Напоминание

"Моря Северного Ледовитого океана"


Автор: Золотарева Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с. Ключи
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Моря Северного Ледовитого океана"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





КГБОУ «
Ключевская общеобразовательная школа – интернат»
Урок географии

6 класс

Тема: «Морские границы.

Океаны и моря, омывающие берега России.

Моря Северного Ледовитого океана»
Учитель географии: Золотарева И.Н. Ключи, 2016г 1
Педагог: Золотарева И.Н. Предмет: география, 6 класс.
Тема урока:

«Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега

России. Моря Северного Ледовитого океана».

Тип урока
: Комбинированный
Оборудование:
физическая карта России, компьютер, проектор, интерактивная доска, контурные карты России, учебники, тетради. Цели урока: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с особенностями морей Северного Ледовитого океана омывающих Россию; 2. Расширять представления о границах нашей родины; 3. Учить пользоваться географической картой; 4. Сформировать представление о северной части России. Коррекционно – развивающие: 1. Корригировать и развивать образное мышление и пространственное представление используя работу с картой; 2. Корригировать и развивать устную речь, отвечая на вопросы учителя; 3. Развивать произвольную образную память путем прослушивания рассказа учителя; 4. Развивать произвольное внимание при работе с картой. Воспитательные: 1. Воспитывать правильное поведение на уроке; 2. Воспитывать познавательный интерес к предмету. Оборудование: физическая карта, контурная карта, атлас, учебник, проектор и экран интерактивной доски, карточки с заданиями.
План урока
I. Организационный момент II. Основная часть 1. Проверка домашнего задания 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физкультминутка 5. Закрепление знаний. III. Заключительная часть урока 1. Домашнее задание. 2. Оценка знаний учащихся. 3. Итог урока. 2

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

учителя и

учеников
I. Введение в урок. 1.
Организация класса
. -Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться – доброе утро! Доброе утро - деревьям и птицам, Доброе утро – улыбчивым лицам! И станет вокруг все добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. - Добрый день. Я очень рада всех вас видеть сегодня на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, какие вы активные, внимательные и сообразительные. Надеюсь, вы такими и будете. 2.
Психоэмоциональный настрой на урок
.
--
Первый за парту сядет тот, кто ответит на сколько полушарий разделена земля на физической карте полушарий?
-
Какие это полушария? (зап. и восточ.)
-
Что такое -
огромный участок суши, окруженный со всех сторон водой?
(материк)
-
Назовите самый большой материк на земном шаре?(Евразия) - В каком климатическом поясе расположена большая часть Евразии? (в умеренном климатическом поясе) - Где на земном шаре всегда лето? (по обе стороны от экватора, солнечные лучи падают прямо)? Обращение учителя к учащимся класса. Настрой учащихся на работу. 3
II. Повторение изученного материала - Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните все свои обиды, беспокойство, раздражения и поднимите карточку, которая соответствует в данный момент вашему настроению. Я надеюсь, что у всех у вас будет хорошее настроение.
3.

Актуализация знаний
-Много веков назад, жил на свете старый пират. На своем корабле он избороздил все моря и океаны. Был он очень богат. А вот где спрятал пират свои сокровища, не знает никто. Сохранился лишь журнал в котором записан путь корабля. Но с тех пор прошло много лет, страницы журнала пожелтели, некоторые слова стерлись. Нам необходимо восстановить записи старого пирата и тогда мы сможем найти остров, где пират спрятал свои сокровища.
Работа с интерактивной доской:
1. Решить географическую задачу. На доске запись: Глубина:  Индийский океан -7729м;  Северный Ледовитый океан-5527м;  Атлантический океан-8742м;  Тихий океан-11022м; -Какой океан самый глубокий? (Тихий океан) -Какой океан самый мелкий? (Северный Ледовитый океан) Составить задачу по этим данным: -На сколько метров Индийский океан глубже, чем Северный Ледовитый океан? -Что нужно сделать? (из большего вычесть меньшее) -Откройте тетради и решите задачу. (1 ученик решает у доски) _ 7729 м 5527 м на 2202 (м) глубже Индийский океан, чем Северный Ледовитый. 2. - Кто из вас самый внимательный и сможет перечислить все цвета на карте, которые окружают Россию (зеленый, желтый, коричневый, голубой). 3. -Кто может вспомнить, что обозначают эти цвета на карте? Учащиеся показывают смайлики с изображением различных настроений. Учащиеся выполняют задания на интерактивной доске. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 4
Физминутка III. Целеполагание: IV. Изучение нового материала. (Зеленый – равнины; голубой - озёра, реки, моря, океаны; жёлтый – возвышенности; коричневый – горы). Релаксационная пауза, видеовставка в презентации к интерактивной доске. -Вспомним, что такое океан?
Океан
– это огромное пространство воды, ограниченное материками. Размеры океанов так велики, что требуется несколько дней, чтобы их пересечь. - Покажите на карте, где находится север России? Прочитайте, какой океан омывает Россию с севера. Правильно, Северный Ледовитый – это самый маленький и самый холодный океан на Земле.
Тема нашего урока:

«Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного

Ледовитого океана».
- Ребята, какую цель вы поставите для себя на уроке, исходя из темы урока? - Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. -Россия – великая морская держава. С давних времен российские моряки бороздили просторы Мирового океана, совершали кругосветные плавания, открывали новые земли. Россия имеет длинную морскую границу и ее территория омывается водами трех океанов. На севере берега России омывают моря Северного Ледовитого океана (слайд). - Как вам кажется вода здесь теплая или холодная? Почему вы так думаете? - Здесь суровые погодные условия, часто дуют холодные ветры и бывают низкие температуры зимой. Летом небо покрывают плотные густые облака. В водах СЛО находится множество островов. - Начинается наша морская северная граница в Баренцевом море (слайд). -На старинных картах России Баренцево море обозначали как Студеное или Мурманское. В настоящее время оно носит имя голландского мореплавателя Виллема Баренца. Он одним из первых европейцев в 16 веке пытался пройти из А.О. в Т.О. через СЛО. Но все его экспедиции заканчивались неудачей. Парусные суда не могли пройти дальше острова Новая Земля. Похоронен на Новой Земле. - Скажите, как вам кажется это море такое же холодное как Северный Ледовитый океан? Учащиеся отвечают на вопросы учителя, учитель обращает внимание на то, чтобы дети давали четкие, правильные ответы. Фронтальное объяснение нового материала, с использованием слайдов и интерактивной доски. Учащиеся называют цели, над которыми будут работать на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. 5
- Оно, конечно же, теплее, но все равно очень холодное. Берега его обрывистые, изрезаны узкими заливами и полуостровами. Погода здесь неустойчивая, часто бывают штормы. Зимой большая часть моря не замерзает, потому что с запада сюда заходит теплое Северо - Атлантическое течение. Ребята, вы помните, когда мы пили чай на улице (на праздник «Масленица»), чай быстро остывал и чтобы он оставался теплым, мы подливали какую воду? -Теплую. - А если бы мы зимой оставили чай на улице без внимания, чтобы с ним произошло, как вы думаете? - Он бы замерз. - Правильно. Так кто скажет, чтобы не дать жидкости замерзнуть в холодное время года, что нужно делать. - Подливать теплую воду. - Теперь вы поняли, почему большая часть воды в Баренцевом море не замерзает? Потому что даже при очень низкой температуре воздуха зимой в море заходит теплое Северо – Атлантическое течение. - Ребята, представьте, если пить чай на улице (на праздник «Масленица»), чай быстро остывает и чтобы он оставался теплым, мы подливаем какую воду? -Теплую. - А если бы мы зимой оставили чай на улице без внимания, чтобы с ним произошло, как вы думаете? - Он бы замерз. - Правильно. Так кто скажет, чтобы не дать жидкости замерзнуть в холодное время года, что нужно делать. - Подливать теплую воду. - Теперь вы поняли, почему большая часть воды в Баренцевом море не замерзает? Потому что даже при очень низкой температуре воздуха зимой в море заходит теплое Северо – Атлантическое течение. На побережье Баренцева моря находится город Мурманск (название есть на доске) – важный незамерзающий порт на северо – западе страны (слайд). Фронтальное объяснение нового материала, с использованием слайдов и интерактивной доски Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 6
- К югу от
Баренцева моря
расположено внутреннее
Белое море
. - Кто помнит, что такое внутреннее море? Это море, которое вдается далеко в сушу. - Как вы думаете, почему этому морю дали название Белое? (слайды 14-16). Потому, что с ноября по март, оно покрыто льдами. Давайте посчитаем, сколько месяцев это море покрыто льдом. - Пять месяцев. - А сколько месяцев в году на море нет льда? - Семь месяцев. - Правильно. Двигаемся дальше. К востоку от
Баренцева моря
расположено суровое
Карское море
