Напоминание

Роль курса «Основы Православной культуры» в духовно–нравственном воспитании учащихся начальной школы.


Автор: Скрынник Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: г.Югорск ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль курса «Основы Православной культуры» в духовно–нравственном воспитании учащихся начальной школы.
Раздел: начальное образование





Назад




Роль курса «Основы Православной культуры» в духовно-нравственном

воспитании учащихся начальной школы.

Нравственность в современной России.

Духовно-нравственное воспитание — сложная, противоречивая и важнейшая

проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от

того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок,

зависит, состоится ли он вообще, как человек. Именно нравственность

включает такие понятия как душа, доброта, совесть, сочувствие, любовь,

честь, патриотизм, а это, я считаю, самые ценные и главные человеческие

качества. И мы обязаны воспитывать их в наших детях.

В обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни

наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, это и рекламе, СМИ.

Происходит негативное воздействие телевидения и рекламы с

популяризацией идеи, которая предлагает «получать от жизнь все», а значит

попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что

несомненно приводит к изменению ценностных установок.

Общество утрачивает культурные традиции. Рост потребительства,

вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество морально

деградирует.

Готовясь к выступлению перед вами, меня посетила мысль о том, что у

нас идет настоящая битва за нравственное здоровье нации. И мы с вами,

коллеги, находимся, к сожалению, на передовой этой битвы. К сожалению,

потому что главную роль в воспитании должна выполнять семья. Мы видим,

как меняются наши дети. Иногда искренне не понимаем, откуда берется в них

столько

негативных

качеств:

эгоизм,

гордыня,

самоуверенность,

раздражительность,

заниженная

самооценка,

неверие

в

свои

силы,

агрессивность,

неумение

управлять

своими

эмоциями,

чувствами,

поступками. С каким трудом некоторые дети строят взаимоотношения со

сверстниками, представителями противоположного пола. При этом некоторые

дети

вынуждены

периодически

отстаивать

свою

независимость

при

столкновении с теми, кто пытается подчинить их своей воле. Причиной

является

то,

что

дети

с

завышенной

самооценкой,

ориентированные

на

властные

отношения

с

окружающими

людьми,

стремятся,

не

всегда

осознанно, создавать группы, состоящие их тех, кем они могут руководить.

На

равенство

в

дружбе

способны

только

те,

кто

действует

на

основе

нормативной гордости, стыда, совести, ощущения внутренней силы, хотя и

не всегда это осознавая. Как будто бы сама природа данного человека не

позволяет

ему

пресмыкаться

перед

кем-либо

или

пытаться

полностью

подчинить себе других людей.

1

Одной

из

причин

трудностей

в

утверждении

моральных

норм,

регулирующих общение мальчиков и девочек в 7-10 лет, является отсутствие

образцов должного поведения в этом возрасте. Пример взрослых не подходит,

образцы действий в дошкольном возрасте не годятся.

В прошлые времена взрослые жестко контролировали поведение в

первую очередь девочек, вводя запрет на какое-либо общение с мальчиками,

особенно теми, кто был на несколько лет старше. Осуществлялась защита от

возможных случайных сексуальных контактов, возникающих в результате

любопытства или по принуждению со стороны представителей «сильного»

пола. В наше время культура пока ничего нового не придумала в выработке

особых

моральных

норм,

определяющих

взаимодействие

мальчиков

и

девочек в 7-10 лет. Детям приходится, нередко методом проб и ошибок,

руководствуясь запретами взрослых и сверстников, выстраивать отношения с

представителями

своего

и

другого

пола.

Это

следует

учитывать

при

выработке нравственной культуры общения со сверстниками в начальной

школе.

В настоящее время, когда во многих семьях используются гуманные

методы

воспитания

ребенка,

построенные

на

учете

его

индивидуальных

особенностей,

побуждения

к

какой-либо

деятельности

с

помощью

формирования

интереса

к

ней,

отказа

в

большинстве

случаев

от

мер

принуждения,

у

первоклассника

отсутствует

опыт

взаимодействия

с

взрослым как руководителем его действий. Не выработано умение сразу

подчиняться указаниям учителя, подавляя свои желания.

Также

сказывается

отсутствие

практики

постоянной

трудовой

деятельности, в которой кто-то из участников выступает в роли руководителя,

а другие – подчиняющихся его требованиям. Современный городской быт

настолько минимизирует домашний труд, что позволяет освободить от него

детей в течение всего периода их взросления. Поэтому им сложно, во-первых,

включиться в систематическую умственную работу при обучении в школе.

Во-вторых,

сразу

принять

как

должное

систему

отношений

с

учителем,

выступающем руководителем как их действий на уроках, так и поведения на

переменах.

Во внеурочной и урочной деятельности хорошим подспорьем для решения

обозначенных проблем стали курсы, введенные в начальную школу: «Основы

религиозных культур и светской этики», а также «Истоки».

Появление модуля «Основы православной культуры» имеет очень важное

значение для школьника, живущего в России, поскольку именно

Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для

нашей страны. История Православия, а, следовательно, и православной

культуры, насчитывает две тысячи лет. Тысячу лет в этой культуре пребывала

Россия. Её история неразрывно связанна с Православием.

