Напоминание

" Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"


Автор: Живкова Оксана Анатольевна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская обл., Новооскольский район, с.Львовка, ул. Черемушки 1/а
Наименование материала: статья
Тема: " Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

О.А.Живкова

" Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"

«Люди должны осознать, что здоровый

образ жизни – это личный успех каждого»

В.В.Путин.

В 2016 году на территории Белгородской области стартовал новый со-

циально значимый проект «Управление здоровьем», инициированный губер-

натором Е. Савченко. В ходе реализации проекта на территории района про-

водится

ряд

мероприятий,

направленных

на

совершенствование

системы

здравоохранения, побуждении каждого заботиться о собственном здоровье.

Стратегическая цель проекта: снижение смертности населения Белго-

родской области и увеличение ожидаемой продолжительности качественной

жизни до 75 лет к концу 2019 года. Тактическая цель проекта: формирование

механизма управления здоровьем посредством создания новой организаци-

онной формы взаимодействия гражданина, государства и системы здраво-

охранения.

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку прису-

ще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять

условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных

факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности си-

стемы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от то-

го образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную

часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья

– дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показа-

тель его личного успеха. В последнее время обоснованную тревогу специа-

листов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство

врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет инте-

рес педагогической общественности к проекту «Управление здоровьем», к

идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового

человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление

здоровья учащихся.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще,

чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим за-

пасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к ну-

лю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во вся-

ком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном воз-

расте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Здание нашей школы сдано в эксплуатацию в 1969 году. В здании школы

имеется спортивный зал, имеющий необходимый инвентарь и оборудование,

кабинеты для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, имеет-

ся внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой ре-

жим поддерживается качественным проветриванием. На переменах провет-

риваются кабинеты, в течение трех-пяти минут. До занятий и после их окон

чания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20

минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточ-

ках.

Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению об-

щей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и свя-

занному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близоруко-

сти. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной до-

ской.

Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная

уборка кабинетов. Один раз в неделю - генеральная уборка. На важность

поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только

при оптимизации санитарно-гигиенических

условий

в школе достигается

улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%. Обновляется и

пополняется информацией уголок здоровья, уголок «Мы за здоровый образ

жизни», «Уголок здорового питания».

В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессио-

налы не только в учебной, но и в воспитательной работе.

Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья уча-

щихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое дра-

гоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в

формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, вос-

питании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физи-

ческой культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали программу «Дорога к здоровью», ко-

торая призвана реализовать основные направления деятельности школы для

защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу

жизни. Цель программы: Создание в школе организационно-педагогических,

материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здо-

ровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здо-

ровья участников образовательного процесса. Основными видами деятельно-

сти по программе «Дорога к здоровью» являются диагностика, профилактика

и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направле-

ния по формированию ЗОЖ:

- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных

правил и норм.

- Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохране-

нию их физического и психологического здоровья.

- Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.

- Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сель-

ского ФАП и ЦРБ.

-Организация горячего питания.

- Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.

Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результа-

тов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-

воспитательного процесса.

Для

эффективной

работы

по

сохранению

и

укреплению

здоровья

школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные ре-

зультаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пуль-

се»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех

участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее простран-

ство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебно-

го процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на

котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги школы

используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориен-

тированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учеб-

но-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждо-

го урока является выполнение требований СанПиН. Опытные педагоги все-

гда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют

гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через

выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнооб-

разие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок,

уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение по-

движных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.

С сентября 2016 года утренняя зарядка проводится на свежем воздухе

на площадке перед школой. Для привлечения интереса школьников с 4 чет-

верти комплекс утренней зарядки выполняется под музыку. Инициатором

такого решения стал Совет старшеклассников.

На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся полу-

чают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности чело-

века, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах

безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формиро-

вания конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохран-

ность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, приро-

ды, быта.

Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике,

для

этого

в

программу

ОБЖ

включены

такие

обязательные

занятия:

-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащих-

ся среднего звена.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожар-

ной безопасности, способствуют формированию практических навыков по-

ведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в

любой момент.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психи-

ческое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек

счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетво-

рение в процессе учебы и труда.

Учащиеся

школы

всегда

активно

участвуют

в

районных

соревнованиях,

праздниках, в школьных мероприятиях «Веселые старты», «Дни здоровья».

Еще одним условием успешной работы по формированию здорового

образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа

по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве

с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни за-

кладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям:

просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в прове-

дении

мероприятий

с

детьми.

Родители

вместе

с

детьми

участвуют

различных

мероприятиях.

Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только

через перечисленные направления, но и через развитие творческих способно-

стей учащихся, обеспечение разумного досуга.

Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укрепле-

нию здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным

пребыванием во время каникул.

Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся

бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить

лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участву-

ют в экологических десантах, благоустраивают территорию.

В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению

здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заин-

тересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «дра-

гоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и

умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание забо-

титься о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, вы-

боре курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащих-

ся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важ-

нейшим условием сохранения и укрепления здоровья.



В раздел образования