Напоминание

"Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"


Автор: Фаткулина Анна Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС №9"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование навыков здорового образа жизни у

дошкольников»

"Здоровье — это вершина, которую

каждый должен покорить сам"

( восточная мудрость.)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,

своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье

наших детей? Каким образом способствовать формированию физической

культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это

надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании

фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет

идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем

организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических

навыков здорового образа жизни.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании,

сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них

навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в

регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время

число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%

от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств

(усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно

корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной

деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с

самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной

нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду

остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между

учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи

дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка,

необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду,

обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления

оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы

работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности -

в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и

укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию

привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных

стратегических задач развития страны. Она регламентируется и

обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ

"Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по

обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении

основных направлений государственной социальной политики по улучшению

положения детей в Российской Федерации" и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития

представляют все новые, более высокие требования к человеку и его

здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А.

Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о

здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —

так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в

нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом,

душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых

успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском

саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из

главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы,

педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации

только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с

малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство

ответственности за него

Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам

ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:

закаливание, создание условий для полноценного сна .

3.Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и

говорить, умения отличать ложь от правды.

4.Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

медицинских рекомендаций.

6.Формирование понятия "не вреди себе сам".

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них

проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но

что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще

не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их

понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос,

что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают - нужно не

простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих

ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают

осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно,

дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое,

мочить ноги и т. д.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к

выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни

необходимо наличие четырех условий.

Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в

дошкольном образовательном учреждении является первым и основным

условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая,

что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном

учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей

несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие

этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в

здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении

специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на

приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за

собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в

том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек,

привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма

некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него

возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с

зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать

рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом

образе жизни является овладение системой понятий о своем организме,

здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом

образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом

себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья

вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не

заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных

занятиях – занятиях по ОБЖ.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего

здоровья является реализация принципа резонанса при организации

физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании

взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми

своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков

здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой

следующую цель и задачи:

Цель:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться

осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного

отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного

тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.

3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.

4. Формировать потребность в физическом и нравственном

самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть

возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и

своих сверстников.

6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни

другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.

8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех

видов деятельности.

Работу я проводила в течение года по следующим направлениям

:

1. Работа с детьми.

2. Взаимодействие со специалистами.

3. Работа с родителями.

4. Взаимодействие с руководством ДОУ.

Для реализации поставленных задач нужны следующие

условия

: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в

группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического,

игрового материала для освоения те

методические приемы

: рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы;

подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж;

физкультминутки.

Формы работы:

утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные

занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением

подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов);

зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная

гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на

малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей;

спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Работа с детьми по следующим направлениям:

1. Провести развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная

пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?»,

«Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?»,

«Мои верные помощники».

2.Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня»,

«Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода

- наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о

своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».

3.Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-

гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.

4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика,

зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным

коврикам; полоскание горла холодной кипяченой водой; мытье рук

прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима

проветривания; применение луково–чесночной терапии; употребление

фиточая.

Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года взаимодействие с медицинскими

работниками совместно с воспитателям следить за состоянием здоровья

детей, приглашать на родительские собрания для своевременного

информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране

здорового образа жизни, проводить беседы с детьми на тему здоровья.

Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъяснять важность и

пользу здорового образа жизни.

Осуществить работу с родителями.

1.индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни:

гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам,

дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем,

необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в

выходные и праздничные дни

2. вывешивание информации в родительском уголке.

3. совместные детско–родительские праздники и досуги: зимняя

спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».

В ходе изучения темы самообразования

была проанализирована методическая литература:

1.Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков

3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. :

Просвещение, 1987. – 140с.

4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском

саду.

5.Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке:

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному

воспитанию детей дошкольного возраста.

8.С.А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка.

9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе.

10. интернет – источники: «Самообразование: с чего начать?» human-

life.

narod.

ru›files/06_1.html

е опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше

изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных

органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие

занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления

детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия,

но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с

родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой

не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы

работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное

взаимодействие со специалистами.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом

формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и

физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления

о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности

жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения

здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый

образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.



В раздел образования