Напоминание

Прелесть русского фольклора


Автор: Торопов Евгений Григорьевич
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ с. Тельвиска"
Населённый пункт: село Тельвиска
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: Прелесть русского фольклора
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска»

Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего и среднего

возраста, посвященного устному народному творчеству.

Прелесть русского фольклора

Учитель музыки

Торопов Евгений Григорьевич

Цель : 1.Развитие интереса детей к фольклорному наследию нашей

страны

2.Формирование бережного отношения к традициям своего

народа

Задачи:1.Знакомство с традициями и опытом предыдущих поколений.

2.Развитие творческих способностей через игру.

3.Воспитание чувства гордости к традициям своего народа.

4.Популяризация лучших фольклорных традиций своей страны.

5.Расширение элементарных представлений о традициях

прошлого.

6.Развитие познавательного интереса к истории своей страны.

Оформление класса

Ведущие ведут мероприятие на фоне декорации – панорамы изображающей

русской избы. В этой панораме должны быть элементы избы: печь, красный

угол, стол, скамьи, сундук, колыбелька, русские народные инструменты:

ложки, балалайка, гусли.

Действующие лица

Ведущий ( 1мужчина и 2женщина в народных костюмах).

Звучит русская народная музыка

Персонаж в русском народном костюме в руках у него гусли:

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное, приголубьте речью

лебединою словеса немудреные, как в стары годы, прежние, жили люди

старые. А и то-то, родимые, были веки мудрые, веки мудрые , народ все

православный. Живали – то старики не по нашему, не по нашему, по-

заморскому, а по своему, православному. А житье – то, житье – то было все

привольное да раздольное. Вставали раным- раненько, с утренней зарей,

умывались ключевой водой, со белой росой, молились всем святым и

угодникам, кланялись всем родным от востока до запада, выходили на красен

крылец со решеточкой, созывали слуг верных на добры дела. Старики ряд

рядили, молодые слушали; старики придумывали крепкие думушки, молодые

бывали во послушниках. Молодые молодцы правили домком, красные

девицы завивали вьюнки на Семик день, старые старушки судили, рядили и

сказки сказывали. Бывали радости великие на велик день, бывали беды с

кручинами на велико сиротство. А что было, то былью поросло, а что будет,

то будет не по – старому, а по- новому. Русским людям долгое житье, а

родимой стороне долее того.

Ведущий (1):

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического

творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной

силой и красотой.

Он соседствует рядом с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по

своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих

отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и

охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают

приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом

ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности

детской психики, мышления определили отбор произведений детского

фольклора. Под термином "детский фольклор" обычно понимается

самостоятельное детское творчество, произведения традиционных

культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей.

Эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое.

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне,

сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую

жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не

помнил напева какой-нибудь песни. Искусство народа, или фольклор (от

английского слова folklore- « народное знание», lore « знание» ) глубоко

жизненно и бесконечно прекрасно.

Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в

старинных колыбельных песнях. Они в народе назывались байками. Слово

баить значит не просто говорить, а заговаривать и даже ворожить, колдовать,

усыплять рассказами. Отсюда и баюкать. Они наполнены материнской

любовью. Сыну и дочери сулят неисчеслимые грядущие удачи и

благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Другие песни

ближе к жизни: «Спи, посыпай, боронить поспевай». У сына, когда он войдет

в возраст, поется в старинной песне, будут и шапка, и зипун, и кушак,

научится и сено косить, и дрова рубить, узнает все житейские заботы, и

удивительное дело,– в песнях о них говорится как о радости: какое счастье

человеку без труда!

Но это в будущем, а пока – самое скромное пожелание:

« Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». За работу коту сулят пирог

и кувшин молока. Зовут Сон « усыпить», а Дрему « удремить» младенца.

Ведущий (2) Подходит к столику на котором стоит колыбелька ( сделанная

мастером с соблюдением размеров и формы ) в колыбельке лежит кукла

обернутая в пеленку.

Для нового человека в доме готовилось особое место – зыбка, колыбель.

Само место колыбели между потолком и полом - соответствовало

неустойчивому , подвешенному состоянию ребенка: он пока еще находился

между небом и землей, между двумя мирами. Младенца этого возраста

называли зыбочник или люлечник.

