Автор: Соломатина Валентина Влвдимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2044
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час».
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая технология социализации
дошкольника «Клубный час».
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети
могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада,
соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в
группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста,
уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за
оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими
детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной
и сложной переподготовки воспитателей, а требует
желание педагогического коллектива заложить основы
полноценной социально успешной личности в период дошкольного
детства.
Клубный час мы проводим 1 раз в месяц.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и
проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах
детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы
инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада.
Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и
самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где
развивается коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на
отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к
познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры,
сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют,
придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное
игру детей не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию месяца.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование,
лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель,
удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества,
демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-
исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной
литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые
рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои
варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено
самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном –
спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог
на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе,
садятся в «Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и
начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это
осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями на
педагогическом часе обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в
поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли
конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на
следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением
ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в
день его проведения.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети познакомились с большинством детей сада;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.