Напоминание

« Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников – важное условие обеспечения целостного развития личности»


Автор: Печеникина Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Врачовская начальная школа – детский сад"
Населённый пункт: п.Врачово Горки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников – важное условие обеспечения целостного развития личности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка

является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования

ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития

компетентности родителей (способности разрешать разные типы

социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в

жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,

монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки

критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство

решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам

воспитания, обучения, развития детей, условий организации

разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в

детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и

общественном воспитании дошкольников;

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и

обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных

задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и

формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного

взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами

мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для

их удовлетворения в семье.

Если перед

педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству,

активному

участию

в

педагогическом

процессе

ДОУ,

то

целесообразно

придерживаться таких правил:

1)

Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право,

основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2)

Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на

улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их

пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут

услышаны,

так

как

родитель

вынужден

вас

выслушать.

В

деловой

обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет

удобно.

3)

Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой,

извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне 5 минут?»,

«Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё – таки…». А такие

речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы

должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

4)

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их

сравнивать. Если всё – таки сравнивать, то только с эталоном, нормой

возрастного

развития:

каждый

родитель

хочет

слышать

в

первую

очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в

первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного

о своём ребёнке не услышал, он постарается закончить разговор.

5)

Научитесь

говорить

строго

по

делу,

приводить

конкретные

факты,

обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения.

Тогда

родитель

будет

воспринимать

вас

не

как

критика,

а

как

помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу6

неважно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

6)

Есть

категория

«любопытных»

родителей,

которые

любят

задавать

вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две

цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти

ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У

меня

есть

вопрос»,

где

предложить

родителям

написать

насущные

проблемы воспитания и развития детей, общения с ними, организации

режимных

моментов

и

разных

видов

деятельности.

Вопросы,

как

правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их

решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в

журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку

друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других.

Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне,

затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.

7)

Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им,

что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите:

блеснуть

своими

знаниями

или

помочь

ребенку?

Не

старайтесь

демонстрировать

родителям

свое

превосходство,

употребляя

в

речи

сложные

психолого–педагогические

термины.

Родитель

будет

вам

благодарен

за

конкретные

советы,

простые

и

реально

выполнимые

рекомендации.

8)

Создавайте

общественное

мнение

с

помощью

родителей-

единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и

пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех

или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же

людей, как они сами.

9)

Не

ставьте

задачу

завоевать

авторитет

у

всех

без

исключения

родителей,

создать

со

всеми

отношения

активного

сотрудничества,

полного взаимопонимания и приятия.

10)

Известно:

не

всегда

количественный

подход

означает

качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в

воду,

но

пить

ее

не

заставишь».

Если

взрослый

человек

не

хочет

участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того,

сопротивляется этому, то «загнать его в воду» сложно, но все-таки

можно.

Вот

только

нужно

ли?

Вряд

ли

он

получит

от

этого

удовольствие.

11)

К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и

аргументы, сработавшие в разговоре

с одними родителями (как и с

детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с

другими.

12)

Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными

и

обсуждёнными

на

родительских

собраниях,

круглых

столах,

семинарах-практикумах

и

конференциях,

должны

быть

доступны

родителям, их целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко

оформлять

и

печатать

крупным

шрифтом,

чётко

структурируя

содержание.

Там

же

можно

вывесить

для

родителей

лист

отзыв

и

предложений.

Чем

интереснее

подобран

материал

и

чем

больше

положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно

занятых»

родителей

возникает

желание

прийти

на

следующее

мероприятие.

13)

Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только

методические

пособия,

но

и

всё,

что

расположено

на

стенде.

Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать

ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на

каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и

её практическое применение.

14)

Посещение

родителями

различных

мероприятий

для

детей

(познавательных,

праздничных,

спортивных),

казалось

бы

не

имеет

п р я мо го

от н о ш е н и я

к

ме р о п р и я т и я м

п р о с в е т и т е л ь с ко й

направленности.

Однако,

наблюдая

за

детьми,

родители

имеют

возможно сть

поделиться

друг

с

другом

в п еч атл е н и я м и ,

поинтересоваться

планами

относительно

активного

участия

в

следующих мероприятиях.



В раздел образования