Качалась колыбель плавно и долго. Можно было привязать к колыбели

веревку с петлей, зацепить ногой и качать малыша, освободив руки для

работы.

Чтобы никакая нечисть к малышу не забралась, не испугала или не

подменила кроху, колыбельки и детские кроватки украшали оберегами. На

кроватках рисовали птиц, солнце, кресты, цветы и даже охотников с ружьями.

Оберегом был сам очеп. В кроватку вместе с малышом клали куклу –

пеленашку. Она должна была оберегать некрещеного ребенка. Малышу

дарили пояс, который тоже его оберегал, так что не зря именно поясок

находит в лесу котенька – коток, чтобы качать малыша. Уходя из избы, мать

должна была положить в зыбку ножницы, а под зыбку – веник. Начинает

качать колыбельку и напевать:

Это мешало нечистой силе украсть ребенка.

Киса, кисанька , коток

Киса –серенький хвосток ,

Приди, киса , ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе коту,

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Ребята, может кто – то из вас знает колыбельные песни?

Приглашаю к этой колыбельке побаюкать малыша. Видите как он

раскапризился, и никак не хочет засыпать! (желающие выходят и исполняют

колыбельные песни)

Ведущий (1) Молодцы, очень хорошо, что вы знаете столько колыбельных

песен!

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы

успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух

лоскутков ткани куклу – оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница – бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…(такая кукла оставалась в доме навсегда). Давайте

попробуем сделать эту замечательную куклу Бессонницу. Идет показ

последовательности изготовления куклы.

Ведущий (2) Время не стоит на месте, ребенок подрастал и за пением

колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и

потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» -

нянчить, холить, ходить за кем – нибудь. Это короткие стихотворные

приговоры , которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы

жизни. Проснется младенец – потягивается, его гладят по животику и

нараспев приговаривают: «Потягунюшки, порастунюшки, роток

говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребенку,

играя с его пальцами, ручками, ножками. Водят дитятю по лавке под мышки

или за ручки и припевают:

Три – та, та, три та, та!

Вышла кошка за кота

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке, ловит кота за лапочки:

«Ох, ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой

Ведущий(1) Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими

ребенка и припевают речитативом:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! Хлоп!

Кто каши не ест,

Кто молоко не пьет

Того забодает, забодает.

Ведущая (1) Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при

последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

«Ладушки, ладушки,

Где были?» - «У бабушки».

«Что ели ?» - «Кашку».

«Что пили?» - «Бражку».

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька,

Попили, поели, -

Шу- у- у – полетели,

На головушку сели.

Ведущий (2) Берут у ребенка ручку, водят по ладошке указательным пальцем

и приговаривают:

Сорока, сорока, Гости не бывали,

Сорока – белобока, Кашки не едали.

Кашку варила, Все своим деткам

На порог скакала, отдала.

Гостей созывала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке, Этому на ложечке,

Этому на тарелочке, Этому поскребышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому ничего. Дров не носил,

А ты мал – маленек: Кашки не варил.

За водицей не ходил,

Разводя ручки в стороны и затем, быстро положив на головку, говорят:

Шу – у – у, полетели –

На головушку сели.

Ведущий (1) Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и

более сложного содержания. Это – песенные прибаутки, маленькие сказочки

в стихах.

Стучит, бренчит на улице, -

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке-

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?»

- «Сено косить».

«На что тебе сено?» -

«Коровок кормить». –

«На что тебе коровы?» -

«Молоко доить».-

«На что тебе молоко?»-

«Ребяток поить».

Ой люли, та – ра – ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелененьких серьгах.

Черный ворон на дубу

Играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

Он утром в трубу трубит,

А вечером сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

Ведущий (2) В прошлом ребенок рано привыкал делить заботы взрослых. На

улице он выучивался закличкам и приговоркам.

Закличка – это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Возникла она в те далекие языческие времена, когда народ еще думал, что

словом можно влиять на природу

Закличка исполняется хором, группой.

В начале марта дети закликали весну:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

Пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

Со просом, с гречею,

С калиной- малиною,

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой- муравушкой!

Играя на дворе , на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:

Дождик, дождик пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка…

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь понуждай!

Песни о дожде при случае поют и в другое время. Когда дожди зарядят,

станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу

прекратить дождь:

Солнышко, ведрышко

Выгляни в окошечко! –

Твои детки плачут,

Сыр колупают,

Собакам бросают,

Собаки-то не едят,

А куры-то не клюют.

Солнышко покажись,

Красное снарядись!

Едут господа бояре

К тебе в гости во двор,

На пиры пировать,

Во столы столовать.

Радуга – дуга

Не давай дождя.

Давай солнышка,

Колоколнышка.

Когда случается засуха, а дождь идет мимо или выпадает небольшой дождь,

просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:

Радуга- дуга,

Принеси нам дождя.

Радуга- дуга,

Не пей нашу воду.

Все знают, что севшую на руку божью коровку можно попросить:

Божья коровка,

Улети на небо.

Принеси нам хлеба!

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом;

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

В поле пшеница.

Ведущий (1) Приговорка исполняется каждым отдельно. После купания,

чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгали на одной ноге и,

наклоняя голову то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривали

в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

Под горячую колоду –

Коням на болтушку,

Свиньям на кормушку.

А этой приговоркой вызывают улитку из раковины:

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим тебе лепешки,

Свины ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок.

Высунула улитка рожки, услышала песню – все будет хорошо.

Дети бросали в подпечек выпадающие у них зубы с такими словами:

Мышка, мышка!

На тебе зуб липяной, ( из липы – мягкого дерева)

Дай мне костяной.

Ведущий (2) Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров.

Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут

выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры.

Золотые ворота

Число играющих неопределенное: чем больше, тем игра оживленнее.. Двое

из играющих, обыкновенно посильнее других, выбираются изображать

собою ворота. Они отходят в сторону и тихонько совещаются насчет

названий, которые при этом дают друг другу, а именно: один, например,

называет себя "золотая коробочка", "фиалка", "яблоко"; другой- "серебряная

шляпа", "незабудка", и так далее.... потом оба, возвратившись на место,

поднимают руки кверху, изображая ворота, и приглашают остальных

проходить через них. Эти последние выстраиваются гуськом в линию, один

за другим, или . Кто из них стоит впереди, тот называется "маткой".

Следующие за ней становятся так, что кладут руки на плечи своего

предшественника и в этом порядке "пленка" проходит ворота однажды или

дважды, пока, окончится песенка которую они поют:

Золотые ворота,

Проходите детвора.

Перва мать прошла,

Всех детей провела,

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

"Ворота" закрываются при последнем слове песенки, и задержанного

спрашивают, что ему надо, произнеся свои названия ("трава" или "цветок",

"мяч" или "лапта" и так далее). Задержанный выбирает и становится позади

соответственного игрока. Так происходит разделение игроков на две партии.

Продолжением игры является перетягивание партий с помощью палки или

веревки.

Ведущий (1) В народных играх много веселья, движенья, но порядок их

строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению

всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только

так, если это не нарушало порядка.

Ведущий (2) Частью игры были и считалки. Счетом решали кому водить.

А какие считалки ребята, вы знаете?

Аты- баты – шли солдаты,

Аты- баты на базар.

Аты- баты – что купили?

Аты – баты – самовар.

Аты – баты – сколько дали?

Аты – баты – три рубля.

Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен:

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Шла торговка мимо Рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух,

Раздавила сорок мух.

Ведущий (1) игра словом в скороговорках тоже становится источником

веселья: Попробуйте быстро сказать:

Пришел Прокоп, кипит укроп;

И при Прокопе кипит укроп,

И ушел Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Как на горке, на пригорке,

Стали двадцать два Егорки,

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка.. и так до двадцать

Два Егорки.

Ведущий (2) За всем тем, что именуется детским фольклором, следуют

загадки и сказки, которые тоже входят в число детских забав и занятий. В

народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что –

либо неизвестное для решения.

Я вам загадаю несколько загадок.

«Висит сито, не руками свито» (паутина).

«Не князь по породе, а ходит в короне» (Петух)

«Месяц – новец днем на поле блестел,

К ночи на небо слетел» (серп),

«Между гор, между дол бежит белый конь» (ручей).

