Напоминание

Технологическая карта урока русского языка "Категория состояния как часть речи"


Автор: Погодина Галина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40 с УИОП" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка "Категория состояния как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Категория состояния как часть речи»

Тема урока: Категория состояния как часть речи

Цель: знакомство со словами категории состояния, умение отличать слова категории состояния от наречий, умение применять слова категории состояния

при создании текстов различных стилей.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать способы выражения и синтаксическую роль категории состояния, неизменяемость категории состояния, отличать категорию состояния от наречий,

знать группы слов категории состояния, уметь определять, к какой смысловой группе относится слово категории состояния

Метапредметные

Умение осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности на разных этапах учебного занятия, выстраивать алгоритм собственной

деятельности при выполнении задания, умение структурировать теоретический материал, преобразуя его в схему, умение создавать тексты научного и

художественного стилей

Личностные

Формирование коммуникативных компетенций в процессе сотрудничества при работе в парах и группах; формирование целостного мировоззрения,

соответствующего уровню развития русского языка; умение пользоваться речевыми ресурсами русского языка, понимать и ценить его богатство и

многообразие.

Методы обучения: метод наблюдения, деятельностно-практический метод

Формы обучения: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Информационные ресурсы: презентация

Организационная структура урока

Этапы урока

задания

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

формы

работы

Формируемые и

применяемые УУД

Контроль

Самоконтроль

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Актуализация

Применение

изученного

материала,

установление

связей

прежних и

новых знаний

Учитель сообщает ученикам, что

он загадал лингвистическое

понятие, ученики должны отгадать

это понятие, задавая наводящие

вопросы, на которые учитель

отвечает только «да» или «нет».

Учитель сопровождает

деятельность учеников, дополняет

их ответы, подводит к выводу.

Ответом должно быть понятие

«неизменяемая часть речи» или

«неизменяемое слово». Само же

понятие «категория состояния»

пока не может быть озвучено

учениками.

Задают

вопросы,

вспоминают

лингвистически

е понятия

фронтальная

Познавательные:

вспоминают

лингвистические

термины, признаки

частей речи

Регулятивные:

выполняют учебно-

познавательные

действия, решают

учебную задачу

Коммуникативные:

задают вопросы,

слушают ответы

других

Взаимооценивание

:

совместно

оценивается

правильная

постановка

вопросов (чей

вопрос был самым

удачным? чей

вопрос приблизил

нас к разгадке

понятия?)

Выявление

проблемы,

затруднения

Эвристическа

я беседа.

Вопросы

учителя.

Ответы

учеников.

Начало беседы может быть

следующим: «Все части речи вам

уже знакомы. Вы все их

перечислили, когда отгадывали

лингвистическое понятие. Почему

никто не смог назвать

неизменяемую часть речи?»

Формулируют

собственные

мысли и

высказывания,

выдвигают

предположения.

Индивидуаль

ная

фронтальная

Познавательные:

Извлекают

необходимую

информацию из

текстов,

осуществляют

синтаксический

анализ предложений,

лексический анализ

выделенных слов,

устанавливают

причинно-

следственные связи,

делают выводы

Регулятивные:

Самооценка:

сверка разобранных

самостоятельно

предложений с

эталоном (на

слайде

мультимедийной

презентации0

Анализ

текстов

(М. Ю. Лермонтов)

Отец всегда говорил

торжественно.( А. Чехов)

Чудно каждое его слово. (Н.

Гоголь)

В небесах торжественно и чудно.

Определите грамматические

Анализируют

тексты,

обдумывают

ответы на

вопросы,

делают выводы.

Совместно с

учителем

Вначале в

парах, затем

фронтальная

основы предложений.

Определите значения выделенных

слов.

Можно ли эти слова отнести к

одной части речи?

приходят к

выводу, что в

первых двух

случаях

выделенные

слова являются

наречием и

кратким

прилагательным

, они зависят от

других членов

предложения. В

третьем

предложении

слова не

связаны с

другими

словами. Они не

обозначают

признаков, а

показывают

особое

состояние

природы.

выполняют учебно-

познавательные

действия, решают

учебную задачу

Коммуникативные:

Работают в

сотрудничестве (в

парах), отвечают на

вопросы, слушают

ответы других

Формулировани

е темы урока.

Целеполагание

(построение

проекта выхода

из затруднения)

Ответы на

вопросы,

раскрытие

сущности

новых

понятий

С помощью наводящего вопроса

помогает учащимся

сформулировать тему и цели урока:

- Как называются слова, которые

обозначают особое состояние?

Формулирует цель учебной

деятельности вместе с учащимися,

принимающими её на себя

- Что мы должны знать о такой

Формулируют

тему урока

Формулируют

цели урока в

Фронтальная

индивидуаль

ная

части речи как «категория

состояния», чтобы отличать её от

других частей речи?

