Автор: Живкова Оксана Анатольевна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская обл., Новооскольский район, с.Львовка, ул. Черемушки 1/а
Наименование материала: статья
Тема: " Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
О.А.Живкова
" Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"
«Люди должны осознать, что здоровый
образ жизни – это личный успех каждого»
В.В.Путин.
В 2016 году на территории Белгородской области стартовал новый со-
циально значимый проект «Управление здоровьем», инициированный губер-
натором Е. Савченко. В ходе реализации проекта на территории района про-
водится
ряд
мероприятий,
направленных
на
совершенствование
системы
здравоохранения, побуждении каждого заботиться о собственном здоровье.
Стратегическая цель проекта: снижение смертности населения Белго-
родской области и увеличение ожидаемой продолжительности качественной
жизни до 75 лет к концу 2019 года. Тактическая цель проекта: формирование
механизма управления здоровьем посредством создания новой организаци-
онной формы взаимодействия гражданина, государства и системы здраво-
охранения.
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку прису-
ще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять
условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных
факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности си-
стемы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от то-
го образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную
часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья
– дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показа-
тель его личного успеха. В последнее время обоснованную тревогу специа-
листов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство
врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет инте-
рес педагогической общественности к проекту «Управление здоровьем», к
идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового
человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление
здоровья учащихся.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще,
чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим за-
пасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к ну-
лю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во вся-
ком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном воз-
расте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здание нашей школы сдано в эксплуатацию в 1969 году. В здании школы
имеется спортивный зал, имеющий необходимый инвентарь и оборудование,
кабинеты для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, имеет-
ся внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой ре-
жим поддерживается качественным проветриванием. На переменах провет-
риваются кабинеты, в течение трех-пяти минут. До занятий и после их окон
чания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20
минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточ-
ках.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению об-
щей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и свя-
занному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близоруко-
сти. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной до-
ской.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная
уборка кабинетов. Один раз в неделю - генеральная уборка. На важность
поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только
при оптимизации санитарно-гигиенических
условий
в школе достигается
улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%. Обновляется и
пополняется информацией уголок здоровья, уголок «Мы за здоровый образ
жизни», «Уголок здорового питания».
В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессио-
налы не только в учебной, но и в воспитательной работе.
Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья уча-
щихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое дра-
гоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в
формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, вос-
питании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физи-
ческой культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали программу «Дорога к здоровью», ко-
торая призвана реализовать основные направления деятельности школы для
защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу
жизни. Цель программы: Создание в школе организационно-педагогических,
материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здо-
ровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здо-
ровья участников образовательного процесса. Основными видами деятельно-
сти по программе «Дорога к здоровью» являются диагностика, профилактика
и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направле-
ния по формированию ЗОЖ:
- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных
правил и норм.
- Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохране-
нию их физического и психологического здоровья.
- Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.
- Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сель-
ского ФАП и ЦРБ.
-Организация горячего питания.
- Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результа-
тов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-
воспитательного процесса.
Для
эффективной
работы
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные ре-
зультаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пуль-
се»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех
участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее простран-
ство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебно-
го процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на
котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги школы
используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориен-
тированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учеб-
но-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждо-
го урока является выполнение требований СанПиН. Опытные педагоги все-
гда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют
гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через
выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнооб-
разие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок,
уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение по-
движных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
С сентября 2016 года утренняя зарядка проводится на свежем воздухе
на площадке перед школой. Для привлечения интереса школьников с 4 чет-
верти комплекс утренней зарядки выполняется под музыку. Инициатором
такого решения стал Совет старшеклассников.
На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся полу-
чают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности чело-
века, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах
безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формиро-
вания конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохран-
ность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, приро-
ды, быта.
Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике,
для
этого
в
программу
ОБЖ
включены
такие
обязательные
занятия:
-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащих-
ся среднего звена.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожар-
ной безопасности, способствуют формированию практических навыков по-
ведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в
любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психи-
ческое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек
счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетво-
рение в процессе учебы и труда.
Учащиеся
школы
всегда
активно
участвуют
в
районных
соревнованиях,
праздниках, в школьных мероприятиях «Веселые старты», «Дни здоровья».
Еще одним условием успешной работы по формированию здорового
образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа
по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве
с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни за-
кладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям:
просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в прове-
дении
мероприятий
с
детьми.
Родители
вместе
с
детьми
участвуют
различных
мероприятиях.
Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только
через перечисленные направления, но и через развитие творческих способно-
стей учащихся, обеспечение разумного досуга.
Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укрепле-
нию здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным
пребыванием во время каникул.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся
бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить
лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участву-
ют в экологических десантах, благоустраивают территорию.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению
здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заин-
тересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «дра-
гоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и
умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание забо-
титься о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, вы-
боре курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащих-
ся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важ-
нейшим условием сохранения и укрепления здоровья.