Автор: Шестакова Наталия Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: конспект урока по математике
Тема: «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц»
Раздел: начальное образование
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Конспект урока по математике
«Решение задач на увеличение числа на несколько единиц»
Екатеринбург
2018 год
Тема урока: «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц»
Цель: формирование знаний о решении задач на увеличение числа на несколько
единиц.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Формирование знаний о решении задач на увеличение числа на несколько
единиц;
познакомить обучающихся с задачами на увеличение числа на несколько
единиц;
научиться решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько
единиц;
закрепление умения решать примеры и задачи на увеличение числа на
несколько единиц.
Коррекционно-развивающие:
Развитие у обучающихся навыков устного счета;
развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения);
формирование пространственной ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков самоконтроля;
воспитывать интерес к предмету;
воспитание умения слушать учителя и обучающихся.
Оборудование: наглядные пособия (рисунки, карточки).
Этап урока
Ход урока
Индивидуальная
и
дифференцирова
нная работа
1.
Организация
учащихся на
урок
1)
Приветствие, проверка присутствующих,
психологический настрой;
«Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно».
2)
Ребята, к какому уроку вы приготовились? (мы
приготовились к уроку математики)
Чему мы учимся на этом уроке? (на этом уроке мы учимся
считать, писать, решать задачи и примеры)
Какой сегодня день недели? (вторник)
Какая дата? (11 апреля)
2.
Проверка
домашнего
задания
Ребята, что вам было задано на дом? (на дом нам было
задано решить задачу), хорошо, все выполнили домашнее
задание? (да) у всех получилось решить задачу? (да)
Молодцы! (просмотр наличия выполненной домашней
работы)
3.
Актуализация
знаний
Ребята, сегодня на урок к нам пришли сказочные герои.
Вспомните, героиня какой сказки К.И. Чуковского нашла
в поле денежку? (муха цокотуха) Она пришла к нам не
одна, а вместе со своими гостями (на доску вывешивается
картина мухи-цокотухи)
4.
Устный счет
Давайте вспомним первые строчки этой сказки:
«Муха, муха – цокотуха.
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла»
(на доску вывешивается картина самовара)
- Посмотрите на самовар.
- Какую денежку нашла Муха? (Муха нашла 10руб.)
Ребята, рубль, это мера стоимости, какие ещё вы знаете
меры стоимости? (копейка, тысяча)
Молодцы, а где мы с ними встречаемся в жизни? (в
магазине, в общественном транспорте, на почте)
Муха благодарит вас за помощь, молодцы ребята!
Всем известно, что математика – это гимнастика для
ума. С гимнастики для ума мы сейчас и начнем
(каждому обучающемуся раздается числовой ряд).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Назовите числа в порядке возрастания.
Назовите числа в порядке убывания.
Какое число стоит между 2 и 4, между 15 и 17?
Какое число стоит справа от 18?
Какое число стоит слева от 9?
Назовите соседей числа 7, 14.
Назовите соседей числа 8.
Назовите число, следующее за числом 6.
Назовите число, предшествующее числу5
Чему равна сумма чисел 3и 2?
Назовите число, следующее за числом 13
Назовите число, предшествующее числу 17
Назовите соседей числа 16
(отвечают по поднятой руке)
Молодцы, ребята, муха очень довольна, как вы
считаете!
5.
Сообщение
темы урока
Теперь открываем тетради, отсчитали 4 клеточки вниз,
нашли середину строки и начинаем писать, не забываем
правила посадки, ножки вместе, спина прямая.
Записываем дату (11 апреля), классная работа (не
забываем опасные места). Тема нашего урока: «Решение
задач на увеличение числа на несколько единиц».
6.
Сообщение
новых знаний
Ребята, муха предлагает вам поиграть с ней в игру
«Молчанка», я буду диктовать выражения, а вы их
записывать в тетрадь, в столбик, кто записал ответ,
смотрим на меня.
