Напоминание

Урок литературного чтения. Е. Баратынский "Весна! Весна! Как воздух чист"


Автор: Барискина Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: п. Рудногорск, Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок литературного чтения. Е. Баратынский "Весна! Весна! Как воздух чист"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Урок

литературного чтения

4 класс

Тема: Е. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Барискина Ольга Евгеньевна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе в соответствии с требованиями с ФГОС

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Анализ произведения Евгения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!»

Класс: 4 «б» класс

Учитель: Барискина Ольга Евгеньевна

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная тех -

нология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно-коммуникативные технологии (использование

презентации на тему урока на всех этапах урока), технология «педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя,

свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которое ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к

организации, рефлексии, самоопределении и самовыражению.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Приёмы работы: деятельностный подход, приёмы ТРКМ, поиск ответов на поставленные вопросы, подбор иллюстраций к тексту, приём самооценки.

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах работы.

Цель урока: создать условия для знакомства и анализа поэтического произведения каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным

особенностям, опыту.

Задачи:

образовательная - познакомить учащихся с творчеством Е.Баратынского, провести целостный анализ поэтического произведения; формировать мысли -

тельную деятельность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения, через анализ поэтического произведения; формировать навыки словес -

ного рисования; показать целостность окружающего мира, через интеграцию поэтического, художественного и музыкального творчества.

развивающая - развивать внимание к образным средствам языка, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление.

воспитательная – способствовать осознанию учащимися литературы как средства человеческого общения и явления национальной культуры, формирова -

ние позитивно-ценностного отношения к предмету «Литературное чтение»

Дидактические средства: презентация, музыкальные записи, распечатки со стихотворениями, «смайлики» для самооценки.

ТСО: проектор, демонстрационный материал, компьютер, колонки.

Структура урока

Этапы дея-

тельности на

уроке

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приёмы, ме-

тоды и способы реализации содержания, формы органи-

зации учебной деятельности

Деятельность

обучающихся на уроке.

Предполагаемые ответы

учащихся.

Какие УУД формиру-

ются на каждом этапе

1.Организаци-

онный этап

Психологическая

установка на урок

- Добрый день! Дорогие мои ученики! Начнём наш урок.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?

- А чтобы урок наш был интересным, увлекательным, как

мы с вами должны работать?

Включаются

в

деловой

ритм урока.

-Интересным,

увлекатель-

ным, познавательным.

-Активно, дружно, …

Регулятивные:

-

предвосхищать

р е-

зультат и уровень усвое-

ния знаний.

Личностные:

самоопре-

деляться,

настраиваться

на урок.

Коммуникативные:

пла-

нировать

учебное

со-

трудничество с учителем

и сверстниками.

2.Актуализа-

ция

опорных

знаний

Включение

уча-

щихся в учебную

деятельность

- Ребята, мы живём с вами в замечательном сибирском

крае, в Нижнеилимском районе. Любуясь нашей чудной

природой, у меня родились стихотворные строчки. Послу-

шайте высказывание, оно поможет нам определить тему на-

шего сегодняшнего разговора:

«Весне так к лицу изумрудный наряд.

Пусть первый подснежник порадует взгляд.

Природа окрасится в радужный цвет,

И солнышко дарит живительный свет!»

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Воспользовавшись приёмом «ЗХУ» дайте установку для

нашей дальнейшей работы.

- А кто из вас любит фантазировать?

- Я предлагаю нам мысленно переместиться за город, на

лесную полянку: «всмотримся» и «вслушаемся» в окружа-

ющий нас мир. Согласны? Закройте глаза.

(Звучит звукозапись «Лесной шум»)

- Что вы «увидели»?

- Какие звуки услышали?

- А какие желания у вас возникли?

Ответы учащихся:

- Мы сегодня будем гово-

рить о весенней природе. О

красоте природы весной.

-Я знаю…. -Я хочу ….

- Я умею …

Прослушивают звукозапись

с закрытыми глазами.

