Автор: Барискина Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: п. Рудногорск, Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок литературного чтения. Е. Баратынский "Весна! Весна! Как воздух чист"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Урок
литературного чтения
4 класс
Тема: Е. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Барискина Ольга Евгеньевна
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе в соответствии с требованиями с ФГОС
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Анализ произведения Евгения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!»
Класс: 4 «б» класс
Учитель: Барискина Ольга Евгеньевна
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная тех -
нология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно-коммуникативные технологии (использование
презентации на тему урока на всех этапах урока), технология «педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя,
свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которое ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к
организации, рефлексии, самоопределении и самовыражению.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Приёмы работы: деятельностный подход, приёмы ТРКМ, поиск ответов на поставленные вопросы, подбор иллюстраций к тексту, приём самооценки.
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах работы.
Цель урока: создать условия для знакомства и анализа поэтического произведения каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным
особенностям, опыту.
Задачи:
образовательная - познакомить учащихся с творчеством Е.Баратынского, провести целостный анализ поэтического произведения; формировать мысли -
тельную деятельность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения, через анализ поэтического произведения; формировать навыки словес -
ного рисования; показать целостность окружающего мира, через интеграцию поэтического, художественного и музыкального творчества.
развивающая - развивать внимание к образным средствам языка, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление.
воспитательная – способствовать осознанию учащимися литературы как средства человеческого общения и явления национальной культуры, формирова -
ние позитивно-ценностного отношения к предмету «Литературное чтение»
Дидактические средства: презентация, музыкальные записи, распечатки со стихотворениями, «смайлики» для самооценки.
ТСО: проектор, демонстрационный материал, компьютер, колонки.
Структура урока
Этапы дея-
тельности на
уроке
Цель этапа
Деятельность учителя: содержание работы, приёмы, ме-
тоды и способы реализации содержания, формы органи-
зации учебной деятельности
Деятельность
обучающихся на уроке.
Предполагаемые ответы
учащихся.
Какие УУД формиру-
ются на каждом этапе
1.Организаци-
онный этап
Психологическая
установка на урок
- Добрый день! Дорогие мои ученики! Начнём наш урок.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?
- А чтобы урок наш был интересным, увлекательным, как
мы с вами должны работать?
Включаются
в
деловой
ритм урока.
-Интересным,
увлекатель-
ным, познавательным.
-Активно, дружно, …
Регулятивные:
-
предвосхищать
р е-
зультат и уровень усвое-
ния знаний.
Личностные:
самоопре-
деляться,
настраиваться
на урок.
Коммуникативные:
пла-
нировать
учебное
со-
трудничество с учителем
и сверстниками.
2.Актуализа-
ция
опорных
знаний
Включение
уча-
щихся в учебную
деятельность
- Ребята, мы живём с вами в замечательном сибирском
крае, в Нижнеилимском районе. Любуясь нашей чудной
природой, у меня родились стихотворные строчки. Послу-
шайте высказывание, оно поможет нам определить тему на-
шего сегодняшнего разговора:
«Весне так к лицу изумрудный наряд.
Пусть первый подснежник порадует взгляд.
Природа окрасится в радужный цвет,
И солнышко дарит живительный свет!»
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Воспользовавшись приёмом «ЗХУ» дайте установку для
нашей дальнейшей работы.
- А кто из вас любит фантазировать?
- Я предлагаю нам мысленно переместиться за город, на
лесную полянку: «всмотримся» и «вслушаемся» в окружа-
ющий нас мир. Согласны? Закройте глаза.
(Звучит звукозапись «Лесной шум»)
- Что вы «увидели»?
- Какие звуки услышали?
- А какие желания у вас возникли?
Ответы учащихся:
- Мы сегодня будем гово-
рить о весенней природе. О
красоте природы весной.
-Я знаю…. -Я хочу ….
- Я умею …
Прослушивают звукозапись
с закрытыми глазами.
-
Река
разлилась,
лёд
по-
темнел, трава пробивает-
ся местами, светит яркое
солнце, дует тёплый весен-
ний ветерок.
