Автор: Барискина Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: п. Рудногорск, Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Обучение грамоте. "Знакомство с буквой Ч"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Урок
обучения грамоте
1 класс
Тема: «Знакомство с буквой Ч»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Барискина Ольга Евгеньевна
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 «б» классе
Предмет: обучение грамоте (литературное чтение)
Тема урока: Знакомство с буквой Ч
Класс: 1 «б» класс
Учитель: Барискина Ольга Евгеньевна
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: технология развития критического мышления, современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного мате -
риала, на этапе рефлексии), информационно-коммуникативные технологии (использование презентации), технология «педагогики сотрудничества» (моти -
вация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которое ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность
к организации, рефлексии, самоопределении и самовыражению.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Приёмы работы: деятельностный подход, поиск ответов на поставленные вопросы, приём самооценки.
Приёмы развития смыслового чтения, использованные на уроке:
«Озаглавь текст!» - данный приём формирует умение выявлять главную мысль текста, соотносить заглавие с главной мыслью текста, самостоятельно под -
бирать к тексту заголовок; способствует развитию речи обучающихся.
«Лови ошибку!» - универсальный приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, даёт возможность
быстро включить детей в мыслительную деятельность и оценить насколько внимательно они прочитали материал.
«Соотнеси текст с иллюстрацией!» - формирует умение оценивать ситуацию или факты, описанные в тексте, и соотносить их с иллюстративным материа -
лом.
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах работы.
Цель урока: создать условия для знакомства с новой буквой, формировать смысловое чтение текста.
Задачи:
- познакомить учащихся с согласными буквами Ч, ч;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- совершенствовать навыки правильного осмысленного чтения.
Дидактические средства: видеоролик, звуковая запись, распечатки с текстами, иллюстрации с изображением различных часов, «смайлики» для самоо -
ценки.
ТСО: проектор, компьютер, колонки.
Структура урока
Этапы дея-
тельности
на уроке
Цель этапа
Деятельность учителя: содержание работы, приёмы, ме-
тоды и способы реализации содержания, формы органи-
зации учебной деятельности
Деятельность
обучающихся на уроке.
Предполагаемые ответы
учащихся.
Какие УУД
формируются
на каждом эта-
пе
1.Организа-
ционный
этап
Психологическая
установка на урок
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Читаем все внимательно!
Включаются
в
деловой
ритм урока.
-Познакомимся
с
новыми
буквами.
-Будем читать слоги и сло-
ва с новыми буквами, тек-
Регулятивные:
- предвосхищать
результат и уро-
вень
усвоения
знаний.
Личностные:
- Ребята, начнём наш урок. Он сегодня необычный тем, что
мы начинаем работать в «Азбуке» 2 часть.
-Как вы думаете, чему мы с вами научимся при работе с
этим учебником?
сты.
-узнаем много интересного
и познавательного.
самоопределять-
ся,
настраивать-
ся на урок.
Коммуникатив-
ные:
п л а н и р о-
вать учебное со-
трудничество
с
у ч и т е л е м
и
сверстниками.
2.Актуализа-
ция опорных
знаний
Включение
уча-
щихся в учебную
деятельность.
Постановка
учеб-
ной задачи.
- Для того, чтобы вы смогли определить тему сегодняшнего
урока, я предлагаю вам закрыть глазки и послушать звуки.
(Учитель включает запись «Тиканье часов» и одевает на
голову шапочку с изображением часов.)
- Вот часы к вам на урок
Прибежали точно в срок.
- Кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока?
- Почему вы считаете, что мы сегодня будем изучать букву
Ч?
- Давайте определим цель нашего урока.
-Верно, наша именинница – буква Ч. Определим, на что она
похожа, научимся читать слоги, слова с этой буквой.
Закрывают глаза и слушают
запись.
После окончания звукозапи-
си, ребята открывают глаза
и видят учителя с изобра-
жением часов.
-Сегодня мы на уроке будем
изучать букву Ч.
-Потому что мы слышали
тиканье часов и на урок к
нам пришли часы, а слово
«часы» начинается на звук
[ч].
- Мы познакомимся с бук-
вой
Ч,
научимся
читать
слоги и слова с этой бук-
вой.
Познавательные:
– анализировать
объекты с целью
выделения
при-
знаков.
Регулятивные:
-
ставить
учеб-
ную
задачу
на
основе соотнесе-
ния
того,
что
уже известно
и
того,
что
ещё
неизвестно.
Личностные:
- проявлять эмо-
циональное
от-
н о ш е н и е
в
учебно-познава-
тель-ной
д е я-
тельности,
раз-
вивать интерес к
различным
ви-
дам
деятельно-
сти.
3.Работа
по
теме урока
Знакомство с бук-
вой Ч
(На доску прикрепляется таблица с буквой Ч)
- Первой букве в слове «чтение» -
Букве Ч – моё почтение.
- На что похожа буква Ч?