13+2=15
15+3=18
12+5=17
Все сосчитали? (да) Молодцы, ребята. Теперь давайте
проверим, правильно ли вы сосчитали, но для начала
расскажем Мухе-Цокотухе, что мы делали с числом? (мы
число увеличивали на несколько единиц), (отвечают по
поднятой руке).
Ребята, что значит увеличить на? (значит нужно
выполнить действие сложение)
Молодцы, ребята!
Теперь возвращаемся к нашим примерам, Руслан,
прочитай пожалуйста первый пример (13+2=15), хорошо,
скажи нам пожалуйста, какое действие выполнял?
(выполнял действие сложение). Почему? (т.к. нужно было
увеличить число на несколько единиц)
Какой знак написал? (написал знак +). Почему? (т.к.
выполнял действие сложение).
Ребята, у кого другой ответ? (нет других ответов), хорошо.
Лера, прочитай пожалуйста следующий пример
(15+3=18), молодец, скажи нам пожалуйста, какое
действие выполняла при решении этого примера? (при
решении этого примера выполняла действие сложение).
Почему? (т.к. нужно было увеличить число на несколько
единиц)
Какой знак написала? (написала знак +). Почему? (т.к.
выполняла действие сложение)
У кого другой ответ? (нет)
Молодцы, и последний пример нам прочитает Данил,
(12+5=17), хорошо, Данил, скажи нам пожалуйста, какое
действие выполнял? (выполнял действие сложение).
Почему? (т.к. нужно было увеличить число на несколько
единиц)
Молодец, какой знак написал? (написал знак +). Почему?
(т.к. выполнял действие сложение).
У кого другой ответ? (нет)
Хорошо, молодцы ребята!
Муха-Цокотуха вами очень довольна!
Вот и бабочка – красавица к нам прилетела. И решила
она нам задание дать (вывешиваю на доску картину
бабочки)
Ребята, сейчас я вам раздам карточки (раздаю карточки
каждому обучающемуся).
Кто нарисован на верхней линии? (бабочки) Сколько их?
Ярославу
помогаю
(10) Теперь послушайте меня внимательно, ваша задача,
нарисовать в нижней линии больше на 1 круг, чем
бабочек на верхней линии. Что значит больше на 1 круг?
(это значит столько же, и еще один), начинают рисовать
на карточке. У всех получилось? (да) Молодцы, ребята!
Бабочка вами довольна и отправляет следующее
задание. А какое это задание, вы мне ответите, если
отгадаете загадку.
У нее нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом.
Что же это? (задача)
Молодцы, это задача.
Отступаем от примеров 1 клетку вниз и по середине
пишем слово «Задача»
Я вам ее сейчас прочитаю, а вы внимательно
послушайте.
На красном цветке сидело 6 бабочек, а на желтом, на 4
бабочки больше. Сколько бабочек сидело на желтом
цветке?
Ещё раз читаю задачу, внимательно слушаем условие
задачи (после прочтения задачи второй раз, раздаю
каждому обучающемуся карточку с задачей).
Лера, повтори пожалуйста условие задачи (на красном
цветке сидело 6 бабочек, а на желтом на 4 бабочки
больше). Молодец!
Руслан, о чем эта задача? (эта задача о цветах и
бабочках)
Сколько сидело бабочек на красном цветке? (на красном
цветке сидело 6 бабочек).
Хорошо, что говорится про желтый цветок в задаче?
(что на нем сидело бабочек на 4 больше)
Молодцы! Какое действие будем выполнять, решая эту
задачу? (будем выполнять действие сложение).
Почему? (потому что на красном цветке сидело 6
бабочек, а на желтом на 4 больше)
Что значит на 4 больше? (это значит столько же и еще 4)
Какой пример запишем? (6+4=10)
Молодцы, записываем в тетрадь 6+4=10
Мы получили 10 чего? (10 бабочек), молодцы, значит
какую букву пишем? (пишем букву «б»)
Ребята, давайте проверим, правильно ли мы сосчитали,
взяли в руки линейку, нашли число 6, показали его, и
прибавили к нему 4, нашли число 4? (да) сколько
получилось? (10) значит мы правильно решили задачу?
