Автор: Балабина Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу детский сад №17
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экология."Свойства воды в природе"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Вода волшебница»
Цели:
1.Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: твердая,жидкая,
парообразная, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается в
очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2.Воспитательные. Развивать социальные навыки. Умение работать в
группе. Учитывать мнение партнера. Прививать бережное отношение к воде.
З.Развивающие. Активировать и обогащать словарь детей.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода"
3. Чтение худ.литературы. Экологические сказки.
4. Наблюдение за водой на прогулках.
Материал для занятия:
- Прозрачные стаканчики
- Бутылочки с водой .
- Вещества, которые будем растворять в воде: соль, сахар, песок ,гуаш.
- Стаканчики с фильтром на каждого.
- Чайник электрический с водой.
-Фонтан.
Ход занятия.
Воспитатель:. Ребята, скажите пожалуйста ,без чего не может жить человек,
животные, растения?
(Без воздуха, воды, тепла и света и еды.)
Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.
Воспитатель: Для чего вода нужна человеку? (Для питья, приготовления
пищи, стирки белья, мытья посуды,
обуви, уборки помещений и др.) (слайд)
- А воду рек, озёр, морей как использует человек?(слайд)
В воде можно купаться, заниматься спортом ,изучением морского дна в
научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и
др.
- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла
стоят
на берегу рек, озёр и морей.
Какая река протекает в окрестностях нашего города ? (Северский Донец).
Игровая мотивация: (детям предлагается сесть на ковёр в позу лотоса)
На доске картинка реки дети любуются красотой реки и окружающей
природы .(закрывают глаза и слушают шум воды)
(Воспитатель прикрепляет на магнитиках фантики ,палочки, бутылочки,
делает вид загрязнённой реки)
Воспитатель обращает внимание детей на то как загрязнена река и выясняет
вместе с детьми кто это сделал. Дети находят конверт с посланием для
детей .
«Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в
мою воду набросали столько бумаги, банок и бутылок, что я задыхаюсь от
грязи... Пожалуйста, помогите мне!».
Воспитатель: как можно оказать помощь речке?
Дети: просто взять и очистить ее от мусора.
(воспитатель предлагает детям очистить речку от мусора)
- Пожелания Речке: Дорогая речка, я хочу, чтобы твоя вода была самой чистой
и прозрачной.
- Пусть в твоей воде всегда плещется рыба.
- Пусть бабочки и стрекозы всегда резвятся над твоей водой.
- Пусть солнышко всегда отражает в тебе свои яркие лучики.
- А мы, речка, будем всегда твоими друзьями и если надо - всегда придем тебе
на помощь.
О воде народ сложил много песен, стихов.
А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете ?
*Вода камень точит.
* Где вода, там и верба.
* Где вода, там и беда.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает
отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают
паводки, вода затопляет поля, дома. Или в квартире, если вы забыли закрыть
кран, вода зальёт комнату, испортит вещи.
Стихотворение. (ребёнок)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Дети если вы внимательно слушали стихотворение то можете мне
объяснить ,почему в стихотворении я услышала слова (сосулька, туман, пар)
ведь мы говорим о воде..
Вода бывает :
*в твёрдом состоянии –лёд
*в парообразном -пар
*в жидком состоянии.
А что вы ещё знаете о воде?
Свойства воды.
*Вода не имеет формы
*Вода не имеет запаха
*Вода не имеет вкуса
*Вода не имеет цвета.
Знакомство с фонтаном.
Воспитатель: - Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем.
Дети: - Она плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: - Что же такое вода?
Дети: вода - это жидкость.
Воспитатель: Следующий вопрос Имеет ли вода форму.
Дети: имеет ,и не имеет.
Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к
выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).
Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе
(чашечка, стаканчик,...). Воспитатель наливает в резиновую перчатку.
Дети: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того
предмета, в который ее наливают.
Воспитатель: какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).
Дети: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (отметить - кипяток -
это опасно).
Опыт с чайником
Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что происходит с водой?
Дети: вода булькает очень сильно, так как нагревается ,а из под крышки мы
видим идёт пар..
Над паром подержать зеркало - оно запотело... участники эксперимента
проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.
Воспитатель: так что же такое пар?
Дети: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая.
Опыты
Воспитатель: ребята, что произойдет с солью и сахаром, если их положить в
воду.
Дети: растворятся.
Опыт: наливаем воду в стаканчики с солью и сахаром, размешиваем
ложечкой.
Вывод: вода растворила соль и сахар - она растворитель.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде? Давайте
проведем опыт и узнаем ответ.
Опыт: в воду насыпьте песок и понаблюдайте.
Дети: песок опустился на дно стакана и не растворился.
Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Воспитатель: можно ли пить такую воду?.
Дети: нет, т.к. она грязная.
Воспитатель: Но ее можно очистить с помощью фильтра, который мы
приготовили заранее.
Опыт: воду, в которой песок, выливаем в стаканчик с фильтром.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: песок остался на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась
чистая вода.
Вывод: Воду можно очистить через фильтр.
Воспитатель: Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с
фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает
к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как
изготовили мы, а большие и сложные.(слайд)
Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.(слайд)
- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она
делает круг. Вода содержится, как мы говорили ,в морях, реках, озёрах,
ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в
пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее
облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в
ручей ,из ручья в реки, озёра.
- Давайте поиграем, в игру которая называется «Капельки» наденьте
шапочки-капельки и представьте что вы маленькие капельки,а я буду мама-
тучка
.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети
исполняют непроизвольные движения под слова стихотворения.)
Стихотворение Путешествие капельки.
Вот капелька – малышка,
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Весёлый ручеёк,
Расстроенную капельку,
С собой он уволок.
Куда её повёл он?
То , капелька не знала,
Но вскоре миллионы,
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно,
И кажется устала.
Однажды в день чудесный,
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться,
А как уменьшилась она,
Вмиг стала подниматься.
На верх попала капнлька,
А вы узнали вот;
В природе происходит так,
Воды круговорот.
Итог:
О чём мы сегодня говорили на занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Какой вывод вы для себя сделали ?
Стихотворение «Воду нужно уважать.»
Воду нужно уважать,
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет,
Без воды нам жизни нет.
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться,
Ни природой ,ни пейзажем,
Без воды угаснет каждый.
Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе .»