Напоминание

Преемственность между дошкольным и начальным образованием по познавательному развитию детей.


Автор: Кильметова Юлия Эриковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Улыбка"
Населённый пункт: Краснохолмский
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием по познавательному развитию детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность между дошкольным и начальным образованием по познавательному раз-

витию детей.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения застав ляют искать

новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение

методов

обучения

в

соответствие

с

требованиями

жизни.

В

этом

смысле

проблема

готовности дошкольников к обучению в школе и формирование познавательного развития

приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов

организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время

от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Актуальность

изучения

познавательного

развития

и

готовности

детей

к

школе

связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены

стандарты,

новые

программы;

изменилась

сама

структура

преподавания;

высокие

требования, предъявляются, детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе –

задача

многогранная,

охватывающая

все

сферы

жизни

ребенка.

Психологическая

готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего

обучения обусловлена всем ходом его предшествующего познавательного развития. Для

того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть

выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд

учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем

мире.

Однако

недостаточно

только

накопить

необходимый

запас

знаний,

усво ить

специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъяв ляющая особые

требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь

критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия.

В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и

соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает

специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в

актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем ме -

сте в сложной системе общественных отношений.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

увеличивают

поиски

новых,

более

эффективных

психолого-педагогических

подходов,

нацеленных

на

приведение

методов

обучения

в

соответствие

с

психологическими

особенностями ребенка. Поэтому проблема сформированности познавательного развития

и готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения

зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

представлено

пять

направлений

развития

воспитанников

(или

образовательных областей). Одно из которых - познавательное развитие.

П. 2.7 ФГОС ДО – конкретное содержание указанных образовательных областей

зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и

задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования.

Образователь-ные

области

Компоненты образовательных областей

Социально-

коммуникативное

развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; ста-

новление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собствен-

ных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-

ной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной дея-

тельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное

развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любо-

знательности и познавательной мотивации; формирование познавательных дей-

ствий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окру-

жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,

цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и

др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как

общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически пра-

вильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; зна-

комство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-син-

тетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-

эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосы-

лок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эсте-

тического отношения к окружающему миру; формирование элементарных пред-

ставлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,

фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произ-

ведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобра-

зительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое

развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упраж-

нений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и

гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной

системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и

мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба орга-

низму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты

в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах

спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправ-

ленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здоро-

вого образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в пита-

нии, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек

и др.).

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные

интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непо-

нятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть

в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится

получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустрем -

ленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия

для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются

проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско - эксперимен-

тальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о

мире.

Познавательное развитие - это совокупность количественных и качествен ных изме-

нений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под

влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является

развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как

условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Сегодня в обществе востребован ребенок, не только потребляющий знания, но и уме-

ющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интере-

са. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая ребенком как особо важная. Он

является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Особый вид

интереса – интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный ин -

терес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладе-

ние необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок полу-

чает знания. Сегодня эта проблема всё шире исследуется в контек сте разнообразной дея-

тельности детей, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и

развивать интересы дошкольников, обогащать личность, воспитывать активное отношение

к жизни. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у детей

постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом по-

исковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоцио-

нальный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не толь-

ко на процесс и результат деятельности, но и на протекание пси хических процессов –

мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного ин-

тереса приобретают особую активность и направленность. Интерес – это «сплав» многих

психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния лично-

сти. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно (Смотри схему). И хотя

их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки

каждого из них являются общепризнанными.

Схема - Стадии познавательного интереса.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловле-

на чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание

ребёнка. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной

с занимательностью той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного

стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познава -

тельного интереса может служить его начальным толчком.

Стадии развития познавательного интереса

Познавательная

активность

Познавательный

интерес

Любознатель-

ность

Любопытство

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением

ребенка проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характер-

ны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания). Любознатель-

ность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии лич -

ности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске].

Важно отметить, что любознательность как этап развития познавательного интереса пред -

ставляет

собой

активное

стремление

познать

окружающий

мир,

переживание

и

удо -

влетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любозна-

тельность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной

деятельности в дошкольном детстве.

Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и

закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных

условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка

к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама

по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно

напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к решению задач, к актив -

ным поискам ответа на вопросы. Творческий интерес продиктован как стремлением к по-

знанию сложных творческих вопросов и проблем конкретного этапа.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к

окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отно-

шение).

Необходимо поддерживать и стимулировать любознательность и познавательную ак-

тивность детей, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять по-

требность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой ум -

ственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в группе создавать раз-

вивающую предметно - пространственную среду, которая обеспечивает наиболее активное

и полноценное развитие старшего дошкольника. Условия для развития познавательной ак-

тивности дошкольников в ДОУ: создание развивающей предметно - пространственной сре-

ды; гуманистическая позиция педагога; индивидуально-дифференцированный подход; вза-

имодействие с родителями; система планирования.

Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учетом

«зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы

принять ребенка таким, каков он есть, с тем опытом, кото рый у него имеется и учетом это-

го сделать его полноправным участником ООД. На каждом возрастном этапе между

детьми существуют индивидуальные различия, которые мы учитываем при составлении

игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой фор -

ме. Место и время нужно выбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей, сетки занятий. Только индивидуально - дифференцированный подход позволяет со-

здать оптимальные условия для развития каждого ребенка. К детям разного пола, разного

типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспи -

тательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к

чему он еще не готов.

Задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их по-

лезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требова -

нию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим,

в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Образователь-

ную деятельность строить в форме игр, занимательных упражнений, увлекательных зада -

ний, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра.

Наряду с игровой деятельностью использовать познавательно-исследовательскую де-

ятельность.

Например, организовать уголок экспериментирования, материалы которого

помогают проводить вместе с детьми различные эксперименты, ставить опыты, побуждая

детей делать совместные выводы. Также, создать мини-музеи с помощью которых можно

расширять знания детей, обогащать словарный запас, развивать диалогическую и моноло-

гическую речь, побуждать детей сравнивать предметы, анализировать.

Развитие познавательных интересов детей осуществляется не только в процессе ор-

ганизованной - образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности де-

тей, повседневном общении со взрослыми и сверстниками, в ходе режимных моментов, на

игровой площадке во время прогулки.

Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания де-

тям в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, при-

думать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответ-

ствие, изобразить, смоделировать.

Основные направления в работе педагогов по познавательному развитию - это разви -

тие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование по-

знавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой актив-

ности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружаю-

щего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных, ценностях на-

шего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие

любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; фор -

мирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное

развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверст-

никами).

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представ-

ляют

собой

социальные

и

психологические

характеристики

возможных

достижений

ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные

и психологические характеристики личности ребёнка. Ребенок проявляет любознатель-

ность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными

связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам

людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о при-

родном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литера -

туры, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествозна -

ния, математики и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на

свои знания и умения в различных видах деятельности.

На основе целевых ориентиров составлять планируемые результаты освоения об-

разовательной программы детского сада. Они выступают основаниями преемственности

дошкольного и начального общего образования и при соблюдении требований к условиям

реализации образовательной программы предполагают формирование у детей дошкольно-

го возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного об-

разования.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошколь-

ных учреждений должно быть развитие личностных качеств дошкольника, которые служат

основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Таким об -

разом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов

учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги

должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интере-

са, уметь разглядеть у ребенка малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельно -

сти, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к

знаниям.



В раздел образования