2

МОСКВА, 12 ноября 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного

мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль

православия в жизни России, что думают о его влиянии сегодня.

46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная

религия, и 44% полагают, что это – православие.

По мнению большинства россиян, (56%), Православная церковь

сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее

влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто

считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических

событий в России (28%).

Курс «Основ православной культуры» рассматривает духовные традиции

жизни нашего народа в Православии. Ребенок получит возможность в ходе

этого предмета вынести для себя много интересных уникальных знаний. Но

главная задача курса ОПК в том, что ребенок должен научиться реагировать

не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть и

уметь прислушиваться к ней в своей жизни.

Такая постановка вопроса, когда школьнику преподается не только

определенный объем знаний, но и формируется духовно-нравственное

поведение, вполне согласуется с проектом новых Федеральных

государственных стандартов общего образования второго поколения и

основанной на них Концепции духовно-нравственного воспитания

российских школьников.

Под «образованием» в Концепции понимается не только усвоение человеком

системы знаний, умений и навыков, но и принятие им духовно-нравственных,

социальных и семейных ценностей.

Что является главным в курсе ОПК?

В учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты

такой, как ты живешь? Как мыслишь? Зачем творить добро? Как жили и

мыслили твои предки? Что было главным в жизни людей, которые жили в

России до тебя?

Конечно эти вопросы очень сложные! Но сегодня детям как раз не хватает

разговора о главном. А уроки по Православной культуре строятся на

проблемных вопросах, которые не подразумевают прямолинейного ответа:

это добро, это зло. Урок за уроком идет поиск ответов— таким образом

выстраивается система духовно-нравственных знаний. Этот курс построен на

3

обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор.

Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему

ориентироваться в жизни.

Все уроки предполагают ДИАЛОГ учителя и ученика. Я бы сказала-

ДУШЕВНЫЙ ДИАЛОГ, а не сухое вдалбливание в головы детей прописных

истин. Нравственное воспитание детей не может происходить только

перечислением заповедей. Более того, настоящее воспитание происходит на

примере живого поведения родителя и педагога. Детское подсознание быстро

распознает лицемерие, когда педагог внутренне не соответствует тому, чему

учит. И все – воспитательный эффект нулевой, хуже того, дети получат опыт

лицемерия взрослого.

Основные задачи курса:

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к

образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к

Родине, ее народу, культуре, святыням.

3. Дать знания о Православной Церкви и Православном храме. Раскрыть

содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи,

музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее

значение.

4. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на

основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории,

примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и

православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично,

смысла высоких нравственных ценностей православного христианства,

сформировать позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, хамства,

так бурно распространяющихся сегодня. Для этого дать детям твердые

ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе

веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и

старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать

конфликты.

Работа с родителями.

Курс способствует не только духовно нравственному развитию ребенка, но и

сближением его с семьей. Задания, вопросы, которые даются ребенку

4

построены таким образом, чтобы у него возникла потребность в помощи со

стороны своей семьи.

Виды работы с родителями:

1.

Родительские собрания (классные и общешкольные);

2.

Индивидуальные беседы и консультации;

3.

День открытых дверей;

4.

Нацеливание родителей на помощь в подготовке домашних заданий.

Практические советы о том, как родители могут помочь своему ребенку

в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному

предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего

ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между

родителями и детьми о духовности и нравственности.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего

ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям

другого мировоззрения.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не

воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая

предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание

важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески

поддерживайте это в ребенке.

Урок ОПК в условиях ФГОС

Учебно-

познавательные

компетенции

Информационная

компетентность

Коммуникативная

компетентность

Формы урока:

Методы и приемы работы:

Урок-экскурсия

Работа с кинофильмом

Нравственный диалог

Урок-игра(викторина)

Создание

мультимедийных

презентаций

Эвристическая беседа

Урок-творческая

мастерская

Создание кроссвордов

Работа с текстом

Урок-защита проекта

Поиск информации в

Словарная работа

5

сети Интернет

Участие в очных и

заочных олимпиадах

Практическая работа в

группах и парах

Ведение рабочей

тетради

Одним из направлений новой программы развития школы является «Сетевое

взаимодействие организаций основного и дополнительного образования в

духовно- нравственном развитии учащихся».

Важными социальными партнёрами в создании единого образовательно-

воспитательного пространства является Церковь, музей «Истории и

этнографии», ДОУ «Прометей», школы города.

Формы сотрудничества:

Совместные родительские собрания с целью просвещения о роли курса

ОПК.

Экскурсии

Обмен опытом (круглые столы, мастер классы, взаимное посещение

уроков)

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных

учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются

оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на

воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и

результативность.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный

духовный, этический и эстетический потенциал - лишать современного

человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять.

Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то

же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со

значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в

личной жизни человека и призван курс православной культуры. Это должно

быть интересно и важно не только носителям православной религиозной

традиции, но и детям, воспитывающимся в других традиционных религиях

или не имеющих такого воспитания, но постоянно проживающим в России.

6



В раздел образования