-
Буква
Ч
похожа
н а
перевёрнутый
стул,
на
Познавательные:
- находить и вы-
делять необходи-
мую
информа-
цию;
применять
Решение
«проблем»
- Назовите слова, которые начинаются на звук [ч].
(На доске прикрепляются иллюстрациями «На что похо-
жа буква Ч», чайника, Чипполино, чайки).
- Посмотрите в учебник на странице 5, какие перед нами
стоят «проблемы»?
1) - Что мы должны сделать, чтобы определить какой звук
обозначает буква Ч – гласный или согласный?
- Произнесите звук [ч].
- Верно, звук [ч] согласный. Обведите решение «проблемы»
карандашом в учебнике.
2) – Что мы должны ещё определить?
- Как мы это можем определить?
- Так какой он звук [ч]?
3) - Какую ещё характеристику мы должны дать звуку [ч]?
- Произнесите звук [ч] мягко. А теперь попробуйте твёрдо.
- Верно, буква Ч обозначает только мягкий звук [ч].
4) Игра «Я буква Ч»
цифру 4, на чайник с носи-
ком.
- Чайник, часы, чайка, чудо,
чертёж, …
- Нам необходимо решить,
буква
Ч
обозначает
глас-
ный или согласный, звонкий
или
глухой,
твёрдый
или
мягкий звук.
- Произнести звук и прона-
блюдать, как проходит воз-
дух изо рта, что «работа-
ет» в речевом аппарате.
-Звук [ч] согласный, пото-
му что во время произно-
шения
воздух
встречает
преграду: язык примыкает
к
нёбу.
А
ещё
его
нельзя
пропеть.
- Звук [ч] звонкий или глу-
хой.
-Приложим пальчики к гор-
тани и почувствуем вибри-
рует горло или нет.
Прикладывают
пальцы
к
гортани и произносят звук
[ч].
-Он
глухой,
потому
что,
горло не вибрирует, «звоно-
чек не звенит».
-Твёрдый он или мягкий?
-Звук
[ч]
мягкий,
потому
что твёрдо не получается
произнести.
1 ученик выходит, одевает
методы
инфор-
мационного дей-
ствия.
Коммуникатив-
ные:
-оформлять свои
мысли в устной
форме
с
учётом
своих
жизнен-
ных
и
учебных
ситуаций.
Личностные:
- проявлять эмо-
циональное
от-
н о ш е н и е
в
учебно-познава-
тель-ной
д е я-
тельности,
раз-
вивать интерес к
различным
ви-
дам
деятельно-
сти.
- Кто желает пойти и рассказать о букве Ч?
(Если «буква Ч» затрудняется про себя рассказать, то ре-
бята могут задавать ей вопросы: - Буква Ч, ты гласная
или согласная? и т.д.)
ободок с буквой Ч и расска-
зывает о себе, как о букве
Ч:
- Я буква Ч. Я согласная,
потому
что,
когда
меня
произносят,
воздух
встре-
чает
преграду,
язык
при-
мыкает
к
нёбу.
А
ещё
я
обозначаю глухой звук, по-
тому что горлышко не виб-
рирует, звоночек не звенит.
И я глухая – не возможно
произнести звук [ч] твёр-
до. С меня начинаются сло-
ва: чайник, часы, чайка.
Чтение
слогов
и
слов с буквой Ч.
Рассматривание
иллюстрации на
с.5.
Работа с текстом.
Развитие смысло-
вого чтения.
(На доске напечатаны слоги и слова на букву Ч)
ЧА ЧАСЫ
ЧО ЧУДО
ЧЕ ЧЕРНИКА
ЧУ ЧИСТОТА
ЧИ
- Кто изображён на иллюстрации?
- Чем он занимается?
- Как называется профессия человека, который чинит часы?
- Что вы интересного заметили на картинке?
1) - Посмотрите внимательно на текст. Что вы заметили?
- А что нужно сделать, чтобы придумать заголовок к тек-
сту?
Учитель читает текст, обозначая мелом слияния и примыка-
ния.
(Текст из «Азбуки» напечатан на доске)
Есть часы разные: башенные, стенные, уличные, вок-
зальные, корабельные. Есть карманные, но чаще на-
ручные. Но все они должны показывать точное время
- Прочтите текст внимательно ещё раз и в паре обсудите,
какое название вы можете предложить к этому тексту.
Учащиеся читают за учи-
телем.
-Человек. Дедушка.
-Ремонтирует часы.
-Часовщик.
-Разные часы изображены.
-У текста нет заголовка.
-Внимательно прочитать и
определить, о чём говорит-
ся в тексте.
Учащиеся
проговаривают
за учителем и карандашом в
«Азбуке»
помечают
слия-
ния и примыкания.
После
прочтения
текста
учащиеся в парах обсужда-
Познавательные:
- ориентировать-
ся
и восприни-
мать
текст,
осо-
знанно и произ-
вольно
строить
речевых
выска-
зываний
в
уст-
ной форме.