-

Река

разлилась,

лёд

по-

темнел, трава пробивает-

ся местами, светит яркое

солнце, дует тёплый весен-

ний ветерок.

- Река шумит, ветки шеле-

стят, где-то петух кукаре-

кает, воробьи чирикают.

- Хочется побегать по лес-

ной полянке, покружиться,

с п ет ь

п ес н ю

и

д а ж е

громко-громко покричать.

Познавательные:

– анализировать объек-

ты

с

целью

выделения

признаков.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу

на

основе

соотнесения

того, что уже известно и

того, что ещё неизвест-

но.

Личностные:

- проявлять эмоциональ-

н о г е

о т н о ш е н и е

в

учебно-познавательной

деятельности,

развивать

интерес к различным ви-

дам деятельности.

3.Первичное

усвоение

но-

вых знаний

Постановка

учеб-

ной задачи

- Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и

наши души. Она рождает у человека разные чувства и на-

строения, которые хочется выразить в той или иной форме.

Художники передают своё отношение к весне через карти-

ны, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено

очень много стихов. Посмотрите на распечатку и определи-

те учебную задачу нашего урока.

Открывают учебники и ста-

вят учебную задачу:

- Наша задача сегодня на

уроке изучить и проанали-

Познавательные:

-

находить

и

выделять

необходимую

информа-

цию; применять методы

информационного

дей-

ствия.

Коммуникативные:

Привитие любви к

поэзии

Обогащение сло-

варного запаса

(Слайд: фотография Е.Баратынского)

- Послушайте стихотворение, а затем поделитесь своими

впечатлениями после прослушивания поэтического произ-

ведения.

(Учитель читает стихотворение наизусть)

- Поделитесь своими впечатлениями.

- С какими чувствами поэт Баратынский встречает весну?

- Сейчас поработаем с текстом. Скажите, какую работу вы

предложите

выполнить

своим

одноклассникам

по

этому

стихотворению.

- Я предлагаю вам прочесть стихотворение самостоятельно,

а если вам встретятся непонятные слова, то вы их под-

черкните карандашом.

- А где мы можем найти объяснение непонятных для нас

слов?

- У вас на партах лежат толковые словари. Поработайте в

парах: найдите объяснение непонятных для вас слов.

зировать

стихотворение

Евгения

Баратынского

«Весна! Весна! Как воздух

чист!»

Учащиеся рассказывают о

своих впечатлениях.

-Прочесть выразительно,

определить художествен-

ные приёмы, найти непо-

нятные слова, …

Читают текст, подчёркива-

ют непонятные слова.

- В словарях.

Работают в парах со слова-

рями. Зачитывают поясне-

ния «непонятных» слов.

- оформлять свои мысли

в устной форме с учётом

своих жизненных и учеб-

ных ситуаций.

4.Закрепление

изученного ма-

териала

Анализ

поэтиче-

ского

произведе-

ния

1) - Прочтите первую строфу:

«Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он» (Слайд: изображение весеннего неба)

- Что ощущает поэт?

- А с кем или с чем вы бы сравнили облака?

- Действительно, с первых строк нам открывается сила и

глубина, переполняющая автора от увиденного им момента

пробуждения природы.

2) - Прочтите вторую строфу и определите, с кем сравнива-

ет поэт ветер.

«Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака» (Слайд: разнообразие облаков)

- С кем сравнивает поэт ветер?

- А с кем или с чем вы бы сравнили облака?

- Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны. Мы ис-

пытываем ощущение лёгкости.

Читают первую строфу.

Ответы учеников.

Читают вторую строфу.

- С птицей с большими

крыльями.

Ответы учеников.

Познавательные:

- ориентироваться и вос-

принимать

поэтический

т е кс т,

о с о з н а н н о

и

произвольно строить ре-

чевых

высказываний

в

устной форме.

Коммуникативные:

-

формировать

умение

слушать

собеседника,

участвовать в коллектив-

ном обсуждении матери-

ала.

