Автор: Скрынник Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: г.Югорск ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль курса «Основы Православной культуры» в духовно–нравственном воспитании учащихся начальной школы.
Раздел: начальное образование
Роль курса «Основы Православной культуры» в духовно-нравственном
воспитании учащихся начальной школы.
Нравственность в современной России.
Духовно-нравственное воспитание — сложная, противоречивая и важнейшая
проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от
того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок,
зависит, состоится ли он вообще, как человек. Именно нравственность
включает такие понятия как душа, доброта, совесть, сочувствие, любовь,
честь, патриотизм, а это, я считаю, самые ценные и главные человеческие
качества. И мы обязаны воспитывать их в наших детях.
В обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни
наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, это и рекламе, СМИ.
Происходит негативное воздействие телевидения и рекламы с
популяризацией идеи, которая предлагает «получать от жизнь все», а значит
попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что
несомненно приводит к изменению ценностных установок.
Общество утрачивает культурные традиции. Рост потребительства,
вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество морально
деградирует.
Готовясь к выступлению перед вами, меня посетила мысль о том, что у
нас идет настоящая битва за нравственное здоровье нации. И мы с вами,
коллеги, находимся, к сожалению, на передовой этой битвы. К сожалению,
потому что главную роль в воспитании должна выполнять семья. Мы видим,
как меняются наши дети. Иногда искренне не понимаем, откуда берется в них
столько
негативных
качеств:
эгоизм,
гордыня,
самоуверенность,
раздражительность,
заниженная
самооценка,
неверие
в
свои
силы,
агрессивность,
неумение
управлять
своими
эмоциями,
чувствами,
поступками. С каким трудом некоторые дети строят взаимоотношения со
сверстниками, представителями противоположного пола. При этом некоторые
дети
вынуждены
периодически
отстаивать
свою
независимость
при
столкновении с теми, кто пытается подчинить их своей воле. Причиной
является
то,
что
дети
с
завышенной
самооценкой,
ориентированные
на
властные
отношения
с
окружающими
людьми,
стремятся,
не
всегда
осознанно, создавать группы, состоящие их тех, кем они могут руководить.
На
равенство
в
дружбе
способны
только
те,
кто
действует
на
основе
нормативной гордости, стыда, совести, ощущения внутренней силы, хотя и
не всегда это осознавая. Как будто бы сама природа данного человека не
позволяет
ему
пресмыкаться
перед
кем-либо
или
пытаться
полностью
подчинить себе других людей.
1
Одной
из
причин
трудностей
в
утверждении
моральных
норм,
регулирующих общение мальчиков и девочек в 7-10 лет, является отсутствие
образцов должного поведения в этом возрасте. Пример взрослых не подходит,
образцы действий в дошкольном возрасте не годятся.
В прошлые времена взрослые жестко контролировали поведение в
первую очередь девочек, вводя запрет на какое-либо общение с мальчиками,
особенно теми, кто был на несколько лет старше. Осуществлялась защита от
возможных случайных сексуальных контактов, возникающих в результате
любопытства или по принуждению со стороны представителей «сильного»
пола. В наше время культура пока ничего нового не придумала в выработке
особых
моральных
норм,
определяющих
взаимодействие
мальчиков
и
девочек в 7-10 лет. Детям приходится, нередко методом проб и ошибок,
руководствуясь запретами взрослых и сверстников, выстраивать отношения с
представителями
своего
и
другого
пола.
Это
следует
учитывать
при
выработке нравственной культуры общения со сверстниками в начальной
школе.
В настоящее время, когда во многих семьях используются гуманные
методы
воспитания
ребенка,
построенные
на
учете
его
индивидуальных
особенностей,
побуждения
к
какой-либо
деятельности
с
помощью
формирования
интереса
к
ней,
отказа
в
большинстве
случаев
от
мер
принуждения,
у
первоклассника
отсутствует
опыт
взаимодействия
с
взрослым как руководителем его действий. Не выработано умение сразу
подчиняться указаниям учителя, подавляя свои желания.
Также
сказывается
отсутствие
практики
постоянной
трудовой
деятельности, в которой кто-то из участников выступает в роли руководителя,
а другие – подчиняющихся его требованиям. Современный городской быт
настолько минимизирует домашний труд, что позволяет освободить от него
детей в течение всего периода их взросления. Поэтому им сложно, во-первых,
включиться в систематическую умственную работу при обучении в школе.
Во-вторых,
сразу
принять
как
должное
систему
отношений
с
учителем,
выступающем руководителем как их действий на уроках, так и поведения на
переменах.
Во внеурочной и урочной деятельности хорошим подспорьем для решения
обозначенных проблем стали курсы, введенные в начальную школу: «Основы
религиозных культур и светской этики», а также «Истоки».
Появление модуля «Основы православной культуры» имеет очень важное
значение для школьника, живущего в России, поскольку именно
Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для
нашей страны. История Православия, а, следовательно, и православной
культуры, насчитывает две тысячи лет. Тысячу лет в этой культуре пребывала
Россия. Её история неразрывно связанна с Православием.
