Автор: Кильметова Юлия Эриковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Улыбка"
Населённый пункт: Краснохолмский
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием по познавательному развитию детей.
Раздел: дошкольное образование
Преемственность между дошкольным и начальным образованием по познавательному раз-
витию детей.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения застав ляют искать
новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение
методов
обучения
в
соответствие
с
требованиями
жизни.
В
этом
смысле
проблема
готовности дошкольников к обучению в школе и формирование познавательного развития
приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов
организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время
от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Актуальность
изучения
познавательного
развития
и
готовности
детей
к
школе
связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены
стандарты,
новые
программы;
изменилась
сама
структура
преподавания;
высокие
требования, предъявляются, детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе –
задача
многогранная,
охватывающая
все
сферы
жизни
ребенка.
Психологическая
готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего
обучения обусловлена всем ходом его предшествующего познавательного развития. Для
того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть
выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд
учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем
мире.
Однако
недостаточно
только
накопить
необходимый
запас
знаний,
усво ить
специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъяв ляющая особые
требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь
критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия.
В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и
соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает
специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в
актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем ме -
сте в сложной системе общественных отношений.
Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения
увеличивают
поиски
новых,
более
эффективных
психолого-педагогических
подходов,
нацеленных
на
приведение
методов
обучения
в
соответствие
с
психологическими
особенностями ребенка. Поэтому проблема сформированности познавательного развития
и готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения
зависит успешность последующего обучения детей в школе.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
представлено
пять
направлений
развития
воспитанников
(или
образовательных областей). Одно из которых - познавательное развитие.
П. 2.7 ФГОС ДО – конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и
задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования.
Образователь-ные
области
Компоненты образовательных областей
Социально-
коммуникативное
развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; ста-
новление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собствен-
ных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-
ной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной дея-
тельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное
развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любо-
знательности и познавательной мотивации; формирование познавательных дей-
ствий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окру-
жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Речевое развитие
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически пра-
вильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; зна-
комство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-син-
тетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-
эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосы-
лок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эсте-
тического отношения к окружающему миру; формирование элементарных пред-
ставлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произ-
ведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобра-
зительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое
развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упраж-
нений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба орга-
низму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты
в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах
спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправ-
ленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здоро-
вого образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в пита-
нии, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек
и др.).
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные
интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непо-
нятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть
в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится
получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустрем -
ленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия
для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются
проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско - эксперимен-
тальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о
мире.
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качествен ных изме-
нений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под
влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является
развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как
условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Сегодня в обществе востребован ребенок, не только потребляющий знания, но и уме-
ющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интере-
са. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая ребенком как особо важная. Он
является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Особый вид
интереса – интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный ин -
терес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладе-
ние необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок полу-
чает знания. Сегодня эта проблема всё шире исследуется в контек сте разнообразной дея-
тельности детей, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и
развивать интересы дошкольников, обогащать личность, воспитывать активное отношение
к жизни. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у детей
постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом по-
исковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоцио-
нальный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не толь-
ко на процесс и результат деятельности, но и на протекание пси хических процессов –
мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного ин-
тереса приобретают особую активность и направленность. Интерес – это «сплав» многих
психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния лично-
сти. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно (Смотри схему). И хотя
их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки
каждого из них являются общепризнанными.
Схема - Стадии познавательного интереса.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловле-
на чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание
ребёнка. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной
с занимательностью той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного
стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познава -
тельного интереса может служить его начальным толчком.
Стадии развития познавательного интереса
Познавательная
активность
Познавательный
интерес
Любознатель-
ность
Любопытство
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением
ребенка проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характер-
ны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания). Любознатель-
ность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии лич -
ности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске].
Важно отметить, что любознательность как этап развития познавательного интереса пред -
ставляет
собой
активное
стремление
познать
окружающий
мир,
переживание
и
удо -
влетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любозна-
тельность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной
деятельности в дошкольном детстве.
Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и
закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных
условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка
к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама
по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно
напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к решению задач, к актив -
ным поискам ответа на вопросы. Творческий интерес продиктован как стремлением к по-
знанию сложных творческих вопросов и проблем конкретного этапа.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к
окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отно-
шение).
Необходимо поддерживать и стимулировать любознательность и познавательную ак-
тивность детей, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять по-
требность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой ум -
ственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в группе создавать раз-
вивающую предметно - пространственную среду, которая обеспечивает наиболее активное
и полноценное развитие старшего дошкольника. Условия для развития познавательной ак-
тивности дошкольников в ДОУ: создание развивающей предметно - пространственной сре-
ды; гуманистическая позиция педагога; индивидуально-дифференцированный подход; вза-
имодействие с родителями; система планирования.
Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учетом
«зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы
принять ребенка таким, каков он есть, с тем опытом, кото рый у него имеется и учетом это-
го сделать его полноправным участником ООД. На каждом возрастном этапе между
детьми существуют индивидуальные различия, которые мы учитываем при составлении
игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой фор -
ме. Место и время нужно выбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, сетки занятий. Только индивидуально - дифференцированный подход позволяет со-
здать оптимальные условия для развития каждого ребенка. К детям разного пола, разного
типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспи -
тательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к
чему он еще не готов.
Задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их по-
лезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требова -
нию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим,
в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Образователь-
ную деятельность строить в форме игр, занимательных упражнений, увлекательных зада -
ний, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра.
Наряду с игровой деятельностью использовать познавательно-исследовательскую де-
ятельность.
Например, организовать уголок экспериментирования, материалы которого
помогают проводить вместе с детьми различные эксперименты, ставить опыты, побуждая
детей делать совместные выводы. Также, создать мини-музеи с помощью которых можно
расширять знания детей, обогащать словарный запас, развивать диалогическую и моноло-
гическую речь, побуждать детей сравнивать предметы, анализировать.
Развитие познавательных интересов детей осуществляется не только в процессе ор-
ганизованной - образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности де-
тей, повседневном общении со взрослыми и сверстниками, в ходе режимных моментов, на
игровой площадке во время прогулки.
Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания де-
тям в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, при-
думать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответ-
ствие, изобразить, смоделировать.
Основные направления в работе педагогов по познавательному развитию - это разви -
тие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование по-
знавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой актив-
ности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружаю-
щего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных, ценностях на-
шего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие
любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; фор -
мирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное
развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверст-
никами).
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представ-
ляют
собой
социальные
и
психологические
характеристики
возможных
достижений
ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные
и психологические характеристики личности ребёнка. Ребенок проявляет любознатель-
ность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о при-
родном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литера -
туры, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествозна -
ния, математики и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе целевых ориентиров составлять планируемые результаты освоения об-
разовательной программы детского сада. Они выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования и при соблюдении требований к условиям
реализации образовательной программы предполагают формирование у детей дошкольно-
го возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного об-
разования.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошколь-
ных учреждений должно быть развитие личностных качеств дошкольника, которые служат
основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Таким об -
разом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов
учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги
должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интере-
са, уметь разглядеть у ребенка малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельно -
сти, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к
знаниям.