Личностные:

- сосредотачиваться при

выполнении работы;

формировать

эстетиче-

ские

чувств

и

чувства

прекрасного

через

зна-

комство

с

поэтическим

3) - Прочтите третью строфу:

«Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!» (Слайд: ледоход)

- О каком явлении в природе автор Баратынский говорит в

этих строках?

- Обратите внимание на то, как автор мастерски использует

слова, чтобы показать мощь взрывающейся реки: слышен

треск ломающегося люда, шум водных потоков.

- Скажите, за счёт чего передана в этой строфе вся мощь и

сила ледохода?

- Верно, за счёт использования слов со звуками [р] и [р´].

- Зачитайте эти слова.

4) - Прочтите следующую строфу:

«Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен и душист» (Слайд:

- Какая весна описана автором в этой строфе: ранняя или

поздняя?

- Почему вы так считаете?

5) - Прочтите пятую строфу:

«Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне…» (Слайд: фото жаворонка)

(Звукозапись пения жаворонка)

6) - Прочтите последнюю строфу:

«Что с нею? Что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит, летает в небе с ней!» (Слайд: фото весен-

него пейзажа)

- Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?

- Можно ли её считать «ключом» к пониманию всего стихо-

творения?

- Поработайте в парах и составьте по этой строфе по одно-

му «тонкому» и «толстому» вопросу.

Ответы учеников.

-

За

счёт

использования

слов со звуками [р] и [р´].

Учащиеся находят и зачи-

тывают слова: взревев,

река, торжествующем

хребте.

- Потому что, автор пишет,

что «ещё голые деревья».

- Последняя строфа - глав-

ная в стихотворении. В ней

разгадка, объясняющая чув-

ства

героя,

который

вос-

хищён

весной.

Пробужде-

ние и обновление природы

весной вызывают у автора

и у читателя стремление

слиться

с

весенним

днём,

душа человека, подобна ру-

чью,

радостно

журчит

и

летает в небе как птица.

произведением.

- Задайте эти вопросы своим одноклассникам.

Работают

в

паре,

состав-

ляют «тонкие» и «толстые»

вопросы.

-

Кто

является

героем

этой строфы?

- Почему именно о жаво-

ронке говорит поэт?

-

Почему

писатель

Бара-

тынский жаворонка назы-

вает

«незримый

жаворо-

нок»? и т.д.

Физминутка – дыхательная гимнастика

Работа в группах

- Я предлагаю вам, ребята, разделиться на группы для рабо-

ты:

1-ая группа

будет «Литераторами» - находит эпитеты и

олицетворения, которые применил автор в стихотворении.

2-ая группа: «Художники» - находят слова, выражения, ко-

торыми автор «показал» краски, запахи весны.

3-я группа: «Музыканты» - находят слова, которые описы-

вают звуки весны.

Работают в группах, соблю-

дая правила работы в груп-

пе.

По окончании работы груп-

пы защищают свою коллек-

тивно выполненную работу.

Коммуникативные:

-

сотрудничать,

продук-

тивно взаимодействовать

со сверстниками, прини-

мать решения и реализо-

вывать их.

Познавательные

- создавать способы ре-

шения

проблем

творче-

ского

и

поискового

ха-

рактера.

Отработка

выра-

зительности

чте-

ния

- Молодцы, ребята! Так глубоко проанализировали поэти-

ческое произведение. А как вы думаете, над чем нам ещё

необходимо поработать?

- На что вы должны обратить внимание во время отработки

выразительного чтения стихотворения?

- Голосом передайте ясность небосклона, лёгкость ветерка,

гремучую звонкость ручьёв, рёв рек, пение жаворонка.

- Проанализируйте чтение стихотворения одноклассника-

ми.

- Над выразительностью

чтения.

- Выделение голосом «удар-

ные» слова, фиксируем ло-

гические паузы.

После предварительной

подготовки к доске выходят

6 человек и выразительно

читают по одной строфе.

Учащиеся анализирую чте-

ние ребят.

Познавательные:

-

использовать

систему

научных

и

теоретиче-

ских знаний на практике.

