Напоминание

Использование ТРИЗ детском саду


Автор: Жабина Ирина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" детский сад №1 "Олененок"
Населённый пункт: г. Мирный Якутия (САХА)
Наименование материала: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Тема: Использование ТРИЗ детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой

деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Актуальность технологии. Целью технологии ТРИЗ, с одной стороны,

формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность,

системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к

новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши

психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения

информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не

имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже

наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым,

неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных

проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных

задачах, требующих решения.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и

проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития

речи и познавательной активности детей, можно сделать вывод, что

существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания

и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в

готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Новизна педагогического опыта. В дошкольном возрасте процесс

познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок

стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению

угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и

разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и

отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются

потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому

важной особенностью считается применение методов и приемов ТРИЗ в

процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и

развития речи.

Целью использования данной технологии в детском саду является

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,

подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой;

разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне;

речи и творческого воображения.

Задачи:

формировать

у

детей

умения

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

решать задачи творческого характера;

развивать способность быстро входить в новые предметные области;

развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

адаптировать к динамичной картине мира;

развивать

желание

заниматься

самостоятельной

экспериментальной

деятельностью;

воспитывать творческую личность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы:

проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их

решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный

интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и

решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический

(преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью

выявления связей между ними, причин их изменения).

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском

саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения

этой задачи необходимо:

- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично

вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический»

характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает»

воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней

проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает

своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается,

запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно

увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать

игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети

расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам

рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было

самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в

самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи

предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о

…, а на следующем занятии узнаем, почему …). При этом стараться

обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к

другим, связав содержание занятия с последующими, режимными

моментами.

Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной

деятельности.

1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;

2. этап (ознакомительный) – средняя группа;

3. этап (изобретательный) – старшая группа;

4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

Методы составления сказок применяются на заключительном этапе

синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений,

так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много

различных вариантов. На практике применяются следующие методы

составления сказок: «Салат из сказок»; «Выкладывание карт»; «Маленькие

человечки»; сказка «наизнанку»; «Сказка в заданном ключе»; мозговой

штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат

«правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание

может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача

взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность

собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».

Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки,

современные мультфильмы. Проводятся игры с детьми: путешествия, походы

по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на

различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на

корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем,

что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать

интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.

Поэтому основной задачей является не сообщение новых знаний, а

обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно

и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное

коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Для решения поставленных задач используются следующие методы ТРИЗ:

Метод «Мозговой штурм» (автор - морской офицер Алекс Осборн).

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития

воображения и творческого мышления проводятся тренинги в виде

игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).

Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем

алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание

фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности

(рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному

конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя

он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих

действий.

Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения

изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А.

Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач

является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя

из этого разработано несколько творческих задач, которые используются в

работе.

Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования:

научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-

либо признаку. Разработано подборка игр с элементами ТРИЗ «Творческие

задания для дошкольников».

Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование

речи.

Пособие «Гусеничка». Цель: формирует умение сравнивать объекты по

нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки,

представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать

объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок

используются наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки

от солнца». С детьми составлены загадки и оформлены в виде альбома

«Наши загадки».

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений.

Модели составления сказок. «Волшебная дорожка». В основе сюжета

многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с

определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами

(преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя

объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Вывод. Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи

творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся

более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют

полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются

умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно

относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем

его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения

возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во

взрослой жизни.



В раздел образования