(ребята отгадывают)

Ведущий(1)Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны

чудес, в особенности – волшебные сказки.

Другой смысл у сказок о животных. Их герои – звери и птицы, но как они

похожи на людей!

Еще больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира – насмешка

над барином, попом, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие

берет верх над жадностью, смекалка и ум- над глупостью.

Нередко сказки(особенно волшебные) начинаются с так называемых

присказок. Назначение присказки - подготовить слушателя к восприятию

сказки.

Ребята, а какие присказки, вы знаете? (Было это на море, на океане, на

острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот

Баюн: вверх идет – песню поет, вниз идет – сказки сказывает.)

Присказка может и заканчивать сказку : «Вот тебе сказка, а мне кринка

масла»,

«Сказка вся, боле сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красна

девка, да конь вороной с золотой уздой!»

Традиционным элементом сказки является зачин (начало), В зачине

определяются герои сказки, место и время действия. Самый

распространенный зачин начинается со слов…., а с каких же слов обычно

начинается сказка, ребята? («Жили- были…». «Жил- был..», «В некотором

царстве, в некотором государстве жил- был царь…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их

названия, подводят итог развитию сказочного действия.

«Живут, поживают и добра наживают..»,

«..И теперь живет, хлеб жует..»

«..На той свадьбе и я был. Вино пил, по усам текло, а в рот не попало…».

И отдельной строкою идут докучные сказки.

Про белого бычка.

- Не рассказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Скажи!

- Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Не хочу!

- Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Отстань!

- Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

- Вот пристал!

- Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не рассказать ли тебе

сказочку про белого бычка?

Молчание…

- Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

И продолжается эта докучливая сказочка про белого бычка до тех пор, пока

не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.

Ведущий (2) С древних времен вся деятельность русского народа

сопровождалась песней. Специальные песни распевались во время посева,

сбора урожая, колядования, Масленицы, различных праздников. Хороводные,

игровые, плясовые, любовные, свадебные, шуточные, лирические, частушки,

и конечно, детские. Одну из них мы с вами сейчас исполним. (Дети

исполняют песню «Земелюшка –чернозём»)

Земелюшка – чернозем

земелюшка – чернозем,

земелюшка- чернозем,

чернозем, чернозем,

земелюшка – чернозем.

Тут березка выросла,

Тут березка выросла,

Выросла, выросла

Тут березка выросла.

На березке листочки,

На березке листочки,

Листочки, листочки,

На березке листочки.

Пахал парень огород,

Пахал парень огород,

Огород, огород,

Пахал парень огород,

Оставил он уголок,

Оставил он уголок,

Уголок, уголок,

Оставил он уголок.

Красным девкам на ленок,

Красным девкам на ленок,

На ленок, на ленок,

Красным девкам на ленок.

Ведущий: Спасибо всем за внимание.

Литература:

1. Составитель М.Булатов. - М: Детская литература, 159с., Тридцать три пирога.

Игры, считалки, скороговорки, докучные сказки

2.Ю.Г.Круглов.- М.: Просвещение, 1983.,- 320с., Русские народные сказки.

3.В. Крупин. – М: Молодая гвардия, 1981., - 319с., Мы строим дом.

4.И.Н.Котова, А.С.Котов.- С-СПБ, 2008г.,- 238с., Русские обряды и традиции.

Народная кукла.

5.Ольга Колпакова. Жить припеваючи. Издательство «Педагогика» 1986 г.134 с.,

6.Составитель В.П.Аникин.- М: Детская литература., 1987.,- 462с., Живая вода

сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок.

7. Ю.Г.Круглов, М: Высшая школа, 1989., Русские обрядовые песни; Издание второе

исправленное и дополненное.

8.Сахаров И.П.- Сказания русского народа: Народный календарь 175с. Издательство

« Советская Россия» 1990 г.320 с.

9.НауменкоГ.М. Солнышко, покажись! Красное, снарядись!

47с. Издательство «Детская литература»

10.Составитель Мартынова А.Н. Потешки. Считалки. Небылицы

Издательство "Современник"г.Москва 1989г.



В раздел образования