диалоге с

учителем:

- понимание

значения

категории

состояния;

- умение

отличать её от

наречий и

прилагательных;

- умение

определять её

роль в

предложении;

- умение

использовать её

в собственной

речи

Практическая и

творческая

деятельность

Заполнение

таблицы

(Приложение

№ 1)

Опираясь на уже исследованные

нами тексты, заполним таблицу,

которая поможет нам углубить

представление о категории

состояния

Организует и сопровождает

деятельность учащихся,

контролирует правильность

выполнения задания

Заполняют

таблицу,

устанавливают

причинно-

следственные

связи между

языковыми

явлениями

В парах

Познавательные:

Извлекают

необходимую

информацию из

текстов, структурируя

её в таблицу,

устанавливают

причинно-

следственные связи,

делают выводы

Регулятивные:

выполняют учебно-

познавательные

действия, решают

учебную задачу

Коммуникативные:

Осуществляют

совместную

Самоконтроль:

построение

алгоритма

правильного

заполнения

таблицы:

- обратиться к

текстам (части речи

уже определены);

- выявить связь

выделенных слов с

другими словами?

- задать вопрос,

определить

значение;

- подчеркнуть как

член предложения;

- определить

деятельность в парах

с учетом конкретно-

познавательныз задач

грамматические

признаки

Самооценка:

сверка

предложенного

варианта с

правильным

Первичное

закрепление

Анализ

предложений

Учитель предлагает выполнить

синтаксический и лексический

анализ предложений

(определить синтаксическую

роль и значение выделенных

слов, можно слова распределить

по группам: состояние природы,

состояние человека, оценка

действия)

В избе было тепло и сухо.

Мне больно. По утрам было

еще темно. Васе одному скучно.

Ему лень сойти с крыльца. До-

садно, что скоро придется

покинуть вас.

Человеку холодно без песни. В

городе спокойно. Можно сделат

ь лучше. Невозможно не видеть

того, что происходит в стране.

Курить в общественных

местах нельзя. Выполнить твою

просьбу мне не трудно.

Мне стыдно не выполнить

задание.

Выполняют

синтаксически

й и

лексический

анализ

предложений,

обращают

внимание на

то, что слова

категории

состояния

используются

в

предложениях

без

подлежащих,

озвучивают

результаты

наблюдений

В парах

Познавательные:

Извлекают

необходимую

информацию из

текстов, определяют

значения слов

категории состояния

Регулятивные:

выполняют учебно-

познавательные

действия, решают

учебную задачу

Коммуникативные:

Осуществляют

совместную

деятельность в парах

с учетом конкретно-

познавательныз задач

Оцениваются

ответы учащихся

Включение в

систему знаний

Составление

связного

Предлагает учащимся работу в

группах. Нужно составить связный

Составляют

связный текст

Групповая

работа

Личностные:

понимают

Взаимооценка по

критериям:

Применение

текста

текст заданную тему, в текст

включить слова категории

состояния

1 группа «Летние радости» (слова:

легко, весело, радостно, тревожно,

скучно)

2 группа «Зимний день» (слова:

морозно, сухо, ветрено, зябко)

3 группа «Правила поведения на

дороге» (слова: можно, нельзя,

невозможно, нужно)

Текст должен состоять из 10-15

предложений

Представление полученных

текстов, обсуждение.

Объясняет домашнее задание (оно

должно зависеть от уровня класса и

результатов работы на уроке)

на заданную

тему,

записывают его

на отдельных

листках,

представляют

получившийся

текст,

обсуждают

тексты

необходимость

владения правильной

речью

Познавательные:

приобретают умения

использовать знания в

практической

деятельности и

повседневной жизни

Регулятивные:

оценивают свою

работу, исправляют и

объясняют ошибки в

процессе создания

текста

Коммуникативные:

Осуществляют

совместную

деятельность в

группах с учетом

конкретно-

познавательныз задач

- соответствие

текста заданной

теме;

- уместное

использование слов

категории

состояния;

- отсутствие

речевых и

грамматических

недочетов;

- образность,

оригинальность

Рефлексия

учебной

деятельности

Составляют

короткое

сообщение

Учитель предлагает написать СМС

из нескольких слов однокласснику

с сообщением того, что уяснил на

уроке и пожеланием.

Пишут тексты

СМС на

листочках и

обмениваются.

Определяют

своё

эмоциональное

состояние на

уроке

индивидуаль

ная

Личностные:

приобретают

мотивацию процесса

образования

Познавательные:

учатся выявлять

ключевые понятия

Коммуникативные:

обмениваются

впечатлениями и

пожеланиями

Оценивают свою

работу на уроке

Приложение № 1

Таблица для заполнения

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории

состояния (СКС)

К какому слову

относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других

слов

На какой вопрос

отвечает?

Каков? какова?

каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак действия,

признак другого

признака

Состояние природы,

человека, оценку

действия

Каким членом

предложения

является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в

предложении без

подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам,

падежам

Не изменяется

Не изменяется



В раздел образования