(слайд). - Как вы думаете, почему я сказала «суровое море»? Правильно, очень холодно. Даже летом здесь бывают снегопады. Это море моряки называют «ледяной мешок». Холодное
море Лаптевых
большую часть года покрыто льдами. Названо в честь офицеров русской экспедиции двоюродных братьев Дмитрия и Харитона, которые обследовали эти земли. Располагается на северном побережье России – между полуостровом Таймыр, о-вом Северная Земля и Новосибирскими о-вами. Почти весь год покрыто мощными льдами.
Восточно – Сибирское
находится между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля, большую часть года покрыто льдом. Море мелководное. Средняя глубина 45м.
Чукотское море
, названо по имени народа чукчей. Живущих на его берегах. Проливом Лонга соединяется с Восточно-Сибирским морем. Это море получает малое количество солнечного тепла. Большую часть года покрыто льдом. Море мелководное (50м). почти всегда покрыты толстым слоем льда 7
V. Рефлексия (слайд). При сильных ветрах льды ломаются, нагромождаются друг на друга и образуют ледовые горы
– айсберги.
Слово айсберг - означает «ледяная гора». Размеры некоторых ледяных гигантов потрясают воображение. Так в 19456 году был обнаружен настоящий ледяной плавучий остров. Длина его составляла 385 км, а ширина – 111 км. Образуются айсберги в результате обламывания частей огромных ледняков. Многие айсберги плавают в море по нескольку лет, и имеют причудливые формы6 то в виде белоснежного лебедя, то в виде сказочного замка. Однако, как бы не был красив ледяной гигант, он является серьезной угрозой для кораблей. Словарное слово – айсберг, записывают в словари. Выполняют задания у доски. 8
Раньше во льдах Северного Ледовитого океана гибло много кораблей. Сейчас путь для кораблей, от Баренцева до Чукотского моря, прочищают большие ледоколы. Эту морскую дорогу называют
Северный морской путь
. - Выпишите в свои тетради названия всех морей, о которых мы сегодня говорили. Сколько у вас получилось морей? - Шесть. Работают с перфокартой. 9
VI. Итог урока. VII. Оценивание - Давайте хором прочитаем название морей с доски. Запомните, все они входят в Северный Ледовитый океан. Работа с перфокартами - Дежурный раздаст вам перфокарты, вы обязательно вспомните, о чем мы говорили на уроке, что нового вы сегодня узнали и хорошо подумав, заполните перфокарты, а я посмотрю, какие внимательные вы были на уроке. - Придумайте предложения, используя новые слова: ледокол и айсберг. Два Придумывают предложения со словами и записывают в тетради. Работа с картой, работа на интерактивной доске. Учащиеся отмечают смайликами свое настроение на интерактивной доске. Учитель выставляет оценки и учащиеся записывают домашнее задание. ответы вопросы
Баренцево море

Белое море

Чукотское море

Карское море
Внутреннее море Северного Ледовитого океана Море Северного Ледовитого океана, где летом бывают снегопады Самое теплое море Северного Ледовитого океана Море Северного Ледовитого океана, почти всегда покрытое толстым слоем льда 10
лучших предложения записываем на доске и в тетрадях. 6) Работа с картой - Покажите на карте окраинные моря Северного Ледовитого океана (учащиеся выходят к доске в алфавитном порядке). - Покажите на карте внутреннее море Северного Ледовитого океана. -Итак, мы познакомились с морями, омывающими Россию на севере страны. 1. Сколько морей СЛО омывает берега России? назовите их, пользуясь картой. 2. Работа с контурной картой России. - Перед вами контурная карта России. Посмотрите внимательно на карту и расставьте моря по порядку, сначала у себя, а затем на интерактивной доске. 3. Задание «Особенности морей» пользуясь текстом учебника, постарайтесь ответить на вопросы. Стр.141-142 (задание на интерактивной доске). - Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой вначале урока? Что было для вас трудным? - Я хочу узнать, как изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики на интерактивной доске) Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание. 11
12


В раздел образования