Регулятивные:

-

контролировать

пра-

вильность

ответов

уча-

щихся,

вносить

коррек-

тивы

в

учебно-познава-

тельную деятельность.

Развитие кругозо-

ра: познакомить с

творчеством

П.И.Чайковского

- Прослушав ваше замечательное чтение, мне хочется вас

спросить, при помощи чего можно ещё передать красоту

природы?

- Я предлагаю вам послушать фрагмент под названием

«Апрель» из музыкального альбома П.И.Чайковского «Вре-

- При помощи музыки.

Прослушивают музыку.

Познавательные:

- извлекать необходимую

информацию

из

пред-

ставленных

источников

различных жанров.

мена года». (Слайд: фото П.И.Чайковского)

- Какую картину вы представили во время прослушивания

музыкального фрагмента?

Ответы учащихся.

Личностные:

- формировать эстетиче-

ские

чувства

и

чувства

прекрасного

через

зна-

комство с музыкальными

и

худ ож е с т в е н н ы м и

произведениями.

Развитие кругозо-

ра: познакомить с

картинами худож-

ников.

- Какие интересные, замысловатые картины у вас получи-

лись, так и хочется взять кисти и краски, и начать рисовать.

Но рисовать мы не будем, а познакомимся с картинами зна-

менитых художников, на которых изображена весна.

(Слайды: репродукции картин)

- А какая из этих картин отражает содержание стихотворе-

ния

Евгения

Баратынского

«Весна!

Весна!

Как

воздух

чист!»

- Почему вы так считаете?

Рассматривают на слайдах

репродукции картин: А.Ку-

инджи «Ранняя весна»,

И.Левитан «Март», К.Юон

«Мартовское солнце», Р.Ро-

манович «Весна».

Приходят к выводу, что

сю-

жет стихотворения отражает

картина Р.Романовича

5.Итог урока

Осознание

каче-

с т ва

и

у р о в н я

усвоения

учебно-

го материала.

- Ребята, подошёл к концу наш урок.

- Кто из вас желает провести интервью среди одноклассни-

ков?

(использование приёма «Интервью»)

- Оцените свою работу на уроке при помощи оценочного

листа.

(Выставление отметок за работу на уроке)

Задают примерные вопросы

:

-

Скажите,

какова

была

тема нашего урока?

- Мы сегодня весну «увиде-

ли» глазами поэта, компо-

зитора,

художников.

А

чему вы научились сегодня

на уроке? Что было для вас

сегодня открытием?

- С каким настроением вы

заканчиваете урок?

Работают с оценочными ли-

стами.

Регулятивные:

- выделять и осознавать

то, что уже усвоено и что

ещё подлежит усвоению,

осознавать

качество

и

уровень усвоения.

Личностные:

- формировать самооцен-

ку и взаимооценку.

6.Домашнее за-

дание

Закрепление мате-

риала, изученного

на уроке.

Домашнее

задание:

1)подготовить

выразительное

чтение

стихотворения. 2) На выбор: - выучить наизусть это стихо-

творение или подготовить выразительное чтение стихотво-

рение о весне другого автора; - сочинить четверостишие о

весне; - нарисовать весенний пейзаж.

Записывают домашнее зада-

ние в дневники.

Личностные:

- оценивать собственные

способности

и

делать

осознанный

выбор

дея-

тельности.

7.Рефлексия

Соотнесение цели

и результата рабо-

ты.

- Составьте, «Синквейн» на тему нашего урока.

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке: активная,

дружная, продуктивная, слаженная. Но путешествие в мир

поэзии не заканчивается. Вслушивайтесь в песню весны,

всматривайтесь в краски природы, и вы поймёте, о чём ще-

бечут птицы, тихонько шепчут первые листочки на дере-

вьях. Я желаю вам успехов и добра!

Зачитывают

самостоятель-

но

составленный

«Син-

квейн» всему классу.

Личностные:

-

устанавливать

связь

между

результатом

и

продуктом учения.

Регулятивные:

- выделять и осознавать

то, что уже усвоено.



В раздел образования