- Река шумит, ветки шеле-
стят, где-то петух кукаре-
кает, воробьи чирикают.
- Хочется побегать по лес-
ной полянке, покружиться,
с п ет ь
п ес н ю
и
д а ж е
громко-громко покричать.
Познавательные:
– анализировать объек-
ты
с
целью
выделения
признаков.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу
на
основе
соотнесения
того, что уже известно и
того, что ещё неизвест-
но.
Личностные:
- проявлять эмоциональ-
н о г е
о т н о ш е н и е
в
учебно-познавательной
деятельности,
развивать
интерес к различным ви-
дам деятельности.
3.Первичное
усвоение
но-
вых знаний
Постановка
учеб-
ной задачи
- Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и
наши души. Она рождает у человека разные чувства и на-
строения, которые хочется выразить в той или иной форме.
Художники передают своё отношение к весне через карти-
ны, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено
очень много стихов. Посмотрите на распечатку и определи-
те учебную задачу нашего урока.
Открывают учебники и ста-
вят учебную задачу:
- Наша задача сегодня на
уроке изучить и проанали-
Познавательные:
-
находить
и
выделять
необходимую
информа-
цию; применять методы
информационного
дей-
ствия.
Коммуникативные:
Привитие любви к
поэзии
Обогащение сло-
варного запаса
(Слайд: фотография Е.Баратынского)
- Послушайте стихотворение, а затем поделитесь своими
впечатлениями после прослушивания поэтического произ-
ведения.
(Учитель читает стихотворение наизусть)
- Поделитесь своими впечатлениями.
- С какими чувствами поэт Баратынский встречает весну?
- Сейчас поработаем с текстом. Скажите, какую работу вы
предложите
выполнить
своим
одноклассникам
по
этому
стихотворению.
- Я предлагаю вам прочесть стихотворение самостоятельно,
а если вам встретятся непонятные слова, то вы их под-
черкните карандашом.
- А где мы можем найти объяснение непонятных для нас
слов?
- У вас на партах лежат толковые словари. Поработайте в
парах: найдите объяснение непонятных для вас слов.
зировать
стихотворение
Евгения
Баратынского
«Весна! Весна! Как воздух
чист!»
Учащиеся рассказывают о
своих впечатлениях.
-Прочесть выразительно,
определить художествен-
ные приёмы, найти непо-
нятные слова, …
Читают текст, подчёркива-
ют непонятные слова.
- В словарях.
Работают в парах со слова-
рями. Зачитывают поясне-
ния «непонятных» слов.
- оформлять свои мысли
в устной форме с учётом
своих жизненных и учеб-
ных ситуаций.
4.Закрепление
изученного ма-
териала
Анализ
поэтиче-
ского
произведе-
ния
1) - Прочтите первую строфу:
«Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он» (Слайд: изображение весеннего неба)
- Что ощущает поэт?
- А с кем или с чем вы бы сравнили облака?
- Действительно, с первых строк нам открывается сила и
глубина, переполняющая автора от увиденного им момента
пробуждения природы.
2) - Прочтите вторую строфу и определите, с кем сравнива-
ет поэт ветер.
«Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака» (Слайд: разнообразие облаков)
- С кем сравнивает поэт ветер?
- А с кем или с чем вы бы сравнили облака?
- Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны. Мы ис-
пытываем ощущение лёгкости.
Читают первую строфу.
Ответы учеников.
Читают вторую строфу.
- С птицей с большими
крыльями.
Ответы учеников.
Познавательные:
- ориентироваться и вос-
принимать
поэтический
т е кс т,
о с о з н а н н о
и
произвольно строить ре-
чевых
высказываний
в
устной форме.
Коммуникативные:
-
формировать
умение
слушать
собеседника,
участвовать в коллектив-
ном обсуждении матери-
ала.