Коммуникатив-
ные:
-формировать
умение
слушать
собеседника,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
ма-
териала.
Личностные:
-
сосредотачи-
ваться
при
вы-
полнении
рабо-
ты.
Физминутка
- Почему вы текст назвали «Часы»?
- А заголовок «Разные часы» о чём говорит?
- Напечатайте заголовок над текстом.
2) – А сейчас, чтобы проверить, насколько внимательно мы
прочитали текст, я предлагаю сыграть в игру «Лови ошиб-
ку!»
(Учитель зачитывает предложения, а учащиеся должны
определить, допущена ошибка или нет.)
- «Есть часы разные: башенные, стенные, уличные, вок-
зальные, корабельные».
- «Есть наручные часы, но чаще карманные».
- «Все часы должны показывать не точное время».
ют и предлагают названия:
«Часы», «Разные часы».
-Потому что, речь в тек-
сте идёт о часах.
-Что часы бывают разные:
башенные,
стенные,
улич-
ные, вокзальные, корабель-
ные.
Печатают заголовок.
-Верно, мы с вами соглас-
ны.
-Неверно, мы не согласны,
потому что в тексте гово-
рится: «Есть часы карман-
ные, но чаще наручные».
- Неверное утверждение. В
тексте говорится, что все
часы
должны
показывать
точное время.
Учащиеся выполняют дви-
жения под музыкальный ви-
деоролик «Тики-тики-так».
Работа в группах
- Ребята, а хотите больше узнать о часах. Тогда давайте по-
работаем в группах. У каждой группы есть текст. Один че-
ловек читает, остальные внимательно слушают. Если будет
необходимо, то можно прочесть текст ещё раз. После про-
чтения, вы должны обсудить и решить – о чём идёт речь в
тексте. Затем подойти к доске и выбрать подходящую ил-
люстрацию, к вашему тексту, а также рассказать, о чём вы
прочитали.
1-я группа:
«Самые
древние
часы
—
солнечные.
Их
помещали
на
Учащиеся работают в груп-
пах: читают текст, обсужда-
ют, о чём говорится в тек-
сте, выбирают подходящую
иллюстрацию и рассказыва-
ют о том, что прочитали.
Коммуникатив-
ные:
-сотрудничать,
продуктивно
взаимодейство-
вать
со
сверст-
никами,
прини-
мать
решения
и
реализовывать
их.
Познавательные
открытом освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов
служил стержень или палочка».
2-я группа:
«Из древности пришли к нам и песочные часы. В верхнем
сосуде находится песок, который тонкой струйкой проса-
чивается в нижний сосуд».
3-я группа:
«Самые знаменитые часы России — Кремлевские куран-
ты, установленные на Спасской башне Московского Крем-
ля».
4-я группа:
«В старину в деревне такими живыми часами был Петя-
петушок. Люди заметили, что первый раз петух кукаре-
кает в два часа ночи, а второй раз —
в четыре часа
утра».
5-я группа:
«Цветочные
часы. Одуванчики дружно раскрываются в
пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои
золотые фонарики. Одуванчики — это часы луговые. А вот
кувшинки — часы речные».
6-я группа:
«Часы — это прибор для измерения времени. Круг в цен-
тре часов называется циферблатом. На него нанесены
цифры. У часов есть две стрелки».
7-я группа:
«Единственный в России музей часов находится в Ир-
кутской области в городе Ангарск».
- Замечательно поработали группы. Недаром русская на-
родная пословица гласит: «У коллектива — большая сила».
-
с о з д а в а т ь
способы
реше-
н и я
п р о б л е м
творческого
и
поискового
ха-
рактера.
Регулятивные:
-контролировать
правильность от-
ветов
учащихся,
вносить
коррек-
тивы
в
учебно-
познаватель-ную
деятельность.
Личностные:
-формировать
самооценку
и
взаимооценку.
5.Итог урока
Осознание
каче-
с т ва
и
у р о в н я
усвоения
учебно-
го материала.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, скажите, над ка-
кой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что вы узнали о букве Ч?
- А о чём мы ещё вели речь на уроке?
- Что нового вы узнали о часах и можете рассказать дома
- Тема нашего урока «Со-
гласная буква Ч».
-Буква
Ч
обозначает
со-
гласный,
глухой,
мягкий
звук [ч].
-О различных часах.
Ответы учеников.
Регулятивные:
-выделять и осо-
знавать
то,
что
уже
усвоено
и
что
ещё
подле-
жит
усвоению,
осознавать
каче-
Рефлексия
родителям?
- Закончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились.
Что на уроке вы не ленились!
- Выберите тот смайлик, который соответствует вашему на-
строению и работе на уроке.
Ребята выбирают соответ-
ствующий смайлик.
ство
и
уровень
усвоения.
Личностные:
-формировать
самооценку
и
взаимооценку.
Личностные:
-устанавливать
связь между ре-
зультатом и про-
дуктом учения.
Регулятивные:
- выделять и
осознавать то,
что уже усвоено.