Напоминание

"Использование игр - драматизаций в работе с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"


Автор: Борисевская Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2113
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр - драматизаций в работе с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование игр – драматизаций в работе с детьми с нарушением

опорно – двигательного аппарата» .

Работая с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, мы

предусмотрели

расширение

среды

благодаря

целенаправленным

педагогическим воздействиям, которые могут оказать эффективное влияние

на

развитие

детей,

и

прежде

всего

за

счет

использования игр

драматизаций на музыкальных занятиях и в свободной деятельности

детей.

В

музыкальной игре

драматизации

происходит

совершенствование

движений,

освоение

выразительности

музыкальной

речи.

В

игре-

драматизации

ребенок

стремится

познать

собственные

возможности

в

перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям,

складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,

которые показывает музыкальный руководитель, взяв за основу содержание

знакомых

ребенку

потешек,

стихов

и

сказок.

В

дальнейшем

важно

стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные

фразы в диалогах героев и концовки сказок.

Важным

аспектом

деятельности

музыкального

руководителя

является

постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей

игры -д ра мат иза ции.

Ре а лиза ция

д а нной

за д ач и

д о с т и г а е т с я

последовательным

усложнением

игровых

заданий

и

игр-драматизаций,

в

которые включается ребенок:

Игра-имитация

отдельных

действий

человека,

животных

и

птиц

(дети

проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных

эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись,

захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация

цепочки

последовательных

действий

в

сочетании

с

передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и

стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация

образов

хорошо

знакомых

сказочных

персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по

ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная

бессловесная

игра-импровизация

с

одним

персонажем

по

текстам стихов и прибауток, попевок которые читает или поет музыкальный

руководитель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», А. Барто

«Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3.

Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н.

Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три

медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и

лиса»).

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным

сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»,

К. Чуковский «Цыпленок»).

Итак, система работы по организации игр – драматизаций делится на

три этапа:

• художественное восприятие литературных. музыкальных и фольклорных

произведений;

• освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;

• самостоятельная творческая деятельность.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра —

драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в

разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные

сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой,

которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля

занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко

запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как

он непроизвольно запоминается сам.

Сначала

читали

сказку,

затем

фрагментарно

обыгрывали

ее,

делили

на

эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с

детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким

образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не

второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их

ролевые

диалоги.

Мы

заметили,

что

детей

игра

по

сказке

интересует

довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение

текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на

тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным). В

ходе

основательного

знакомства

со

сказкой

выразительное

чтение

обязательно

сочетали

с

обыгрыванием

отдельных

эпизодов.

Реплики,

отдельные диалоги, импровизированные движения.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит выразительную речь,

пение,

видит

образные

движения,

принимает

на

себя

роли

и

игровые

ситуации.

В

заключение

нельзя

не

упомянуть

о

важности

включения

в

процесс

организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей

воспитанников.

Родители

являются

участниками

воспитательно

образовательного процесса в ДО. Поэтому, немаловажное значение имеет

работа

с

родителями

в

данном

направлении.

Мы

обращаем

внимание

родителей на особенности и значение игры – драматизации. Привлекаем

родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В

процессе

целенаправленной

работы

родители

группы

познакомились

со

способами и приемами организации игры – драматизации дома.

Выступление музыкального руководителя Борисевской Е. В. на семинаре

«Современные

принципы

организации

игровой

деятельности

детей

в

условиях ДО»



В раздел образования