Личностные:
- сосредотачиваться при
выполнении работы;
формировать
эстетиче-
ские
чувств
и
чувства
прекрасного
через
зна-
комство
с
поэтическим
3) - Прочтите третью строфу:
«Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!» (Слайд: ледоход)
- О каком явлении в природе автор Баратынский говорит в
этих строках?
- Обратите внимание на то, как автор мастерски использует
слова, чтобы показать мощь взрывающейся реки: слышен
треск ломающегося люда, шум водных потоков.
- Скажите, за счёт чего передана в этой строфе вся мощь и
сила ледохода?
- Верно, за счёт использования слов со звуками [р] и [р´].
- Зачитайте эти слова.
4) - Прочтите следующую строфу:
«Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен и душист» (Слайд:
- Какая весна описана автором в этой строфе: ранняя или
поздняя?
- Почему вы так считаете?
5) - Прочтите пятую строфу:
«Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне…» (Слайд: фото жаворонка)
(Звукозапись пения жаворонка)
6) - Прочтите последнюю строфу:
«Что с нею? Что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит, летает в небе с ней!» (Слайд: фото весен-
него пейзажа)
- Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?
- Можно ли её считать «ключом» к пониманию всего стихо-
творения?
- Поработайте в парах и составьте по этой строфе по одно-
му «тонкому» и «толстому» вопросу.
Ответы учеников.
-
За
счёт
использования
слов со звуками [р] и [р´].
Учащиеся находят и зачи-
тывают слова: взревев,
река, торжествующем
хребте.
- Потому что, автор пишет,
что «ещё голые деревья».
- Последняя строфа - глав-
ная в стихотворении. В ней
разгадка, объясняющая чув-
ства
героя,
который
вос-
хищён
весной.
Пробужде-
ние и обновление природы
весной вызывают у автора
и у читателя стремление
слиться
с
весенним
днём,
душа человека, подобна ру-
чью,
радостно
журчит
и
летает в небе как птица.
произведением.
- Задайте эти вопросы своим одноклассникам.
Работают
в
паре,
состав-
ляют «тонкие» и «толстые»
вопросы.
-
Кто
является
героем
этой строфы?
- Почему именно о жаво-
ронке говорит поэт?
-
Почему
писатель
Бара-
тынский жаворонка назы-
вает
«незримый
жаворо-
нок»? и т.д.
Физминутка – дыхательная гимнастика
Работа в группах
- Я предлагаю вам, ребята, разделиться на группы для рабо-
ты:
1-ая группа
будет «Литераторами» - находит эпитеты и
олицетворения, которые применил автор в стихотворении.
2-ая группа: «Художники» - находят слова, выражения, ко-
торыми автор «показал» краски, запахи весны.
3-я группа: «Музыканты» - находят слова, которые описы-
вают звуки весны.
Работают в группах, соблю-
дая правила работы в груп-
пе.
По окончании работы груп-
пы защищают свою коллек-
тивно выполненную работу.
Коммуникативные:
-
сотрудничать,
продук-
тивно взаимодействовать
со сверстниками, прини-
мать решения и реализо-
вывать их.
Познавательные
- создавать способы ре-
шения
проблем
творче-
ского
и
поискового
ха-
рактера.
Отработка
выра-
зительности
чте-
ния
- Молодцы, ребята! Так глубоко проанализировали поэти-
ческое произведение. А как вы думаете, над чем нам ещё
необходимо поработать?
- На что вы должны обратить внимание во время отработки
выразительного чтения стихотворения?
- Голосом передайте ясность небосклона, лёгкость ветерка,
гремучую звонкость ручьёв, рёв рек, пение жаворонка.
- Проанализируйте чтение стихотворения одноклассника-
ми.
- Над выразительностью
чтения.
- Выделение голосом «удар-
ные» слова, фиксируем ло-
гические паузы.
После предварительной
подготовки к доске выходят
6 человек и выразительно
читают по одной строфе.
Учащиеся анализирую чте-
ние ребят.
Познавательные:
-
использовать
систему
научных
и
теоретиче-
ских знаний на практике.
