Автор: Жабина Ирина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" детский сад №1 "Олененок"
Населённый пункт: г. Мирный Якутия (САХА)
Наименование материала: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Тема: Использование ТРИЗ детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой
деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Актуальность технологии. Целью технологии ТРИЗ, с одной стороны,
формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность,
системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к
новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши
психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения
информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не
имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже
наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым,
неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных
проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных
задачах, требующих решения.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и
проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития
речи и познавательной активности детей, можно сделать вывод, что
существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания
и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в
готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Новизна педагогического опыта. В дошкольном возрасте процесс
познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок
стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению
угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и
разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и
отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются
потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому
важной особенностью считается применение методов и приемов ТРИЗ в
процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и
развития речи.
Целью использования данной технологии в детском саду является
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой;
разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне;
речи и творческого воображения.
Задачи:
формировать
у
детей
умения
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
решать задачи творческого характера;
развивать способность быстро входить в новые предметные области;
развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
адаптировать к динамичной картине мира;
развивать
желание
заниматься
самостоятельной
экспериментальной
деятельностью;
воспитывать творческую личность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы:
проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их
решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный
интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и
решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический
(преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью
выявления связей между ними, причин их изменения).
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском
саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения
этой задачи необходимо:
- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично
вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический»
характер;
- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает»
воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней
проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает
своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается,
запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно
увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать
игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети
расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам
рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было
самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в
самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи
предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о
…, а на следующем занятии узнаем, почему …). При этом стараться
обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к
другим, связав содержание занятия с последующими, режимными
моментами.
Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной
деятельности.
1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
2. этап (ознакомительный) – средняя группа;
3. этап (изобретательный) – старшая группа;
4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.
Методы составления сказок применяются на заключительном этапе
синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений,
так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много
различных вариантов. На практике применяются следующие методы
составления сказок: «Салат из сказок»; «Выкладывание карт»; «Маленькие
человечки»; сказка «наизнанку»; «Сказка в заданном ключе»; мозговой
штурм.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат
«правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание
может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача
взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность
собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки,
современные мультфильмы. Проводятся игры с детьми: путешествия, походы
по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на
различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на
корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем,
что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать
интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.
Поэтому основной задачей является не сообщение новых знаний, а
обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно
и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное
коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Для решения поставленных задач используются следующие методы ТРИЗ:
Метод «Мозговой штурм» (автор - морской офицер Алекс Осборн).
Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития
воображения и творческого мышления проводятся тренинги в виде
игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).
Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем
алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание
фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация и т.д.).
Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному
конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя
он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих
действий.
Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения
изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А.
Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач
является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя
из этого разработано несколько творческих задач, которые используются в
работе.
Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования:
научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-
либо признаку. Разработано подборка игр с элементами ТРИЗ «Творческие
задания для дошкольников».
Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование
речи.
Пособие «Гусеничка». Цель: формирует умение сравнивать объекты по
нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки,
представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать
объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок
используются наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки
от солнца». С детьми составлены загадки и оформлены в виде альбома
«Наши загадки».
Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений.
Модели составления сказок. «Волшебная дорожка». В основе сюжета
многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с
определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами
(преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя
объекты взаимодействия), и многому может научиться.
Вывод. Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи
творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся
более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют
полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются
умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно
относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем
его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения
возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во
взрослой жизни.