(да) Молодцы, ребята!
Теперь пишем слово «Ответ», Данил, какой вопрос был
в задаче? (сколько сидело бабочек на желтом цветке),
хорошо, значит что мы пишем в ответе? (10 бабочек).
Молодцы! Ребята, мы решили с вами задачу? (да)
Почему? (потому что ответили на вопрос задачи)
Молодцы, ребята! Бабочка вами очень довольна.
рисовать,
подсказываю.
Ярославу
отдельная
карточка, 1
обучающийся
решает у доски.
7.
Физкультминут
ка
Мы работали, писали и немножко подустали!
Мы писали, мы писали.
А теперь мы тихо встали
Ножками потопаем.
Ручками похлопаем.
Теперь пальчики сожмём
И опять писать начнём
(садятся на свои места)
8.
Закрепление
знаний
Ребята, а к нам в гости забрел паук и принес вам карточки
с цифрами (вывешиваю на доску картину паука и раздаю
каждому обучающемуся на парту карточки с цифрами)
Ребята, что у вас на карточках? (цифры) а ещё что-то
есть? (да) Что? (буква) Она нам нужна? (нет) Значит она
какая? (лишняя) Молодцы, отложите ее в сторону. А
теперь внимание на меня, я буду называть вам пример, а
ваша задача, внимательно слушать и найти нужную
цифру на карточке, которая подходит к этому ответу и
показать мне ее. Все готовы? (да) Начинаем!
Назовите число, которое на 1 больше, чем 8. (9)
Назовите число, которое на 2 больше, чем 4. (6)
Назовите число, которое на 1 больше, чем 7. (8)
Назовите число, которое на 2 больше, чем 5. (7)
Назовите число, которое на 1 больше, чем 2. (3)
Молодцы, ребята! Порадовали паука.
А у нас новый гость, прилетел комар и принес вам
интересное задание (вывешиваю на доску картину
комара).
Итак, нам нужно с вами начертить отрезок заданной
длины, а именно: начертить отрезок 7 см.
Берем в руки простой карандаш и линейку, не
забываем, как начинаем чертить.
Ставим точку в тетради, к ней прикладываем линейку
с точкой 0, находим по линейке цифру 7 и ставим
точку, здесь закончится отрезок. Теперь проводим по
линейке прямую линию, соединяем 2 точки.
У всех получилось? (да)
Молодцы, ребята, порадовали комара, показали ему
как вы хорошо умеете работать с линейкой и чертить
отрезок!
Ярославу
помощь в
выполнении
чертежа отрезка.
9.
Подведение
итогов урока
Теперь, ребята, давайте подведем итог и расскажем
нашим героям, чему мы научились сегодня на уроке?
(сегодня на уроке мы научились решать примеры и
задачи на увеличение числа на несколько единиц).
Молодцы! Каким действием мы решали примеры и
задачи? (примеры и задачи решали действием
сложением)
Какой знак ставили? (ставили знак +)
Ребята, а что значит увеличить на? (увеличить на, это
значит нужно выполнить действие сложение)
Молодцы, ребята!
А кто у нас сегодня на уроке был в гостях? (сегодня у
нас на уроке были: муха-цокотуха, бабочки, паук,
комар)
Из какой они сказки? (из сказки муха-цокотуха)
Кто ее автор? (ее автор К.И. Чуковский)
Молодцы, ребята! Хорошо поработали сегодня на
уроке.
10. Домашнее
задание
Задачу, которую решали устно в классе про бабочек на
карточке, нужно записать в тетрадь.
11. Оценивание
Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.
Сегодня за урок Руслан К, Лера получают «5», весь урок
отвечали, в ответах не было ошибок, поднимали руку,
внимательно слушали, не отвлекались, выполняли все
задания; Данил получает «4», т.к. отвлекался, был
невнимателен, мало отвечал, были ошибки в ответах.
Урок окончен, можете идти на перемену.