Автор: Печеникина Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Врачовская начальная школа – детский сад"
Населённый пункт: п.Врачово Горки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников – важное условие обеспечения целостного развития личности»
Раздел: дошкольное образование
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы
социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки
критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство
решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации
разнообразной деятельности в детском саду и семье;
•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных
задач;
•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для
их удовлетворения в семье.
Если перед
педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству,
активному
участию
в
педагогическом
процессе
ДОУ,
то
целесообразно
придерживаться таких правил:
1)
Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право,
основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2)
Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на
улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их
пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут
услышаны,
так
как
родитель
вынужден
вас
выслушать.
В
деловой
обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет
удобно.
3)
Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой,
извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне 5 минут?»,
«Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё – таки…». А такие
речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы
должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
4)
Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их
сравнивать. Если всё – таки сравнивать, то только с эталоном, нормой
возрастного
развития:
каждый
родитель
хочет
слышать
в
первую
очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в
первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного
о своём ребёнке не услышал, он постарается закончить разговор.
5)
Научитесь
говорить
строго
по
делу,
приводить
конкретные
факты,
обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения.
Тогда
родитель
будет
воспринимать
вас
не
как
критика,
а
как
помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу6
неважно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
6)
Есть
категория
«любопытных»
родителей,
которые
любят
задавать
вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две
цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти
ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У
меня
есть
вопрос»,
где
предложить
родителям
написать
насущные
проблемы воспитания и развития детей, общения с ними, организации
режимных
моментов
и
разных
видов
деятельности.
Вопросы,
как
правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их
решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в
журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку
друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других.
Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне,
затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
7)
Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им,
что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите:
блеснуть
своими
знаниями
или
помочь
ребенку?
Не
старайтесь
демонстрировать
родителям
свое
превосходство,
употребляя
в
речи
сложные
психолого–педагогические
термины.
Родитель
будет
вам
благодарен
за
конкретные
советы,
простые
и
реально
выполнимые
рекомендации.
8)
Создавайте
общественное
мнение
с
помощью
родителей-
единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и
пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех
или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же
людей, как они сами.
9)
Не
ставьте
задачу
завоевать
авторитет
у
всех
без
исключения
родителей,
создать
со
всеми
отношения
активного
сотрудничества,
полного взаимопонимания и приятия.
10)
Известно:
не
всегда
количественный
подход
означает
качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в
воду,
но
пить
ее
не
заставишь».
Если
взрослый
человек
не
хочет
участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того,
сопротивляется этому, то «загнать его в воду» сложно, но все-таки
можно.
Вот
только
нужно
ли?
Вряд
ли
он
получит
от
этого
удовольствие.
11)
К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и
аргументы, сработавшие в разговоре
с одними родителями (как и с
детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с
другими.
12)
Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными
и
обсуждёнными
на
родительских
собраниях,
круглых
столах,
семинарах-практикумах
и
конференциях,
должны
быть
доступны
родителям, их целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко
оформлять
и
печатать
крупным
шрифтом,
чётко
структурируя
содержание.
Там
же
можно
вывесить
для
родителей
лист
отзыв
и
предложений.
Чем
интереснее
подобран
материал
и
чем
больше
положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно
занятых»
родителей
возникает
желание
прийти
на
следующее
мероприятие.
13)
Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только
методические
пособия,
но
и
всё,
что
расположено
на
стенде.
Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать
ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на
каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и
её практическое применение.
14)
Посещение
родителями
различных
мероприятий
для
детей
(познавательных,
праздничных,
спортивных),
казалось
бы
не
имеет
п р я мо го
от н о ш е н и я
к
ме р о п р и я т и я м
п р о с в е т и т е л ь с ко й
направленности.
Однако,
наблюдая
за
детьми,
родители
имеют
возможно сть
поделиться
друг
с
другом
в п еч атл е н и я м и ,
поинтересоваться
планами
относительно
активного
участия
в
следующих мероприятиях.