

На карточках задания:

1. Базовый уровень.

Поставь вопрос к

прилагательному, вставь

окончания и определи падеж

В (……….?) глубок.. овраге,

за (………?)колюч..кустарником,

со (………….?) сладк..

пирожком, о (……….?) сказочн..

персонаже, под (……….?)

высок.. мостом;

2. Повышенный уровень.

Выпиши только те предложения,

в которых употреблены имена

прилагательные, изучаемые по

2 балла

Организует

работу по

актуализации

знаний

учащихся,

предлагает

провести

самооценку

личностных

Выполняют

задание,

выбирая

уровень,

проверяют

работу по

эталону,

оценивают

свои

личностные

достижения,

выставляют

баллы по

заданным

критериям.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня

усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от

конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания; проявлять внимание,

желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы

в паре (справедливого распределения,

взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

критер

иям

теме урока. Вставь

пропущенные окончания.

У высок… холма протекала

быстрая речушка. Ученики

писали сочинение о главн.. герое

произведения. Ранн.. утром

группа туристов добралась до

опушки. В июле мы

путешествовали по Золот…

кольцу России. Поздн.. вечером с

неба посыпалась снежная крупа

.

ПРОВЕРКА (по карточке)

Слайд .Самооценка

результатов:

1 уровень.

2 балла – верно поставлены

вопросы ко всем

прилагательным, верно

вставлены окончания и

определены падежи.

1 балл – допущены 1-2 ошибки.

0 баллов – допущено более 2

ошибок.

2 уровень.

3 балла – верно выписаны все

предложения и вставлены

падежные окончания

2 балла – допущена 1 ошибка в

работе

1 балл – допущено 2 ошибки

достижений

по

предлагаемы

м критериям.

3 балла

соответствии с задачами.

0 баллов – допущено более 2

ошибок. Запишите на полях

тетради максимальное

количество набранных вами

баллов.

Практич

еская

работа по

контролю

знаний и

оценка

достижен

ий.

Умение

анализи

ровать

получен

ную

информ

ацию и

применя

ть ее на

практик

е,

умение

сотрудн

ичать в

группе.

Групповая работа.

Задание на карточке.

От данных словарных слов –

имен существительных

образуйте родственное имя

прилагательное в творительном

или предложном падеже, добавь

подходящее по смыслу

существительное, укажите

падеж..

Багаж, апрель, аромат,

декабрь,рябина

Слайд Проверка по эталону.

Слайд . Критерии оценки

результатов работы в группе.

3 балла – верно составлены

словосочетания, вставлены

падежные окончания и

определены падежи;

2 балла – допущена 1 ошибка

при выполнении;

Проводит

инструктаж

учащихся по

работе в

группе,

организует

обмен

мнениями.

Работа в

группах.

Читают

задание с

карточек,

обсуждают ход

выполнения

работы,

предлагают

варианты

словосочетани

й, применяют

информацию

на практике.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и

планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и

результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой

информации, применение методов

информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию

помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

1 балл – допущены 2 ошибки

при выполнении;

0 баллов – допущено более 2

ошибок.

.

.

Закрепл

ение

знаний.

.

Графики.-?

Определите падежи имён

прилагательных и

постройте график.

1.красный бант

2.о жарком солнце

3.у местного озера

4.о красивой музыке

5.к высокому зданию

6.верный друг.

На какую букву похожа

ваша ломаная?

предлагает

закрепить

навыки

правильного

написания

падежных

окончаний

имен

прилагательн

ых, ,

провести

взаимопровер

ку и оценить

работу.

Склоняют

выбранное

прилагательно

е с

существительн

ым,

выполняют

морфологичес

кий разбор

имени

прилагательно

го, оценивают

работу соседа

по парте.

Коммуникативные:

распределять роли, владение

монологической и диалогической

формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов

решения проблем творческого и

поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект

поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со

сверстниками в учебной деятельности,

формирование установки на поиск

способов разрешения трудностей.

Рефлекси

я и

итоговая

оценка

личностн

ых

достижен

ий на

Оценка

личных

достиже

ний

учащихс

я.

Наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, мы

справились с поставленными

задачами?

- Была ли наша работа на уроке

плодотворной?

Оцените сами уровень

качества своей работы.

Задает

вопросы

о задачах

урока,

предлагает

провести

итоговую

самооценку

Проговариваю

т

закрепленные

знания на

уроке,

высказывают

свои

впечатления от

Регулятивные:

- самооценка личностных достижений на

уроке;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

решения в зависимости от конкретных

условий;

- установление причинно-следственных

уроке.

Для этого суммируйте все

баллы на полях тетради.

Слайд 8.

13-15 баллов – вы отлично

усвоили данную тему, были

активны на уроке, успешно

работали в сотрудничестве;

9-12 баллов – вы усвоили

данную тему, успешно работали

на уроке, допуская единичные

ошибки;

8-6 баллов – тема усвоена

слабо, допускались

многочисленные ошибки,

необходима дополнительная

работа по усвоению темы.

Какую работу вы могли бы

предложить своим

одноклассникам для лучшего

усвоения сегодняшней темы?

Домашнее задание: составьте

карточки с заданиями на

усвоение сегодняшней темы,

завтра мы начнем наш урок с

этой работы.

Слайд 9. Спасибо за

сотрудничество!

личностных

достижений

на уроке,

продумать

план работы

по

устранению

пробелов

знаний

данной темы,

подчиняет

домашнее

задание этой

цели.

урока,

проводят

итоговую

диагностику

личностных

достижений,

делятся

своими

успехами и

неудачами,

участвуют в

решении

проблем по

устранению

пробелов

знаний по

данной теме.

связей, построение логической цепи

рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных

ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении

проблем.



В раздел образования