Автор: Виткалова Татьяна Константиновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №9 "Березка"
Населённый пункт: пгт. Ноглики, Сахалинской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: " Саморазвитие – путь к педагогическому мастерству""
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Саморазвитие педагога – путь к педагогическому мастерству»
Формирование и совершенствование всех элементов педагогического
мастерства,
достижение
уровня
профессиональной
компетентности
возможно
только в процессе саморазвития личности педагога - обязательной составляющей
современного образования.
Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный
процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на
взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних
факторов, направленных на повышение уровня его профессионализма, развития
профессионально
значимых
качеств
и
аккумулирование
педагогического
мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.
Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:
Первый
уровень
–
остановившееся
саморазвитие,
когда
педагог
проявляет
положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее
личностную
значимость,
но
у
него
отсутствует
внутренняя
мотивация
к
саморазвитию. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и
самооценке
собственной
профессиональной
деятельности
и
ее
результатов.
Профессиональные функции выполняет в основном по стандарту, не использует
психолого-педагогические
знания
в
качестве
средства
своего
личностно-
профессионального
развития.
Самообразовательная
деятельность
протекает
в
о с н о в н о м
н а
у р о в н е
к о м п е н с а т о р н о г о
с а м о о б р а з о в а н и я .
Второй
уровень
–
достаточное
саморазвитие,
характеризующийся
высокой
оценкой
педагогом
личностной
значимости
собственной
педагогической
деятельности
и
проявлением
потребности
в
творческом
саморазвитии,
более
определенным и конкретным целеполаганием, способностью к самопознанию и
самооценке
профессиональной
деятельности
и
своей
личности,
умелым
использованием
диагностических
методик
личностно-профессионального
саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность.
А
также
самообразованием,
протекающим
на
экстенсивном
уровне,
хотя
степень
активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно
зависит от внешних условий;
Третий
уровень
–
активное
саморазвитие,
когда
педагогическая
деятельность
приобретает
в
глазах
педагога
личностную
и
глубоко
осознанную
ценность.
Педагог осознает и принимает творческое саморазвитие, как личностно значимую и
ценностно-целевую установку, проявляет потребность в самосовершенствовании,
владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной
позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности воспитанников.
Он
использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта
своей работы и профессионально-личностных качеств. Способен дать адекватную
самооценку
своей
личности
и
деятельности,
самостоятельно
и
обоснованно
формулирует цели и задачи саморазвития,
способен к проектированию своей
личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии. Проявляет
активность
и
самостоятельность
в
деятельности
по
саморазвитию,
способен
реализовать свой творческий потенциал, успешно реализует программы своего
профессионально-личностного роста. Содержание саморазвития поднимается от
частных качеств до интегральных характеристик личности педагога.
Формы работы, позволяющие добиться высокого уровня саморазвития.
1.
Самоанализ
профессиональных
компетенций
в
соответствии
с
«Профессиональным стандартом педагога», ФГОС ДО.
2.
Изучение
методической
литературы,
знакомство
с
передовым
педагогическим опытом.
3.
Повышение квалификации (курсы, вебинары, взаимодействие с педагогами
ДОУ, города).
4.
Самообразование
(планы
по
самообразованию
составляются
на
каждый
учебный год)
5.
Реализация разных форм взаимодействия с воспитанниками.
6.
Реализация разных форм взаимодействия с семьей, социумом.
7.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
8.
Участие в системе методической работы ДОУ (педсоветы, консультации,
семинары, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и др.).
9.
Разработка
личного
вклада
в
развитие
образования
(обобщение
собственного педагогического опыта, авторские разработки).
10. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
11. Освоение и использование компьютерных и мультимедийных технологий,
интернет-ресурсов, создание собственного образовательного ресурса.
12. Формирование личного профессионального портфолио.
13. Аттестация.
Успехов в достижении педагогического мастерства!!!
Консультацию подготовила педагог- психолог Т.К.Виткалова