Регулятивные:
-
контролировать
пра-
вильность
ответов
уча-
щихся,
вносить
коррек-
тивы
в
учебно-познава-
тельную деятельность.
Развитие кругозо-
ра: познакомить с
творчеством
П.И.Чайковского
- Прослушав ваше замечательное чтение, мне хочется вас
спросить, при помощи чего можно ещё передать красоту
природы?
- Я предлагаю вам послушать фрагмент под названием
«Апрель» из музыкального альбома П.И.Чайковского «Вре-
- При помощи музыки.
Прослушивают музыку.
Познавательные:
- извлекать необходимую
информацию
из
пред-
ставленных
источников
различных жанров.
мена года». (Слайд: фото П.И.Чайковского)
- Какую картину вы представили во время прослушивания
музыкального фрагмента?
Ответы учащихся.
Личностные:
- формировать эстетиче-
ские
чувства
и
чувства
прекрасного
через
зна-
комство с музыкальными
и
худ ож е с т в е н н ы м и
произведениями.
Развитие кругозо-
ра: познакомить с
картинами худож-
ников.
- Какие интересные, замысловатые картины у вас получи-
лись, так и хочется взять кисти и краски, и начать рисовать.
Но рисовать мы не будем, а познакомимся с картинами зна-
менитых художников, на которых изображена весна.
(Слайды: репродукции картин)
- А какая из этих картин отражает содержание стихотворе-
ния
Евгения
Баратынского
«Весна!
Весна!
Как
воздух
чист!»
- Почему вы так считаете?
Рассматривают на слайдах
репродукции картин: А.Ку-
инджи «Ранняя весна»,
И.Левитан «Март», К.Юон
«Мартовское солнце», Р.Ро-
манович «Весна».
Приходят к выводу, что
сю-
жет стихотворения отражает
картина Р.Романовича
5.Итог урока
Осознание
каче-
с т ва
и
у р о в н я
усвоения
учебно-
го материала.
- Ребята, подошёл к концу наш урок.
- Кто из вас желает провести интервью среди одноклассни-
ков?
(использование приёма «Интервью»)
- Оцените свою работу на уроке при помощи оценочного
листа.
(Выставление отметок за работу на уроке)
Задают примерные вопросы
:
-
Скажите,
какова
была
тема нашего урока?
- Мы сегодня весну «увиде-
ли» глазами поэта, компо-
зитора,
художников.
А
чему вы научились сегодня
на уроке? Что было для вас
сегодня открытием?
- С каким настроением вы
заканчиваете урок?
Работают с оценочными ли-
стами.
Регулятивные:
- выделять и осознавать
то, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению,
осознавать
качество
и
уровень усвоения.
Личностные:
- формировать самооцен-
ку и взаимооценку.
6.Домашнее за-
дание
Закрепление мате-
риала, изученного
на уроке.
Домашнее
задание:
1)подготовить
выразительное
чтение
стихотворения. 2) На выбор: - выучить наизусть это стихо-
творение или подготовить выразительное чтение стихотво-
рение о весне другого автора; - сочинить четверостишие о
весне; - нарисовать весенний пейзаж.
Записывают домашнее зада-
ние в дневники.
Личностные:
- оценивать собственные
способности
и
делать
осознанный
выбор
дея-
тельности.
7.Рефлексия
Соотнесение цели
и результата рабо-
ты.
- Составьте, «Синквейн» на тему нашего урока.
- Мне очень понравилась ваша работа на уроке: активная,
дружная, продуктивная, слаженная. Но путешествие в мир
поэзии не заканчивается. Вслушивайтесь в песню весны,
всматривайтесь в краски природы, и вы поймёте, о чём ще-
бечут птицы, тихонько шепчут первые листочки на дере-
вьях. Я желаю вам успехов и добра!
Зачитывают
самостоятель-
но
составленный
«Син-
квейн» всему классу.
Личностные:
-
устанавливать
связь
между
результатом
и
продуктом учения.
Регулятивные:
- выделять и осознавать
то, что уже усвоено.