2
МОСКВА, 12 ноября 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль
православия в жизни России, что думают о его влиянии сегодня.
46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная
религия, и 44% полагают, что это – православие.
По мнению большинства россиян, (56%), Православная церковь
сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее
влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто
считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических
событий в России (28%).
Курс «Основ православной культуры» рассматривает духовные традиции
жизни нашего народа в Православии. Ребенок получит возможность в ходе
этого предмета вынести для себя много интересных уникальных знаний. Но
главная задача курса ОПК в том, что ребенок должен научиться реагировать
не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть и
уметь прислушиваться к ней в своей жизни.
Такая постановка вопроса, когда школьнику преподается не только
определенный объем знаний, но и формируется духовно-нравственное
поведение, вполне согласуется с проектом новых Федеральных
государственных стандартов общего образования второго поколения и
основанной на них Концепции духовно-нравственного воспитания
российских школьников.
Под «образованием» в Концепции понимается не только усвоение человеком
системы знаний, умений и навыков, но и принятие им духовно-нравственных,
социальных и семейных ценностей.
Что является главным в курсе ОПК?
В учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты
такой, как ты живешь? Как мыслишь? Зачем творить добро? Как жили и
мыслили твои предки? Что было главным в жизни людей, которые жили в
России до тебя?
Конечно эти вопросы очень сложные! Но сегодня детям как раз не хватает
разговора о главном. А уроки по Православной культуре строятся на
проблемных вопросах, которые не подразумевают прямолинейного ответа:
это добро, это зло. Урок за уроком идет поиск ответов— таким образом
выстраивается система духовно-нравственных знаний. Этот курс построен на
3
обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор.
Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему
ориентироваться в жизни.
Все уроки предполагают ДИАЛОГ учителя и ученика. Я бы сказала-
ДУШЕВНЫЙ ДИАЛОГ, а не сухое вдалбливание в головы детей прописных
истин. Нравственное воспитание детей не может происходить только
перечислением заповедей. Более того, настоящее воспитание происходит на
примере живого поведения родителя и педагога. Детское подсознание быстро
распознает лицемерие, когда педагог внутренне не соответствует тому, чему
учит. И все – воспитательный эффект нулевой, хуже того, дети получат опыт
лицемерия взрослого.
Основные задачи курса:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к
образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к
Родине, ее народу, культуре, святыням.
3. Дать знания о Православной Церкви и Православном храме. Раскрыть
содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи,
музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее
значение.
4. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на
основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории,
примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и
православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично,
смысла высоких нравственных ценностей православного христианства,
сформировать позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, хамства,
так бурно распространяющихся сегодня. Для этого дать детям твердые
ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе
веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и
старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать
конфликты.
Работа с родителями.
Курс способствует не только духовно нравственному развитию ребенка, но и
сближением его с семьей. Задания, вопросы, которые даются ребенку
4
построены таким образом, чтобы у него возникла потребность в помощи со
стороны своей семьи.
Виды работы с родителями:
1.
Родительские собрания (классные и общешкольные);
2.
Индивидуальные беседы и консультации;
3.
День открытых дверей;
4.
Нацеливание родителей на помощь в подготовке домашних заданий.
Практические советы о том, как родители могут помочь своему ребенку
в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному
предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего
ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между
родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего
ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям
другого мировоззрения.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не
воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая
предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание
важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески
поддерживайте это в ребенке.
Урок ОПК в условиях ФГОС
Учебно-
познавательные
компетенции
Информационная
компетентность
Коммуникативная
компетентность
Формы урока:
Методы и приемы работы:
Урок-экскурсия
Работа с кинофильмом
Нравственный диалог
Урок-игра(викторина)
Создание
мультимедийных
презентаций
Эвристическая беседа
Урок-творческая
мастерская
Создание кроссвордов
Работа с текстом
Урок-защита проекта
Поиск информации в
Словарная работа
5
сети Интернет
Участие в очных и
заочных олимпиадах
Практическая работа в
группах и парах
Ведение рабочей
тетради
Одним из направлений новой программы развития школы является «Сетевое
взаимодействие организаций основного и дополнительного образования в
духовно- нравственном развитии учащихся».
Важными социальными партнёрами в создании единого образовательно-
воспитательного пространства является Церковь, музей «Истории и
этнографии», ДОУ «Прометей», школы города.
Формы сотрудничества:
Совместные родительские собрания с целью просвещения о роли курса
ОПК.
Экскурсии
Обмен опытом (круглые столы, мастер классы, взаимное посещение
уроков)
Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных
учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются
оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на
воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и
результативность.
За многие века своего существования Православие накопило колоссальный
духовный, этический и эстетический потенциал - лишать современного
человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять.
Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то
же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со
значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в
личной жизни человека и призван курс православной культуры. Это должно
быть интересно и важно не только носителям православной религиозной
традиции, но и детям, воспитывающимся в других традиционных религиях
или не имеющих такого воспитания, но постоянно проживающим в России.
6