Автор: Фаткулина Анна Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС №9"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование навыков здорового образа жизни у
дошкольников»
"Здоровье — это вершина, которую
каждый должен покорить сам"
( восточная мудрость.)
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье
наших детей? Каким образом способствовать формированию физической
культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это
надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с
детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании,
сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них
навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в
регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время
число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%
от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств
(усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно
корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной
деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с
самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной
нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду
остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между
учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи
дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка,
необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду,
обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления
оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы
работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности -
в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и
укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию
привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ
"Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении
основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития
представляют все новые, более высокие требования к человеку и его
здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А.
Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о
здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —
так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в
нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом,
душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых
успехов, любых высот.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы,
педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации
только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с
малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство
ответственности за него
Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам
ЗОЖ:
1. Занятия физкультурой, прогулки.
2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:
закаливание, создание условий для полноценного сна .
3.Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и
говорить, умения отличать ложь от правды.
4.Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
медицинских рекомендаций.
6.Формирование понятия "не вреди себе сам".
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о
здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них
проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но
что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще
не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их
понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос,
что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают - нужно не
простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих
ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают
осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно,
дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое,
мочить ноги и т. д.
Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к
выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни
необходимо наличие четырех условий.
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в
дошкольном образовательном учреждении является первым и основным
условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая,
что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном
учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей
несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие
этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в
здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении
специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на
приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за
собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в
том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек,
привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма
некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него
возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с
зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать
рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом
образе жизни является овладение системой понятий о своем организме,
здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом
образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом
себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья
вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не
заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных
занятиях – занятиях по ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего
здоровья является реализация принципа резонанса при организации
физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании
взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми
своих растущих физических возможностей.
Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков
здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой
следующую цель и задачи:
Цель:
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться
осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного
отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного
тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.
3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.
4. Формировать потребность в физическом и нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть
возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и
своих сверстников.
6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни
другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех
видов деятельности.
Работу я проводила в течение года по следующим направлениям
:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие со специалистами.
3. Работа с родителями.
4. Взаимодействие с руководством ДОУ.
Для реализации поставленных задач нужны следующие
условия
: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в
группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического,
игрового материала для освоения те
методические приемы
: рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы;
подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж;
физкультминутки.
Формы работы:
утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные
занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением
подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов);
зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная
гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на
малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей;
спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.
Работа с детьми по следующим направлениям:
1. Провести развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная
пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?»,
«Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?»,
«Мои верные помощники».
2.Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня»,
«Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода
- наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о
своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».
3.Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-
гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.
4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика,
зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным
коврикам; полоскание горла холодной кипяченой водой; мытье рук
прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима
проветривания; применение луково–чесночной терапии; употребление
фиточая.
Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года взаимодействие с медицинскими
работниками совместно с воспитателям следить за состоянием здоровья
детей, приглашать на родительские собрания для своевременного
информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране
здорового образа жизни, проводить беседы с детьми на тему здоровья.
Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъяснять важность и
пользу здорового образа жизни.
Осуществить работу с родителями.
1.индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни:
гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам,
дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем,
необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в
выходные и праздничные дни
2. вывешивание информации в родительском уголке.
3. совместные детско–родительские праздники и досуги: зимняя
спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».
В ходе изучения темы самообразования
была проанализирована методическая литература:
1.Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков
3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. :
Просвещение, 1987. – 140с.
4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском
саду.
5.Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке:
6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста.
8.С.А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка.
9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе.
10. интернет – источники: «Самообразование: с чего начать?» human-
life.
narod.
ru›files/06_1.html
е опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше
изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных
органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие
занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления
детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия,
но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с
родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой
не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы
работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное
взаимодействие со специалистами.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом
формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и
физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления
о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности
жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения
здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый
образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.